Пользовательский поиск

Исходная глава «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо»

Приведем смысловое содержание исходной главы «Чжуд-ши», преднамеренно приближая к современной лексике.

Продолжение ниже

Механизмы возникновения и перцептивные типы внутрикостных дисфункций

... картину мы находим на уровне позвонков L2-L4 — там дисфункция тела позвонка часто ассоциирована с корнем брыжейки. Если кто читал книги по тибетской медицине, то, наверное, обратил внимание , что позвоночник в тибетской медицине начинается с Тh1 и вниз до крестца, а все, что выше, называется ...

Читать дальше...

всё на эту тему


«Цза-чжуд» — исходная глава (6 глав).

Первая глава. Прекрасная обитель — местопребывание отшельников, город лекарств, окруженный четырьмя горами, на которых в изобилии растут лекарственные растения, где много минералов, минеральных источников и животных. В этой прекрасной обители восседает учитель медицины Гуру Манла (тиб. Сман-бла — Верховный медик). Гуру Манла проповедует основы медицины собравшимся «четырем классам» слушателей: небожителям, мудрецам, иноверцам-небуддистам, правоверным буддистам. Тибетское название этой главы переведено А. М. Позднеевым (1908) как «Начальная глава о первоисточнике, на основании коего излагается рассказ». В целом в этой главе символически обобщено содержание медицинской науки, в ней подчеркивается мысль, что лекарства растительного, животного и минерального происхождения, производимые природой, являются основными средствами терапии. Представители «четырех классов» слушателей символизируют жителей Вселенной, включая небожителей.

Вторая глава раскрывает цели и задачи медицины, необходимость их познания и дает методические рекомендации по их изучению. Эта часть текста «Цза-чжуда» представляет собой нечто подобное оглавлению современных произведений и содержит также подробные методические рекомендации по подходу к изучению трактата и предмета медицины в целом.

В третьей главе даются и комментируются основные сведения о здоровом и больном организме человека. Перечисляются внутренние «три порока» (физиологические системы) организма, обозначаемые терминами «рлунг», «мкхрис» и «бад-кан», каждый из которых подразделяется на пять разновидностей по своим специфическим функциям. Подробная функциональная характеристика этих систем содержится во второй и третьей частях «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо».

Сказано, что здоровье человека обусловлено равновесием трех внутренних «систем» и отправлений при соответствующем образе жизни и диете. В главе указывается, что пища в процессе усвоения и всасывания проходит семь последовательных превращений:

  1. питательный сок,
  2. кровь,
  3. мышцы,
  4. жир,
  5. кости,
  6. мозг
  7. семя.

Из этих субстратов предельно сложными считаются мозг и семя. К естественным выделениям, названным в этой главе «нечистотами и грязью», относятся кал, моча и пот. Далее перечисляются «три порока», приводящие к болезни, и «четыре обстоятельства», способствующие усилению или ослаблению течения болезней. К болезням «трех пороков» относят расстройства трех систем — рлунг, мкхрис и бад-кан, а к «четырем обстоятельствам» — вредное влияние времен года, «злых духов», неправильного питания и образа жизни. По тибетской трактовке возникшие болезни могут распространяться по кожному покрову, мышечной ткани, крови, желтой воде (лимфе) и внедряться в костную ткань, в плотные и полые органы.

Для каждого из «трех основных пороков» в трактате определена область преобладающих функциональных проявлений: «бад-кан — в грудной области, рлунг — в тазовой, а мкхрис — в промежуточном пространстве».

Причем «рлунг циркулирует по всему организму, мкхрис — в крови, тканях и органах экскреции, печени, желудке, глазах и органах чувств, бад-кан — с питательным соком в мягких тканях, костном мозге, в легких, почках и т. д.».

В зависимости от возраста человека, времени года наблюдается преобладание тех или иных функций «трех пороков»: «бад-кан — у ребенка, мкхрис — у юноши и рлунг — у старца. Летом чаще отмечается расстройство рлунг, осенью — мкхрис, а весной — бад-кан».

Глава завершается изложением взглядов тибетской медицины на основы материального мира: «внешний мир и все живое состоят из четырех материальных субстанций — земли, воды, огня и газов».

В четвертой главе изложены принципы распознавания болезней. В тибетской медицине различают тридцать восемь диагностических приемов при расспросе о болезни, осмотре и ощупывании больного. Глава начинается словами: «Точный диагноз устанавливайте посредством осмотра, ощупывания, расспросов о болезни. Исследуйте подлежащее осмотру глазом. Исследуйте пульсовые сосуды, подлежащие ощупыванию пальцами. При устном опросе необходимо выяснить обстоятельства образа жизни, способствующие началу болезни, признаки, с которых начала проявляться болезнь, кто, когда и чем лечил». По сути дела, это сбор сведений истории жизни и болезни больного.

Пульсовой диагностике в тибетской медицине придавалось очень большое значение. Различали состояния пульса, свидетельствующие о нормальной деятельности органов и «систем» организма в разное время года, лунного месяца и суток.

Пятая глава повествует о средствах и методах лечения: «Средствами, предупреждающими и врачующими болезни, являются пища, образ жизни, терапевтическое и хирургическое лечение». Применительно к «трем порокам» (рлунг, мкхрис и бад-кан) перечисляются пищевые продукты, методы лечения и лекарственные средства, а также даются рекомендации по оптимальным климатическим и географическим условиям, физической нагрузке, как для здорового, так и для больного организма.

Что касается тибетской фармации, то в трактате приводится перечень 98 групп лекарственных средств, классифицируемых по лечебным свойствам, шести вкусовым качествам, а также применительно к повреждениям трех указанных выше систем. Представлены разные лекарственные формы: порошки, отвары, пилюли и т. д. Перечисляются наружные физические корригирующие методы, начиная с массажа, кровопускания и иглоукалывания до хирургических манипуляций.

В шестой главе в виде древа дана структура медицинской науки того времени. Все разделы, отделы, главы представлены в виде стволов, ветвей, листьев трех корней древа. Девять стволов соответствуют девяти основным разделам тибетской медицины: нормальное состояние организма, поврежденное состояние (болезненное), осмотр, ощупывание, опрос, характер питания, образ жизни; лекарства, физические методы лечения. Глава заключается словами: «Эта вступительная основа, которая составлена с присоединением примеров и чисел и в которой объединяется все, как в сердце, является предметом усвоения для некоторых, исполненных разума и премудрости, а рожденные худоумными не могут понять ее».




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".