Пользовательский поиск

Йога кундалини, хатха, айенгара, аштанга, сахаджа и другие виды йоги

Йога (санскрит, пали: योग, /ˈjəʊɡə/, йога) – это общеизвестный обобщенный термин для физических, психических и духовных дисциплин, зародившихся в древней Индии. Более конкретно - йога является одной из ортодоксальных школ философии индуизма. Она основана на «Йога-сутрах» Патанджали. Различные традиции йоги обнаружены в индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме.

Продолжение ниже

Хатха йога

Комбинированная практика йоги в виде осознанности, дыхательных и физических упражнений приносит пользу при регулярной практике. Практикующие йогу отмечают улучшение ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Дофилософские размышления и различные аскетические практики первого тысячелетия до нашей эры были систематизированы в формальную философию в первых веках нашей эры посредством «Йога-сутр» Патанджали. К началу нового тысячелетия появилась хатха-йога, как известная традиция йоги, отличающаяся от «Йога-сутр» Патанджали. В то время как «Йога-сутры» фокусируются на дисциплине ума, хатха-йога сконцентрирована на здоровье и чистоте тела.

Индийские монахи, начиная со Свами Вивекананды, распространили йогу в Западном мире в конце XIX века. В 80-х г. XX в. йога обрела популярность в США, как система физических упражнений для здоровья. Многочисленные исследования пытались определить эффективность йоги в качестве дополнительного вмешательства для пациентов, страдающих от рака, шизофрении, астмы и болезней сердца. В национальном опросе люди, в течение долгого времени практикующие йогу, сообщали об улучшении мышечно-скелетной системы и психического здоровья.

Содержание статьи:

  1. Цели йоги
  2. Йога и медицина
  3. Принятие йоги на Западе
  4. Терминология
  5. Йога по сравнению с другими системами медитации
    1. Тантра
    2. Буддизм и йога
      1. Дзен буддизм
      2. Тибетский буддизм
    3. Христианская медитация
    4. Суфизм и йога
    5. Суннитский ислам и йога
  6. История йоги
    1. Предыстория
    2. Доклассическая эпоха
      1. Упанишады
      2. Бхагавад-Гита
      3. Махабхарата
    3. Классическая йога
      1. Ранние буддистские тексты
      2. Самхия
      3. Йога-сутры Патанджали
      4. Джайнизм
      5. Школа йогачара
    4. Йога в средние века
      1. Движение бхакти
      2. Ваджраяна
      3. Хатха йога
      4. Сикхизм

Цели йоги

В общем смысле йога – это дисциплинированный метод, используемый для достижения цели. В этом смысле йога зависит от философской или теологической системы, с которой она связана. Бхакти школы вайшнавизма объединяют йогу с преданностью наслаждению вечным присутствием Вишну. В теологии Шайвы йога используется для объединения «кундалини» и Шивы. Махабхарата определяет цель йоги, как опыт «Брахмана» или «Атмана», наполняющий все вещи. В специфическом смысле «Йога-сутр» Патанджали цель йоги определена, как «читта вритти ниродхах» («непорождение видоизменений сознания»). В современную эпоху физические позы йоги используются для облегчения проблем со здоровьем, снижения стресса и придания гибкости позвоночнику. Йога также применяется в качестве полной программы упражнений и практики физической терапии.

Йога и медицина

Проводятся исследования йоги в качестве дополнительного вмешательства для лечения раковых больных. Йога, используемая для лечения пациентов, страдающих от рака, уменьшает депрессию, бессонницу, боль и утомление, а также увеличивает контролирование тревоги. Программы снижения стресса на основе осознанности (ССОО) включают йогу, как технику разума-тела для снижения стресса. В одном исследовании было обнаружено, что после семи недель лечения йогой пациенты сообщали о значительном меньшем расстройстве настроения и сниженном стрессе, по сравнению с контрольной группой. Другое исследование выявило, что ССОО оказало положительное действие на тревогу, качество жизни и духовный рост.

Йога также изучалась в качестве лечения шизофрении. Обнаружено, что йога улучшает когнитивные функции и снижает стресс при шизофрении, состоянии, связанном с когнитивным расстройством и рецидивом, вызванным стрессом. В конце одного исследования, длившегося четыре месяца, у пациентов, которых лечили йогой, были лучше социальные и профессиональные функции, а также качество жизни. Три основы хатха-йоги (упражнения, дыхание и медитация) делают ее полезной для тех, кто страдает от заболеваний сердца. В целом исследования эффектов йоги на болезни сердца предполагают, что йога может понизить высокое давление крови, улучшить симптомы при сердечной недостаточности, ускорить реабилитацию при болезнях сердца и уменьшить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Люди, в течение долгого времени практикующие йогу в США сообщали об улучшениях в мышечно-скелетной системе и умственном здоровье, а также об ослаблении симптомов астмы у астматиков. Регулярные занятия йогой увеличивают уровни ГАМК мозга; доказано, что они улучшают настроение и уменьшают беспокойство больше, чем некоторые другие метаболически равносильные упражнения, например, ходьба. Реализация образа жизни кундалини-йоги помогает наркоманам повысить качество своей жизни, согласно психологическому анкетированию, такому как Шкала определения поведения и симптома и Показатель качества выздоровления.

Практика йоги в традиции индуизма также имеет психологическую пользу, позволяя развить контроль над своим разумом и телом. Не пытаясь адаптировать умственно нездоровый разум (главная цель современной психологии), традиционная индуистская психология фокусируется на укреплении нормального и здорового разума через практику медитативных техник, таких как йога.

Принятие йоги на Западе

Йога привлекла внимание образованной западной публики в середине XIX века вместе с другими темами индуистской философии. Первым учителем индуизма, активно пропагандировавшим и распространявшим аспекты йоги среди западной аудитории, был Свами Вивекананда, который путешествовал по Европе и США в 1890-х годах.

На Западе термин «йога» сегодня обычно связывается с хатха-йогой и ее асанами (позами) или формой физических упражнений. В 1960-х годах интерес Запада к индуистской духовности достиг своего пика, дав рост многочисленным школам нео-индуизма, особенно пропагандировавшихся западной публике. Среди активных учителей хатха-йоги того периода можно назвать Б.К. С. Айенгара, К. Паттабхи Джойса, Свами Вишну-Девананду и Свами Сатчинанду. Кундалини-йога, считавшаяся усложненной формой йоги и медитации, была внедрена в США Йогом Бхаджаном в 1969 г.

Второй бум йоги последовал в 80-х годах, когда Дин Орниш, последователь Свами Сатчидананды, связал йогу со здоровьем сердца, узаконив йогу в качестве чисто физической системы упражнений для сердца, оставив за пределами культурные или эзотерические круги, и отсоединил ее от религиозного обозначения. Многочисленные асаны казались современными по своей сути и уверенно перекрыли западные традиции упражнений XIX века и начала XX.

Начиная с 2001 г., популярность йоги в США неуклонно растет. Число людей, практикующих какую-либо форму йоги, выросла с 4 миллионов в (2001 г.) до 20 миллионов (в 2011 г.). Хотя огромное число людей извлекает пользу из занятий йогой, внимание широкой общественности привлекли определенные проблемы со здоровьем, вызванные йогой. Йогу раскритиковали, как потенциально опасную практику и причину разнообразных серьезных медицинских состояний, включающих синдром лестничной мышцы, стеноз позвоночника, ретинальные разрывы и др. По данным января 2012 г., в США имеется около 20 миллионов последователей йоги.

Среди основных причин негативных эффектов йоги эксперты называют дух соперничества новичков и недостаток квалификации инструкторов. По мере роста спроса на классы йоги многие люди обучаются и получают сертификаты, чтобы стать инструкторами по йоге. Однако не каждый недавно сертифицированный инструктор йоги может оценить состояние каждого ученика в своем классе и порекомендовать воздержаться от определенных поз во избежание травм. В свою очередь ученики йоги переоценивают способности своего тела и стремятся к усложненным позам до того, как тело станет достаточно гибким для их выполнения. В то же время эксперты соглашаются, что йога очень полезна, если ей обучает полностью обученный квалифицированный инструктор.

Терминология

В ведическом санскрите, который чаще применяется, дословно санскритское слово «йога» обозначает «ярмо», «связать», «объединить» или «прикрепить» от корня «yuj». Оно имело значительно более фигуральный смысл, где определение «надеть ярмо» или «запрячь быка или лошадь» обретало более широкое значение, такое как «служба, использование, применение, выполнение» (сравнительно с фигуральным использованием слова «запрячь» как «использовать что-либо для чего-либо»). Дальнейшее развитие значения этого слова произошло в послеведический период. В эпическом санскрите также обнаружены более прозаические настроения, такие как «усилие», «старание», «усердие» и «прилежание».

В санскрите существует множество составных слов, содержащих «йога». «Йога» может иметь следующие значения: «связь», «контакт», «метод», «применение», «добавление» и «исполнение». Например, «гуна-йога» означает «контакт с веревкой»; «чакра-йога» имеет медицинский смысл – «наложение шины или похожего инструмента посредством блоков (в случае вывиха бедра)»; «чандра-йога» имеет астрономический смысл – «соединение луны с созвездием»; «пум-йога» – это грамматический термин, обозначающий «соединение или связь с мужчиной», и т.д. Таким образом, «бхакти-йога» означает «нежная привязанность» в монотеистическом движении Бхакти. Термин «крия-йога» имеет грамматический смысл, означающий «связь с глаголом». Но это же составное слово обладает техническим значением в «Йога-сутрах», назначающим «практические» аспекты философии, т.е. «союз с Верховным», обусловленный выполнением обязательств в повседневной жизни.

В философии индуизма слово «йога» используется для обозначения одной из шести ортодоксальных школ. «Йога-сутры» Патанджали часто обозначаются, как раджа-йога. Человек, практикующий йогу или следующий философии йоги с высоким уровнем приверженности, называется йогом или йогиней.

Йога по сравнению с другими системами медитации

Тантра

Тантризм – это практика, допускающая изменение связи ее практиков с обычной социальной, религиозной и логической реальностью, в которой они живут. Через тантрические практики индивидуум воспринимает реальность, как «майя», иллюзию, и индивидуум достигает освобождения от нее. И тантра, и йога предлагают пути, которые освобождают человека от зависимости от мира. Йога полагается на прогрессивное ограничение всех вводов извне; тантра полагается на превращение всех внешних вводов, чтобы человек не зависел больше от них, а мог взять их или оставить так, как ему угодно. Этот особый путь к освобождению среди нескольких других, предложенных индуизмом, связывает тантризм с практиками индийских религий, такими как йога, медитация и социальное отречение, основанными на временном или постоянном отстранении от социальных отношений и моделей.

Роберт Свобода попытался суммировать три основных пути ведического знания следующим образом:

«Так как каждый воплощенный индивидуум состоит из тела, разума и духа, древние индийские риши, которые разработали Науку Жизни, организовали свою мудрость в три ветви знаний: Аюрведа, которая занимается, в основном, физическим телом; Йога, которая занимается, в основном, духом; и Тантра, которая, в основном, заботится о разуме. Философия всех трех идентична; их проявления различаются из-за их отличающихся акцентов. Аюрведа относится больше всего к физической основе жизни, концентрируясь на ее гармонии разума и духа. Йога контролирует тело и разум, обеспечивая их гармонию с духом. Тантра стремится к использованию разума для баланса потребностей тела и духа»

Во время тантрических практик и изучений ученику даются инструкции о техниках медитации, в частности, чакра-медитации. Часто это происходит в ограниченной форме по сравнению с тем, как этот вид медитации известен и используется практиками тантры и адептами йоги где-либо еще, но более продуманно, чем предыдущая медитация новичка. Это считается видом кундалини-йоги с целью движения Богини в чакры, расположенные в «сердце» для медитации и почитания.

Буддизм и йога

Дзен буддизм

Дзен (название которого происходит от санскритского слова «Дхьяна» через китайское «Чань») является формой Махаяна буддизма. Школа Махаяна в буддизме знаменита своей близостью к йоге. На западе дзен часто ставят в один ряд с йогой; две школы медитации отражают явное семейное сходство. Это феномен заслуживает особого внимания, т.к. практики йоги имеют некоторые корни в школе дзен-буддизма. Определенные неотъемлемые элементы йоги важны как для буддизма в целом, так и для дзен в частности.

Тибетский буддизм

Йога является главным составляющим тибетского буддизма. В традиции Ньингма путь практики медитации разделен на девять «ян» или колесниц, которые считаются все более основательными. Последние шесть описываются, как «яны йоги»: «Крия йога», «Упа йога», «йога Яна», «Маха йога» и последняя практика «Ати йога». В традицию Сармы также включаются Крия, Упа («чария») и Йога, с классом йоги Ануттара, замещающим Махайогу и Атийогу.

Другие практики тантры-йоги включают систему 108 телесных поз, практикуемых с дыханием и сердечным ритмом. Традиция Ньингма также практикует Янтра йогу (тиб. «трул кхор»), дисциплины, которая включает работу дыхания (или пранаяму), медитативное созерцание и точные динамические движения для концентрации практикующего человека. Позы тела древних тибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы Лакханг. Не столь популярное определение тибетской йоги, сделанное Чангом (1993 г.), относится к чандали (тиб. «туммо»), порождению тепла в чьем-то теле, в качестве «настоящего основания всей тибетской йоги». Чанг также утверждает, что тибетская йога включает согласованность очевидных противоположностей, таких как прана и разум, связывая это с теоретическими скрытыми смыслами тантризма.

Христианская медитация

Некоторые христиане объединяют йогу и другие аспекты восточной духовности с молитвой и медитацией. Это связано с желанием чувствовать Бога более полным образом. Римская католическая церковь и некоторые другие христианские организации выразили озабоченность и неодобрение в отношении некоторых восточных практик, а также практик нью-эйдж, включающих йогу и медитацию.

В 1989 и 2003 гг. Ватиканом были изданы два документа: «Аспекты христианской медитации» и «Христианское осуждение нью-эйдж», которые в основном критиковали практики Востока и нью-эйдж. Документ 2003 г. был выпущен в виде 90-страничной книги, детально описывающей позицию Ватикана. Ватикан предупредил, что концентрация на физических аспектах медитации «может перерасти в культ тела», и что уравнивание телесных состояний с мистицизмом «также может приводить к психическому расстройству и временами к нравственным отклонениям». Было проведено сравнение со временами зарождения христианства, когда церковь противостояла гностическим убеждениям о том, что спасение приходит не через веру, а через мистическое внутреннее знание. В письме также говорится, что «можно видеть, если и как молитва может быть обогащена методами медитации, разработанными в других религиях и культурах», но поддерживается идея о том, что «должно быть некоторое соответствие между характером других подходов к молитве и христианскими убеждениями о конечной реальности». Некоторые фундаментальные христианские организации полагают, что йога не соответствует их религиозным основам, и считают ее частью движения нью-эйдж, несовместимого с христианством.

Суфизм и йога

На развитие суфизма значительно повлияли индийские практики йоги, которые адаптировали и физические позы (асаны), и управление дыханием (пранаяма). Древний индийский текст по йоге «Амритакунда» («Озеро нектара») был переведен на арабский и персидский языки еще в начале XI века. Несколько текстов по йоге были присвоены суфийской традицией, но обычно тексты помещают материалы йоги рядом с суфийскими практиками без каких-либо реальных попыток интеграции или синтеза. Индийские суфии узнавали йогу постепенно со временем, но занятие йогой не обнаружено в исторических источниках традиции.

Суннитский ислам и йога

В 2008 г. верховный исламский орган Малайзии принял фетву, которая не является обязательной по закону, против практики йоги мусульманами, утверждая, что она имеет элементы «духовных учений индуизма», и ее практика является богохульством, соответственно, харамом. Мусульманские учителя йоги в Малайзии раскритиковали решение, назвав его «оскорбительным». Группа борцов за права женщин в Малайзии «Сестры в исламе» также выразила свое сожаление и сообщила, что ее члены продолжат свои занятия йогой.

Фетва утверждает, что йогу разрешено практиковать только в качестве физических упражнений, но запрещает распевание религиозных мантр, а также указывает на то, что такие учения, как объединение человека с Богом, не соответствуют философии ислама. В таком же духе Совет Улемов, исламский орган Индонезии, принял фетву, запрещающую йогу на том основании, что она содержит «элементы индуизма». Эти фетвы в свою очередь были осуждены индийской исламской семинарией Дарул-Улум в Деобанде.

В мае 2009 г. Глава турецкого Управления по религиозным делам Али Бардакоглу заявил, что не считает, что персональное развитие таких техник, как йога в качестве коммерческих предприятий, может привести к экстремизму. Его комментарии были сделаны в том контексте, что йога, возможно, подрывает участие в исламской практике и соперничает с ним.

История йоги

Предыстория

На нескольких печатях, обнаруженных в долине реки Инд, где цивилизация существовала в 3-м тысячелетии до нашей эры, изображены фигуры в обычных позах йоги или позах медитации. По мнению археолога Грегори Посселя, они демонстрируют «форму ритуальной дисциплины, предположительно, предшественницы йоги». Рамапрасанд Чанда, который контролировал раскопки цивилизации в долине реки Инд, утверждает, что «не только сидящие боги на некоторых печатях находятся в позах йоги и являются доказательством распространенности йоги в цивилизации долины реки Инд в ту далекую эпоху, но и стоящие боги на печатях также указывают на позицию Кайотсарги (стоячая поза медитации). Это не сидячая, а стоячая поза». Некоторый вид связи между печатями долины реки Инд и более поздними практиками йоги и медитации допускается многими учеными, хотя решающих доказательств нет.

Аскетические практики («тапы»), концентрация и телесные позы использовались ведическими священниками для проведения «яджны» (ведического ритуала жертвоприношения на огне), что могло предшествовать йоге. Вратья, группа аскетов, упомянутая в «Атхарваведе», делала акцент на телесных позах, которые, возможно, были развиты в асаны йоги. Ранние ведические самхиты также содержат отсылки к другим группам аскетов, таким как Мунисы, Кесины и Вратьи. Техники контролирования дыхания и жизненных энергий упоминаются в «Брахманах» (ритуальные тексты ведического корпуса, 1000-800 лет до н.э.) и в «Атхарваведе». Насадия Сукта в «Риг-веде» предполагает присутствие ранней созерцательной традиции. Александр Уинн, автор книги «Происхождение буддистской медитации», замечает, что бесформенная медитация и элементарная медитация могли зародиться в упанишадской традиции. Самое раннее упоминание медитации можно найти в одной из древнейших упанишад «Брихадараньяка-упанишада». «Чандогья-упанишада» описывает пять видов жизненной энергии («прана»). Концепции, использованные позднее во многих традициях йоги, такие как внутренний звук и вены («надис») также описаны в упанишадах.

Доклассическая эпоха

Размытые дофилософские размышления о йоге начинают возникать в текстах средних упанишад «Бхагавад Гита» и мокшадхармы «Махабхарата». Термины «самхия» и «йога» в этих текстах относятся скорее к духовным методологиям, нежели к философским системам, которые развились в более поздних веках.

Упанишады

Термин «йога» впервые появился в священной книге индуизма «Катха-упанишада» (исходные упанишады, 400 лет до н.э.), где йога определяется, как стабильный контроль над чувствами, который вместе с прекращением умственной активности ведет к высочайшему состоянию. «Катха-упанишада» объединяет монизм ранних упанишад с концепциями самхии и йоги. Она определяет различные уровни существования, согласно их близости к внутреннему бытию «Атмана». Поэтому йога видится, как процесс усвоения или восхождения сознания. Это самое раннее литературное творение, освещающее основы йоги. «Шветашватара-упанишада» (400-200 лет до н.э.) конкретизирует связь между мыслью и дыханием, контролем разума и пользой йоги. Как и в «Катха-упанишаде», цель йоги видится в превосходстве над собой. Этот текст также рекомендует медитацию на «Ом» в качестве пути к освобождению. «Майтраяния-упанишада» формализует состоящую из шести компонентов форму йоги. Психологические теории более поздней йоги проявляются в этом тексте. Дальнейшая систематизация йоги продолжилась в йога-упанишадах «Атхарваведы». Концепции чакры и кундалини впервые упоминаются в этих упанишадах.

Бхагавад-Гита

«Бхагавад-гита» («Божественная песнь») широко использует термин «йога» в различных видах. Помимо целой главы (глава 6), посвященной практике традиционной йоги, включая медитацию, она вводит три известных вида йоги:

  • Карма-йога: йога действий.
  • Бхакти-йога: йога служения.
  • Джнана-йога: йога знания.

В главе 2 «Бхагавад-гиты» Кришна объясняет Арджуне сущность йоги, практикуемой в повседневной жизни. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада перевел это, как «Будь верен йоге («йога-стхах»), о Арджуна. Выполняй свои обязанности («куру кармани») и оставь все привязанности («сангам») для успеха или провала («сиддхи-асидхиох»). Такая равномерность разума («саматвам») называется йогой».

Мадхусудана Сарасвати (около 1490 г.) разделил «Гиту» на три раздела, в которых первые шесть глав посвящены карма-йоге, средние шесть – бхакти-йоге, и последние шесть – джнане (знанию). Другие комментаторы приписывают разную «йогу» каждой главе, определяя восемнадцать различных видов йоги. Ауробиндо, борец за свободу и философ, описывает йогу «Гиты», как «большую, гибкую и многостороннюю систему с разнообразными элементами, которые успешно согласованы образом натуральной и живой ассимиляции».

Махабхарата

Описание ранней формы йоги, называемой «ниродха-йога» («йога прекращения»), содержится в разделе Мокшадхармы 12-й главы («Шанти Парва») эпоса «Махабхарата». Строфы этого раздела датируются 300-200 гг. до нашей эры. «Ниродха-йога» делает акцент на прогрессивном отстранении от содержания эмпирического сознания, таком как мысли, ощущения и т.д., пока не будет реализовано «пуруша» («Я»). Термины «вичара» («тонкое отражение»), «вивека» («дискриминация») и другие, аналогичные терминологии Патанджали, упоминаются, но не описываются. В «Махабхарате» не указывается единообразная цель йоги. Отделение себя от материи, ощущение «брахмана» повсеместно, вхождение в «брахмана» и т.д. описаны, как цели йоги. Самхия и йога объединены вместе, и некоторые строфы описывают их, как идентичные. Мокшадхарма также описывает раннюю практику элементарной медитации.

Классическая йога

Во время периода между империей Маурьев и государством Гуптов (около 200 лет до н.э. – 500 лет н.э.) философские школы индуизма, буддизма и джайнизма приняли форму и согласованную философскую систему появляющейся йоги.

Ранние буддистские тексты

Ранние буддистские каноны на языке пали (29-17 гг. до н.э.) являются старейшими, дошедшими до наших дней текстами, описывающими систематическую и полноценную дисциплину йоги. Единственный индийский текст, столь же древний, что и каноны на пали, это «Йога-сутры» Патанджали. Большая часть других систем йоги той же эпохи, упомянутых в упанишадах и некоторых палийских канонах, утеряны во времени. Другая система йоги, предшествовавшая буддистской школе, это Джайна-йога. Однако т.к. источники Джайна-йоги датированы позднее буддистских, трудно отличить настоящую природу ранней школы Джайны и производных элементов от других школ.

В ранних буддистских текстах описываются медитативные практики и состояния, некоторые из которых Будда позаимствовал их аскетической («шрамана») традиции. Одним ключевым инновационным учением Будды было то, что медитативная погруженность должна быть объединена с освобождающим познанием. Медитативные состояния – это еще не конец, по мнению Будды, даже высочайшее медитативное состояние не является освобождающим. Вместо достижения полного прекращения мышления должна происходить некая умственная деятельность: освобождающее познание, основанное на практике помнящей осведомленности. Будда также отдалился от более ранней мысли йоги, отвергнув раннее брахманское представление освобождения в смерти. В то время как упанишады считали освобождение реализацией в смерти недвойственного медитативного состояния, когда была отменена онтологическая двойственность между субъектом и объектом, теория Будды об освобождении зависела от этой двойственности потому, что освобождение для него было проникновением в опыт субъекта.

В канонах на языке пали содержатся три перехода, в которых Будда описывает, как нажимать языком на небо, чтобы контролировать голод или разум, в зависимости от перехода. Однако нет упоминаний о том, как язык вставляется в носоглотку, как в настоящей практике «кхечари мудра». В «Маха-сиханада сутте» («Маджхима никая 1:78») упоминается использование Буддой позы, где пятка давит на промежность, что похоже на современные позы стимуляции в кундалини-йоге.

Самхия

Самхия была древнейшей из индийских школ, принявшей отчетливую форму в первом веке нашей эры. Когда Патанджали систематизировал концепции йоги, он выставил их вперед на фоне метафизики самхии, которую он присвоил с легкими вариациями. В ранних работах принципы йоги появляются вместе с идеями самхии. Комментарии Вьясы, также называемые «Самхия-правачана-бхасья», выявляют глубинную связь между двумя системами. Йога соглашается с неотъемлемой метафизикой самхии, но отличается от нее в том, что хотя самхия полагает, что знание – это средство освобождения, йога является системой активного стремления, умственной дисциплины и покорного действия. Йога также вводит концепцию Бога. Иногда система Патанджали называется «Сешвара-самхия» в противопоставление системе Капилы «Ниривара-самхия».

Йога-сутры Патанджали

«Йога-сутры» Патанджали

Пада (глава)

Значение

Сутры

Самадхи пада

О поглощении духом

51

Садхана пада

О погружении в дух

55

Вибхути пада

О сверхъестественных способностях и дарах

56

Кайвалья пада

Об абсолютной свободе

34

В философии индуизма йогой называется одна из шести ортодоксальных (принявших признание вед) философских школ, основанных Патанджали. Карел Вернер, автор книги «Йога и индийская философия», полагает, что процесс систематизации йоги, начавшийся в середине и при йога-упанишадах, завершился «Йога-сутрами» Патанджали. Ученые также отмечают влияние самхийских и буддистских идей на «Йога-сутры». Школа йоги принимает психологию и метафизику самхии, но она более теистична, чем самхия, как свидетельствует добавление божественной сути к двадцати пяти элементам реальности самхии. Параллели между йогой и самхией были так близки, что Макс Мюллер сказал, что «две философии были в распространенной манере отделены друг от друга, как Самхия с Богом и Самхия без него». Глубинную связь между самхией и йогой Гейнрих Циммер объясняет следующим образом:

«В Индии к этим двум аспектам одной дисциплины относятся как к близнецам. Самхия дает базовое теоретическое описание человеческой природы, перечисляя и определяя ее элементы, анализируя их манеру сотрудничества в состоянии зависимости («бандха»), и описывая их состояние распутывания или отделения в освобождении («мокша»). А йога занимается в особенности динамикой процесса распутывания и обрисовывает практические техники для достижения освобождения или «изоляции-объединения» («кайвалья»)

К Патанджали в целом относятся, как к компилятору формальной философии йоги. Строфы «Йога-сутр» сжаты и поэтому читаются вместе с «Вьяса-бхашья» (350-400 лет н.э.), комментариям к «Йога-сутрам». Йога Патанджали известна как раджа-йога, система контроля разума. Патанджали определяет слово «йога» в своей второй сутре, определяющей всю его работу. И.К. Таймни переводит это, как «Йога – это подавление («ниродхах») изменений («вритти») разума («читта»). Использование слова «ниродхах» в открытии определения йоги является примером важной роли, которую в «Йога-сутрах» играют буддистская техническая терминология и концепции. Эта роль предполагает, что Патанджали знал о буддистских идеях и вплел их в свою систему. Свами Вивекананда переводит сутру, как «Йога ограничивает разум («читта») от принятия различных форм («вритти»)».

Труд Патанджали также стал основой для системы, называемой «Аштанга-йога» («Йога восьми ветвей»). Эта концепция восьми ветвей йоги происходит из 29-й сутры 2-й книги и является центральной характеристикой практически каждой вариации раджа-йоги, преподаваемой сегодня. Восемь ветвей йоги:

  1. Яма (пять «воздержаний»): Ахимса (отказ от насилия), Сатья (правда, отказ ото лжи), Астея (отказ от жадности), Брахмачарья (отказ от чувственности, целибат) и Апариграха (отказ от владения собственностью).
  2. Нияма (пять «соблюдений»): Шауча (чистота), Сантоша (содержание), Тапас (аскетизм), Свадхьяя (изучение ведических текстов для получения знаний о Боге и душе), Ишвара-пранидхана (уступка Богу).
  3. Асана: дословно значит «место» и в сутрах Патанджали относится к сидячей позе для медитации.
  4. Пранаяма («задержка дыхания»): «прана» - «дыхание», «аяма» - «задерживать» или «останавливать». Также толкуется, как контроль над жизненной силой.
  5. Пратьяхара («абстракция»): отстранение органов чувств от внешних объектов.
  6. Дхарана («концентрация»): фиксация внимания на одном объекте.
  7. Дхьяна («медитация»): глубокое созерцание характера объекта медитации.
  8. Самадхи («освобождение»): слияние разума с объектом медитации.

По мнению этой школы, высочайшее достижение не открывает испытанного многообразия мира, являющегося иллюзией. Более того, высочайшее достижение – это событие открытия себя одним из многочисленных индивидуумов. Не существует одного универсального «я», разделяемого всеми людьми.

Джайнизм

Согласно «Таттвартхасутре», тексту джайнов II века н.э., йога – это сумма всех действий разума, речи и тела. Умасвати называет йогу причиной «ашравы» или кармического притока, а также одной из неотъемлемых частей – «самьяк-чаритра» – пути к освобождению. Ачарья Кундакунда в своем труде «Ниямасара» описывает «йога-бхакти» – приверженность пути к освобождению – как высочайшую форму служения. Ачарья Харибхадра и Ачарья Хемакандра упоминают пять главных обетов аскетизма и двенадцать второстепенных обетов любителей йоги. Это привело определенных индологов, таких как профессор Роберт Дж. Зиденбос, к тому, чтобы назвать джайнизм по существу системой мышления йоги, переросшую в полноценную религию. Пять ям или воздержаний «Йога-сутр» Патанджали напоминают пять основных обетов джайнизма, указывая на прочную перекрестную связь между этими традициями.

Школа йогачара

На позднем этапе индийской древности в канун развития классического индуизма возникает движение йогачара во время периода государства Гуптов (IV-V вв.). Йогачара получило свое название, т.к. оно обеспечивало «йогу», систему для ведущих к пути бодхисатвы занятий практиками. Секта йогачары учит, что «йога» - это способ достижения просвещенности.

Йога в средние века

В средние века происходило развитие многих вспомогательных традиций йоги. В этот период возникла хатха-йога, как доминирующая практика йоги.

Движение бхакти

Движение бхакти, развившееся в средневековом индуизме, пропагандировало концепцию персонального Бога (или «Высочайшей личности Божества»). Движение было начато альварами на юге Индии в VI-IX вв. и начало оказывать влияние по всей Индии к XII-XV вв. Традиции бхакти Шайвы и Вайшнавы объединили аспекты «Йога-сутр», такие как практические медитативные занятия, с богослужением. «Бхагавата Пурана» объясняет практику формы йоги, называемой «вираха («отделение») бхакти». «Вираха-бхакти» делает акцент на нацеленной концентрации на Кришне.

Ваджраяна

Хотя дыхательные каналы («надисы») практик йоги уже обсуждались в классических упанишадах, это не происходило вплоть до тантрических работ, таких как буддистские труды VIII века «Хеваджра Тантра» и «Чарьягити», где также были представлены иерархии чакр.

Хатха йога

Базовые принципы хатха-йоги были сформулированы аскетами-шиваистами Матсьендранатхом и Горакшанатхом около 900 гг. нашей эры. Хатха-йога синтезирует элементы «Йога-сутр» Патанджали с позами и дыхательными упражнениями. Хатха-йога также определяется в буддистском тексте XI века «Вималапрабха» в виде связи с центральным каналом «бинду» и т.к. Хатха-йога, иногда называемая «психологической йогой», была в дальнейшем разработана адептом йоги Сватмарама, компилятором «Хатха-йоги Прадипика» в XV веке нашей эры. Это йога существенно отличается от раджа-йоги Патанджали в том, что она фокусируется на «шаткарме», очищении физического тела, которое ведет к очищению разума («ха»), и «пране» или жизненной энергии («тха»). По сравнению с сидячими асанами или сидячими позами медитации раджа-йоги Патанджали, она отмечает развитие асан в полные «позы» тела, которые стали популярными теперь вместе с многочисленными современными вариациями. Это стиль, который многие люди связывают со словом «йога» сегодня.

«Йога Яджнавалкья» - это классический трактат о хатха-йоге, относящийся к ведическому мудрецу Яджнавалкье. Он принимает форму диалога между ним и его женой Ганги, признанной женщиной-философом. Текст содержит 12 глав и, возможно, был создан в XIII веке нашей эры. Многие тексты хатха-йоги, например, «Хатха-йога прадипика», «Йога кундалини» и «Йога таттва упанишады» заимствовали строфы из «Йога Яджнавалкья» или делают частые отсылки к этому труду. В «Йога Яджнавалкья» йога определяется как «дживатма-параматма-сайогах» или союзмежду индивидуальным «я» и Божественным («параматма»).

Занятия хатха-йогой приводят к серьезным нарушениям функций и травмам. Практики полагают, что это в первую очередь тот случай, когда индивидуумы толкают себя или их толкают за пределы того, что выдержит их физическое состояние.

Сикхизм

Различные группы йоги стали заметны в Пенджабе в XV и XVI вв., когда зарождался сикхизм. В сочинениях Гуру Нанака, основателя сикхизма, описаны многие диалоги, которые он вел с Йогами, индуистским сообществом, практиковавшим йогу. Гуру Нанак отверг аскетизм, обряды и ритуалы, связанные с хатха-йогой. Вместо этого он предложил путь Сахаджа-йоги или Нама-йоги (медитация на «имени»). В «Гуру Грантх Сахиб» заявлено:

«Слушайте, О Йоги, Нанак не говорит ничего, кроме правды. Вы должны дисциплинировать свой разум. Последователь должен медитировать на слове «Божественный». В Его власти то, что повлечет за собой слияние. Он понимает, он также и видит. Деяния Господа помогают погрузиться в Прорицание»



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".