Пользовательский поиск

О происхождении мумиё

За последние годы в периодической и специальной литературе все чаще появляются сообщения о так называемом бальзаме древности — мумиё. Как лекарственное средство, мумиё использовалось среди многих народов, особенно азиатского континента. До нас дошли различные легенды и предания о чудодейственном целебном свойстве мумиё. Древние поэты воспевали его в стихах и песнях. Ценные сведения о его лечебных свойствах современные исследователи могут получить из древних медицинских источников, рукописей, ксилографов народов Индии, Тибета, Монголии, стран Средней Азии и т. д.

Продолжение ниже

Атеросклероз сосудов – лечение, симптомы и причины атеросклероза

... артериях. Предположение, что атеросклероз прежде всего связан с образом жизни было подвержено сомнению, когда заболевание было обнаружено у мумий. В 2011 году КТ сканирования египетских мумий людей обнаружили наличие атеросклероза. Это позволило предположить, что заболевание присутствовало ...

Читать дальше...

всё на эту тему


На основании собранных этнографических сведений и медицинских рукописей в 1955 г. впервые в нашей стране А. Ш. Шакиров начал изучение фармакологических свойств мумиё и обнаружил довольно широкий спектр лечебного действия, в особенности при переломах костей. В последующие годы изучение фармакологического действия, химической структуры мумиё проводилось в научно-исследовательских учреждениях Ленинграда (К.Ф. Блинова, Н.В. Сыровежко, Г.П. Яковлев). Химические и спектральные исследования природных продуктов, известных под названием мумиё, показали наличие богатого минерального состава, особенно кремния, алюминия, железа, кальция, марганца, кобальта, магния, свинца, титана, никеля, а также различных аминокислот, жирных кислот, стероидных соединений. Эти исследования в значительной степени проливают свет на природу его происхождения. Вместе с тем по этому вопросу в настоящее время в литературе имеются самые противоречивые взгляды. А.Ш. Шакиров указывает, что некоторые древние ученые мумиё относили к разряду геологической породы, возникающей из трещин горных скал. Эту древнюю гипотезу автор считает наиболее достоверной на основании своих экспедиционных исследований местонахождения образцов мумиё. Экспедиции добывали мумиё в глубоких пещерах, гротах на большой высоте (2860-3000 м), в местах, не доступных для проникновения животных и птиц и не благоприятных для роста таких растений, как лишайники. В то же время К.Ф. Блинова, Н.В. Сыровежко, Г.П. Яковлев на основании обнаружения в нем «мумифицированных» экскрементов различных грызунов с примесью веществ растительной природы и продуктов жизнедеятельности микроорганизмов считают, что мумиё имеет животное происхождение. Другие авторы называют мумиё соком тутовника, лишайника, можжевельника, горным воском, озокеритом и даже продуктом выделений дикой медоносной пчелы. Ю.Ф. Никифоров вещества, объединенные им под названием мумиё, или горный бальзам, разделяет по происхождению на горный воск — продукт пчелы, «браг-шун» — испражнения мышей-скалолазов и каменное масломинералы группы галстрихита. Таким образом, встает вопрос: что же из себя представляет мумиё? В решении этого вопроса необходимо установить в первую очередь соответствие того или иного изучаемого объекта, в частности мумиё, истинному природному продукту, применявшемуся в медицинской практике с древнейших времен и описанному в канонах и трактатах. К сожалению, авторы, занимающиеся изучением мумиё, недостаточно знакомы с древними письменными источниками, в которых заложен многовековой народный опыт наблюдений, богатая клиническая мысль, описано лекарственное сырье, и основываются преимущественно на устных народных сведениях в определении объектов исследований.

Ю.В. Никифоров пишет:

«Браг-шун образуется в трещинах, в местах обитания скальных полевок Стрельцова, серебристой и Гоби-Алтайской. Последняя по латыни читается — «бракшин». Неизвестно, на каком основании автор вводит латинское название «бракшин», тогда как этот термин чисто тибетского происхождения. Далее автор дает совершенно не существующее в тибетском трактате «Чжуд-ши» определение «браг-шуна». Он пишет: «В книге V века «Джуд-ши» говорится: «В горах, изобилующих металлами, водится особая мышь скалолаз, которая питается этими металлами, а ее испражнения составляют браг-шун»

Располагая многочисленными сведениями из тибетской и монгольской медицинской литературы, мы перевели и расшифровали описание тибетского лекарственного сырья — мумиё («браг-шуна»). Тибетское слово «браг-шун» происходит от слов «браг» — скала и «шун» — плавка, натечка (букв. «скальный натечник»). Описание начинается так: «Браг-шун является наилучшим (средством) в излечении всех заболеваний печени, почек, желудка; полезен (вообще) при всех воспалительных заболеваниях». Это сжатое содержание раскрывается и интерпретируется в многочисленных других трактатах и комментариях к «Чжуд-ши». Так, в главном руководстве по фармакологии и фармакогнозии «Шэлпрэн» на 4 листах ксилографа большого формата дается следующее описание браг-шуна со ссылками на другие медицинские трактаты: «Браг-шун благодаря своим прохладительным свойствам прекрасно излечивает хронические болезни печени, а также органы мочеотделения». Прохладительное свойство означает про­тивовоспалительное действие.

В тексте браг-шун сравнивается с нектаром пяти элементов материи. Считается, что «браг-шун скапливается на теневых сторонах каменных скал и образуется подобно ртути, полевому шпату, киновари». В трактате «Янлаг-Чжадбо» сообщается: «Из скал, раскаленных жаркими лучами летнего зноя, соки золота и вместе с ним шести видов металлов-драгоценностей (т. е. золото, серебро, медь, железо, олово, свинец), подобно жидкому экстракту просачиваются и истекают, что и называется браг-шун, т. е. «скальный натечник». Таким образом, в трактатах тибетской медицины образование браг-шуна связывается исключительно с геологическими процессами и ни слова не говорится о его растительном и животном происхождении.

Различают пять основных видов браг-шуна — золотой, серебряный, медный, железистый, оловянный. Последний, в свою очередь, подразделяется на две разновидности. Такая классификация браг-шуна дается на основании внешнего вида, вкусовых признаков, а также лечебных свойств. В характеристике внешнего вида, или морфологии, учитывается месторождение, цвет, растворимость, содержание примесей, которые дополняются вкусовыми и лечебными качествами.

Так, золотой браг-шун имеет красно-желтый цвет, сладковато-горький вкус обладает широким спектром лечебного действия, характеризуемым как «способствующий долголетию». Ему приписывается «жесткое, маслянистое» свойство, излечивающее болезни нервной системы и болезни органов с секреторной деятельностью. По внешнему виду он похож на «застывшую» сухую медвежью желчь, растворяется без остатка и напоминает раствор шафрана, имеет запах гари. В свою очередь, золотистый браг-шун по качественным признакам, как и все остальные виды, подразделяется на лучший, средний и худший.

Серебряный вид — белого цвета, горьковато-сладкого вкуса, похож на тарак (кисломолочный продукт) или молочную пенку, излечивает «мышиную» болезнь и болезни «лимфы».

Медный вид — красновато-зеленого цвета, имеет горько-соленый, раздражающий вкус, излечивает болезни железистых органов и высушивает «гнойные» процессы.

Железистый вид — темного цвета, имеет слабый запах, горький на вкус, излечивает болезни печени и болезни обмена веществ.

Оловянный вид — подразделяется на белый оловянный и черный свинцовый. Лечебные качества несколько хуже железистого.

Все эти пять видов браг-шуна могут быть между собой в различных сочетаниях с учетом трех качественных характеристик (лучший, средний, худший) для каждого вида. Количество разновидностей браг-шуна согласно трактатам достигает 115. Следует предполагать, что в основе этой классификации разновидностей в первую очередь учитывалось количественное сочетание минерального содержания, определяющее фармакологическое действие.

В обобщении качественных показателей указано, что браг-шун образуется в скальных трещинах, гротах, имеет характерный цвет и запах, растворяется без осадка, тяжелый и твердый». И далее мы находим интересное дополнение: «Если в браг-шуне имеется примесь земли, камней, кала животных, то этот вид считать самым худшим, но если он добыт в святых местах, то он все же пригоден». Отсюда следует, что лучший вид браг-шуна должен быть кристаллическим, тяжелым, как минерал, растворимым, однородным, без примесей земли, камней и продуктов животного происхождения.

Из вышеуказанных описаний можно предположить, что браг-шун действительно представляет геологическую породу, ибо нельзя игнорировать накопленные тысячелетиями опыт и знания древних индийских и средневековых тибетских фармацевтов и врачей. Единственно, по нашему мнению, серебряный вид браг-шуна имеет качественно иное химическое содержание. Жители Сибири, Забайкалья называют его «белым каменным маслом». К. Ф. Блинова и Н. В. Сыровежко совершенно правильно относят его к истинному мумиё и предостерегают смешивать его с группой так называемых «масел». Эта группа «масел» представляет собой хорошо растворимые в воде соли алюминия и железа, имеющие горький и вяжущий вкус.

Учитывая, что тибетские медицинские трактаты написаны в Тибете, а лекарственное сырье в них отображает преимущественно флору, фауну и минералы Гималайского нагорья, можно предположить, что существуют чисто геологические породы, используемые под общим названием браг-шун.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".