Пользовательский поиск

Физкультура и особенности растущего организма

В жизненном цикле человека существуют так называемые «узловые» годы, когда меняются темпы развития и роста. Согласно возрастной периодизации, принятой у нас такими «узловыми» годами считают 4 - 7 лет (первое детство); 8 - 11 лет - для девочек и 8 - 12 лет - для мальчиков (второе детство); 12 - 15 лет для девочек и 13 - 16 лет для мальчиков (подростковый возраст, в течение которого осуществляется процесс полового созревания).

Продолжение ниже

Лечение ВСД (вегето-сосудистой дистонии)

... или бледнеют при эмоциональном возбуждении, покрываются потом. ВСД в детей может проявляться в ночном недержании мочи. Нарушения регуляторных ... ... отнести нормализацию образа жизни, процедуры закаливания, занятия физкультурой и отдельными видами спорта (плаванием, легкой атлетикой),...

Читать дальше...

всё на эту тему


После раннего детства (от 1 года до 3 лет) периода бурного развития, в котором увеличение массы тела превалирует над темпами роста в высоту, наступает первое детство, характеризующееся усиленным ростом, вытяжением. Между 4 и 7 годами рост тела преобладает над увеличением всех других его размеров. Ежегодная прибавка в росте в этот период достигает 7 - 8 см. Ребенок теряет избыточную округлость, характерную для раннего возраста. Усиленно растут скелет и мускулатура, формирование которых в эти годы, однако, не заканчивается. Изменяются пропорции тела. К 5 - 6 годам в основном завершается организация костномозговых пространств в трубчатых костях. До 5 лет особенно быстро развивается спинномозговой канал. Тела позвонков растут быстрее, чем дужки, поэтому емкость канала относительно уменьшается, что соответствует уменьшению относительных размеров спинного мозга. Довольно интенсивно растут тазовые кости. Задняя часть таза опускается вниз, а передняя поднимается, в результате чего весь таз принимает более горизонтальное положение.

Период первого детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей организма ребенка, прежде всего - функций центральной нервной системы. Между 2 и 3 годами значительно увеличивается масса головного мозга. К 3 годам она утраивается по сравнению с его массой у новорожденного. Наибольшее накопление массы мозговой субстанции происходит до трехлетнего возраста, в период же первого детства масса мозга нарастает гораздо медленнее. После трех лет энергия роста мозгового вещества ослабевает. Некоторое увеличение темпов роста мозга наблюдается к 5 - 6 годам. Головной мозг ребенка этого возраста по своему строению уже мало отличается от головного мозга взрослого человека.

Возраст с 3 до 7 лет является важным периодом становления произвольной двигательной функции, которая характеризуется дальнейшим морфологическим созреванием и развитием функциональных возможностей центрального и периферического отделов двигательного анализатора. В период первого детства происходят становление координационных механизмов двигательной функции и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой.

Рост мышечных волокон в толщину в группах мышц с различными функциональными характеристиками происходит неравномерно как по количественным показателям, так и по интенсивности. Утолщение волокон продолжается до 30 - 35 лет. В двуглавой мышце плеча и четырехглавом разгибателе голени поперечник мышечных волокон увеличивается вдвое к концу первого года жизни и в пять раз - к 6 годам. К 17 годам диаметр волокон возрастает в восемь раз, а к 20 годам - в 17 раз. Количество миофибрилл в каждом мышечном волокне нарастает, толщина миофибрилл с возрастом увеличивается.

Сила различных групп мышц дошкольников одинакова. Мышечная сила ребенка становится такой же, как у взрослого, к 16 - 17 годам.

К 6 - 7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени. Все это способствует развитию таких координированных актов, как ходьба, бег, прыжки, и таких двигательных качеств, как и быстрота, ловкость, сила, выносливость. В первые 8 - 9 лет жизни ребенка заметно увеличивается масса мышц, обеспечивающих движение пальцев, кисти. Мышцам лучезапястного и лучевого суставов свойственны менее темпы.

Формирование двигательной функции ребенка тесно связано со становлением его высшей нервной деятельности, с развитием второй сигнальной системы, которая с возрастом играет все большую роль в деятельности Координационных двигательных механизмов.

В дошкольном возрасте в результате того, что моторная область коры больших полушарий включается в общую систему моторики, в двигательных актах появляется Сознательный компонент, законченность, целесообразность двигательных проявлений; становятся возможными тонкие реакции.

В общем физическом развитии ребенка большую роль играют изменения в темпе развития желез внутренней секреции, обусловливающих рост и развитие организма в целом, его отдельных органов, уровень обмена веществ. Интенсивный обмен веществ в детском возрасте тесно связан с функцией желез внутренней секреции и прежде всего - щитовидной железы. Способность ее секрета повышать обмен веществ общеизвестна. Растущий организм более чувствителен к нарушениям функции щитовидной железы, чем организм взрослого. Он предъявляет щитовидной железе повышенные требования, поэтому в детском возрасте гораздо чаще ощущается недостаток в вырабатываемых ею гормонах. К 5-летнему возрасту щитовидная железа весит 5 г, что составляет седьмую часть массы железы взрослого человека. Принято считать, что усиленное развитие щитовидной железы происходит в возрасте до 2 лет и в периоде (11 - 12 лет).

Важные особенности обмена веществ у детей связаны с влиянием мозговой железы - гипофиза, с деятельностью центров обмена в промежуточном мозгу, имеющих весьма тесное отношение к гипофизу. Гипофиз значительно увеличивается в первые четыре года. Определенную роль в обменных процессах играет и развитая в этом возрасте зобная железа, которая оказывает непосредственное влияние на рост, особенно рост костей в длину, на обмен витаминов. Влияние половых желез на организм в дошкольном возрасте отступает на последний план.

Период второго детства совпадает со значительными переменами в жизни ребенка и его деятельности. Ребенок покидает детский сад, начинает регулярные занятия в общеобразовательной и специализированной школах (музыкальной, балетной, художественной, спортивной и пр.). В это же время в общеобразовательной школе и в спортивных секциях начинаются систематические занятия физической культурой и приобщение к спорту. В течение одного-двух лет резко возрастает умственная и физическая нагрузка ребенка, организм которого еще характеризуется низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью. В этом еще не достигнута полная гармония между развитием нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и неправильное нагрузки, как умственной, так и физической, может привести к нарушениям нормального функционального состояния организма ребенка.

Следует подчеркнуть; что второе детство (от 7 - 8 до 11 - 12 лет) является наиболее спокойным в развитии ребенка. Оно приходит на смену периоду первого вытяжения. В отличие от периода первого детства второе характеризуется замедленным темпом роста, плавным развитием, постепенным изменением структур и функций. Ежегодное увеличение длины тела в период второго детства составляет у современных детей 7 - 11 лет 3 - 4 см (23 - 31 %), ежегодный прирост массы тела - 3 - 4,5 кг (8-11 %).

Рост и масса тела детей и подростков в значительной мере зависят от социальных условий, состояния внешней среды, в которых развивается ребенок, от наследственных факторов. В СССР и некоторых других странах рост и масса тела детей и подростков за последние 50 лет увеличились. Так, если в 1906 г. в России рост детей 7 лет составлял в среднем 115 см, а масса 21,1 кг, то в 1959 - 1961 гг. - соответственно 124 см и 24,5 кг. Возросли также и темпы прироста этих показателей, что позволяет говорить о том, что в последние два десятилетия имела место акселерация роста и развития поколения.

Между 7 и 1 1 годами происходит дальнейшее развитие костных тканей, но в разных отделах скелета темп роста и развития неодинаков. В 7 - 9 лет и позднее, в период полового созревания, отмечается дальнейшее усиление темпа роста позвоночника. К 10 годам заканчивается развитие спинномозгового канала. В раннем возрасте изгибы позвоночника поддерживаются напряжением мышц. В дальнейшем они фиксируются вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника. Постоянное установление шейной и грудной кривизны относится к 7 годам, а поясничной - к 12.

К 7 - 8 годам срастаются лобковые и седалищные кости. В одну тазовую кость все три кости таза сливаются в возрасте 14 - 16 лет впадина, где локализуется особенно большое механическое напряжение при передаче нагрузки с туловища на нижние конечности, становится более прочной. Морфологическое становление опорно-двигательного аппарата взаимосвязано с развитием движений. К 7 годам высокого уровня развития и тканевой дифференцировки достигает иннервации аппарат суставов; к 12 - в основном заканчиваются развитие и созревание периферического аппарата мышц.

Одной из важнейших закономерностей возрастного развития любой скелетной мышцы является интенсивное наращивание сухожильной части мышцы и в связи с этим изменение характера прикрепления мышц к костям. Это связано с тем, что КПД любой мышцы зависит от локализации и площади ее фиксации на плече рычага - на кости. В мышцах новорожденного сухожилия малы, мышцы прикрепляются к костям непосредственно. Лишь к 12 - 13 годам устанавливаются те мышечно-сухожильные соотношения, которые характерны для взрослых.

В период второго детства двигательная область коры головного мозга приобретает строение, вполне сходное со строением коры мозга взрослого. Немногие имеющиеся в литературе данные об изменении высшей нервной деятельности в период второго детства свидетельствуют не о существенном усложнении механизмов высшей нервной деятельности, а лишь о дальнейшем развитии и стабилизации тех отношений, которые были достигнуты к школьному возрасту. Интересно отметить, что лишь в процессе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, приобретает для него свое значение.

У ребенка 8 - 11 лет нервные процессы обладают уже значительной силой и уравновешенностью. Все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо. С 5 до 11 лет у детей выявляется все возрастающая легкость выработки дифференцировок. В 8 - 11 лет у них двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же, а двигательные навыки образуются быстро.

Удовлетворение увеличивающегося с возрастом кислородного запроса организма обеспечивается развитием его функциональных систем - дыхания, кровообращения, крови, осуществляющих поступление кислорода в легкие, альвеолы, кровь, транспорт его к тканям.

Усиленный рост легких и дифференцировка его отдельных элементов происходит до 3 лет. От 3 до 7 лет по сравнению с предыдущим периодом темпы роста легких снижаются, однако рост остается еще довольно интенсивным. За весь период развития от рождения и до 7 - 8 лет объем легких увеличивается в восемь раз, а к концу периода второго детства - в десять и составляет к 12 годам половину объема легких взрослого. Общее количество альвеол к 8 годам увеличивается в 12 раз и уже почти соответствует количеству альвеол взрослого - около 300 млн.

У детей до 7 - 11 лет грудная клетка имеет еще конусообразную форму, сохраняется свойственное более раннему возрасту ребер с амплитудой их движения. Относительно слабо развиты в этот период межреберные мышцы. Экскурсия грудной клетки еще ограничена. Все это в значительной степени определяет небольшую глубину дыхания. По мере увеличения размеров грудной клетки, наклона ребер и развития межреберной мускулатуры увеличивается возможность глубокого вдоха, создаются условия для увеличения дыхательных объемов. С возрастом интенсивность вентиляции легких уменьшается. До 8 лет у мальчиков и девочек она примерно одинакова. МОД у детей отличается в меньшей степени от МОД взрослого, чем интенсивность легочной вентиляции.

С ростом и развитием организма изменяются не только общая емкость легких и ее компоненты: остаточный объем и жизненная емкость легких, резервный объем вдоха, дыхательный объем и резервный объем выдоха, но и соотношения между ними. В процессе индивидуального развития остаточный объем увеличивается в меньшей степени, чем жизненная емкость легких.

Частый и не очень стабильный ритм дыхания, относительно одинаковое распределение времени дыхательного цикла между вдохом и выдохом, небольшой дыхательный объем, сравнительно невысокая скорость воздушного потока на вдохе и выдохе, короткие дыхательные паузы - таковы характерные черты режима дыхания ребенка. С возрастом ритм дыхания становится более стабильным и редким. В дыхательном цикле фаза вдоха становится короче по сравнению со всем циклом, а выдох и дыхательная пауза - продолжительнее. Дыхательный объем и скорость воздушного потока на вдохе с возрастом увеличиваются.

Сердечнососудистая система в дошкольном возрасте развивается менее интенсивно, чем в раннем детстве. К 2 годам масса сердца становится в три раза больше, чем при рождении; к 5 годам она превышает массу сердца новорожденного только в четыре раза, а к 10 годам - шесть раз. Увеличение массы сердца происходит главным образом за счет увеличения массы левого желудочка.

По отношению к массе тела масса сердца мальчиков и девочек одинакова, абсолютная же масса сердца мальчиков больше, чем девочек. Размеры сердца (длина, ширина и толщина) с возрастом увеличиваются неодинаково. Если масса сердца удваивается к полутора годам, то длина его - к 5 - 6 годам; ширина - к 9, а толщина - к 13 - 14 годам. Длина и наибольшая ширина сердца у детей 8 - 9 лет, вдвое превышая размеры сердца новорожденных, незначительно отстает от размеров сердца у детей 1З - 16 лет. Линейный размер сердца у детей 8 - 9 лет составляет 178 - 216 мм, в то время как в 13 - 16 лет - 215 - 232 мм.

Особенности кровообращения у детей тесно связаны с особенностями обмена веществ. Минутный объем сердца более или менее пропорционален потребности организма в кислороде. Относительно большее количество крови, большая потребность тканей в кислороде предъявляют к сердцу ребенка повышенные требования и заставляют его выполнять сравнительно большую работу, чем сердце взрослого. Такие функциональные возможности детского сердца объясняют малой изношенностью сердечно-сосудистой системы. Повышенная потребность растущего организма в крови удовлетворяется относительно высоким минутным объемом сердца, но не за счет большого систолического объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Большая, чем у взрослых, частота сердечных сокращений является одной из характерных особенностей функции сердечно-сосудистой системы детского организма. Если в дошкольном возрасте эта частота колеблется между 90 - 100 уд/мин, то в 8 - 9 лет она не превышает 76 - 84; в 10 - 11 лет - 75 - 80 уд/мин.

Сосуды у детей относительно широкие и короткие. К 15 годам окружность аорты увеличивается только в три раза. Артерии отличаются большой эластичностью, капилляры широкие и относительно короткие, вены узкие, просвет их почти равен просвету артерий. Кровяное давление у детей дошкольного возраста низкое, колеблется между 80 - 90 и 52 - 64 мм рт. ст. Капиллярное давление до пубертатного периода остается низким. Полный кругооборот крови у дошкольников совершается почти вдвое быстрее, чем у взрослых людей. В 8 лет систолическое давление, по данным разных авторов, колеблется в пределах от 91 до 107 мм рт. ст.; в 9 лет - от 89 Г до 110; в 10 лет - от 94 до 102, 95 и у детей 11 лет - I. от 91 до 104 мм рт. ст,

В периоды первого и второго детства систолический объем крови и МОК значительно меньше, чем у взрослых.

Период полового созревания, в течение которого ребенок превращается в подростка и юношу, является одним из наиболее критических в жизни человека. В плавном развитии, в морфологической и функциональной эволюции. характерной для второго детства, происходит скачок, переводящий организм в течение двух-четырех лет в новое качество, в состояние зрелости. В это время не только наступает половое созревание и происходят выраженные изменения функции эндокринных желез, но и осуществляются усиленный рост, развитие всех органов и систем, повышается интенсивность обменных процессов, интенсивность потребления кислорода, значительно изменяется регуляция функций.

Перестройка нервной и гуморальной регуляции может привести к временным нарушениям регуляции вегетативных функций, в частности к несовершенству регуляции дыхания и кровообращения, к изменению эффективности и экономичности кислородных режимов организма. которые выявляются не столько в обычных условиях, сколько при различного рода воздействиях на организм, при гипоксии разного происхождения.

Эндокринно-гормональные сдвиги - один из важнейших факторов, определяющих возрастные особенности организма в подростковом возрасте. К началу пубертатного периода резко усиливается влияние одних и ослабевает влияние других желез, что в значительной мере связано с активностью гормонов гипофиза и включением функции половых желез, тормозящих деятельность эпифиза.

К периоду полового созревания в некоторых узлах подбугровой области головного мозга появляются смешанные железисто-нервные клетки, осуществляющие наряду с нервной и внутрисекреторную функцию. Заметное усиление функции гипофиза оказывает значительное влияние на развитие организма в период полового созревания, когда гипофиз у подростка достигает такой же массы, как у взрослого. Рост гипофиза определяет появление во внешности подростка черт (удлинение конечностей, вытягивание носа), влияет на весь обмен веществ.

Морфологическое и функциональное развитие в пубертатном периоде половых желез проявляется прежде всего в резком увеличении их массы. У мальчиков до 11 лет семенники растут незначительно. Наибольший прирост их отмечается в 14 - 16 лет. В этот период развиваются придатки семенников, семенные пузырьки, простата. Одновременно развиваются вторичные половые признаки. К 12 - 14 годам выделение гормона половых желез увеличивается в 10 - 15 раз по сравнению с 8 - 10 годами. Переход к гормонально активному состоянию заметно сказывается на развитии всего организма.

Начало полового созревания у девочек внешне проявляется в развитии вторичных половых признаков. Молочные железы развиваются неравномерно. До полового созревания их развитие происходит очень слабо, и только в период полового созревания соски молочных желез становятся более выпуклыми, образуется первичный над сосковый кружок, в железах скапливается жир, отмечается активный рост желез. Молочная железа до появления менструаций состоит только из протоков. Дольки появляются с началом функции желтого тела. С установлением менструаций молочные железы быстро развиваются за счет недоразвитых долек, увеличения их числа, отложения соединительнотканной стромы и жира. Изменения в молочных железах часто сопровождаются неприятными субъективными ощущениями. Такие реакции особенно резко проявляются перед началом менструации и впоследствии могут носить циклический характер. Происходящие в период полового созревания морфологические и функциональные изменения выражаются, прежде всего, в общем физическом развитии ребенка и значительном увеличении размеров отдельных органов, а также в изменении их структуры. Наибольший прирост в высоту у девочек наблюдается в 13 лет, увеличение массы тела - в 12 - 15 лет. У мальчиков усиленный рост отмечается чаще всего в 14 лет с максимальным приростом в 15 лет; наибольший прирост массы тела - в 16 лет. Интенсификация роста и увеличение массы тела в пубертатном возрасте как бы компенсирует замедление темпов роста в конце второго детства.

В подростковом возрасте значительно усиливается процесс окостенения скелета. Однако рост костей происходит неравномерно: в то время как кости конечностей, таза (у девочек) и плечевого пояса (у мальчиков) растут быстро, кости грудной клетки иногда отстают от общего роста тела. Может наблюдаться неравномерность в развитии мышц и костей, непропорциональный рост туловища и конечностей. Наиболее резкие изменения в соотношение костей, жировой и мышечной ткани отмечаются между 12 и 18 годами, причем более выраженное снижение доли жировой ткани наблюдается в это время у мальчиков.

К 14 - 15 годам развитие суставно-связочного аппарата мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. Мышечные волокна массивны, разнообразны по форме и размерам. В подростковом возрасте увеличивается поперечник мышечных волокон, усиленно развиваются соединительнотканные структуры. Так, анатомический поперечник плеча между 13 и 16 годами увеличивается у юношей в 2,5 раза, мышечная масса особенно интенсивно нарастает в 13 - 14 лет у мальчиков и в 11 - 12 лет у девочек. Эти процессы завершаются лишь к 22 - 25 годам, когда структура мышц может обеспечить оптимальное их функционирование.

Интересно то, что прирост массы тела в процессе роста осуществляется в большей степени за счет увеличения относительной массы мышц. В период полового созревания мышцы растут особенно интенсивно, резкий скачок в увеличении их общей массы отмечается в 13 - 17 лет. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27 % всей массы тела, то у 12-летнего - около 29; у подростка 15 лет - около 33; в 17 лет - около 44 %, т. е. примерно столько же, сколько у взрослого человека. В период полового созревания масса мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.

В период полового созревания с 12 - 13 до 16 - 17 лет темп роста и развития всею дыхательного аппарата наиболее высокий. Поскольку в процессе полового созревания осуществляется перестройка нервной и гуморальной регуляции дыхания, внешнее дыхание подростков отличается большой вариантностью параметров. Ритм дыхания в пубертатном возрасте неровный. Сохраняя признаки детского, дыхание подростков продолжает оставаться более частым, чем у взрослого. Средняя частота дыхания в этом возрасте составляет 16 - 18 в 1 мин, по данным одних авторов, и 20.2 - 15,3, по данным других.

В процессе роста и развития организма с увеличением резерва вдоха увеличивается максимальная вентиляция легких (МВЛ). В пубертатном возрасте она почти достигает нормы взрослых. Наиболее существенное увеличение МВЛ наблюдается между 10 - 11 и 12 - 13 годами с последующим постепенным нарастанием до 17 лет. Максимальная частота дыхания при МВЛ у подростков и юношей выше, чем у взрослых людей, и находится в пределах 40 - 70 дыханий в мин.

С 11 - 12 лет прирост МВЛ у девочек начинает отставать от прироста ее у мальчиков. У детей дошкольного возраста максимальная вентиляция в 10 раз, в пубертатном возрасте в 13 раз, в среднем возрасте в 20 - 25 раз больше, чем МОД в покое. Эти данные свидетельствуют о том, что в процессе роста и развития организма резервы внешнего дыхания возрастают.

Увеличение массы легких начинается после 13 - 14 лет, особенно быстро оно протекает у мальчиков. Если у последних между 13 и 14 годами господствует грудной тип дыхания, то в период полового созревания дает смешанный, а к периоду зрелости устанавливается преимущественно брюшной тип дыхания. У девочек после 8 лет преобладает комбинированный, а после 16 - 18-лет - грудной.

Удовлетворение повышающегося в процессе онтогенеза кислородного запроса организма обеспечивается соответственным системы транспорта кислорода, увеличением обидит мощности сердца, развитием сосудистой сети.

Развитие сердечнососудистой системы осуществляется неравномерно. В нем может обнаруживаться дисгармония, асинхронность. В частности, это выражается в том, что в результате временной задержки развития структура миокарда может сохранять свойства, присущие ей на предыдущей возрастной ступени развития нередко бывает обусловлен тем, что развитие нервной системы сердца в основном заканчивается уже в 7 - 10-летнем, а мышечная ткань сердца, начиная развиваться особенно интенсивно в 12 - 14 лет, продолжает дифференцироваться до 18 - 20 лет.

Изменения кровообращения в период полового созревания тесно связаны с процессом роста всего организма, с развитием скелета, мышечной силы, а также с возрастными сдвигами в нервной и эндокринной системах. Изменяются размеры, форма, положение сердца в грудной клетке, его автоматизм, возбудимость, проводимость, сократимость. Усилено растут кровеносные сосуды, увеличивается объем циркулирующей крови и происходит ряд других изменений. Интенсивность прироста линейных размеров сердца в 13 - 1 7 лет можно сравнить со степенью прироста в первым год жизни. Масса сердца по сравнению с первыми данями жизни к 16 годам достигает 11-кратной величины. Если за годы от 7 до 15 лет объём сердца увеличивается на 33 %, то в период полового созревания - на 66 % по сравнению с объемом сердца новорожденного.

С начала, с 13 лет, наблюдается значительное различие между размерами сердца у мальчиков и девочек. С возрастом сердце занимает более вертикальное положение. Несмотря на его интенсивное развитие, в подростковом и юношеском возрасте обнаруживается более или менее выраженная диспропорция между увеличением массы и размеров сердца, с одной стороны, и общей массы тела - с другой, что может служить физиологическим базисом для различных клинических проявлений.

Неудивительно, что этот период возрастного развития характеризуется значительной функциональной лабильностью, частой неадекватностью ответа раздражению, а нередко - настоящими дисфункциями и парадоксальными реакциями, протекающими, однако, в физиологических границах. К числу функциональных особенностей сердца подростка относится, прежде всего, более частый и менее регулярный ритм сердечных сокращений, меньшая скорость проведения импульса по пучку и ножкам пучка и большая продолжительность электрической систолы. Эти отличия отражают постепенные изменения лабильности нервно-мышечных структур сердца. В период полового созревания лабильность более высокая. Фазы сердечного цикла лишь к 16 - 18 годам достигают длительности таковых у лиц зрелого возраста.

Частота сердечных сокращений, по данным разных авторов, у мальчиков 12 - 13 лет находится в пределах 72 - 85; 16 - 17 лет - 70 - 77, что приближается к показателям, характерным для взрослых - 68 - 72 уд/мин. У девочек частота сердечных сокращений в покое на 2 - 6 уд/мин больше, чем у мальчиков. В возрасте 14 - 15 лет этот показатель снижается, а иногда даже повышается по сравнению с таковым у 12 - 13-летних подростков. В возрасте 13 - 14 лет артериальное давление заметно повышается, что объясняют более быстрым развитием в этот период сердца и относительно медленным увеличением просвета сосудов.

Роль мышечной деятельности в развитии ребенка и подростка, работоспособность и кислородные режимы организма, своеобразие его реакции на физическую нагрузку, возможность использования физической культуры и спорта для направленных воздействий, все усиливающаяся борьба за достижение высоких спортивных результатов и «омоложение» большого спорта определяют тот возрастающий интерес к изучению влияния мышечной деятельности на организм ребенка и подростка, который, особенно в последнее время, проявляется в широких кругах физиологов, медиков, педагогов.

Мышечная деятельность является одной из лучших моделей для изучения функциональных возможностей дыхания, кровообращения, для выявления особенностей их нейрогуморальной регуляции и регулирования кислородных режимов растущего организма, так как во время физической нагрузки кислородный запрос и функции органов и систем, обеспечивающих его удовлетворение, могут усиливаться до максимума.

Общий объем выполняемой организмом работы у ребенка и подростка не достигает этого показателя у взрослых, максимальный кислородный запрос на работу у детей и подростков также намного меньше. Дети и подростки отличаются от взрослых значительно меньшей работоспособностью. Максимальная удельная мощность оказывается у ребенка 8 - 9 лет вдвое меньшей, чем у взрослого. Повышение с возрастом работоспособности связано не только с тем, что мышечная сила в возрасте 6 - 20 лет возрастает в четыре раза при увеличении роста только наполовину, но и с тем, что с развитием центральной нервной системы улучшается координация движений и регуляция вегетативных функций, увеличивается мощность кислородтранспортной системы, органов дыхания и кровообращения, обеспечивающих возможность удовлетворения большего кислородного запроса организма, повышается качество регулирования кислородных режимов организма.

У детей и подростков максимальный кислородный запрос при мышечной деятельности и количество энергии, получаемой организмом из анаэробных источников, значительно меньшие, чем у взрослых. Общий максимальный кислородный запрос на работу у детей 8 - 9 лет оказывается в 12 раз меньшим, чем у взрослых, а максимальная концентрация молочной кислоты в крови достигает у детей 7 - 9 лет только 9, у подростков 14 - 15 лет - 12.

В период полового созревания, с одной стороны, увеличивается интенсивность выполняемых кратковременных нагрузок, с другой стороны, в этом возрасте формируется выносливость к длительным нагрузкам. Способность к выполнению различного рода нагрузок в течение пубертатного периода повышается неравномерно. К 13 - 14 годам увеличивается ряд показателей работоспособности, в частности, возрастают скорость бега и его продолжительность, скорость и длительность гребли, езды на велосипеде, интенсивность и длительность работы на велоэргометре и т. д. Способность выполнять максимальную кратковременную работу обеспечивается тем, что уже к 13 - 14 годам разносторонне развиваются двигательные функции. Однако в подростковом возрасте ни максимальная интенсивность кратковременной работы, ни тем более способность к выполнению длительной работы не достигают их уровня у взрослых.

Сравнение времени преодоления дистанции 200 м при гребле на байдарках и каноэ свидетельствует о том, что подростки старшего возраста быстрее преодолевают заданную дистанцию, количество гребков и усилие на весло у них больше, т. е. с возрастом развиваемая мощность возрастает. Заметное увеличение работоспособности отмечается в 15 - 16 лет.

Выносливость при работе интенсивности наиболее заметно возрастает к 12 годам. В возрасте 12 - 14 лет эти изменения не столь выражены. В 14 - 18 лет происходит ощутимое повышение выносливости: к работе умеренной интенсивности - к 17 - 18 годам, к работе большой интенсивности - к 13 - 14 годам.

У взрослых спортсменов суммарный кислородный запрос на работу интенсивности на иди при гребле на дистанции 200 м может возрасти в 30 и более раз по сравнению с уровнем основного обмена, у подростков 14 - 16 лет при гребле на такой же дистанции в максимально возможном для них темпе он увеличивается примерно в 15 - 18 раз, при работе на велоэргомётре - в 15 - 20 раз, у детей 9 - 10 лет - только в 11 - 12 раз.

С возрастом в первую очередь увеличиваются аэробные возможности. В процессе работы интенсивности потребление кислорода организмом ребенка 8 - 11 лет составляет около 52 - 58 % его кислородного запроса. У подростков более 64 - 66 % его удовлетворяется во время нагрузки. При этом потребление кислорода во время нагрузки такой интенсивности у детей 8 - 9 лет достигает около 40 %, а кислородный долг после работы - 20 % его величины у взрослых. У подростков 14 - 15 лет скорость потребления кислорода достигает 80 % потребления взрослого, а кислородный долг - 40 - 45 % кислородного долга для взрослых. Значительного увеличения анаэробных возможностей в пубертатном периоде еще не происходит.

Детский и юношеский организм отличаются от взрослого не только ограниченными возможностями увеличения доставки, но и тем, что в меньшей степени могут работать «в долг», т. е. растущий организм отличается от зрелого меньшей аэробной и заметно меньшей анаэробной «производительностью».

Поскольку растущий организм обладает более ограниченной способностью работать в «долг», дети 9 - 10 лет прекращают работу при нагрузке 1,3 - 1,6 Вт, когда кислородный дрлг составляет 800 - 1200 мл; подростки 12 - 14 лет прекращают работу при нагрузке 2 - 2,9 Вт с кислородным долгом 2000 - 2500 мл, тогда как у взрослых эти показатели равняются соответственно 3,3 – 7,5 Вт и 600 мл.

Хотя удельная мощность детей 8 - 9 лет составляет только 50 % ее у взрослых, удельный кислородный запрос (на 1 кг массы тела) при работе интенсивности у ребенка превышает удельный кислородный запрос взрослого: организму ребенка в возрасте 8 - 9 лет на выполнение работы при нагрузке интенсивности требуется в полтора раза больше кислорода, чем организму взрослого. Это свидетельствует о том, что кислородная стоимость выполняемой детьми механической работы значительно выше, чем у взрослых.

МПК в процессе роста и индивидуального развития до зрелости с возрастанием массы тела увеличивается. Максимальное потребление кислорода не только с возрастом, но также с массой, ростом и поверхностью тела. Максимальная интенсивность потребления кислорода в расчете на 1,2 поверхности тела с возрастом увеличивается.

Несомненно, существуют различия в уровне максимального потребления кислорода у девушек и юношей. Наиболее они выявляются с 11 лет. У девушек МПК меньше, чем у юношей.

Следует подчеркнуть, что почти при одинаковой максимальной интенсивности потребления кислорода количество выполняемой в единицу времени механической работы как в абсолютных, гак и в относительных величинах (отнесенное к массе тела) у детей и подростков значительно меньшее, чем у взрослых.

Хотя напряженная мышечная деятельность вызывает значительное увеличение легочной вентиляции у детей и подростков, максимальные МОД и МПК у них меньше, чем у взрослых. С возрастом максимальный МОД увеличивается. У детей 8 - 9 лет максимальные величины во время работы составляют 30 - 40 л/мин; у 10 - 11-летних детей - 40 - 50, в то время как у взрослых во время нагрузки МОД может достигать 100 л/мин и более. По сравнению с состоянием в покое у детей 8 - 9 лет МОД при максимальном потреблении кислорода увеличивается в 7,45 раза, у мальчиков 10 - 11 лет - в 18,5 раза; в 16 - 18 лет МОД при напряженной мышечной деятельности может увеличиваться в 10 - 12 раз.

По мере развития подростка возможность усиления легочной вентиляции возрастает, увеличиваются резервные возможности дыхания. У подростков 13 лет легочная вентиляция при максимальном потреблении кислорода может достигать 62 л/мин; у подростков 14 - 15 лет - 68 - 78; 16 лет - 78 - 80; у нетренированных мужчин 20 - 30 лет МОД в аналогичных условиях составляет 90,2±1,3 л/мин. Если учесть, что в покое МОД у подростков больше, чем у взрослых, то становится понятным, что у первых при максимальном потреблении кислорода он увеличивается меньше, чем у последних.

До 9 - 10 лет значительной разницы между максимальными величинами МОД у мальчиков и девочек нет. Начиная с этого возраста отличия становятся более выраженными: в 15 лет максимальный MO/v девочек составляет около 80 % его величины у мальчиков. Максимальная вентиляция легких при нагрузке не только с возрастом, но и с ростом, поверхностью тела, массой и максимальным потреблением кислорода. Максимальная интенсивность легочной вентиляции при мышечной деятельности за период второго детства снижается. В начале полового созревания этот показатель при максимальном потреблении кислорода оказывается относительно высоким - 1540 мл/мин кг; в 15 - 16 лет все еще выше, чем у взрослых, и составляет 1410, тогда как у взрослых - 1300 мл/мин кг.

При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей оказывается более частым, чем у взрослых. Частота дыхания у детей 8 - 11 лет и подростков 13 - 14 лет была в полтора раза больше, чем у взрослых. В 16 - 17 лет отмечалось снижение максимальной частоты дыхания.

Таким образом, МОД при физической нагрузке у детей и подростков еще не может увеличиваться столь значительно, как у взрослых. Из-за ограниченной возможности углублять дыхание организм ребенка и подростка обеспечивает усиление вентиляции легких в большей степени за счет учащения дыхания. Альвеолярная вентиляция увеличивается не строго пропорционально увеличению МОД.

При нагрузке умеренной интенсивности дыхание ребенка становится более эффективным. Это же относится к подросткам 12 - 13 лет, у которых при таких нагрузках отношение АВ/МОД может увеличиваться до 74 - 75 %; в 14 - 15 лет этот показатель при физической нагрузке изменяется мало (с 68 в покое до 70,4 % при мышечной деятельности).

В связи с меньшим объемом сердца и его функциональными особенностями возможности увеличения ударного объема у детей и подростков невелики. Чем моложе организм, тем меньше при физической нагрузке может возрастать этот показатель. При максимальном увеличении ударного объема он у ребенка и подростка менее чем в два раза превышает показатели покоя (у взрослых - в 2,5 раза). С возрастом у ребенка максимальный систолический объем заметно увеличивается. По мере развития организма увеличивается КПД, и большая часть энергии используется для выполнения механической работы.

Изменение частоты сердечных сокращений при мышечной деятельности зависит от характера нагрузки, ее деятельности, степени физической тренированности, пола, общих размеров сердца, от температуры окружающей среды, эмоционального напряжения, возраста. Даже при небольших нагрузках частота сердечных сокращений у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. Границы, в которых изменяется этот показатель у детей, уже, чем у взрослых, так как в покое сердечный ритм у них более частый. При максимальной нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается по сравнению с покоем у детей в 2,5, у взрослых - в 3 раза. Это свидетельствует о больших резервных возможностях изменения сердечной деятельности у взрослых.

При напряженной мышечной деятельности частота сердечных сокращений у детей младшего школьного возраста может достигать 180 - 240 уд/мин. У мальчиков 7 - 9 лет максимальная величина этого показателя при напряженной мышечной деятельности в среднем составляет 208 ±2,4; в 10 - 11 лет - 211 ±2,3, в то время как у взрослых мужчин - 194 ±1,6.

Во время стандартной работы на велоэргометре, сопровождающейся одинаковым общим потреблением кислорода у детей и взрослых, частота сердечных сокращений у детей 9 - 11 лет более чем вдвое превышает частоту таковых у взрослых. На протяжении одного сердечного сокращения у ребенка кислорода потребляется в два-три раза меньше, чем у взрослого. Этот низкий кислородный импульс (4,7 мл кислорода на один сердечный цикл у детей при 12,1 мл у взрослых) свидетельствует о меньшей эффективности каждого сердечного цикла в отношении снабжения организма кислородом.

В пубертатном возрасте наиболее характерной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку также является учащение сердечных сокращений. По данным, при работе предельной интенсивности на велоэргометре учащение пульса наиболее выражено в начале периода полового созревания.

Выполнение одних и тел же упражнений, при которых частота сердечных сокращений у детей значительно больше, чем у взрослых, сопровождается у детей меньшим увеличением систолического давления. Последнее у детей при физической нагрузке никогда не достигает величин, регистрируемых у взрослых. В абсолютных цифрах систолическое давление у детей 8 - 9 лет при напряженной мышечной деятельности составляет 120 мм рт. ст., в то время как у 16-18-летних - 163 мм рт. ст. У взрослых оно может достигать 220 мм, а у спортсменов высокого класса даже 29 - 260 мм рт. ст. при очень напряженной нагрузке.

Сравнительно небольшое увеличение систолического давления при напряженной мышечной деятельности в детском возрасте объясняется еще слабым развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца, более широким просветом сосудов относительно размеров сердца.

В период полового созревания обнаруживается несовершенство, ограниченность механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы в целом к физической нагрузке. Особенно сильно выражено это у подростков 13 - 15 лет. У них чаще, чем у детей, при нагрузке отмечаются случаи неадекватных изменений функции сердечнососудистой системы. К 15 - 16 годам наблюдается существенное улучшение механизма адаптации сердечнососудистой системы к интенсивной мышечной нагрузке, хотя и отмечается ее высокая реактивность. Несоответствие вегетативных сдвигов интенсивное и нагрузки отмечается как в 13 - 14, так и в 15 - 16 лет, а иногда в 17 лет. В значительной мере оно связано с различными уровнями и темпами полового созревания. При его замедлении реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку менее благоприятна.

Относительно небольшие величины максимальной вентиляции легких, и сердечного выброса, меньшие резервные возможности дыхания и кровообращения обеспечивают значительно меньшую максимальную скорость поступления кислорода в альвеолы, а также транспорта кислорода кровью у ребенка, и подростка при мышечной деятельности, 8-9 лет при нагрузке с МПК скорость доставки кислорода ниже, чем у нетренированных взрослых. Вследствие того, что в этих условиях у детей почти не изменяется соотношение между альвеолярной вентиляцией и МОД, скорость поступления кислорода в увеличивается в меньшей степени, чем у взрослых.

При нагрузке с МПК и умеренной 1 интенсивности (около 50 % МПК) скорость кислорода в легкие у взрослых превышает в 1,9 - 2,3 раза таковую у детей 8 лет.

В период второго детства заметного увеличения скорости поступления кислорода в легкие и альвеолы не происходит, но уже в начале периода полового созревания с развитием морфологических и возможностей грудной клетки и легких скорость поступления кислорода в легкие и альвеолы резко возрастает. При работе интенсивности скорость поступления кислорода в легкие подростков может превышать аналогичный показатель у взрослых, тогда как скорость поступления кислорода в альвеолы у подростков при нагрузках разной ниже, чем у взрослых.

Скорость транспорта кислорода артериальной кровью при нагрузках с МПК у детей в 1,74 раза, а у подростков только в 1,1 раза меньше, чем у взрослых. Относительное нивелирование этих возрастных отличий происходит частично из-за того, что ограниченная возможность сердечного выброса лимитирует возрастание транспорта кислорода кровью даже у взрослых.

Если максимальная скорость транспорта артериальной кровью с возрастом увеличивается, то скорость его транспорта смешанной венозной кровью при максимальным потреблением кислорода уменьшается. Это свидетельствует о том, что с возрастом расширяется использование резервов кислорода смешанной венозной крови. При МПК скорость транспорта кислорода смешанной кровью у взрослых составляет только 77 % скорости его транспорта у детей 8 - 9 лет и 92% скорости его транспорта у подростков.

Сопоставление скорости поступления кислорода в легкие, альвеолы и транспорта его кровью со скоростью потребления кислорода тканями убедительно свидетельствует о значительно меньшей эффективности режимов организма ребенка и подростка. Так, у 8 - 9 лет и у подростка 15 - 16 лет при нагрузке 1с МПК в легкие поступает в 6 - 5,9 раза больше, чем в то же время потребляется организмом, тогда как у нетренированного взрослого - в 5,1 раза, а у спортсмена - только в 4,1 раза. Не столь выраженные отличия соотношений между транспорта кислорода артериальной кровью и его потребления. У детей 8 - 9 лет при нагрузке с МПК транспорт кислорода в 1,9 раза превышает по скорости его потребление, у подростков - в 1,6; у взрослых - в 1,4 раза. Эти данные также свидетельствуют о меньшей эффективности кровотока в отношении обеспечения тканей кислородом.

Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения с потреблением кислорода позволяет сделать вывод о том, что при мышечной деятельности кислородные режимы организма ребенка и подростка оказываются значительно менее экономичными, чем у взрослых. Так, при максимальной скорости потребления кислорода каждый его литр извлекается организмом ребенка из 32,5 л, а подростка - из 35 л поступающего в легкие воздуха, тогда как у взрослых для этого необходимо всего 25 - 27 л, а у спортсменов высокой квалификации - 21 - 23 л воздуха. Вентиляционный эквивалент у детей значительно больше, а коэффициент использования кислорода меньше, чем у взрослых.

Следует подчеркнуть, что при мышечной деятельности кровообращение у детей и подростков также менее эффективно в отношении снабжения тканей кислородом, чем у взрослых - каждый литр кислорода в условиях максимального его потребления извлекался организмом ребенка из 11,9 л; у подростка 15 лет - из 10,1, тогда как у взрослых - из 7,9, а у спортсменов - из 6,5 - 7 л. О меньшей утилизации кислорода из артериальной крови у детей в условиях напряженной мышечной деятельности свидетельствует более низкий коэффициент использования кислорода. У детей 8 - 11 лет при максимальном потреблении кислорода из артериальной крови используется лишь около 50 % кислорода и почти столько же уносится смешанной венозной кровью к легким, в то время как у взрослых из артериальной крови ткани извлекают около 70 % кислорода, а у спортсменов высокого класса - свыше 80 %. В этих условиях венозное различие по кислороду увеличивается у детей достоверно меньше, чем у взрослых. Если у взрослых различие при максимальном потреблении кислорода составляет 120 ±0,8 мл/л, а у велосипедистов высокого класса - 170 ± 1,2; то у детей оно увеличивается только до 84 ± 1,7 мл/л.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".