Пользовательский поиск

Субличностные структуры: взрослый

Если о функциях субличностей дитя и родитель народ ещё имеет какое-то представление, то о функциях субличности взрослый осведомлены немногие, хотя и называют себя оным термином. Основная функция взрослого, о которой все осведомлены, – взрослый ходит на работу, работает или делает работу, да, ещё деньги зарабатывает. Примерно половина пациентов думают о зарабатывании денег на жизнь, и некоторое количество людей относят сюда заботу о детях. Одним словом, работу работает. При этом как-то забывается, что люди с ведущими субличностями дитя и родитель тоже в состоянии работу работать. Только они работают так, что глазами бы эту работу не видеть, ушами не слышать и руками не трогать. Короче, взять бы их руки да под паровоз – самое что ни на есть полезное действие из предложенных трудовых отношений.

Продолжение ниже

Субличностные структуры: ребёнок

... тоже личность». Так уж устроен этот мир. Другого мира для нашего физического проявления всё равно нет. Любая личность вмещает в себя три субличности, из коих она, собственно, и состоит. Их обозначают как родитель, дитя (ребёнок) и взрослый. Эрик Берн наилучшим образом разработал ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Наглядный пример того, как люди слушают и слышат друг друга, задают один вопрос, а ответ получают на другой. Классическим примером является разговор между мамой и её ребёнком возле кассы в супермаркете. Ребёнок, мальчик четырёх – пяти лет, просит: «Мама, купи мне «бумер»!» Мама, симпатичная женщина около тридцати лет, ответствует: «Зачем мне твой «бумер»? Сейчас выйдем из магазина, и я тебе мороженого куплю». Ещё автору нравится ответ пациентов на вопрос: «Зачем вы вышли замуж или женились?» Никто не ответил на этот простой вопрос правильно. Попробуйте, что получится у вас? Думаете, у вас лучше выйдет? Взрослые умеют слушать и слышать друг друга. При этом самое забавное, что в уставе воинской службы оные функции чётко прописаны, но военные сами же, ими пользоваться не умеют, и понятно почему: где ж у них взрослых-то взять, ежели их в армии отродясь не водилось? Впрочем, справедливости ради, автор всё же знает одного – князя Кутузова Иллариона Михайловича.

Шон Коннори устами короля Артура в фильме «Последний рыцарь» основные функции взрослого излагал кратко и просто с точки зрения религии и морали: «Господи, дай мудрости выбрать, воли решить, силы исполнить». В нашем варианте это будет звучать попроще, и не столь торжественно.

Итак, взрослый либо есть, либо нет, во-первых. Он либо осознанный, либо спонтанный, во-вторых. В этом месте, пожалуй, смысла говорить о доминировании, никакого нет. Вот чего никогда не бывает, так это позитивного и негативного вариантов оной ипостаси индивида. Некогда ей, знаете ли, эмоциями баловаться и терять время на переживания, не царское это дело. Взрослый занят делами. Он занят решением задач и внутренним самоусовершенствованием, а кроме этого и поддержанием равновесия внутри и вокруг себя. Есть и ещё одно крайне интересное дело, наблюдение за действиями окружающего населения. Вот где цирк по полной программе в любое время дня и ночи. Он не теряет энергию и силы на выяснение отношений и не барахтается в ненужных спорах, в которых всё равно ничего родиться не в состоянии, кроме взаимного недовольства и неприятия. Он дело делает, без стука, грома, пыли и светошумовых эффектов. Именно эта субличность дело делает, а не работу работает.

Что бы ни произошло и что бы ни случилось, сначала взрослый садится в позу роденовского «Мыслителя». Он собирает и обобщает факты и информацию, выясняет истинные причины происходящего, отбрасывая само понятие о выгоде того или иного направления в силу заинтересованности в поиске настоящих причин происходящего, а не того, что может показаться или напрашивается само собой. При выполнении первой функции взрослый становится Шерлоком Холмсом, разыскивающим факты, улики и мотивы, больше ничего. Он не пытается с ходу включиться в происходящие процессы, он наблюдает и анализирует, основываясь на объективной реальности, но не на субъективном мнении кого бы то ни было. Предвзятость отсутствует по факту её полного отсутствия. Он никогда не ищет выгоды для себя, его выгода просто не интересует. «Платон мне друг, но истина дороже». Дороже, но исключительно для самого взрослого.

Принципы «несмотря ни на что» и «любой ценой» по отношению к этой субличности не имеют значения и смысла. Она, субличность, то есть, направлена на достижение справедливости и поддержание равновесия внутри своей души. Точнее оные вещи даже и усилий не требуют, поелику исполняются естественным образом на уровне автоматизма. А стало быть, никаких усилий прилагать не приходится. Эти принципы создают комфортное существование и радость бытия – главные устремления жизни взрослого. Происходит полное совмещение возможностей и потребностей. Одним из примеров может послужить Диоген Лаэртский. По этой причине описываемый тип никогда и никуда не торопится, но всегда успевает оказаться в нужном месте в нужное время. Он находится в положении зрителя, наблюдающего за спектаклем. Случайно попал на прогон какой-то пьески, и любопытно узнать, чем, собственно, дело закончится. Но он только наблюдает и ничего более.

Вот теперь самое время полюбопытствовать: умеете ли вы, уважаемый читатель, уходить в зрительный зал в нужное время и в нужном месте, став зрителем, а не артистом? Попробуйте ответить себе на этот вопрос без обмана. Обмануть любого человека можно, но в итоге вы обманываете себя и никого больше. Слабо быть объективным по отношению к самому себе? Ох как трудно не производить никаких действий, если руки так и чешутся, а эмоции бьют через край. В русских народных сказках жена, отправляя мужа в дальнее странствие, не забывает дать последний совет мужу: «Когда вернёшься домой, прежде чем что-нибудь сделать, сосчитай до десяти. Запомни, не забудь». И это всегда помогает и уберегает героя от непродуманных действий, когда «моча в голову ударяет». Попутно возникает любопытный вопрос: а так ли уж силён пресловутый сильный пол? И если силён, то чем? Не головой во всяком случае.

Следующий шаг – принятие решения. Ни дитя, ни родитель решений принимать не в состоянии. Первый по незнанию и страху ответственности, второй, как ни парадоксально, потому, что знает всё. Родителем руководят парадигмы и стереотипы. Он не способен посмотреть на проблему с нескольких сторон. В данной ситуации, коли таковая имеет место встречаться в вашей практике, вы пытаетесь сделать невозможную вещь. Вы пытаетесь влезть в детские ползунки, имея 170 сантиметров росту и 80 килограммов весу. Представили, как это выглядит? Смешно выглядит. Вот именно этим народ и занимается каждый божий день, что на Западе, что на Востоке. Речь не идёт о предметах одежды. Речь идёт о способе мышления и принципах подхода к разным жизненным ситуациям. Стереотипы мышления и поведения желательно периодически менять, по возможности почаще, ибо всё течёт, всё меняется. Только людям свойственно крепко держаться за старые и отжившие убеждения. Теперь вы в курсе, что сие свойственно субличности родитель. Ох уж этот страх потери авторитета, и на что только люди не идут ради него!

Фаза принятия решения для многих людей оказывается неподъёмной и крайне сложной задачей. Чего только не придумывают, чтобы не решать. Самый простой и лёгкий способ, найти виноватого. Песенку из кинофильма «Дети капитана Гранта» вспомнили? Часто ищете виноватых? Наверняка грешите по полной программе или с купюрами, что для организма совершенно неважно. Важно, что непринятие решения прямиком ведёт к болезням на физическом уровне. Простуды, пневмонии, нефриты… Имя им легион. Чем дольше не принимается решение, тем дольше и чаще человек болеет. Чем важнее решаемый вопрос, тем серьёзнее заболевание. Сколько людей травятся антибиотиками, гормональными и прочими препаратами, не осознавая истинных причин болезни, хотя организм о них кричит, прямо-таки надрывается, бедолага, но всё впустую: люди себя не слышат в упор.

Частенько приходится видеть пациентов, бегающих по врачам, изнывающих оттого, что никак не удается вылечить свою «хронику», у которых вся симптоматика исчезает, как только они осознают необходимость принятия решения и принимают его. Все симптомы и болезни исчезают буквально на следующий же день. Удивления достойно, что доктора не видят истинной причины «головной боли» своих подопечных. С них-то взять нечего, они больные люди и идут за помощью. Впрочем, и врачам не до них – «конвейерная медицина» не способствует таким изыскам, как индивидуальный подход к организму, как об этом заявлено в концепциях медицинской общественности, более того, он просто мешает схемам диагностики и лечения. Да и врачи те же люди, и с психологией у них не очень, честно признаться. Так что, ребята, на улучшение качества медицинского обслуживания лучше не надейтесь особо, меньше будете разочарованы в итоге.

Принятие решения не такая простая штука, как может показаться наивному ребёнку или всезнающему родителю, поэтому они всячески стараются найти виноватого, переложить принятие решения на кого-нибудь, неважно кого, выждать, пока всё не рассосётся само собой, что иногда и случается. «Ох, нелёгкая это работа, из болота тащить бегемота!».

Человек, который не может или отказывается по разным причинам от принятия решения, ставит себя в положение буриданова осла. В Средние века во Фрации имел честь проживать и трудиться филосов-схоласт Жан Буридан (около 1500 – около 1558 гг.). В одном из философских сочинений у него сей почтенный осёл и упоминается. Если взять вышеозначенное животное и поставить его между двумя охапками сена, одинаковыми по весу, объёму, составу и удалёнными от него, осла то есть, на одинаковое расстояние, в результате указанный осёл умрёт от голода по причине невозможности выбрать, с какой же охапки начать. Умрёт, так и написано. В исполнении высокообразованных «гомо сапиенсов» последствия невыбора не такие радикальные. Жестокие века – жестокие люди, жестокие нравы. Буридан как-то уж слишком радикально подошёл к вопросу выбора. В наши «гуманитарные, высокотехнологичные и гуманные времена» к вопросам выбора подходят по-другому. Лоуренс Дж. Питер, например, человек вполне гуманный, пишет всего лишь о «синдроме конечной остановки». Инфаркт миокарда, инсульт ишемический или геморрагический, на ваш выбор, нестабильная артериальная гипертензия, синдром хронической усталости, бессонница, депрессия… Пожалуй, и хватит, хотя можно и продолжить.

Наконец, исполнение принятого решения. Вот тут-то цирк и начинается, шапито практически. Реализация деловых качеств и способностей осуществляется по варианту доминирующей субличностной характеристики. Если доминировать будет ребёнок, мы получим детскую работу, выполненную большими людьми. Выглядит это весьма занимательно и смешно, вызывает массу негативных реакций с точки зрения окружающего населения. Например: Дума выпускает законы, которые не работают, некому пользоваться. Думцы, правда, не знают, бедолаги, что законы в нашем царстве-государстве и не должны работать. Министерства и парламентские комиссии не могут договориться друг с другом, как дети в одной песочнице, выясняющие, кто какими игрушками будет играть и кто будет играть первый, но главное – кто в песочнице главный, «царь горы».

Заводы выпускают автомобили, которым граждане предпочитают иномарки. Выпускают сантехнику, которая начинает течь через месяц-другой после начала эксплуатации. Образование выстроено таким образом, что с началом трудовой деятельности учиться необходимо практически заново (не факт, что после получения диплома им можно воспользоваться по назначению). Работают так, что практически большую часть выполненного объёма приходится переделывать заново. На всю юридическую систему без рыданий невозможно смотреть. Об избирателях вспоминают только в день голосования. Получив значимую должность, заботятся о полноте своего кармана, а не об усилении государства или вверенной области, края, региона. Это происходит во внешнем мире, так сказать. А во внутреннем мире большинство граждан ждёт, пока кто-нибудь, неважно кто, не придёт и не разрешит возникшую проблему. «Вот приедет барин, барин нас рассудит», «Барин» рано или поздно объявится и дело сделает, только почему-то после этого появляется масса недовольных и обиженных, «униженных и оскорблённых». А чего ж вы хотели?

Кто-нибудь помнит китайскую пословицу? «Бойтесь своих желаний, они имеют обыкновение исполняться». Вы осознаёте свои желания? Если необходимо привести пример внутренних неувязок, извольте. Простейшая ситуация – развод. Камень запустили и такие круги по воде пошли! А это всего лишь небольшая часть жизни человека. Даже не часть, а эпизод, пусть и важный. Дела не меняет. Зато трагедий хватит на дюжину Шекспиров. А сколько отношений разлетается вдрызг вокруг разводящейся пары, кто бы посчитал! 

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.




nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".