Пользовательский поиск

Организация санитарного просвещения и воспитания

Санитарное обучение может выполняться различными организационными способами. Непосредственным (активным) называют обучение, в котором врач принимает активное участие, оказывая влияние на пациентов своей личностью. Этот способ обучения может быть эффективным только при условии, что врач заслужил авторитет, вызывает у пациентов доверие и желание ему подражать.

Продолжение ниже

Аскариды - заражение, лечение и профилактика

... сырых фруктов и овощей. Это те же самые меры предосторожности, которые помогут предотвратить многие другие инфекции , связанные с плохой санитарией. Инфекция может развиться, если вы проглотите микроскопические яйца аскариды с зараженной пищей или водой. Также возможно, что ...

Читать дальше...

всё на эту тему


При опосредованном (пассивном) обучении, которое осуществляется при помощи бумажных носителей или технических устройств, появляется возможность объективизации процесса, возрастает его информационная емкость и привлекательность, но врач (учитель) играет здесь только организующую роль.

Обучение может осуществляться односторонними или двусторонними способами. Сообщение предполагает только изложение материала и или его демонстрацию, т. е. одностороннюю активность лектора. Общение протекает при вовлечении врача и пациента, учителя и учеников в диалог или полилог, выработку общих выводов при индивидуальном вкладе каждого. Так протекают беседа, опрос, семинар, дискуссия.

Общение повышает психическую активность каждой стороны, что способствует лучшему усвоению материала, но требует хорошей информационной подготовки как врача, так и аудитории. Общение может быть успешным только в условиях жесткого психологического контроля.

При фронтальной организации обучения врач работает с большой аудиторией, которая одновременно воспринимает одну и ту же информацию. Эта форма наиболее экономична, так как требует минимальных расходов времени врача, поэтому с успехом применяется в тех случаях, когда необходимо передать значительное количество информации за короткое время.

Однако обучающая эффективность фронтального обучения ограничена тем, что интеллект слушателей принимает в нем небольшое участие: как правило, их логика и память остаются в пассивном состоянии. Индивидуальные способы обучения обходятся дороже, но выгодно отличаются тем, что предполагают независимое самостоятельное выполнение задания каждым пациентом с последующей врачебной оценкой.

Обучение в паре проводится несколькими способами: в стоматологическом кабинете в паре работают врач и пациент, в школьных проектах взаимообучающие пары образуют дети, которые обсуждают друг с другом новые сведения, оценивают степень их усвоения партнером и т. д. Коллективная работа организуется в группах по 3—5 человек, каждая из которых работает по своему плану под общим управлением врача (учителя), результаты работы выносятся на общее обсуждение.

Методы просвещения и воспитания

Опрос — метод опосредованного или непосредственного общения, в ходе которого пациенты (чаще — дети на уроках гигиены) отвечают на поставленные врачом вопросы. Метод позволяет оценить качество усвоения материала, но не имеет побудительной силы.

Беседа — фронтальное, парное или коллективное непосредственное общение, в ходе которого врач при помощи умело поставленных вопросов побуждает слушателей к актуализации (припоминанию) известных им знаний, к размышлению, усвоению новой информации и самостоятельным выводам. Этот метод хорош для вводных, организующих занятий, для «рождения», сообщения и внедрения новых знаний в эвристической манере, для контроля усвоения знаний и их коррекции.

Семинар — фронтальное или групповое общение с целью всестороннего освещения проблемы. Каждому члену группы поручают выступить с сообщением об одном из аспектов проблемы перед всей группой, при этом врач играет роль организатора.

Дискуссия — парный, коллективный или фронтальный метод непосредственного общения с целью обмена знаниями по проблеме, выяснения истинности различных мнений. Дискуссия стимулирует познавательные потребности учеников, развивает их творческое начало, что помогает более глубокому усвоению знаний. Дискуссия требует тщательной предварительной подготовки участников, представляющих различные точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Возможны любые способы и формы организации научения. Метод очень хорош для активизации потребностей в знаниях, в новых умениях и навыках, а также для повышения качества усвоения основного словесного материала, часто используется при проведении уроков гигиены полости рта.

Иллюстрации — показ предметов и явлений в их символьном изображении при помощи фотографий, рисунков, схем, моделей, плакатов, бюллетеней, комиксов. Имеет те же принципиальные характеристики, что и метод демонстрации, но обладает относительно меньшей эффективностью, которая зависит от адекватности смысловой нагрузки иллюстраций и их технического качества.

Работа с текстом — метод самостоятельного опосредованного, чаще индивидуального научения, который имеет как побуждающие, так и обучающие эффекты. Этот метод предъявляет высокие требования как к печатному изданию (книге, брошюре, памятке, статье), так и к пациенту (ученику), который должен иметь высокую мотивацию к самообучению.

Упражнения — планомерное организованное повторное выполнение пациентом заданных действий с целью их освоения или повышения качества выполнения. Чаще всего этот вид обучения используется при коррекции оральных привычек (миогимнастика) и при проведении контролируемой чистки зубов.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, моделирующие реальные обстоятельства, из которых обучаемые должны найти выход самостоятельно. Главная задача игры — оживление, стимуляция познавательного процесса, приближение учебных задач к мотивационной сфере обучающихся. В качестве сценария для игры могут быть использованы вымышленные ситуации или конкретные события, происшедшие с известными аудитории людьми — такие игры называют соответственно симуляционными и инсценировочными.

В играх широко используется метод мозгового штурма. Для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста игра является основным методом научения (например, игра «Крокодил и птичка Тари» позволяет детям найти решение проблемы грязных зубов). Выбор конкретного метода санитарного просвещения во многом определяется материальными, кадровыми, организационными факторами.

В зависимости от того, кто является адресатом санитарного просвещения, различают индивидуальные, групповые и популяционные проекты:

  • индивидуальная санитарно-просветительская работа рассчитана на одного или нескольких пациентов;
  • групповые формы санитарного просвещения рассчитаны на людей, объединенных какими-либо значимыми для стоматологического здоровья общими факторами (возрастом, образовательным уровнем, профессиональными условиями и т. д.);
  • коммунальные санитарно-просветительские проекты адресованы большим группам людей, объединенных, как правило, местом проживания и более или менее однородными социально-экономическими условиями.

Важно выделить особый вид индивидуального и группового санитарного просвещения - целевое, адресованное администраторам, педиатрам, заведующим детскими учреждениями и другим лицам, от которых во многом зависит организация первичной профилактики для населения.



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


Мне нравится0
milena
Очень часто санитарное просвещение бывает формальным и проводится только лишь для того, чтобы поставить галочку. Такие занятия в форме игры эффективны для детей младшего возраста, старшие дети не воспринимают их всерьез.
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".