Пользовательский поиск

Искусство распознавания болезней в тибетской медицине

Диагностика болезней человека остается по сей день трудной областью медицины. Правильно установленный диагноз болезни в большинстве случаев предопределяет эффективность лечения и прогнозирует течение и исход болезни.

Продолжение ниже

Методы медицинской и лабораторной диагностики

Гипердиагностика – это диагностика «заболевания», которое никогда не вызовет симптомов или смерти на протяжении жизни пациента. Она является проблемой, потому ...

Читать дальше...

всё на эту тему


С развитием и усовершенствованием медицинских знаний вследствие научно-технической революции несоизмеримо возросли возможности познания сложнейшего болезненного процесса в организме. В настоящее время для диагностики заболеваний применяется сложнейшая аппаратура, используется математика, физика, кибернетика. Но каждое явление не может быть великолепным, если не существовало бы его основания, на котором оно возникло. Мы имеем в виду накопленный веками опыт народной и традиционной медицины. В то же время современные корифеи медицины стали выражать тревогу по поводу того, что чрезмерное увлечение врачей техницизмом в диагностике болезней приводит к потере абстрактного, логического клинического мышления. Известный профессор И. А. Кассирский, выражая озабоченность этим явлением, утверждает, что увлеченные техницизмом врачи «выстукивать и выслушивать больных стали хуже». Он призывает не к техницизму, а к искусству применения техники с использованием полученных данных на основе абстрактно-логического, теоретического мышления. В медицине объектом познания является человек, а в диагностике познанию подлежит его болезнь. Поэтому больной человек не должен теряться в массе частных информаций, полученных техническими средствами. Современная диагностика складывается из множества форм, ступеней, этапов анализа объективных и субъективных информации о болезни. Она требует от врача определенного искусства построения пространственной, многомерной схемы, или «решетки», для каждого индивидуума, чтобы мысленно уловить объективные признаки нарушений в сложной физиологической цепи организма.

Несмотря на величайшие достижения в диагностике болезней в современной медицине, многие болезненные состояния у человека своевременно не распознаются или неправильно диагностируются. Причин этому много. Нередко врачи теряются, утопают в массе полученной информации, не видят красной линии болезненного процесса, принимают второстепенные данные за основные или из полученных разорванных цепочек болезни не могут связать единую, последовательную цепь механизма патологии.

Современная медицина является высшим достижением медицинской науки. Научная медицина родилась на огромных пластах опыта эмпирической медицины, на ее золотых зернах. Но еще не все эти зерна собраны и использованы научной медициной. В частности, речь идет о способах диагностики и лечения болезней.

Основные принципы диагностического обследования и распознавания болезни изложены в главах 24, 25, 26 II тома трактата «Чжуд-ши». Главы начинаются с традиционного обращения к царю врачей: «О, великий мудрец! Каким же образом нам изучать диагноз и приметы болезней?» На этот вопрос учитель отвечал: «Слушайте, великие риши! Изучение признаков, по которым познается болезнь, состоит в следующем. Как огонь узнается по дыму, так по признакам может быть узнаваема болезнь». И далее: «Врач, не умеющий установить диагноз и разбираться в действительных признаках, не узнает истины, подобно тому, как ошибаются, принимая дым за испарения. Попадаются и такие, которые, подобно догадке, что собрались тучи, так пойдет дождь, почитают за признак предположительное. Поэтому-то вы должны относиться с особенным вниманием к учению о способах исследования и распознавания болезней».

Диагностика как раздел тибетской медицинской науки была органически связана с господствовавшими в Тибете представлениями о болезни, причинах и механизмах распознавания заболеваний и оценке состояния больного с целью назначения необходимого лечения. Диагноз болезни формулировался в терминах принятой в Тибете классификации заболеваний. Эти классификации отражают как прогрессивные, так и несостоятельные взгляды на болезнь.

Постановка диагноза болезни в тибетской медицине предполагала сложный процесс последовательного анализа и синтеза выявленных в результате обследования симптомов с учетом этиологических, патогенетических факторов, наследственно-конституциональных, возрастных особенностей организма. Это сформировало особый метод диагностического мышления, охватывавший все проявления болезни в их последовательном развитии и многообразии.

Тибетская диагностика состояла из нескольких разделов:

  • Методы диагностического обследования (опрос, осмотр, физическое исследование тела с помощью ощупывания).
  • Диагностическое значение симптомов болезни.
  • Методика формулировки диагноза.

В качестве исходных при постановке диагноза болезни тибетская медицина выделяла несколько общих теоретических принципов, один из которых может быть сформулирован как принцип целостности организма. Организм рассматривался тибетскими врачами не как простая сумма частей, а как единое целое, отдельные части которого взаимосвязаны и взаимодействуют между собой благодаря наличию общих систем регуляции, абстрактно названных «рлунг», «мкхрис» и «бад-кан».

Гармония этих трех физиологических систем, а отнюдь не работа отдельных органов, является условием сохранения и развития жизни. К функциональной деятельности рлунг, мкхрис, бад-кан сводятся все жизненные процессы, протекающие в организме: мышление, обмен веществ, размножение и т. д.

Еще одним важнейшим исходным принципом при постановке диагноза болезни в тибетской медицине следует считать принцип единства организма и среды. Благодаря трем физиологическим системам регуляции осуществлялось сложное взаимодействие организма с окружающей средой.

Исходя из единства организма и среды, тибетская медицина постулировала и принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности заболеваний. В качестве причинных она выделяла такие факторы окружающей среды, как пища, время и деятельность.

В вопросах диагностики заболеваний тибетская медицина, прежде всего, исходит из принципа познаваемости болезни по ее внешним признакам и проявлениям. Болезнь диагностируют по симптомам подобно тому, как «огонь узнается по дыму», внешние признаки болезни неотделимы от сущности самого патологического процесса, это краеугольный камень, на котором базируется вся теория диагноза в тибетской медицине. Что касается врача, который по внешним проявлениям ставит диагноз заболевания, то для него чрезвычайно важно уметь видеть главное, не принимая предположительное за действительное.

Поскольку внешние проявления заболевания являются ключом к раскрытию сущности недуга, то первоочередной задачей, стоящей перед врачом, является детальное и скрупулезное обследование больного с целью выявления наиболее характерных симптомов заболевания.

Основными методами диагностического обследования больного, практиковавшимися в тибетской медицине, были опрос, осмотр и ощупывание, с мобилизацией обоняния, определение на вкус. «Исследуйте подлежащие осмотру глазом язык и жидкость, — пишется во вступительной основе «Чжуд-ши», — исследуйте подлежащие ощупыванию пальцами пульсовые артерии».

Постановка диагноза болезни начинается уже тогда, когда к врачу обращаются с просьбой оказать помощь заболевшему. Врач должен расспросить пришельца, «что болит, как болит, что давали, кто осмотрел и лечил, давно ли началась болезнь», и уже по этим сведениям он мог получить определенное представление о недуге. Однако этим сбор сведений о болезни не ограничивается. Особое внимание уделяется «причинам и обстоятельствам, возбудившим болезнь». Выяснение их немало способствует правильной постановке диагноза. Ведь, по представлениям тибетской медицины, «вне причин следствия отдельно существовать не могут и по исследованию следствий можно определить болезненные начала». Поэтому врач подробно выясняет обстановку, окружавшую больного в момент начала заболевания: было холодно или тепло, в какое время суток началось заболевание, каков был характер питания в тот момент. «По тому, чем человек питался и что он делал, можно уразуметь все способствующие развитию болезни факторы».

В описании болезней в медицине Востока признаки болезни дифференцировались на общие и частные. В общие признаки объединялись все проявления болезней в какой-либо системе или органе, независимо от причин. По этим признакам тибетские врачи имели предварительное представление о пораженном органе, локализации болезненного процесса. А частные признаки служили для дифференциации конкретных форм болезней, локализации различных осложнений и т. д. В диагностическом процессе очень важным считалось выяснение причин болезней. Причины различались внешние и внутренние, врожденные и приобретенные. К внешним и приобретенным причинам болезней относили заразные начала, неправильный образ жизни и питания, вредные влияния сезонов года. Внутренние причины сами по себе не вызывали болезней, они рассматривались в полной зависимости от влияния внешних причин. И это в определенной степени соответствует действительности.

Целенаправленный расспрос, включающий жалобы больного, историю его жизни и заболевания, многое давал врачу для правильной постановки диагноза. Выяснение возможных причин недуга, обстоятельств, сопутствующих заболеванию, длительность болезни, характер ее начала, эффективность уже использовавшихся методов лечебного воздействия — все это объясняет, почему тибетская медицина отводила опросу больного ведущую роль в диагностике заболеваний, умело и искусно сочетая с другими методами обследования. Для тибетского врача, не располагавшего техникой инструментального и лабораторного обследования, опрос был наиболее информативным методом диагностики.

Владение техникой опроса — один из элементов тибетского врачебного искусства. Больной не всегда рассказывает о своей болезни, а иногда просто ее скрывает, В таких случаях, подчеркивается в трактате «Чжуд-ши», большую роль играет терпение и настойчивость врача.

Врач не всегда может установить диагноз болезни тотчас по прибытии к больному. Если врач затрудняется в определении заболевания, он должен некоторое время пожить около больного, понаблюдать, порасспрашивать, «не думая об усталости своего языка и тела», не спешить.

Тибетская медицина рекомендовала врачу особенно длительно наблюдать и изучать человека с хроническим заболеванием, чтобы потом правильно поставить диагноз его болезни.

Тибетский врач внимательно расспрашивал больного о длительности заболевания. Это помогало ему уточнить стадию болезни, развернутость ее симптоматики. Считалось, что начальная стадия болезни, как правило, протекает стерто и не сопровождается симптомами, типичными для той или иной формы патологии физиологических систем. И если врач заставал болезнь вскоре после ее начала, он назначал провоцирующую терапию, т. е. давал лекарственные средства, усиливающие проявления той или иной болезни. Если же болезнь началась сравнительно давно, врач констатировал уже развернутую клиническую картину и мог не прибегать к провоцирующим средствам.

Таким образом, в процессе проведения систематического опроса врач выяснял причины и обстоятельства, предшествовавшие заболеванию, субъективный характер его основных проявлений, эффективность уже использовавшихся лечебных средств, длительность и тяжесть болезни.

Многие тибетские врачи, получившие высокое ученое звание «пандита», в совершенстве знали сложные астрологические схемы, календари времен определенных периодов, связанных с движением планет, Земли, Луны, умели отмечать зависимость земной жизни от лунных фаз и солнечной активности, так как время в распознавании болезни являлось для них важнейшим фактором.

Даже в те далекие времена было подмечено, что физиологические процессы и функциональная деятельность отдельных органов в течение суток протекают неодинаково. Поэтому в диагностике учитывались время суток, месяц, год, а также астрономический цикл. В трактатах тибетской медицины имеются определенные указания о максимальной активности того или иного органа в зависимости от времени, сообщаются самые неблагоприятные временные сроки, в которые организм предрасположен к заболеванию. Фактически это учение на современном языке называется биоритмологией. Врач, расспрашивая больного, обязательно устанавливал его точный возраст и мысленно раскладывал периоды его жизни на астрологическую схему. В оценке жизни больного немаловажное значение имел 12-летний период. Каждый 12-й год жизни считался как бы годом рождения. В год рождения человек, как младенец, беспомощен к вредным и злым воздействиям природы, наиболее подвержен болезням. Поэтому в этот год врачи рекомендовали людям строго беречь себя, особенно в период расцвета сил — в 37 и 49 лет (с учетом года внутриутробной жизни). Это была профилактика болезни с учетом биоритмологии. Требовалась большая, напряженная работа мозга тибетского врача для распознавания болезни, так как «техническим оснащением» служили только его органы чувст. Поэтому осмотру больного придавалось большое значение. Врач долго осматривал больного, расспрашивая и подмечая малейшие внешние признаки болезни. Внешний вид, состояние языка и кожи, блеск глаз, движение мышц, характер дыхания, мокроты, мочи и кала — вот неполный перечень объектов для пытливых глаз врача.

Одним из экранов состояния внутренних органов, особенно печени, считались глаза человека (дословно — «цветок печени», по-бурятски «эльгэнэй сэсэг»). Если они теряли жизнерадостный, веселый блеск, становились тусклыми, безжизненными, то это значило, что больной страдает тяжелой болезнью. Тибетские врачи ухитрялись на циферблате зрачка подмечать изменения и на основании их определять, какие внутренние органы поражены. Восточные медики называют эти участки зрачка окнами во внутренние органы. Желтушность склер глаз и неровность в нижней части зрачка расценивались как сигнал болезни крови; желтушность склер и неровность в правой части зрачка — как признак заболевания печени. От врача требовалось, чтобы его зрение, слух, обоняние, вкус, осязание были развиты утонченно до предела. Да и как могло быть иначе, ибо эти органы выполняли функцию современной диагностической лаборатории.

Многое давал тибетскому врачу осмотр языка больного. Считалось, что при болезнях рлунг язык красный, сухой, шероховатый; при болезнях мкхрис — бледновато-желтый, покрытый налетом; при болезнях бад-кан — бесцветный, мягкий, влажный.

Особое диагностическое значение имело визуальное исследование мочи больного. Моча при болезнях рлунг должна быть светлой, почти бесцветной, пенистой; при болезнях мкхрис — желтой, с испарениями и запахом; при болезнях бад-кан — белой, с незначительным запахом и незначительными испарениями.

Интересен диагностический прием, описанный в тибетском медицинском трактате:

«К врачу обращается полный с виду больной, с пухлыми нерабочими руками. Жалоб очень много: беспокоят его слабость, частые гнойнички на теле, головные боли, чувство внутреннего холода, бессонница и т. д. Врач внимательно осматривает, расспрашивает историю болезни, о характере деятельности, питания. Перебирает в уме многие болезни, вспоминает подобных больных. Сомнений достаточно много. Долго и внимательно исследует пульс, по которому он устанавливает расстройство в системе бад-кан. Пульс медленный, легко сдавливается. «В каком же органе гнездится болезнь?», — спрашивает постоянно самого себя врач. Он знает твердо, что болезнь не острая, а хроническая, поэтому не требует срочного решения в лечении. Помнит и наставления своего учителя о том, что для правильного распознавания болезни он должен иметь терпение, какое требуется при ловле рыб, подкрадываться к истине, как крадется и выжидает момент хищник в поисках добычи. Он, подобно опытному охотнику, замечает и учитывает до мельчайших деталей все на пути к правильному диагнозу. Врач осматривает мочу на прозрачность, количество и характер пены на поверхности, посторонние примеси, запах по испарению, затем ставит посуду с мочой в сторону. Пока он раскладывал сведения о больном по полочкам своего мозга, на посуду с мочой слетелись мухи. А ведь мухи любят сладость. Тогда он снова взял мочу, осмотрел, как оседают на дно посуды нежные хлопья, как лопаются пузыри на поверхности мочи, превращаясь в более мелкие. (А ведь все это обязательные детали биохимии мочи.) Врач берет тонкое перышко, обмакивает его в моче и одну росиночку пробует на вкус. Утонченный вкусовой аппарат языка эмчи определяет еле заметную сладость. «Сладкая на вкус моча — ведь это свидетельство того, что питательные вещества из организма вымываются мочой, не дойдя до нужных мест», — рассуждает эмчи, и ему становится понятно, почему больной страдает ожирением и слабостью, почему кожа покрыта угрями и гнойничками. Эмчи доволен — распознал у больного болезнь под названием «жин-ни-над» на почве расстройства бад-кан. Круг диагностических приемов замкнулся. Теперь можно приступить к лечению». Читатель, может быть, то уже догадался, что «жин-ни-над» — это сахарный диабет. В изучении мочи тибетские врачи различали мочу первой и второй половины ночи. Моча до полуночи считалась показателем принятой дневной пищи, моча второй половины — показателем «сока тканей и органов».

Пульс в тибетской медицине — один из критериев исследования объективного состояния больного. Опытный диагност мог различать до 360 разных показателей пульса в различных хронобиологических периодах.

Существуют общие признаки пульса для многих болезней и частные, по которым следует дифференцировать болезни. Этим не ограничиваются правила овладения искусством пульсовой диагностики. Перечисление их заняло бы много времени, ибо это большой раздел диагностики в тибетской медицине. Однако остается только удивляться разработанной системе диагностики немногочисленными методами при сложной патологии организма.

Таким образом, важнейшая отрасль медицинской науки — диагностика была органически связана с существовавшими в тибетской медицине понятиями о болезни и базировалась на некоторых общих признаках, составляющих неоспоримую ценность для современной клиники. Первым и, по-видимому, самым важным моментом является то, что диагностика заболевания основывалась на представлении, что «в живом теле все связано между собой», что болезнь — это страдание всего организма. Существенным моментом в диагностике является и то, что в искусстве диагностического исследования учитывались все фазы последовательного развития болезни. При этом учитывались индивидуальные, конституциональные особенности человеческого организма, которые рассматривались как особый фон в развитии заболевания.

В заключение следует сказать, что ко всей традиционной системе тибетской медицины нужно отнестись весьма серьезно. И только после тщательного усвоения, расшифровки и осмысления всего того, что невидимо таится за фразами трактатов, представители современной медицинской науки будут вправе сказать о тибетской медицине последнее слово.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".