Пользовательский поиск

Концепция У-Син – Звезда стихий

                                                                                                   «Человек – это ориентированная внутрь природа, а приро­да - это ориентированный наружу человек».

Продолжение ниже

Китайская медицина и антибиотики

... делился своими соображениями по поводу антибиотиков и связанных с их применением побочных эффектов в терминах западной биологии. Однако китайская медицина имеет собственное описание этих эффек­тов. В китайской медицине травы, обладающие силь­но выраженными противобактериальными, ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Парацельс

Первой попыткой китайской философии объяснить законы Мироздания и превращение ма­терии является учение об У-син, которое дословно интерпретируется как «пять передвижений». Наряду с учением об Инь-Ян учение об У-син представляет собой основу философии целостности, или холизма, и представляет основу взглядов о «взаимном соответствии Неба и Человека» и о единстве человека и природы.

Учение об У-син и об Инь и Ян отражает все пути Мироздания и человека, весь путь матери­альных, энергетических и стихиальных превращений, без которых невозможны все процессы жиз­недеятельности любой системы, любой формы, любого природного явления. Нас же эта система интересует в плане ее использования в диагностических целях.

Под У-син понимают «пять первоэлементов» и соответствующих им стихий: Дерево-Ветер, Огонь-Тепло-Жар, Почва-Земля-Влажность, Металл-Сухость и Вода-Холод. Термин «У» означа­ет «пять», термин «синь»- передвижение.

Весьма важным является представление древних о пяти направлениях перемещения небесных тел, так как открывает широкие возможности познания динамических связей и существующих соответствий между пятью земными стихиями. В нашем изложении мы остановимся на динамике превращения энергий-стихий, памятуя утверждения Трижды Величайшего Гермеса: «То, что вверху, соответствует тому, что внизу».

Прежде чем приступить к основополагающему разделу китайской натурфилософии – системе У-Син, мы очень кратко остановимся на единстве всех процессов, протекающих как в организме человека, так и во Вселенной.

В трактате «Нэй-цзин» говорится: «С небес нисходят явления, на земле образуются формы (тела)». «Син» – движение отражает изменение связей основных «пяти первоэлементов энергий», перечисленных выше, их взаимообусловленность, повторяющую аналогичные процессы в сфере небесных явлений, при этом Земля является зеркальным отражением Неба.

Пять небесных явлений соответствуют, согласно китайской натурфилософии, пяти земным ма­териальным субстанциям, или «У-син земных форм».

Каждый первоэлемент и соответствующая ему стихия-энергия обладают присущими только им свойствами, а также, что весьма важно, все «пять первоэлементов» имеют глубокую взаимную связь и участвуют в общих процессах трансформации.

Например, Дерево – его основным принципом является рост, развитие, подъем, пробуждение; Дерево-Ветер рождает движение-Огонь. Огню и всему, что с ним соотносится, присущи жар, зной, стремление вверх. Для Земли и всего, что с ней связано, характерны восприимчивость, изменчи­вость, «вынашивание», опорность, тяжесть, ограничение. Металлу свойственна чистота, сдержан­ность, прочность, сила, стремление вниз. Воде присущ холод, обтекаемость, информативность, влажность, направленность вниз.

Принадлежность любой формы к первоэлементу определяется только его свойствами и фун­кциями, строение вещества или его структура в данном случае не имеют значения.

Применительно к внутренним органам: печень отвечает за подъем и относится к Дереву; серд­це контролирует тепло и соотносится с Огнем; селезенкаорган коммуникаций и превращений, соотносится с Землей; легкие ответственны за опускание энергии вниз и соотносятся с Металлом; почки связаны с жидкостью и имеют отношение к Воде.

Переход из одной стихии в другую, их взаимное превращение в условиях беспрерывно меняю­щегося мира отражают мудрость Гераклита, утверждающего, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Следует учесть, что учение о «пяти первоэлементах» не представляет жесткой схемы, в которой за каждым первоэлементом закреплены те или иные явления или формы. Оно является натурфилософской концепцией, объясняющей процессы, происходящие в природе и в организме, их взаимообусловленность, последовательность и взаимный контроль, которые и определяют целостность Мироздания и человека.

Следует добавить, что натурфилософская концепция о «пяти первоэлементах» является осно­вой Мироздания, т. к. объясняет все процессы, происходящие как в человеческом организме, так и во Вселенной, при этом отражая их тождественность.

Попробуем проанализировать в чисто философском аспекте учение «О пяти первоэлементах» в процессе духовного совершенствования. Представим Землю центром, символизирующим со­знание, идеи, мысли. Известно, что миром мысли является Небесная сфера Огненного Мира. Сле­довательно, Мир Огненный – Огонь инициирует Земле мыслительные образы и активизирует их проявление. Металл моделирует формы-образы, наделяя их силой. Информация об этих образах запечатлевается в Воде, она формирует энергопотоки образов, а Ветер наделяет их яркими чув­ственными аспектами, возвращая в небесное мировое пространство.

Теория У-син «пяти первоэлементов» лежит в основе понимания китайской звезды и отражает всю гармоничность Мироздания. Созидающие и порождающие связи осуществляются за счет энер­гообеспечения Ян, внутренние, гармонизирующие и контролирующие баланс, – обеспечиваются силой энергии Инь. Такое положение соответствует гармоничному энергообмену. При серьезном энергетическом дисбалансе (заболевание, природные катаклизмы и др.) в процесс включаются дополнительные механизмы регуляции – антиподчинение и антипорождение. Эти так называе­мые взаимообратные связи возникают, когда исчерпаны механизмы внутренних контролирую­щих связей.

Следует отметить, что движение энергопотоков в системе китайской звезды не включает в по­нятие «порождает» фазовость свойств энергии-материи. Скорее, это понятие означает «вызрева­ние», трансформацию или превращение в ту форму, которая в состоянии обеспечить соответству­ющее функциональное звено, а также инициировать импульс для дальнейшей формы, необходи­мой для жизнеобеспечения и взаимообусловленности функций и процессов. В древности, напри­мер, в термин «порождение» вкладывалось понятие «вскармливание», «взращивание», «вынаши­вание» следующих друг за другом процессов, обеспечивающих жизнедеятельность всего челове­ческого организма, либо целой цепи природных явлений. При этом происходит постоянное пре­вращение и цикличное чередование Инь-Ци и Ян-Ци. Не следует думать, что процессы «порожде­ния» и «угнетения» разобщены во времени, они взаимообусловлены и протекают параллельно. Их разобщенность «разорвала» бы нормальное развитие мистерии жизни, вызвала бы «поломку» важнейших механизмов жизнедеятельности. Проследим маршрут энергетических потоков «пяти первоэлементов» согласно учению У-син.

Китайская пятиконечная звезда отражает процесс превращения материи под влиянием энер­гий – стихий. В условиях ритмичности этих процессов осуществляется нормальная жизнедеятель­ность любой системы. Это касается как природных процессов, так и всех функциональных взаи­мосвязей, протекающих в человеческом организме. Мы уже упоминали, что взаимодействие и взаимовлияние, ведущие к трансформации стихиальных процессов, носят характер:

  • взаимопорождения;
  • взаимодавления.

В нормальных условиях эти процессы находятся в саморегулирующихся взаимоотношениях, определяя основу жизнедеятельности – Золотой Закон Вселенной: движение определяет жизнь.

Весь цикл начинается с рождения нового с Востока. Энергия первоэлемента Дерево-Ветер, силой гнева Юпитера, ответственного за Печень, дает импульс возникновению пламени, рожда­ется Огонь, его пляшущие языки несут жизнь, надежду, радость (могущественный Марс и его кузнецы плавят железо). Огненный мир – мир мысли дает идеи, образы, которые требуют реализа­ции в следующем элементе – Земле, навязывая ей беспокойный трепет и энергию для воплощения этих идей, обеспечивает энергией Металла – сухость формы, прочность и несгибаемость материи. Следующий этап – это информативность: нет материи-энергии без информации. Сбором и пере­дачей информации занимается Вода, которая подпитывает Дерево, передавая ему информацион­ный импульс для дальнейшего развертывания очередного цикла трансформации – рождения.

Следовательно, цикл последовательных порождений начинается с Дерева и заканчивается Водой.

Современная интерпретация последовательности в цепи созидания «пяти первоэлементов» – Путь Неба – принадлежит видному философу и государственному деятелю Древнего Китая Дун Чжун Шу (ок. 180 – ок. 120 гг. до н. э.).

В своей работе «Чунь-ую-фань-лу» он дополнил основные конфуцианские принципы положениями своих натурфилософских концепций, а также положениями Цзоу Яня о пяти стихиях. Здесь следует добавить, что любые философские концепции имеют смысл только в том случае, если они носят прикладной характер. Концепция о первоэлементах в том или ином варианте (речь идет об их числе и названиях) присутствует во всех без исключения философских системах мира, повес­твующих о жизни и строении Мироздания. Натурфилософия же древнего Китая в схеме У-син предлагает их реализацию в чисто практическом аспекте. Это прекрасно работающая система, построенная на тонких взаимодействиях элементов между собой, применима к любой сфере дея­тельности. Ее детальное изучение и использование в медицине может позволить разработать и внедрить в практику целый ряд естественнонаучных медицинских направлений.

«При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности», – писал Дун Чжун Шу.

Весьма интересно изложена в его трактате роль Земли.

Китайцы при всех расчетах стихий родившегося человека отдельно не выделяют Землю, спра­ведливо полагая, что ее энергия присутствует везде. Другое дело, что она может быть в недостатке либо избытке, что само по себе определяет клиническую картину заболевания. Но вот ее интегри­рующая и трансформирующая роль дана в произведении Дун Чжун Шу весьма ярко. Он писал: «Земля занимает центральное положение, ее можно назвать всерождающей «сыростью» Неба. (Элемент Земля относится к стихии Влажности, вспомним славянское выражение «мать-сыра зем­ля».) Земля – помощник Неба, его руки и ноги. Благая и порождающая сила ее полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, она объединяет в себе пять элементов и все четыре времени года. Металл, Дерево, Вода и Огонь хотя и имеют свои функции, но не могут выполнять их независимо от Земли, подобно тому, как кислое, соленое, острое и горькое, не могут вне зависимости от сладкого образовать настоящий вкус. Иными сло­вами, подобно тому, как сладкое является основой среди пяти вкусов, Земля является главной среди пяти элементов».

«Дыхание Земли – главного среди пяти элементов – подобно сладкому (жирному) среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования дыханий всех остальных элементов».

Это очень существенно для выбора определенных точек акупунктуры, а также лечебных препа­ратов природного происхождения.

Следует учесть, что каждый из «пяти первоэлементов» соотносится с временем года: с весной – Дерево, с летом – Огонь, позднее лето, сбор урожая – с Землей, с осенью – Металл, с зимой – Вода.

На функционирование человеческого организма оказывает активное влияние гравитационное поле. В зависимости от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли это поле влияет по-разному. Весной гравитация «тянет» центр тяжести нашего тела влево (восток), при этом активизи­руется печень; осенью – вправо (запад), активизируются легкие, летом – вверх (юг), активизируют­ся сердце и кровообращение, зимой гравитация тянет вниз (север), активизируются почки.

В промежутках (время активности одного органа продолжается 72 дня) к каждому органу при­бавляется 18 дней – «центра» Земли – почвы, в это время активизируется селезенка, поджелудочная железа, желудок, т. к. энергия, вырабатываемая органами пищеварения – «питательная энергия», идет на обеспечение нужд всех органов.

Отдельно, как полноправный член У-син, Земля относится к сезону позднего лета.

Мы проанализировали всю схему взаимопорождения. Но в природе всегда имеет место усиле­ние одних звеньев и ослабление других. С этой целью для устранения «сбоев» в стройной системе взаимопорождения существует система контроля и регуляции, состоящая из циклов взаимоподавления:

  1. Дерево контролирует Землю.
  2. Земля контролирует Воду.
  3. Вода контролирует Огонь. 
  4. Огонь контролирует Металл.
  5. Металл контролирует Дерево.

Весь процесс начинается слева направо – земная энергия движется влево в следующей последо­вательности. Дерево (восток) – угнетает, сдерживает Землю (юго-запад); Земля (юго-запад) сдер­живает Воду (север); Вода (север) сдерживает Огонь (юг); Огонь (юг) сдерживает (плавит) Металл (запад); Металл (запад) сдерживает Дерево (восток). Весь цикл вновь возвращается к Дереву (вос­ток) для рождения нового цикла.

Из годовой активности органов вытекают все практические рекомендации по оздоровлению и профилактике заболеваний.

  1. Наиболее благоприятным временем для воздействия на орган является время его максималь­ной активности. В данном случае имеется в виду сезон года. В дальнейшем нам необходимо будет сделать акцент на временной 2-часовой максимальной активности органов.
  2. Все профилактические мероприятия необходимо проводить по принципу противополож­ности. Например, весной наблюдается активность печени и ослабление функции легких, приводя­щие к их дестабильности.
    Следует, «успокаивая печень», поднять энергию легких. Осенью си­туация складывается наоборот: в повышенном внимании и профилактике нуждается печень.

Следовательно, сердце профилактируется зимой, а почки – летом, печень – осенью, легкие – весной. Органы пищеварения – круглый год, во все сезоны.

Остановимся на свойствах первоэлементов. Дерево содержит в себе тепло, об этом всегда нужно помнить, Огонь «спрятан» в тепле Дерева, его нужно раздуть. Вспомним, когда мы разжигаем печь, костер или камин, мы фактически добываем Огонь. Когда же он прорывается наружу, вполне умес­тно сказать, что Дерево порождает Огонь. Прорвавшийся наружу Огонь сжигает Дерево, превра­щая его в угли и пепел, и мы констатируем, что Огонь порождает Землю. Под влиянием влаги гидротермальных процессов в подземных рудниках и в горах появляются металл и камни, и мы утверждаем, что «Земля порождает Металл» (магматические процессы). Влага и энергия плавят металл (водород), превращая его в жидкость, следовательно, Металл порождает Воду. Вода, в свою очередь, обеспечивает рост дерева. Металлу свойственна прочность – он рубит дерево, земле свой­ственна сыпучесть – дерево внедряется корнями в землю; земля впитывает и задерживает воду; вода гасит огонь; огонь плавит металл. Таков процесс сдерживания одних элементов другими.

Учение У-син символизирует и отражает естественное развитие всех явлений и форм. При нару­шении естественных процессов регуляции происходит изменение взаимодействия «пяти первоэле­ментов». Например, если Дерево набрало чрезмерную силу и при этом Металл не может оказать необходимое «сдерживание» – это приводит к повышенному воздействию Дерева на Землю, вслед­ствие чего резко ослабляется Земля. При этой ситуации говорят, что «Дерево угнетает Землю».

Проанализируем другую ситуацию: Дерево пребывает в нормальной силе, а Земля ослаблена, тогда «нормальное» Дерево все равно подавляет Землю, т. к. она ослаблена, что в конечном итоге предполагает аналогичный результат. Но в этом случае мы говорим, что «Дерево подавляет сла­бую Землю». Может возникнуть и другая ситуация. Обычно Металл сдерживает (режет) Дерево, но при чрезмерной силе Дерева, превосходящей Металл, может возникнуть ситуация, когда угне­таемый элемент превращается в угнетателя. Например, Металл при обычной ситуации сдержива­ет Дерево, однако при слабом энергетическом потенциале Металла Дерево «разрастается» и об­ретает чрезмерную силу. Это приводит к обратному действию: Дерево начинает угнетать Металл, стрелка-указатель указывает на противопоток. Возможна ситуация, когда ослабленный Металл подвергается угнетению со стороны Дерева и одновременно подвергается подавлению со сторо­ны Огня. Таким образом, состояние порождения – это созидание, это проявление любви, взаимо­помощи, поэтому эти отношения древнекитайские медики любовно назвали взаимосвязью «мать- сын». Например, Дерево есть мать Огня, а Огонь – сын Дерева и т. д. по часовой стрелке.

Отношения же против часовой стрелки можно назвать отношениями «возвращения долгов», а именно: слабую мать поддерживает сильный сын. Например, Огонь возвращает Дереву тепло для возможности его дальнейшего существования и подъема. Что же касается отношений внутри звез­ды, а именно «подчинения», «сдерживания», мудрецы Китая окрестили их отношениями «муж-жена». В наши дни уместно было бы эти отношения интерпретировать как отношения «началь­ник-подчиненный».

Эти связи обусловлены всегда состоянием избыточности на одном из концов звезды.

К нормализации синдрома избыточности относится система регуляции – противоугнетение, известная в древней китайской медицине как отношение «внук-дед» или «подчиненный против начальника». Система стимуляции и помощи есть система сохранения здоровья, счастья, любви.

В системе подавления и противоугнетения скрыта причина возникновения патологических изменений в организме человека.

Задача медицины – восстановить утраченные связи в системе «узлов сборки» китайской звезды тогда, когда больной организм уже исчерпал свои компенсаторно-адаптационные возможности.

Эти отношения между органами и первоэлементами являются основным принципом Мирозда­ния, сохраняясь на протяжении тысячелетий существования Вселенной. Меняется и адаптируется только тактика терапевтического вмешательства в зависимости от манифестации энергий Эонов. Умение разобраться в системе взаимоотношения энергий, специфичных для работы каждой фун­кциональной системы, возглавляемой определенным органом, является основополагающим в сис­теме медицинских знаний, отражающих холистический (целостный) подход к человеческому ор­ганизму и его связи с окружающей средой (под окружающей средой следует понимать все косми­ческое содружество).

Поэтому наша цель и главная задача – дать интерпретацию основам взаимоотношений всех систем взаимодействий в человеческом организме, отражающих по закону аналогии работу всего космического организма.

В заключение, по принципу «повторение есть мать учения», постараемся подвести итог Вели­кой мудрости китайской медицины, заключенной в системе У-син. Вполне естественно, что мно­гих исследователей в их поисках уже не устраивает система пятиконечной звезды. В последнее время высказываются и другие, не лишенные смысла точки зрения. Например, предлагается сис­тема Лю-Син (шестиконечной звезды).

Таблица основных коррелятов «пяти элементов»

«Элемент»

дерево

огонь

почва

металл

вода

Время года

весна

лето

долгое лето

осень

зима

Процесс развития

рождение

рост

зрелость

старость

смерть

Сторона света

Восток

Юг

Центр

Запад

Север

Климатический фактор

ветер

жара

влага

сухость

холод

Цвет

зеленый, (голубой)

красный

желтый

белый

черный, синий

Вкус

кислый

горький

сладкий

острый

соленый

Запах

зловонный,прогорклый

острый, за­пах пале­ного, дыма

душистый (приятный), ароматный

пресный (запах мяса), сырой рыбы

затхлый, гнилостный

Эмоция

гнев, раздражение

радость

озабоченность, тревога

грусть, печаль

страх

Злак

пшеница

просо

рожь

рис

бобы

Мясо

курятина

баранина

говядина

конина

свинина

Органы Инь

печень

сердце

селезенка

легкие

почки

Органы Ян

желчный пузырь

тонкая кишка

желудок

толстая кишка

мочевой пузырь

Ткани

мышцы и сухожилия

кровенос­ные сосуды

клетчатка

кожа

кости

Органы чувств

глаза

язык

ротовая полость

нос

уши

Чувства

зрение

речь

вкус

обоняние

слух

Выделения

слезы

пот

слюна

слизь

моча

Звуки, издавае­мые человеком

крик

смех

пение

плач, вздохи

стон

Тип характера

склонность к депрессиям

быстрая смена  эмоций

склонность к навязчивым состояниям

склон­ность к тоске

боязливость, склонность к тревоге




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".