Пользовательский поиск

О происхождении остеопатии

Остеопатия, отрасль медицины, от которой отпочковалась КСТ, является наследием до-технологической эпохи, когда пальпация тканей была основным научным методом диагностики, позволявшим устано­вить тяжесть заболевания, а заодно «поправить здоровье». У этого самого древнего «механического» приема есть тысячи вариантов, его используют испокон веков во всех концах земного шара: и представи­тели африканских и южноамериканских племен, сохранивших почти первобытный уклад жизни, и чуть более цивилизованные народности на островах Тихого океана, и знахари, до сих пор встречающиеся в Европе... В большинстве стран третьего мира до сих пор с успехом применяют первобытные манипуляции и техники, ― как правило, этим занимаются потомственные костоправы. Они обходятся без письмен­ной традиции, без официальной школы, без медицинской теории и без культурного обмена с коллегами из других стран и племен.


В странах Запада мануальная медицина имеет долгую и славную историю. Традиционные, очень простые методы народной медици­ны, предвосхитившие или положившие начало остеопатии: «вытоп­чи поле», «как взвешивают соль», «объятья пастуха» ― восходят к эпохе неолита или даже палеолита. По сути, ни основоположник остеопатии Эндрю Стилл, ни «отец хиропрактики» Дениэл Палмер не изобрели чего-то принципиально нового. Они лишь возродили тра­диционные методы костоправов и систематизировали знания согласно научным принципам, на которых базируются классическая анатомия и физика. Таким образом, благодаря стараниям Стилла, перед остео­патией открылась возможность дальнейшей интеграции с современ­ной технологической медициной (аллопатией).

На этапе становления остеопатия рассматривала тело человека как жесткую «геометрическую» структуру. Ее каркас и опора ― скелет, ее движущие силы ― нервы, ее система снабжения ― кровоток. Имея инженерное образование, Стилл не мог не увидеть в человеческом ор­ганизме еще одну динамическую систему (из множества существующих в мире), которая к тому же снабжена огромным количеством «трубо­проводов» и «блоков». Поэтому он стремился вносить поправки в его работу, основываясь на своем интуитивном понимании механических взаимоотношений между частями тела (костями, апоневрозами, сосуда­ми и т. д.). Будучи сыном врача, он пробовал изучать аллопатическую медицину, но со временем отказался от этой идеи.

«Я родился и вырос в атмосфере уважения и доверия к исцеляю­щей силе медикаментов, но после долгих лет подчинения диктату луч­ших медицинских источников и многочисленных консультаций, дан­ных мне типичными представителями различных школ, я расстался с надеждой когда-нибудь добиться ожидаемых результатов от лекар­ственных средств и оказался лицом к лицу с очевидным: медицина не просто не заслуживает доверия― она опасна».

Принципы механики, на которых основана остеопатия, стары как мир. Я открыл их, когда находился в Канзасе. ˂...˃ За те пять лет, в течение которых я получал инженерное образование, я начал рассма­тривать строение человека как чертеж машины. ˂...˃ Я начал экспери­ментировать с человеческим телом, как механик экспериментировал бы с любой машиной, которую необходимо содержать в идеальном порядке и в безупречном рабочем состоянии. Есть много способов, чтобы настроить машину. Так же и остеопат не должен зависеть от какого-то единственного метода "регулировки" костей».

В 70-е годы XIX века Стилл развивал методы, основанные на более тонком анализе анатомических отношений: «У нас, как у инженеров, возникает один вопрос: что телу не удалось сделать?»

Хотя до сих пор никто не дал единого определения техникам Стилла, можно с полной определенностью сказать, что он использо­вал механическое давление, чтобы восстановить кровоснабжение и нервные реакции на пораженных участках тела. Он работал, исходя из убеждения в том, что естественные потоки, «омывающие» орга­низм, могут восстановить гармонию. Ему не нужно было противосто­ять каждому микробу и выводить каждый токсин, потому что тело, как единая динамическая система, способно очиститься, не прибегая к дополнительным токсическим вливаниям.

Медицинские изыскания и оригинальные идеи Стилла способство­вали быстрому успеху остеопатии. Например, он боролся с пневмо­нией как со сдавлением торакальной/легочной системы, ведущим к застою в венозной системе и загрязнению крови и излечимым лишь посредством последовательной коррекции взаиморасположения опре­деленных костей. В случае катаракты, он советовал: «Выправите ко­сти верхнего отдела позвоночника, ребра и шею и восстановите нор­мальную иннервацию и кровоснабжение. Затем легко постучите по глазу, чтобы немного расшатать хрусталик».

Одним пальцем легонечко постучите по тому пальцу, подушечка которого упирается в глаз. Од­нако удар должен быть достаточно ощутимым, чтобы глаз отреагиро­вал незначительной болью. С помощью этого приема без какого-либо хирургического вмешательства в большинстве случаев пациенты из­бавляются от катаракты»

Подвижность соединений между костями, мышцами и нервами более или менее очевидна, и нет нужды спрашивать о потенциальной эффективности остеопатии при лечении различных травм, боли, рас­пространяющейся по ходу седалищного нерва, и даже запоров. В по­добных случаях остеопатия представляет собой продвинутый вари­ант терапевтического массажа. Но сам Стилл считал свою систему пригодной для лечения самых разных заболеваний: диабета, паротита (свинки), истерии, алкоголизма, психических расстройств... Да, он ис­пользовал дополнительно медикаментозные препараты, диету, гигиену, хирургические вмешательства, вербальную психотерапию. Но акцент изначально делал на глубоком понимании и реорганизации анатомии, не только «в общем и целом», но на каждом тончайшем уровне, вклю­чая гормональную и фасциальную микроанатомию, ― так он подби­рался к созданию целостного анатомофизиологического механизма.

Однако до сих пор существует предубеждение по отношению к осте­опатии. Она якобы не имеет права стоять на одной ступени с традици­онной медициной, в частности с терапией, поскольку не располагает до­стойным инструментарием, не базируется на развернутой теории, а сво­дится всего лишь к применению приемов механического регулирования или висцерального массажа. И никого из критиков не смущает тот факт, что пальпация кишечника может уничтожить новообразование с тем же успехом, что и манипуляции, произведенные при помощи скальпеля.

Если посмотреть на остеопатию под другим углом зрения, не­трудно убедиться, что она представляет собой комплексную и вполне завершенную систему. Она предполагает лечение, основанное как на механистическом объяснении причин и следствий, так и на принци­пах аллопатии, хотя как руководство к действию использует все-таки механистический подход, то есть отдает предпочтение не активному вмешательству в дела организма, а относительно легкой коррекции.

Остеопатия не нуждается в дополнительном вооружении, посколь­ку полагается на способность внутренних органов к самоизлечению.

Все, что для этого требуется, ― направить энергию в нужное русло. Аллопатия более тяготеет к энтропийному подходу. Она ищет причи­ны возникновения болезни повсюду, ее одинаково интересуют парази­ты, микробы, вирусы, бактерии, токсины, злокачественные процессы, «дурная наследственность». Таким образом, специалисты-аллопаты постоянно пребывают в трудах, изыскивая все новые и новые мето­ды лечения, »необходимые для выживания всего человечества». В из­вестном смысле, современная медицина боится разнообразия и слож­ности этой вселенной до такой степени, что диагностика и исправле­ние недостатков стоят для нее превыше самой жизни. Остеопатия же, напротив, исходит из убеждения, что большинство патологий могут быть обращены вспять с помощью простой механической стимуля­ции или манипуляции, ведь тело устроено достаточно разумно, чтобы при любых условиях оставаться работоспособным и самостоятельно справляться с большинством проблем.

Остеопатия основывается на убеждении в том, что изначально человек представляет собой самодостаточную и высокоорганизован­ную систему, способную своими силами регулировать «взаимоотно­шения» между внутренними структурами (костями, внутренними органами) и поддерживать баланс жидкостей организма. Таким об­разом, с точки зрения остеопата, большинство вмешательств в хими­ческую, генетическую и физическую среду организма подразумевают игнорирование естественных способностей к самоисцелению, кото­рые подменяются проникновением в молекулярные области, откуда, согласно чисто теоретической, идеализированной системе научных представлений, любое заболевание берет свое начало.

В свою очередь, аллопаты придерживаются мнения, согласно ко­торому молекулярные и даже атомные технологии в один прекрасный день доберутся до истоков всех заболеваний и излечат все, что может и должно быть излечено. А если это все-таки невозможно? Вдруг та­кой подход не окажется эффективным? Да и есть ли в нем необхо­димость? Что если молекулярно-атомный уровень на самом деле не является функциональной точкой отсчета для жизни? Что если он содержит всего лишь второстепенные эффекты кофакторов, возника­ющих где-то в другом месте? Что если все необходимые условия здо­ровья, целиком и полностью интегрированы в живые ткани, то есть, представлены на макроуровне? Что если синергия сцепления клеток образует единственный активный уровень жизни ― психосоматиче­ский? В конце концов, пока мы действительно не понимаем базового принципа соединения и взаимодействия клеток, который побуждает их запускать сложные химические процессы и осуществлять метабо­лические функции.

Следуя данной логике, мы можем сделать вывод: остеопатия не просто отрасль медицины, в некотором смысле она «более медицин­ская» отрасль, нежели хирургия. Ее приемы далеко не поверхностны. Они не могут не восхищать своей точностью, когда специалист про­кладывает себе путь к загадкам тела пациента, оценивая в комплексе состояние взаимодействующих сил, «прибирая к рукам» линии на­пряжения, выявляя и стараясь повысить сопротивляемость тканей, ― доверяя своим ощущениям, он идет по следу нарушений и добирает­ся до их истинных источников. Что может быть более практически обоснованным? Кто придумал и утвердил правила, согласно которым необходимо устранить последствия болезни, чтобы излечить ткани? Если в действительности любое нездоровье является следствием дис­баланса более глубокого, нежели та «причина заболевания», которую подразумевает конкретный диагноз, тогда мы должны согласиться с тем, что ортодоксальная медицина постоянно борется со следствия­ми патологий, но не с их истинными причинами.

Поскольку мануальная терапия временами обращается к серьез­ным внутренним заболеваниям и психическим расстройствам, спе­циалисты в этой области не рассматривают свои техники как исклю­чительно «скелетно-мышечные» («инженерные»); они восприни­мают пальпацию как средство, дающее доступ к основополагающим жизненным механизмам.

Еще сам Эндрю Стилл усматривал в кинетической системе орга­низма почти магические способности. Он предполагал, что циркуля­ция жидкостей, энергии и других субстанций в теле ― это тонко и высокоорганизованный комплексный процесс, охватывающий одно­временно многие уровни, в том числе кровеносные (артерии, вены), нервные, лимфатические и цереброспинальные каналы. Все, что он не мог охарактеризовать как один из каналов, через которые осущест­вляется циркуляция, он относил к общему механизму циркуляции. Начав как пылкий материалист, он закончил описанием легких как «органов, являющихся сутью жизни ˂...˃ слугами сердца ˂...˃ пере­дающими крови знания и саму жизнь».

С самого начала остеопатия старается примирить и соединить в себе ряд глубоких противоречий. С одной стороны, она представля­ет собой квази-академическую отрасль медицины, сродни аллопатии, а с другой ― новую систему, обращенную к связям между разумом и телом и комплексной динамике жизни. Кажется, Стилл, предложив механистический и вполне материалистический подход, нечаянно от­крыл нечто совсем иное ― совершенно новую систему. Сам того не осознавая, он прикоснулся к жизненным основополагающим источ­никам.

Существуют исторические прецеденты: Сэмуэль Ганеманн бук­вально наткнулся на феномен информационной активности гомеопа­тических микродоз, поскольку не предполагал, что высокомолекуляр­ные растворы химически инертны; он использовал их в терапевтиче­ских целях так, как если бы они действительно повышали активность вещества, и приписывал им динамические эффекты. Стилл проник в таинственное царство висцеральной энергии, не отдавая себе отчета в том, что его механистическая модель была лишь отправной точкой, позволившей вступить в контакт со сложно организованными клеточ­ными структурами. Принимая в расчет вес и плотность тканей, со­средоточив внимание на балансе взаимодействия фасций, он изобрел систему, позволяющую контролировать потоки энергий, пронизыва­ющие живые поля костей и прочих тканей организма. Остеопатия, которая родилась как метод физического исправления механических нарушений в организме и внешне в чем-то даже напоминала хирур­гию, со временем переросла себя, став виталистической отраслью. Однажды целители узрели и последовали за отблесками мириадов по­токов «текучего света» и неожиданно обнаружили себя находящи­мися внутри витального принципа ― отныне им предстояло иметь дело с самой жизнью.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".