Пользовательский поиск

«Шад-чжуд» — объяснительная основа «Чжуд-ши»

В первой главе ставятся цели и задачи предмета медицинской науки: «Если резюмировать вкратце содержание науки, по которой достигается безболезненное существование человека — лучшего представителя из шести родов животных, а также излечение болезней, долголетия, знаний и материальных благ, спокойствия, то оно должно быть изложено в четырех разделах:

Продолжение ниже

Механизмы возникновения и перцептивные типы внутрикостных дисфункций

... картину мы находим на уровне позвонков L2-L4 — там дисфункция тела позвонка часто ассоциирована с корнем брыжейки. Если кто читал книги по тибетской медицине, то, наверное, обратил внимание , что позвоночник в тибетской медицине начинается с Тh1 и вниз до крестца, а все, что выше, называется ...

Читать дальше...

всё на эту тему


  1. что подлежит врачеванию (больной или его болезнь);
  2. чем производится врачевание (образ жизни, питание, лекарственные и хирургические методы лечения);
  3. как производится врачевание (пути и средства достижения долголетия, предупреждение болезней, искусство врачевать появившиеся болезни, способы и методы распознавания их по внешним признакам, определение средств врачевания);
  4. кем производится врачевание (положение о враче и врачебной этике)».

В последующих главах эти четыре раздела рассматриваются подробно.

Во второй главе излагаются представления об эмбриологии и развитии плода в утробе матери по неделям. Приводятся условия и факторы, способствующие зачатию или бесплодию, характеристики «семени отца и крови матери». Здесь следует отметить, что женское начало зачатия в тибетской медицине связывали с менструальной кровью. Примечательно то, что описывается развитие плода по неделям и состояние самой беременной вплоть до предвестников родов.

В третьей главе даются анатомические сведения. При описании частей скелета использованы образные выражения, характеризующие, например, позвоночный столб как связку золотых монет; жизненный сосуд (аорту) — как стержневой столб; двадцать четыре ребра как стены юрты; тазовые кости как стены крепости; отверстия органов чувств как окна. В этом описании сердце — царь, сидящий на престоле; печень и селезёнка — старшая и младшая царицы; почки — государственные чиновники и тому подобное.

В четвертой главе излагается учение о пропорции и количественных мерах тканей организма. Мягкие ткани измеряются пригоршнями, соответствующими каждому индивидууму, перечисляется количество отдельных костей, суставов, сухожилий, полых и плотных органов. Рост человека соответствует длине вытянутых в сторону рук, а у малорослых людей он соответствует 4,5 собственных локтей (от кончиков пальцев до локтевого сустава).

Различают четыре рода сосудов: «образующие, совершенствующие и жизненные (два вида)». По одним из них движется кровь, по другим — рлунг. Кровеносные сосуды, начиная от «сосуда жизни» (аорты), разветвляются и доходят до мельчайших сосудов, охватывая тело в виде тончайших сетей. «Совершенствующие и жизненные сосуды» обеспечивают деятельность всех органов тела. Особое место в главе уделено органам и тканям, повреждение и болезненное поражение которых может привести к смерти. Их насчитывается 302, но в высшей степени уязвимых с опасностью для жизни точек и участков 96 (например, крайне опасно для жизни кровотечение из ушей при травме головы и т. д.).

Глава пятая посвящена описанию основных сил организма (систем, органов и тканей, возможных повреждений и вредных начал, вызывающих болезненные состояния). Каждая из основных сил организма — «питательный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костномозговая масса и семя» — связана с «огненной теплотой». В главе сказано: «Из желудка питательный сок по девяти жилам, служащим для его движения, направляется к печени и превращается в кровь. В дальнейшем из крови образуется мышечная ткань, из мышечной ткани — жир, из жира — кости, из костей — костномозговая масса, а из последней — семя».

Далее, в пятой главе подробно рассматриваются «три порока» организма — рлунг, мкхрис и бад-кан. В дословном переводе рлунг означает «воздух», «ветер»; мкхрис — «желчь», а бад-кан — «слизь».

Понятия рлунг, мкхрис и бад-кан встречаются в рассуждениях о причинах болезней, характеристике конституции человека, взаимоотношений его с окружающей средой. Различные формы болезней, их осложнения рассматриваются в зависимости от степени функциональной активности, от состояния внутренних взаимосвязей и степени нарушения рлунг, мкхрис и бад-кан.

Ознакомление с трактатами тибетской медицины, перевод, расшифровка и осмысление их содержания дали нам возможность установить, что рлунг, мкхрис и бад-кан — абстрактные понятия, которые встречаются во всех теоретических и клинических разделах, а также в разделах по фармакотерапии. В изучении традиционной системы тибетской медицины мы, прежде всего, пытались осмыслить, какие процессы или системы ими обозначались, т. е. раскрыть смысловое содержание, идентифицировать эти понятия с их современными аналогами. В этой же главе подчеркивается, что все функции органов в организме зависят от нормальной, взаимосогласованной деятельности рлунг, мкхрис и бад-кан. Следовательно, мы склонны их отнести, в первую очередь, к определенным понятиям тибетских врачей о физиологических регулирующих системах организма.

В шестой главе описаны морфологические и возрастные особенности женского, мужского организмов и гермафродита. В зависимости от преобладания в организме функций рлунг, мкхрис и бад-кан различаются типы характеров, близкие к холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим.

Придавалось особое значение конституции человека при рекомендации соответствующего образа жизни, питания в зависимости от климатогеографических условий. По сути дела, в этих рекомендациях заложен опыт, который может быть полезен и при решении современных проблем адаптации, эволюционной экологии человека.

В седьмой главе рассказывается о предвестниках и приметах болезненных расстройств в организме, которые делятся на отдаленные, ближайшие, сомнительные и достоверные. Изложены приметы, предвещающие смерть или выздоровление. «Приметой, предвещающей выздоровление, считалась встреча посланного к лекарю с монахом, добродетельным человеком или человеком благородного происхождения. Благоприятной приметой считалась встреча в пути с овцами, лошадьми, горбатым скотом, присутствие при внесении в дом сосудов, наполненных пищей, при свершении обрядов» и т. д.

Считалось признаком близкой смерти, если у человека ухудшалась (утрачивалась) ясность мыслей, резко изменялся физический облик. Близкую смерть предвещают постоянно болезненный, дурной вид, рассудок и мысли, находящиеся в тревожном состоянии, резкое изменение характера и темперамента — все это значит, что «человек поступает во власть Владыки Смерти».

Имеются описания предвестников смерти на основании клинических объективных наблюдений за состоянием больных. К ближайшим предвестникам относятся: «кровотечения из девяти отверстий (рот, ноздри, уши, глаза, половые органы, прямая кишка), изменение цвета кожи, потеря блеска глаз, сморщивание ушных раковин, сплющивание ноздрей, нарушение дыхания, похолодание тела» и т. д.

В главе большое значение придается различного рода сновидениям. Сновидения в первой половине ночи не считались достоверными, а во второй половине — вещими.

Глава заканчивается словами: «При ближайших и действительных признаках смерти надлежит совершать выкуп у смерти, совершенно же близкие признаки отвратить нет возможности». «Выкуп у смерти» — это проведение эффективных лечебных мер, а также совершение религиозных «лечебных» ритуалов.

В восьмой главе рассматриваются причины, способствующие развитию болезни. Различают ближайшие и отдаленные причины. К ближайшим относятся болезненные состояния самого организма, происходящие от расстройства деятельности рлунг, мкхрис, бад-кан, а также болезненные нарушения в системе крови, к отдаленным причинам — все те, которые связаны со «сладострастием, гневом и невежеством, а также с нарушениями образа жизни и питания».

В девятой главе описываются так называемые «три болезненных агента», провоцирующие болезни. В основе их лежат три качественных состояния: «недостаточность, чрезмерность и извращенность», которые в буддийской литературе выходят за рамки понятия «болезнь». Они применяются не только в медицине, но и для характеристики природных и социально-биологических явлений. Расстройства системы рлунг (нервно-психические) возникают от чрезмерной умственной нагрузки, болезни мкхрис — от чрезмерного употребления острой, раздражающей, горячительной пищи, а бад-кан — от чрезмерного употребления питательной пищи, бездеятельности, ожирения и т. д.

Состоянием, противоположным «чрезмерности», является «недостаточность». «Извращенность» — это необычное, парадоксальное отклонение (нарушение) природных закономерностей, например летний зной в зимнее время, снегопад летом и т. д. В образе жизни — это дневной сон вместо ночного, употребление одновременно несовместимых видов пищи и т. п.

В этой же главе определяется значение повышения и снижения функциональной деятельности рлунг, мкхрис и бад-кан в зависимости от сезона года. Также описываются общие и частные причины, провоцирующие болезни. К общим относятся неблагоприятные климатические факторы, нарушения диеты и образа жизни «неправильное питание, неправильное лечение, греховные деяния и частое употребление горькой, легкой и жесткой пищи, изнурение трудом, голодом, прочие перенапряжения, бессонница, душевная печаль» и т. д.

Нарушения «системы мкхрис» и связанные с ними болезни с повышенной температурой усиливаются при чрезмерном употреблении горячительной, сладкой и острой пищи, вследствие постоянного раздражения, привычки спать среди дня, утомления от сильного бега и ходьбы и других перенапряжений.

Болезненные состояния «системы бад-кан» и недугов с пониженной температурой связывают с «чрезмерным потреблением горькой, сладкой, тяжелой и прохладительной пищи, несвоевременным ее приемом, когда еще не успела перевариться предыдущая, с пребыванием на сырой земле в течение длительного времени и т. п.

В десятой главе говорится о преимущественной локализации болезненного процесса при расстройствах деятельности «систем рлунг, мкхрис и бад-кан».

В одиннадцатой главе анализируются причины развития и ослабления болезненных проявлений, тесно связанных с состоянием деятельности рлунг, мкхрис, бад-кан. Прежде всего, болезни связываются с «огненной теплотой» тела (энергетические, обменные процессы организма). Перечисляются основные признаки, симптомы патологии трех систем в зависимости от усиления или ослабления «огненной теплоты».

В двенадцатой главе дается классификация болезней. Болезни различают по этиологическому принципу — врожденные и приобретенные; по половозрастному делению — мужские, женские, детские, старческие и распространяющиеся на всех. Нозологическая классификация предполагает деление болезней на эндогенные и экзогенные, по локализации и клиническим проявлениям, а также по излечимости или исходу болезней. В тибетской медицине насчитывается 404 основные группы болезней. В то же время считается, что по клиническим признакам (симптомам, синдромам) их бесчисленное множество. Все болезни подразделяются на «горячие» и «холодные», т. е с повышенной или пониженной температурой. В динамике заболевания различают:

  • период причины (скрытый);
  • начальный (первых признаков);
  • развития (период ясных клинических проявлений);
  • период полного разгара болезни.

Фактически эта глава отражает классификацию общей и частной патологии тибетской медицины, подробно разбираемую в третьей части «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», представляющей самую трудную и важную по содержанию часть этих трактатов.

Тринадцатая глава посвящена предписаниям повседневной поведенческой деятельности человека, способствующим предотвращению или излечению болезней. Рекомендуемая деятельность человека делится на три вида: постоянная, соответствующая сезонам года, деятельность при разных частных обстоятельствах. В постоянной деятельности различают мирскую деятельность настоящей жизни и высшую — на основе традиционной восточной морали.

Большое значение для сохранения здоровья придается правильному образу жизни, рациональному питанию, сну, купанию, знанию норм и правил половой жизни и гигиеническим мерам.

По «высшей морали» основным достоинством земного человека считается твердое слово и его непременное исполнение. Далее идут наставления следующего характера:

  • «дурное дело, хотя оно было намечено, отвращай, хорошее дело, хотя оно запоздало, предпринимай;
  • не принимай все сказанное за истину без тщательной проверки;
  • следует говорить, обдумав, и не поддаваться лестным женским словам, и следует говорить с ними (с женщинами) твердо и искренне;
  • достойному, верному человеку говори ясно, не скрывая ничего;
  • всегда нужно быть умеренным, а в каждом конкретном случае проявлять дружественность и спокойствие;
  • в случае несправедливости принимай сторону притесняемого, а когда победишь, будь сам умеренным. Если будешь мудрым — смиряйся, если будешь богатым — будь воздержанным;
  • не унижай низших, подавляй завистливое чувство к высшим, счастливым;
  • со всеми живыми существами следует поступать так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Четырнадцатая глава содержит сведения о деятельности рлунг, мкхрис и бад-кан в зависимости от времени года (сезонов). В каждом сезоне они в организме имеют свои отличительные особенности, связанные с повышением или понижением их активности, в зависимости от которых даются соответствующие рекомендации в образе жизни, деятельности и характере питания. Очень важна рекомендация учитывать наличие «промежуточных переходных периодов» между сезонами года, влияющими на перестройку деятельности всего организма. По существу в этой информации заложены идеи о биологических ритмах организма, а также рекомендация учитывать их в оценке физиологических систем в норме и патологии.

Пятнадцатая глава посвящена специальным наставлениям. В тибетской медицине считается, что всякое искусственное задержание физиологических отправлений организма может привести к болезненному состоянию. Так, считается недопустимым не спать, когда организм этого требует, не рекомендуется терпеть голод, жажду, сдерживать отрыжку, рвоту, чихание, дыхание, кашель и другие естественные отправления организма.

В шестнадцатой главе подробно рассматриваются вопросы диететики, правил питания, дается перечень пищевых продуктов: злаковые, фрукты и овощи, мясомолочные продукты, а также различные виды вин. Пищевые продукты рассматриваются не только как питательные вещества, но и как лечебные средства. Приводится своеобразная классификация лечебных средств животного и растительного происхождения, подробно перечисляются лечебные свойства мяса различных видов животных, пищевых растений. Важную информацию в главе представляют сведения о влиянии пищевых продуктов на деятельность различных органов организма в разных возрастных группах, а также показания и противопоказания к их потреблению при тех или иных болезненных состояниях. В частности, о винах сказано: «Вина бывают сладкого, кислого и горького вкусов, а после переваривания в желудке приобретают кислый вкус. В малых количествах вино послабляет на низ, развивает теплоту, возбуждает отважность, способствует увеличению сна и целебно для систем рлунг и бад-кан. В чрезмерно больших количествах вино извращает духовные способности, приводит к неосмотрительности и потере стыдливости (скромности). При легком опьянении человек водворяется в область легкомысленных поступков и, игнорируя принятые миром обычаи, приличия, чувствует себя счастливым. При средней степени опьянения он становится как бешеный слон, совершает непотребные грехи, переступает свои (моральные) границы. При сильной степени опьянения он лежит без души, как мертвый, ничего не понимающий, и уходит в область мрака».

В семнадцатой и восемнадцатой главах даются приметы испорченной пищи, вызывающей отравления, перечисляются несовместимые продукты, а также рекомендуемая мера принимаемой пищи. Так, «нельзя употреблять рыбу с молоком, молоко с фруктами, гороховый суп с сахаром и тараком, пить холодную воду после употребления козьего мяса и топленого масла. Нельзя держать долго только что сваренное мясо с клубящимся паром в закрытой посуде».

Необходимо употреблять различные блюда в правильных пропорциях, запивать принятую пищу жидкостью, при нарушении пищеварения пить кипяченую воду. Для того чтобы располнеть худому человеку, следует пить вино, а полным для похудания рекомендуется мед с теплой водой.

В девятнадцатой - двадцать первой главах изложено учение о лекарственных средствах тибетской медицины.

В двадцать второй главе описываются хирургические и физические методы лечения, а также хирургический инструментарий. Перечисляются многие хирургические инструменты и описывается их назначение: различного рода зонды, прямокишечные и вагинальные зеркала, костные инструменты, пилы, различные скальпели, хирургические ножи, катетеры, ингаляторы, приспособления для прижигания и т. д. Даны описания более восьмидесяти инструментов. К наружным физическим методам лечения в тибетской медицине относятся: компрессы, ванны, втирания, массаж, кровопускания, прижигания, иглотерапия, а также хирургические оперативные вмешательства четырех видов (разрезы, ампутации).

В двадцать третьей главе изложено учение о том, что «нужно делать, чтобы прожить без болезней, и о том, что нужно делать, чтобы продлить жизнь». Об этом сказано так: «Правильный образ жизни, питания и знание медицинских наставлений — залог жизни без болезней». Когда с возрастом ослабевают силы организма, рекомендуется «набирание жизненных соков», которые достигаются гигиеническими знаниями, выбором местожительства, соответствующими лекарственными средствами. По тибетским канонам, продлению жизни, процветанию здоровья способствует употребление умело сочетаемых пищевых и лекарственных средств.

Приводимые в главе наставления для лиц преклонного возраста относительно образа жизни, а также лекарственных средств могут заинтересовать представителей современной гериатрии и геронтологии. Более детальное изучение этого опыта древних врачей может выявить много полезного для современной геронтологической науки.

В двадцать четвертой и двадцать пятой главах изложены принципы распознавания болезней. Диагностика основана на сравнительном анализе сведений о признаках и причинах болезни, о характере ее течения с учетом функционального состояния отдельных органов и всего организма в зависимости от времени суток, месяца, сезонов года и т. д. Выяснение истории болезни и объективный осмотр, тщательная оценка состояния пяти органов чувств больного считаются основными диагностическими приемами искусных врачей. Помимо того, при диагностике болезней подчеркивалась необходимость специального искусства, определенных тактических моментов при общении врача с больным. Здесь же описываются конфузные ситуации, в которых оказываются невежественные врачи, не постигшие основ врачебной науки. О таких врачах сказано: «...они плохие диагносты, причины болезней объясняют самыми разнообразными выдуманными ими моментами. Для приобретения славы они дают совсем новое название болезни и никому не известное лекарство. Хотя такой врач и не разобрался в болезни, но ложная слава мудрого врача за ним может распространиться».

В главе двадцать шестой описаны практические основы лечебной тактики врача. Они, представляя исторический интерес, не утратили своего значения и в наше время.

Рассматриваются четыре положения:

  1. когда врачевать легко;
  2. когда врачевать трудно;
  3. когда нужно врачевать, чтобы лишь слегка подлечить;
  4. когда оставить без лечения.

«Легко лечить больного, если врач знает на должном уровне все составные части (разделы) медицинской науки и отличается нравственной чистотой, когда лекарства приготовлены по всем правилам и обладают всеми лечебными достоинствами; если сам больной рассудителен, обладает совершенным разумом, выполняет все наставления врача, способен понять причину и обстоятельства, вызвавшие болезни; когда болезнь лечится в начальном периоде и течет без осложнений»

«Трудно врачевать» больных при обстоятельствах, противоположных указанным выше, а также лиц, неприязненно относящихся к врачам, лиц легкомысленных, извращенных дурной жизнью, потерявших всякую веру в излечение и т. д.

«Слегка подлечить» необходимо тогда, когда больному лечебный режим приносит пользу и «осталось еще время жизни, отведенное ему судьбой».

«Оставить без лечения» больного только тогда, когда лечение не будет давать положительных результатов, когда появляются явные признаки смерти, когда больной поражен «девятью конечными, прекращающими жизнь недугами».

Под «девятью конечными недугами» в тибетской медицине подразумеваются:

  1. «истечение срока жизни, предопределенного судьбой (наступление естественной смерти);
  2. нарушение всех внутренних связей материальных стихий организма;
  3. полное отсутствие лечебного эффекта (неминуемый смертельный исход при любом лечении);
  4. поражение жизненно важных органов;
  5. прекращение деятельности рлунг, поддерживающего жизнь (ввиду запущенности болезни);
  6. переход жара, лихорадки своих высших пределов;
  7. переход холода организма своего низшего предела;
  8. полное истощение основных сил организма;
  9. чрезмерная измученность (атональное состояние)»

В двадцать седьмой и двадцать восьмой главах изложены вопросы терапии при ясно установленном и неустановленном диагнозах болезни. Первым тактическим шагом лечащего врача считается определение метода лечения, выбор средств общей и частной терапии, а также специальных методов лечения с учетом характера, течения болезни и ее осложнений.

Выбору методов и средств лечения придавалось очень важное значение. В двадцать восьмой главе сказано: «Хотя и имеется бесчисленное количество средств, которыми можно лечить болезни, но при отсутствии точного выбора, которым должно производиться врачевание, равно что стрелять из лука в темноте (по мишени). В лечебной практике, в первую очередь, рекомендуется давать средства, излечивающие или успокаивающие самые опасные для жизни расстройства, а затем переходить на другие».

В тактике лечения важно учитывать факторы времени не только в течении болезни, но и в назначении препаратов. «Существует десять приемов назначения лекарств, в зависимости от времени дня, суток, приема пищи». Считается «невежественным правилом» назначать прием лекарств в «период сварения пищи». Далее указывается на необходимость знания «меры лечения»: «Если болезнь успокоилась, то продолжать слишком долго давать лекарства не следует, ибо это может породить новые болезни». В этом положении по существу высказывается мысль о новой патологии — лекарственной болезни.

При трудно распознаваемых болезнях лечение рекомендовалось начинать с назначения общетерапевтических средств, «зорко наблюдая за характером течения болезни, подобно кошке, подкрадывающейся к добыче». В этих случаях не исключается пробное лечение.

Основной принцип в лечении — это назначение средств противоположного действия. Так, при болезнях с лихорадкой назначают средства жаропонижающего действия, при «холодных заболеваниях» — применяют средства в виде «четырех разжигающих огней». К ним относятся: «микстуры из всех горячительных средств» — терапевтический огонь, прижигания — хирургический огонь, употребление теплой, сочной пищи — пищевой огонь и, наконец, огонь, «доставляемый образом жизни». Понятия «огонь и теплота» мы рассматриваем как состояние активной функциональной деятельности отдельного органа или всего организма.

В двадцать девятой главе описано два метода лечения — упитыванием и голоданием.

Тридцатая глава посвящена вопросам лечения расстройства трех систем — рлунг, мкхрис и бад-кан. Описываются показания к этим методам лечения, средства, повышающие или понижающие силы тела. Показаниями для лечения методом упитывания считались болезни системы рлунг, при которых истощены основные силы организма (нервное истощение, туберкулез, беременность, кровотечения, старость, бессонница и т. д.).

Метод голодания рекомендовался при лечении нарушений перевариваемости, заразных болезней, мочеизнурения, внутренних нарывов, подагры, ревматизма, болезней селезенки, болезней нисходящего отдела толстого кишечника, поноса и рвоты, при лихорадке, ожирении и т. д.

При лечении голоданием больные по общему состоянию подразделялись на «ослабленных, средних и сильных». Сказано, что в результате правильного лечения голодом «у больных проясняются органы чувств, наступает бодрое самочувствие и физическая бодрость (хорошее настроение и легкость тела), улучшается аппетит, чувство жажды и голода приходят вовремя, нормализуются физиологические отправления».

При чрезмерном (неправильном) голодании у больных «основные силы организма приходят в нарушение, они худеют, появляется головокружение, бессонница, слабость, утрачивается острота органов чувств, теряется аппетит, нарушается рлунг» и т. д.

Таким образом, в тибетской медицине придавалось большое значение диетотерапии и режиму питания.

Тридцать первая глава посвящена учению о врачебной этике. В ней рассматриваются шесть факторов, определяющих деятельность врача:

  • истоки качеств;
  • природное качество, натура;
  • уверенность, последовательность в своих действиях, словах;
  • различие (дифференцировка) врачей;
  • личные деяния, судьба врача;
  • плоды, результаты врачебной деятельности.

При рассмотрении первого фактора сказано: «врач должен обладать умом, рассудком, мудростью, быть чистосердечным, прямодушным, верным клятве и обету, обладать мастерством и искусством врачевания, одержимостью, старательностью в деле, а также научными знаниями».

Мудрым считается тот, «кто от природы наделен большими умственными способностями, мудро разбирается в вещах, явлениях, событиях, обладает способностью познания, когда полностью освоил обширные и краткие медицинские сочинения, кто не опасается запутаться или оказаться в тупике при всякого рода трудных ситуациях в медицинской практике, распознает болезни на основе своих знаний, обладает предвидением, пророчеством. Это самые лучшие качества мудрого врача. Прямодушие, чистосердечность врача помогают познавать цель и суть его деятельности, предвидеть ее конечные результаты. Такой врач, увидев страдающих, преисполняется желанием оказать им помощь. Он должен обладать душевным равновесием, умиротворенным духом. Только такой человек способен проявить милосердие к другому. Он должен сохранять равновесие и твердость духа всегда, встречаясь со страданием, весельем или равнодушием. Такому врачу легко врачевать и стать другом многих излечившихся».

Клятва и обет требуют от врача выполнения шести обязательств:

  • «уважать своего учителя, как бога;
  • наставления его воспринимать как священное учение;
  • основы учения о медицине воспринимать как научную истину;
  • ко всем людям относиться как к друзьям и родственникам;
  • к больным относиться, как к своим детям;
  • к гною и крови относиться, как к свинье и собаке» (т. е. без брезгливости).

Умение, искусство врачевания достигается «телом, языком и мыслью». Он должен владеть искусством приготовления лекарств и производить хирургические операции, приятными речами (словами) возбуждать «энергию» (вселять веру в выздоровление, поднимать настроение и т. п.) больного, в силу глубокого ума обладать ясностью представлений и четкой направленностью мышления.

Таково содержание второй части «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо»


© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".