Пользовательский поиск

О тибетской концепции времени

Биологические и физиологические процессы в живой материи, в биосфере, начиная от самых низших и кончая высшими организациями по эволюционной лестнице, устанавливались на строго определенных режимах и ритмах в зависимости от земных, планетарных и космических влияний и воздействий.

Продолжение ниже

Клиническое мышление в тибетской медицине

... материалистическую традицию, базировавшуюся на естественнонаучных знаниях своего времени. Говоря о материалистических тенденциях, о ценных научных догадках ... ... непосредственно связаны с основными теоретическими принципами. В теоретических концепциях важным моментом является указание на целостность организма ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Ценную информацию об установившихся внешних, космических закономерностях и связанных с ними биоритмах, а также о накопленном опыте корреляции нарушенных специфических, трофических потребностей организма можно получить из древнейших источников медицинских систем народов Востока.

В тибетской медицинской системе к одним из основных положений следует отнести своеобразные знания о временной организации живых систем. Это положение исходит из материалистического принципа единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи (махабут) — огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функции физиологических регулирующих систем — рлунг, мкхрис и бад-кан. Указанные три регулирующие системы учитываются при оценке состояния как здорового, так и больного организма. Они лежат в основе определения конституциональных типов людей (рлунг — холерический, мкхрис и бад-кан — сангвиник, бад-кан — флегматично-меланхолический тип), а также гигиенических рекомендаций по режиму труда и быта, питания с учетом суточных, месячных, сезонных временных факторов. Наибольший интерес в тибетской медицине представляет четкое указание на расстройства равновесия этих трех систем (десинхроноз, нарушения гомеостаза в организме), что учитывалось при диагностике болезней и корреляции патологических сдвигов в организме. При этом обращалось внимание на неблагоприятное воздействие факторов внешней среды в разное время суток, лунных фаз и годовых сезонов. Положения о временной организации живых существ (систем) в тибетской медицине включают сведения и о биоритмах. Временные параметры включают сведения, рассматриваемые с долей секунды, двухчасовых периодов, суточных, лунных фаз (полнолуние, новолуние), четырех сезонов года (по 72 дня) и их переходных периодов (по 18 дней) до 12-летнего (год солнечной активности) и 60-летнего циклов. Эти знания, накопленные многовековым опытом, не случайны. Их корни ведут к научным традициям древних индийцев, которые еще в далеком прошлом предвосхитили многие современные научные открытия европейских ученых Запада. Математические и геометрические знания позволяли вычислять точные параметры времени по движению небесных светил. Индийские и тибетские врачи с параметрами времени сумели связать свои стройные системы, концепции, объясняющие не только климатогеографические, естественно-природные закономерности, но и концепцию временной организации живых систем, сохраняющую гомеостаз организма.

По движению Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна у народов Восточной и Юго-Восточной Азии широкое распространение получил солнечно-лунный календарь с 12- и 60-летним циклами. Первая половина астрономического года до равноденствия в тибетской медицине называется «северный путь солнца», вторая — «южный путь солнца». 12-летний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Оборот делится на 12 равных частей по 30 градусов. Причем каждой части даны названия животных, стихии, окраски и рода: мышь (хулгана), корова (ухэр), тигр (бар), заяц (туулай), дракон (луу), змея (могой), лошадь (морин), овца (конин), обезьяна (бэчин), курица (тахяа), собака (нохой), свинья (гахай). 60-летний цикл по-тибетски и по-монгольски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», например, год мыши встречается пять раз, но при этом они будут разными, ибо каждый из пяти год мыши носит свою символику пяти материальных стихий и цветовых различий: огня, земли, железа, воды и дерева. Таким образом, в 60-летнем цикле год мыши может быть в пяти разновидностях по стихии, окраске и роду «мэнгэ». В 60-летнем цикле вся комбинаторика встречается только 1 раз. Так, например, 1936 год — «год мыши красного огня», 1948 — «год мыши желтой земли», 1960 — «год мыши белого железа». По тибетским медико-астрологическим представлениям считается, что у человека, родившегося, например, в 1936 г. (год мыши красного огня), «день рождения» (скорее условия, когда впервые встречается с факторами внешней среды) наступит через 12 лет, т. е. в 1948 году. И этот год для него предполагается условно отрицательным, особенно для женщин на 49-м, мужчин на 61-м году жизни, когда «внутренняя энергия» организма ослабевает и наступают «смещения» (десинхроноз) регулирующих физиологических систем — рлунг, мкхрис, бад-кан. В действительности в женском и мужском организме в этот период жизни наступают глубокая перестройка и сдвиги в физиологически закрепленных гормональных и эндокринных механизмах регуляции, энергетических процессах, которые являются неблагоприятным фоном при соответствующих отрицательных воздействиях социальных или сезонно-климатических факторов.

Интерес представляет информация из источников тибетской медицины по периодизации максимальной активности и спада вышеуказанных физиологических систем регуляции, т. е. суточных, месячных, сезонных биологических ритмов. По солнечно-лунному календарю в 12-летнем цикле каждому году приписывались еще так называемые «9 мэнгэ» (дословно «родимые пятна»). Различают 9 красных, 8 белых, 7 красных, 6 белых, 5 желтых, 4 зеленых, 3 синих, 2 черных и 1 белое мэнгэ. Если сочетания годов и стихий повторяются только через каждые 60 лет, то сочетания годов и мэнгэ — через каждые 36 лет. Вся эта система летоисчисления в основном использовалась для определения дат и событий. А в отношении оценки здоровья человека имели большее значение 12-летние циклы. Сочетания года, стихии, окраски и мэнгэ, видимо, имели значение для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления генетической совместимости супружеской жизни, а также цикличности изменений окружающей среды, которую можно назвать метеорологическими факторами.

Так, в 3-й главе I тома «Чжуд-ши» сказано, что «болезни системы рлунг (нервные) проявляются летом, на рассвете и вечером; болезни мкхрис (ответственная система за пищеварение, всасывание, энергетические процессы, ассимиляцию) проявляются осенью в полдень, в полночь; болезни системы бад-кан (ответственная за утилизацию питательных веществ, обменные процессы) проявляются весной, в сумерки и поутру». Из этого положения вытекают рекомендации лечебных мероприятий. Если болезни рлунг проявляются чаще летом, а в суточном цикле — на рассвете и вечером, то наиболее эффективно лекарства действуют в начале лета, на рассвете и вечером.

Примечательны в тибетской медицине указания на возрастные особенности функционирования трех регулирующих систем. Особенности организма различались по полу, темпераменту и возрасту, предрасположенности к болезням. Детство считалось до 16-летнего возраста, до 70 лет — зрелый возраст, когда «разовьются основные силы организма, органы чувств, внешний вид, мужественность и силы, а после 70 лет наступает период старости («Чжуд-ши», т. II, гл. 6). В пожилом возрасте преимущественно наблюдаются расстройства рлунг, в зрелом — мкхрис, а в младенческом — бад-кан («Чжуд-ши», т. I, гл. 3). Исходящие из этих параметров назначаемые диета, режим быта, лекарства могут быть отнесены к возрастной гигиене, фармакотерапии, учитывающей биоритмологический статус в хронобиологическом аспекте. Гигиенические рекомендации для пожилых людей непосредственно согласуются с проблемой долголетия. Утверждения о нарушениях в системе рлунг в пожилом возрасте и преимущественно в вечерние и утренние часы подтверждаются в наше время многочисленными наблюдениями развития инфаркта миокарда и сосудистых нарушений головного мозга именно в эти отрезки суточного времени.

Рассуждения тибетских медиков относительно «сил организма и вкусов», зависящих от сезонов года или годовой цикличности, а по современным понятиям гелиогеофизических и метеорологических факторов, мы находим в 14-й главе II тома «Чжуд-ши». Там сказано, что, «когда солнце после зимних месяцев совершает движение на север, наступает жаркое время, чрезвычайно интенсивно появляются средства горячительного, вяжущего и горького вкусов, истощаются силы организма. В период дождей в конце лета при движении солнца на юг силы человечества снова возрастают. Прохлада порождает силу кислого, соленого и сладкого вкусов. В зимний период силы организма достигают наибольшего подъема». Далее говорится: «во время начала зимы, в силу холода, закрываются телесные поры, стихия огня (энергетические процессы) достигает совершенства, увеличивается под влиянием системы рлунг. В случае недостаточности питания основные силы организма истощаются». Поэтому рекомендуется употреблять пищу, в которой будут преобладать сладкие, кислые, соленые вкусовые качества. В оценке древних медиков так называемых «сил организма» по сезонам года в зависимости от «движения солнца» и лунных фаз прослеживается огромный опыт знаний по сезонным биоритмам и о состоянии защитных сил или естественного иммунитета. Считается, что «силы организма» достаточно велики зимою, наименьшие — летом, а осенью — средние. Исходя из этого положения, тибетские медики наиболее благоприятным периодом половой и детородной функции считали зимнее, наименее — летнее время, умеренное — весной и осенью. С этим положением связана оценка или своеобразное прогнозирование здоровья новорожденных. У тибетских медиков считалось, что дети, зарождающиеся в утробе матери осенью, зимой, наиболее жизнестойкие, рождаются с хорошей «жизненной энергией». В описаниях клинических признаков болезней «злых духов» преимущественно можно констатировать картину кровоизлияний в мозг (инсульта) с параличами, инфаркта миокарда, острых психических заболеваний, эпилепсии и т. д. Для больных с этими заболеваниями определялись по лунному календарю потенциально угрожающие периоды в смысле обострения или возможного заболевания. Так, считается, что припадки (эпилептические) учащаются от новолуния к полнолунию. Этим объясняется профилактическое лечение с первых чисел лунного месяца. Опасными днями в развитии параличей (инсультов) считаются 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25 и 29 дни лунного месяца, особенно для людей в возрасте 60 лет и выше («Чжуд-ши», т. II, гл. 80).

Различаемые в тибетской медицине шесть вкусов (кислый, сладкий, соленый, вяжущий, горький, кислый), по существу, представляли собой химическую характеристику не только пищевых продуктов, но и лекарственных средств, в которых преобладание того или иного вкуса также ставилось в зависимость от сезонов года, интенсивности солнечного света и других климатогеографических условий. В жаркое время года, в период максимальной солнечной инсоляции, в растениях и вообще в природе преобладают горячительный (жгучий), вяжущий и горький, а при ее ослаблении — кислый, сладкий и соленый вкусы. Знания о зависимости живой природы от лунных фаз дали возможность тибетским медикам определять лечебные свойства лекарственных средств не абстрактно, оторвано от жизни, а вполне реально. Так, наиболее оптимальными лечебными свойствами растений считались в период новолуния, и в этот же период рекомендовался их сбор. Временные параметры использовались в тибетской медицине не только при распознавании болезней, но и при назначении лечебных мероприятий, а также профилактических рекомендациях. Лечение определенных болезней лекарственными препаратами, различными физическими методами лечения (рефлексотерапия, гидропроцедура, минеральные ванны и др.) проводилось в оптимальные периоды времени суток, месяца, сезонов года.

Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро-, макромире иерархически связаны с многовековым опытом знаний о временной организации живых систем, которые являются, по существу, предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.

В современной науке накопился достаточно большой материал исследований по воздействию на живую природу внешних гелиогеофизических факторов. Работы К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского в начале 20 столетия дали научному миру новый взгляд на биосферу, как на «планетное явление космического характера». Циолковский предвидел познание и изучение влияния многообразных внеземных физических факторов на колыбель жизни, т. е. на биосферу Земли. «Будем стараться иметь космический взгляд на вещи», — писал в своих сочинениях он в начале века.

Пытливый естествоиспытатель А. Л. Чижевский одним из первых обнаружил, что колебания интенсивности самых разнообразных массовых процессов на нашей планете носят синхронный характер. Свои наблюдения и соображения по этим вопросам он высказал в 1915 г. в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли».

В настоящее время в медико-биологической науке сформировались новые научные направления, такие как: хронобиология, хрономедицина и хронофармакология. Они фактически относятся к междисциплинарным, фундаментальным наукам, имеющим важное прикладное значение. Одним из важных объектов изучения этих дисциплин являются сложные закономерности биологических ритмов, тесно связанных с периодическими гелиогеофизическими воздействиями на живые организмы. Изучению взаимосвязей внешних воздействий с живыми организмами в определенной степени способствуют календари различных регионов Земли. Они представляют не что иное, как средство формализации времени. Благодаря им фиксируются те или иные исторические события, социальные и природные явления. Среди многочисленных форм летоисчислений наиболее общий для всех народов земного шара солнечно-лунный календарь является самым древним и наиболее достоверным. В основе его, прежде всего, лежит движение планет, главным образом время оборота Луны вокруг Земли и время обращения Земли, Юпитера вокруг Солнца.

Солнечная активность и лунные фазы воздействуют на биосферу в первую очередь своими изменениями электромагнитного поля Земли. Это хорошо прослеживается по эволюционной динамике на субклеточном, клеточном уровнях, в функциональных системах и целостном организме. А биологические ритмы приурочены к определенным временным отрезкам.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".