Пользовательский поиск

Боевые искусства и их виды

Боевые искусства – это зашифрованные системы и традиции практик сражения. Они практикуются по различным причинам, в том числе для самообороны, соревнований, физического здоровья и хорошей физической формы, а также для умственного, физического и духовного развития.

Продолжение ниже

История развития цигун-массажа

... классификациях массажа. В Китае были следующие четыре основные группы, оказавшие наибольшее влияние на развитие массажа: врачи , адепты боевых искусств, духовенство и простые массажисты. Давайте кратко рассмотрим каждую группу. Первая группа. Врачи Когда люди заболевают или получают ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Термин «боевые искусства» в большой степени ассоциируется с боевыми искусствами Восточной Азии, но изначально использовался в отношении боевых систем Европы 1550-х. В английском руководстве по фехтованию 1639 г. термин использовался конкретно в отношении «науки и искусства» фехтования. В итоге термин произошел от латинского выражения «искусства Марса», где Марс был римским богом войны. Некоторые боевые искусства считаются «традиционными» и имеют этническое, культурное или религиозное происхождение, в то время как современные системы развиваются либо основателем, либо ассоциацией.

Польза для здоровья и хорошей физической формы

Обучение боевым искусствам дает ученику физическую, умственную, эмоциональную и духовную пользу.

Через систематическую практику боевых искусств можно укрепить физическую форму человека (силу, выносливость, гибкость, координацию движений и т.д.), т.к. все тело вовлечено в упражнения, и вся мышечная система активируется. Помимо содействия физической форме, обучение боевым искусствам также несет пользу умственному здоровью, способствует подъему самооценки, самоконтролю, эмоциональному и духовному благополучию. Поэтому ряд школ боевых искусств фокусируется чисто на терапевтических аспектах, не уделяя особого внимания историческому аспекту самозащиты или сражения.

По мнению Брюса Ли, боевые искусства также обладают сущностью искусства, так как в них присутствует эмоциональная связь и полная эмоциональная экспрессия.

Цели и виды боевых искусств

Боевые искусства можно распределить по категориям вместе с разнообразными критериями, включая:

  • Традиционные или исторические боевые искусства и новые стили кулачного боя и современных смешанных боевых искусств;
  • Происходящие из определенного региона, в частности, восточные и западные боевые искусства;
  • Обучаемые техники: вооруженные против невооруженных, а в пределах этих групп – по типу оружия (фехтование, палочный бой и т.д.) и по типу борьбы (грэпплинг против ударного боя; борьба в стойке против борьбы в партере);
  • По применению или цели: самозащита, боевой спорт, хореография или демонстрация поз, хорошая физическая форма, медитация и т.д.;
  • В китайской традиции: «наружные» стили против «внутренних».

Технический фокус

Невооруженные

Невооруженные боевые искусства можно разбить на широкие группы с фокусированием на ударах, грэпплинге или с их совмещением, что часто описывают, как смешанные боевые искусства.

С нанесением ударов

  • Удары кулаками: бокс (западный), винь-чунь
  • Удары ногами: капоэйра, кикбоксинг, тхэквондо,тангсудо, сават
  • Другие виды с использованием ударов: карате, муай-тай, саньшоу, вале-тудо, ушу

Грэпплинг

  • Броски: айкидо, глима, хапкидо, дзюдо, самбо
  • Захват в замок/Удушение/Доминирование: айкидо, бразильское джиу-джитсу, хапкидо, внестилевая борьба
  • Техники захвата: дзюдо, рестлинг, самбо

На основе оружия

Эти традиционные боевые искусства, обучающие вооруженному бою, часто охватывают широкий спектр оружия для ближнего боя, включая оружие с лезвием и древковое оружие. В эти традиции включаются эскрима, силат, каларипаятту, кобудо и исторические европейские боевые искусства, особенно, те, что относятся к немецкому Возрождению. Многие формы китайских боевых искусств также отличаются наличием оружия, как части учебного плана.

Иногда обучение с одним определенным видом оружия считается по праву стилем боевого искусства. Это, в особенности, относится к японским боевым искусствам с такими дисциплинами, как генджутсу и кендо (меч), боджутсу (палка) и кюдо (лук). Аналогично современные западные боевые искусства включают современное фехтование, системы боя на палках, например, французское фехтование тростью или фехтование деревянными рапирами и современная состязательная стрельба из лука.

По применению или цели

Ориентированные на сражение

Многие боевые искусства, особенно азиатские, также обучают побочным дисциплинам, которые относятся к медицинским практикам. Это особенно распространено в традиционных индийских боевых искусствах, которые могут обучать вправлению костей и другим аспектам традиционной индийской медицины.

Боевые искусства также могут быть связаны с религией и духовностью. Многочисленные системы известны тем, что были основаны, распространялись или практиковались монахами или монахинями.

Например, гатка – это вооруженный вид индийского боевого искусства, созданный сикхами из региона Пенджаб в Индии, а индийская каста кшатриев обладает другим древним боевым искусством под названием шастравидья.

Японские стили в отношении не физических качеств боя находятся под сильным влиянием философии Дзен. Постоянно повторяются такие концепции, как «пустой разум» и «разум новичка». Например, айкидо может иметь прочную философскую веру в поток энергии и поддержание мира, что идеализировал его основатель Уэсиба Морихэй.

Традиционные корейские боевые искусства делают акцент на духовном и философском развитии человека, практикующего их. Обычная тема в большинстве корейских стилей, таких как тэккьен и тхэквондо, это ценность «внутреннего мира» практикующего человека. При этом делается ударение на том, что его можно достигнуть только через индивидуальную медитацию и обучение. Как в случае с большинством других восточноазиатских боевых искусств, корейцы верят в то, что применение физической силы оправдано только защитой.

Русское боевое искусство «Система» включает техники дыхания и релаксации, а также элементы русского православного мышления для содействия самосознанию, спокойствию и принесению пользы практику на физическом, психологическом и духовном уровне.

Некоторые боевые искусства в различных культурах могут выполняться в позах, похожих на танцевальные, по различным причинам, например, чтобы пробудить свирепость в подготовке к битве или показать навыки в более стилизованной манере. Многие такие боевые искусства объединяются с музыкой, в особенности, с сильными перкуссионными ритмами.

История боевых искусств

Исторические боевые искусства

Хотя данные свидетельствуют о том, что боевые искусства уходят своими корнями в доисторическую эпоху, самые ранние доказательства систематического обучения специфическим традициям боевых искусств возникают в античности (конец 1-го тысячелетия до н.э.) в Азии и Европе. Основа современных азиатских боевых искусств, похоже, является смесью ранних китайских и индийских боевых искусств. Во времена Войн Государств в китайской истории (480-221 гг. до н.э.) началось всестороннее развитие боевой философии и стратегии, как описывал Сунь Цзы в своем труде «Искусство войны» (около 350 г. до н.э.). Легенды связывают происхождение шаолиньцюань с распространением в начале V века н.э. в Китае индийского буддизма с фигурой Бодхидхармы.

В Европе самые ранние источники традиций боевых искусств относятся к классической античной эпохе. Бокс («pygme», «pyx»), борьба («pale») и панкратион были представлены на древних олимпийских играх. Римляне придумали бои гладиаторов в виде публичного спектакля.

Несколько исторических боевых руководств европейского Средневековья дошли до наших дней. Они описывают такие стили, как борьба с мечом и щитом, борьба на двуручных мечах и другие виды ближнего боя с оружием помимо невооруженных видов боя. Самый известный – это труд «Fechtbuch» («Книга о фехтовании») Иоганна Лихтенауэра, который сегодня составляет основу немецкой школы искусства фехтования. Похожим образом азиатские боевые искусства стали хорошо документировать в средневековый период. Ведение записей о японских боевых искусствах начинается с установления власти самурайской знати в XII веке; китайских боевых искусств – с трактатов эпохи Мин, таких как «Цзи сяо синь шу». Описание индийских боевых искусств можно найти в средневековых текстах, таких как «Агни-пурана» и «Малла-пурана», а корейских – в таких текстах эпохи правления династии Чосон, как «Му Е Че Бо» (1598 г.). «Исторические боевые искусства» Азии и Европы в целом основаны на таких записях начиная от поздней средневековой эпохи до ранней современности (XV-XVII вв.).

Европейское искусство фехтования преподавалось для дуэлей вплоть до эпохи Наполеона, затем оно развилось в спортивное фехтование в XIX веке. Современный бокс, происходящий от правил Джека Браугтона в XVII веке, обрел свою современную форму в «Правилах маркиза Куинсберри» в 1867 г. Европейская колонизация азиатских стран также привнесла упадок в местные боевые искусства, особенно, с введением огнестрельного оружия. Это можно явно видеть в Индии после полного установления Британского Раджа в XIX веке. Аналогичный феномен возник в колониях Юго-Восточной Азии, таких как Малайзия, Индонезия, Вьетнам и Филиппины.

Кулачные бои

По всему миру существуют традиционные стили кулачного боя, и в некоторых случаях также боя на палках, уходящих корнями в местную культуру и фольклор. В Восточной и Юго-Восточной Азии это корейские, кхмерские или монгольские виды борьбы и японское сумо; на юге и юго-западе Азии – индоиранская борьба пехлвани; в Центральной и Западной Азии тюркские (узбекские, татарские) стили; в Европе – исландские, швейцарские и различные английские традиции борьбы. Африканский кулачный бой включает западноафриканский стиль традиционной борьбы.

Хотя эти боевые искусства основаны на исторических народных традициях, они не являются «историческими» в том смысле, что они восстанавливают или сохраняют историческую систему определенной эпохи. Они являются скорее современными региональными видами спорта, а не сосуществуют с современными формами спортивных боевых искусств, так как они развивались с XIX века, часто включая перекрестный обмен между спортом и народными стилями. Таким образом, традиционный тайский стиль муай-боран развился в современный национальный вид спорта муай-тай, который в свою очередь начал практиковаться во всем мире и вносить значительный вклад в современные гибридные стили, такие как кикбоксинг и смешанные боевые искусства.

Современная история боевых искусств

С конца XIX века до начала XX века

Период с середины до конца XIX века отмечен развитием современных боевых искусств, как видов спорта, разработанных из более ранних традиционных систем боя. В Европе это касается развития бокса и фехтования, как видов спорта. В Японии тот же самый период отмечен образованием современных форм дзюдо, джиу-джитсу, карате и кендо (среди других), основанных на выживании старых школ военных искусств периода Эдо, которые подавлялись во время Реставрации Мэйдзи. Современные правила муай-тай датируются 1920-ми гг. В Китае современная история боевых искусств начинается в декаду Нанкина (1930-е) вслед за основанием Центрального Института Гошу в 1928 г. при правительстве Куоминтан.

Интерес Запада к азиатским боевым искусствам начал расти в конце XIX века, в связи с увеличением торговли США с Китаем и Японией. Относительно небольшое число жителей Запада фактически практиковало боевые искусства, считая это простым представлением. Первым человеком, известным тем, что начал преподавать боевые искусства в Европе, стал Эдвард Уильям Бартон-Райт, инженер железных дорог, который изучал джиу-джитсу во время работы в Японии в 1894-1897 гг. Он также основал эклектичный стиль под названием бартитсу, который объединил джиу-джитсу, дзюдо, бокс, сават и борьбу на палках.

В 1896 г. в программу летних олимпийских игр были включены фехтование и греко-римская борьба. В 1904 г. чемпионаты по борьбе и боксу были включены в программу летних олимпийских игр. Традицию вручения чемпионских поясов в борьбе и боксу можно проследить с пояса Лонсдейл, введенного в 1909 г.

XX век (с 1914 г. до 1989 г.)

Международная ассоциация бокса была основана в 1920 г. Чемпионаты мира по фехтованию проводятся с 1921 г.

Бразильское джиу-джитсу или грэйси джиу-джитсу – это адаптация дзюдо, развитая братьями Карлосом и Хелио Грейси до начала Второй мировой войны, фокусирующаяся в основном на борьбе в партере. Джиу-джитсу в Бразилии быстро завоевало славу из-за популярных боев с борцами капоэйра.

По мере роста влияния Запада в Азии все большее число военных проводило время в Китае, Японии и Южной Корее во время Второй мировой войны и Корейской войны, где они изучали местные боевые системы. Первыми обрели популярность джиу-джитсу, дзюдо и карате в 1950-1960-х гг. Частично благодаря азиатским и голливудским фильмам о боевых искусствах, большинство современных американских боевых искусств или произошли из Азии, или возникли под азиатским влиянием. Термин кикбоксинг (キックボクシング) был придуман японским промоутером бокса Осаму Ногучи, как вариант муай-тай и карате, созданный им в 1950-х. Американский кикбоксинг был разработан в 1970-х, как комбинация бокса и карате. Тхэквондо было развито в контексте Корейской войны в 1950-х.

Конец 1960-1970-х ознаменован повышенным интересом СМИ к китайским боевым системам под влиянием Брюса Ли, актера, посвятившего себя боевым искусствам. Основанная им система Джит-кун-до имеет корни в винь-чунь, западном боксе, савате и фехтовании. Брюс Ли считается одним из первых инструкторов, отрыто обучавших западных людей китайским боевым искусствам. Чемпионат мира по дзюдо проводится с 1956 г., а в 1964 г. дзюдо включили в программу летних олимпийских игр. Чемпионаты мира по карате проводятся с 1970 г.

Вслед за «волной кунг-фу» в гонконгских фильмах 1970-х последовали фильмы основного направления, выпущенные в 1980-х, которые внесли значительный вклад в восприятие западной культурой боевых искусств. Это включает такие фильмы, как «Парень-каратист» (1984 г.) и «Кровавый спорт» (1988 г.). Эта эпоха породила несколько голливудских звезд-киноактеров, связанных с боевыми искусствами, таких как Жан-Клод Ван Дамм и Чак Норрис.

Также на протяжении XX века некоторые системы боевых искусств были адаптированы в целях самозащиты для военной рукопашной схватки. Это боевые искусства периода Второй мировой войны, капап (1930-е) и крав-мага (1950-е), система (советская Россия), саньшоу (КНР). Американские военные перестали уделять внимание обучению рукопашным схваткам во время периода Холодной войны, но оно ожило с введением системы «LINE» в 1989 г.

С 1990 г. по настоящий момент

На протяжении 1990-х бразильское джиу-джитсу стало популярным и показало себя эффективным в таких соревнованиях смешанных боевых искусств, как UFC и «PRIDE».

В 1993 г. были введены правила кикбоксинга K-1 на основе сейдокайкан-карате 1980-х.

Джеки Чан и Джет Ли – это выдающиеся киноактеры, содействующие продвижению китайских боевых искусств в последние годы.

С постоянным открытием «новых» боевых руководств эпох Средневековья и Возрождения, практика исторических европейских боевых искусств и других западных боевых искусств обретает все большую популярность в США и Европе.

29 ноября 2011 г. организация UNESCO внесла тхеккен (традиционное корейское боевое искусство) в список нематериального культурного наследия человечества.

Тестирование и соревнования

Тестирование или оценка важны для людей, практикующих боевые искусства во многих дисциплинах, которые желают определить свой прогресс или уровень навыков в определенном контексте. Обучающиеся в индивидуальных системах боевых искусств часто проходят периодическое тестирование и оцениваются своим учителем, чтобы продвинуться на более высокий уровень признанного достижения, например, получить пояс другого цвета или звание. Вид применяемого испытания варьируется между системами, но может включать формы спарринга.

Обычно в выставках и турнирах, посвященных боевым искусствам, используются их разнообразные формы и спарринги. В некоторых соревнованиях последователей разных дисциплин выставляют друг против друга с использованием общего набора правил; это соревнования по смешанным боевым искусствам. Правила для спарринга варьируются между боевыми искусствами и организациями, но в целом их можно разделить на такие варианты, как легкий контакт, средний контакт и полный контакт, что отражает силу, применяемую к противнику.

Легкий и средний контакт

Эти типы спарринга ограничивают объем силы, который можно использовать для удара противника, в случае с легким контактом, обычно это контакт прикосновением, например, кулак следует отодвинуть во время контакта или перед ним. В среднем контакте (иногда его называют полу-контакт) кулак не отодвигается, но и не ударяет в полную силу. Так как сила удара ограничивается, целью этих видов тренировочного боя не является нокаутирование противника. В соревнованиях используется система очков.

Рефери следит за нарушениями и контролирует матч, а судьи отмечают очки, как в боксе. Определенные цели и техники могут быть запрещены (например, удары головой и удары в пах), и от бойцов может потребоваться ношение защитного снаряжения на голове, руках, груди, паху, голенях или стопах. Некоторые искусства грэпплинга, такие как айкидо, используют аналогичный метод уступчивой тренировки, эквивалентной легкому и среднему контакту.

В некоторых стилях (таких как фехтование и некоторые виды спарринга тхэквондо) противникам начисляют очки на основе достижения одной техники или удара, по мнению рефери, после чего он быстро останавливает матч, присуждает очко и заново начинает матч. Альтернативно спарринг может продолжиться с очка, отмеченного судьями. Некоторые критики спарринга с присуждением очков считают, что этот метод обучения учит привычкам, которые приводят к более низкой боевой эффективности. Спарринг слабого контакта можно использовать в исключительных случаях, например, для детей или в других ситуациях, когда полный контакт не уместен (в случае с новичками); спарринг среднего контакта часто используется для обучения полному контакту.

Полный контакт

Спарринг или соревнование полного контакта, где удары наносятся в полную силу, как предполагается из названия, несколько отличается тактически от спарринга легкого и среднего контакта. Некоторые считают его необходимым для обучения реалистичному невооруженному бою.

В спарринге полного контакта целью соревновательного матча является либо нокаутирование противника, либо принуждение его к сдаче. Присуждение очков может быть второстепенной мерой, используемой только, если явный победитель не был выявлен другими средствами. В некоторых соревнованиях, таких как UFC 1, очки не присуждались, хотя сейчас во многих соревнования используется некая форма судейства в качестве поддержки. В связи с этими факторами матчи полного контакта имеют тенденцию к тому, чтобы быть более агрессивными по своей сущности, но наборы правил могут делать обязательным ношение защитного снаряжения или ограничить допустимые техники.

Почти все организации смешанных боевых искусств, такие как UFC, «Pancrase», «Shooto», используют форму правил полного контакта, как делают организации профессионального бокса и К-1. В киокушин-карате от хорошо подготовленных практиков требуется участие в спарринге полного контакта с голыми кулаками, при этом на них может быть одето только карате-ги, и защищен пах. Здесь не разрешаются удары кулаком в лицо, только удары ногами и коленями. Матчи по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо не разрешают удары, но являются полно-контактными в том смысле, что применяется полная сила в разрешенных техниках грэпплинга и подчинения.

Боевой спорт

Боевые искусства пересеклись со спортом, когда формы спарринга стали соревновательными. Так боевые искусства стали по праву спортом, что отделило их от оригинального боевого происхождения, как в случае с западным фехтованием. Программа летних олимпийских игр включает дзюдо, тхэквондо, западную стрельбу из лука, бокс, метание копья, борьбу и фехтование. Недавно была подана заявка на включение китайского ушу, в чем было отказано, но турниры по нему активно проводятся по всему миру. Практики таких боевых искусств, как кикбоксинг и бразильское джиу-джитсу, часто тренируются для спортивных матчей, тогда как последователи айкидо и винь-чунь обычно отвергают такие соревнования. Некоторые школы уверены, что соревнования растят лучших и более эффективных практиков и дают ощущение хорошего спортивного мастерства. Другие полагают, что правила, по которым проводятся соревнования, сокращают эффективность боевых искусств в плане сражения или поощряют практики, фокусирующиеся скорее на выигрыше трофеев, нежели на воспитании определенного морального характера.

Вопрос о том, какое боевое искусство является лучшим, привел к проведению межстилевых соревнований с очень небольшим числом правил, что позволило появиться разнообразным боевым стилям с малыми ограничениями. Так в США появился первый турнир «Ultimate Fighting Championship» («Абсолютный бойцовский чемпионат»), который позднее переименовали в «UFC 1: Начало», вдохновленный бразильской традицией вале-тудо. Наряду с другими соревнования с минимальным числом правил, самые заметные среди которых – это японские «Shooto» и «Pancrase», этот турнир был выделен в боевой спорт смешанных боевых искусств (MMA).

Некоторые последователи боевых искусств соревнуются в соревнованиях без спарринга, таких как приемы разламывания различных твердых предметов или хореографические приемы в таких техниках, как пумсэ, ката и ака, или современные вариации боевых искусств, которые включают танцевальные соревнования, как трикинг. На боевые традиции оказывали влияние власти, чтобы сделать их более похожими на спорт в политических целях. Правительство КНР пыталось подавить китайские боевые искусства и трансформировать их в регулируемый комиссией спорт ушу, так как считало аспекты обучения боевым искусствам потенциально антиправительственными, особенно, в традиционной системе семейных кланов.

Применение для самозащиты, в армии и полиции

В современном военном обучении можно увидеть новое использование некоторых традиционных боевых концепций. Пожалуй, самым недавним примером этого является стрельба навскидку, которая полагается на мышечную память для более эффективного использования огнестрельного оружия в разнообразных затруднительных положениях, что очень похоже на то, как иайдока отрабатывает движения своим мечом.

Во время Второй мировой войны Уильям Е. Фейрберн и Эрик А .Сайкс были завербованы Управлением специальных операций (SOE), чтобы обучать боевому искусству дефенду (списанного с джиу-джитсу и западного бокса) и стрельбе из пистолета войска специального назначения Соединенного Королевства, США и Канады. Книга «Убей или будешь убит», написанная полковником Рексом Эпплгейтом, основана на системе дефенду, которой обучали Сайкс и Фейрберн. Книги «Будь жестоким» Фейрберна и «Убей или будешь убит» Эпплгейта стали классическими работами, посвященными рукопашному бою.

Традиционные техники рукопашного боя, битвы с ножом и копьем можно увидеть до сих пор в смешанных системах, разработанных для современных войн. Среди таких примеров – европейский юнифайт; разработанная Мэттом Ларсеном система боевых техник армии США; техники капап и крав-мага израильской армии; Программа боевых искусств морской пехоты США (MCMAP).

Приемы защиты безоружного против вооруженного кинжалом, идентичные тем, что можно обнаружить в трудах «Fiore dei Liberi» и «Codex Wallerstein», были включены в обучающие руководства армии США в 1942 г. Они и сегодня продолжают влиять на современные системы вместе с другими традиционными системами, такими как эскрима и силат.

Прикрепленный к винтовке штык, происходящий от копья, использовался армией США, морской пехотой США и британской армией во время недавней войны в Ираке.

Индустрия боевых искусств

С 1970-х боевые искусства стали важной индустрией, подмножеством более широкой спортивной индустрии (включая кинематограф и спортивное телевидение).

Сотни миллионов людей по всему миру занимаются каким-либо видом боевого искусства. Журнал «Web Japan» (спонсируется Министерством иностранных дел Японии) заявляет, что 50 миллионов человек по всему миру занимается карате. Правительство Южной Кореи в 2009 г. опубликовало данные о том, что тхэквондо практикуется 70 миллионами человек в 190 странах.

Оптовая стоимость боевых искусств в отношении спортивного снаряжения, поставляемого в США, оценивалась в 314 миллионов долларов США в 2007 г.; участие в том же году было оценено в 6,9 миллионов (в возрасте 6 лет и старше, 2% населения США). Р.А. Корт, исполнительный директор канала «Martial Arts Channel», заявил, что в 2003 г. общий доход индустрии боевых искусств США равнялся 40 миллиардам, а число практикующих американцев составило 30 миллионов человек. Доход организации «Ultimate Fighting Championship» в 2008 г. составил около 250 миллионов долларов США, почти 90% всей индустрии смешанных боевых искусств. Доход федерации рестлинга «World Wrestling Entertainment» составил 1,4 миллиарда долларов США.

Подделки в мире боевых искусств

В 1970-х на азиатские боевые искусства на Западе обрушилась лавина популярности, а растущий спрос на них привел к возникновению многочисленных низкопробных или мошеннических школ. Подпитываемое вымышленными изображениями в фильмах про боевые искусства оно привело к повальному увлечению ниндзя в США 1980-х. Система званий в дзюдо, введенная в 1880-х, показала себя коммерчески жизнеспособной, и системы цветных поясов были приняты во многих школах, штампующих звания боевых искусств (также известны как «МакДоджо», которых спародировали американские иллюзионисты Пенн и Теллер в одном из выпусков своего телешоу «Bullshit» под названием «Боевые искусства» в июне 2010 г.).




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".