Пользовательский поиск

Хатха йога

Хатха йога (термин из Санскрита), также называемая хатха видья - это йогическая система, описанная Йоги Сватмарама, индийским мудрецом, жившим в Индии в 15 веке и составившим Хатха Йога Прадипика.

Продолжение ниже

Йога кундалини, хатха, айенгара, аштанга, сахаджа и другие виды йоги

Йога – это общеизвестный обобщенный термин для физических, психических и духовных дисциплин, зародившихся в древней Индии. Более конкретно,...

Читать дальше...

всё на эту тему


Термин «хатха» в переводе с Санскрита означает использование устойчивости или силы, а «хатха йога» в словаре Моньера-Виллиамса переводится как «вид силовой Йоги или абстрактной медитации (заставить разум абстрагироваться от внешних объектов; описана в Хатха Йога Прадипика Сватмарамой и выполняется с большим количеством «мучений» самого себя, таких как: стояние на одной ноге, удержание рук вверху, вдыхание дыма, стоя на голове и подобное).

Сватмарама представил свою систему как подготовительную стадию к физическому очищению, которое организм претерпевает в результате высокой медитации или Йоги. Она основана на асанах и пранаяме (дыхательных техниках, также известных, как шаткарма). В отличие от традиционных практик обращение внимания на Йогу стало популярным на западе в начале второй половины 20 века, она часто называется просто «Хатха Йогой» в контексте здоровья и физических упражнений.

Польза хатха йоги для здоровья, предписываемая практикам йогических асан

Комбинированная практика йоги в виде осознанности, дыхательных и физических упражнений приносит пользу при регулярной практике. Практикующие йогу отмечают улучшение сна, рост уровня энергии и мышечного тонуса, освобождение от мышечных болей и негибкости, улучшение кровообращения и в целом улучшение здоровья. Дыхательный аспект йоги может принести пользу сердечному ритму и кровяному давлению.

Исследование «Йога в Америке», проведенное в 2008 году Йога Джоурнал, показывает, что количество взрослых, практикующих йогу в США, – 15,8 миллионов, а 9,4 миллиона обязательно попробуют заняться йогой в следующем году.

Происхождение хатха йоги

Наиболее всестороннее описание хатха йоги – это Хатха Йога Прадипика от Йоги Сватмарамы. Эта работа, однако, собрана из старинных текстов, написанных на Санскрите, помимо собственного опыта Йоги Сватмарамы. Она включает информацию о шаткарме (очищению), асанах, пранаяме (контролю тонкой энергии), чакрам (энергетическим центрам), кундалини (инстинкте), бандхах (мышечной силе), крийях (технике; проявлениям кундалини), шакти (священной силе), нади (каналам) и мудрам (символическим жестам), помимо других тем.

Традиционно изложение хатха йоги предписывают Богу Шиве. Считается, что он передал знания по хатха йоге Богине Парвати на одиноком острове, предполагая, что больше никто его не услышит, но одна рыба услышала всю беседу, оставаясь совершенно неподвижной все это время. Бог Шива помиловал рыбу (Матся) и сделал ее сиддхом, потом ставшим известным как Матсяендранатха. Он обучил хатха йоге Чауранги, безрукого и безногого человека, который обрел ноги и руки, когда Матсяендранатха просто посмотрел на него. В Хатха Йога Прадипике упоминаются Ади Натха, Матсяендранатх, Гораксханатх и многие другие из тех, кто стал известными практикующим хатха йогу.

Многие современные школы хатха йоги имеют истоки в школе Тирумалаи Кришнамачарья, который обучал йоге с 1924 по 1989 годы, до своей смерти. Среди его учеников, постоянно популяризующих йогу на Западе, были К. Паттабхи Джойс, известный популяризацией интенсивного стиля Аштанга Виньяса Йога, Б.К.С. Айенгар, придававший особое значение растяжкам и использованию подпорок, Индра Деви и сын Кришнамачарьи Т.К.В. Десикачар, разработавший стиль Вини-Йога. Десикачар основал Кришнамачарья Йога Мандирам в Ченнаи с целью сделать доступным наследие йоги, как ей обучал Кришнамачарья.

Другим серьезным ответвлением по влиятельности был Свами Шивананда в Ришикеше (1887-1963) и его многие последователи, включая, среди прочих, Свами Вишну-девананду, основателя Международных Шивананда Йога Веданта центров; Свами Сатьянанду, основателя Школы Йоги Бихар и Свами Сатчидананду, основателя Интегральной Йоги.

Сиддха Сиддханта Паддхати

Сиддха Сиддханта Паддхати – очень хорошо сохранившийся до наших дней текст по Хатха йоге на Санскрите, приписываемый местной традицией Гораксханатху, которая содержит много информации по авадхуте, как отмечает Ферштейн (1991, с. 105): «Одна из самых ранних рукописей по хатха йоге, Сиддха Сиддханта Паддхати, содержит много стихов, которые описывают авадхуту. В частности, в одной строфе (VI.20) упоминается его способность, подобно хамелеону, принимать любой характер или роль. Говорится, что временами он ведет себя как мудрый человек или даже как король, а в другое время может быть как аскет или обнаженный отрекшийся человек».

Идеология

Традиционная хатха йога – это целостный йогический путь, включающий дисциплину, положения (асаны), очистительные процедуры (шаткрийя), жесты (мудры), дыхание (пранаяму) и медитацию. Хатха йога, преимущественно практикуемая на Западе, состоит в основном из асан, воспринимаемых как физические упражнения. Также она считается снижающей стресс практикой.

Хатха йога – одно из двух направлений йоги, которые фокусируются на физической культуре, другое – это раджа йога. Оба направления часто относят к саданга йоге, т.е. йоге шести ступеней («сад» означает шесть и «анга» означает частей). Сватмарама не раз подчеркивал в тексте Хатхапрадипики, что не существует раджа йоги без хатха йоги и не может быть хатха йоги без раджа йоги. Основное различие состоит в том, что в раджа йоге асаны используются в основном для подготовки тела к длительной медитации, а, следовательно, больше фокусируется на медитативных асанах: Поза Лотоса (падмасана), Совершенная Поза (сиддхасана), Простая Поза (сукхасана) и Тазовая Поза (ваджрасана). В хатха йоге используются не только медитативные позы, но и динамические позы. Также применение пранаямы в раджа йоге проходит без повсеместных мышечных «замков» (бандх).

Хатха олицетворяет противоположные энергии: горячую и холодную (огонь и вода, подобно схожей концепции инь-ян), мужскую и женскую, позитивную и негативную. Хатха йога пытается сбалансировать разум и тело с помощью физических поз, или «асан», очистительных практик, контролируемого дыхания и успокоения ума путем релаксации и медитации. Асаны учат удерживать равновесие, также балансу и силе, практикуются для улучшения физического здоровья тела и очищения ума для приготовления к медитации. Однако, если у человека много слизи или жира, то очистительные процедуры необходимы перед пранаямой.

Аштанга – это йога Патанджали, собирателя Йога Сутр. Она состоит из восьми частей: ямы и ниямы, которые являются наблюдениями из области этики; асан, пранаямы, или контроля над дыханием; пратьяхары, или отказа от чувств; дхараны, или концентрации; дхаяны, медитации; самадхи – стадии высокой концентрации, совершенного владения умом. Более точно, эти восемь частей составляют восемь ступеней прогресса, в каждой из которых есть польза и каждая из которых является фундаментом для высших уровней. Зачастую аштанга йогу Патанджали путают с раджа йогой, но Патанджали ни в одной из сутр не употреблял термина «раджа йога».

Хатха йога состоит из шести ступеней, имеющих своей целью достижение самадхи. В такой схеме шесть ступеней хатха йоги определяются как: асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна и самадхи. Основной текст хатха йоги – Хатхапрадипика от Сватмарамы, великого ученика Сахаджананды (из линии последователей Сопаны, младшего брата Днянешвара Махараджа из Аланди недалеко от Пьюна). Важной частью практики хатха йоги является пробуждение Кундалини. Признаком успешной практики хатха йоги являются: стройность тела, радостное лицо, возможность слышать мистические звуки, ясные глаза, хорошее самочувствие, контроль через бинду - увеличение желудочного огня и очищение нади.

Пранаяма

Слова прана (жизненная сила) и аяма (удлинять или регулировать) составляют слово «пранаяма». Данная практика имеет целью удлинение, контроль и регуляцию дыхания. В одной вариации речак (выдыхание воздуха), порак (вдыхание) и кумбхак (задержка дыхания при нормальном вдохе или выдохе) – три части регуляции дыхания. Пранаяма практикуется для увеличения ментальной, физической и духовной силы.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".