Пользовательский поиск

Учение о жизненной энергии

В «Нэй-цзин» сказано:

Продолжение ниже

Забота о своей внутренней энергии

У человеческого тела есть свой источник жизни в чи, и чи — хозяйка его судьбы. Таким образом, человек, который хорошо заботится ... ... чи является самой жизнью человека. Это основа 12 меридианов [протоки энергии в человеческом теле]». Это место, которое является основой жизни ...

Читать дальше...

всё на эту тему


«Значение акупунктуры состоит в том, что она, вызывая определенную нервную реакцию, обеспечивает лечебный эффект. И это происходит так же закономерно, как поднявшийся ветер неизменно очищает небо от туч».

В настоящее время можно считать установленным, что чжень-цзютерапия является одним из своеобразных методов рефлекторной терапии. Она позволяет путем строго локального раздражения кожно-нервных, мышечно-сухожильно-нервных и сосудисто-нервных рецепторов определенных точек тела, раздражения определенной формы, силы и продолжительности, получать закономерные местные, сегментарно-органные и общие реакции, координирующие нарушенное состояние отдельных органов и организма в целом. Лишь некоторые зарубежные авторы (например, Г. Бахман) возражают против такого понимания сущности чжень-цзютерапии и видят в ней нечто выходящее за пределы рефлекторной терапии и даже нейротерапии вообще. Такая точка зрения не может быть принята. Этому противоречат клинико-физиологические исследования последнего времени.

Вместе с тем, и у нас еще не всем попятно, что существо рассматриваемого лечебного метода заключается не в способе воздействия — иглоукалывание и прижигание. Этих способов много: механическое давление и массаж в области соответствующих точек тела, поверхностное и глубокое иглоукалывание, иглоукалывание с пропусканием электрического тока, прогревание, прижигание, наложение пластырей, узкофокусное ультрафиолетовое облучение, введение в соответствующие точки различных лекарств и т. д.

Сущность рассматриваемого лечебного метода — в тройном учении китайских медиков о взаимоотношении покровов тела и внутренних органов, в признании возможности оказывать целенаправленное воздействие с периферии тела на внутренние органы, их состояние, их деятельность, т. е. в представлениях, вполне созвучных данным современной физиологии и физиотерапии и понятных с точки зрения современной медицины. Способ же воздействия играет роль лишь постольку, поскольку обеспечивает определенную форму и степень раздражения.

Поэтому мы полагаем, что с точки зрения современной медицины рассматриваемый метод лечения следует основывать прежде всего на классических клинико-физиологических исследованиях Дежерина, Н. А Мнславского, Лэнгли, Мэккензи, Геда, Г. А. Захарьина, И. Я. Корнелиуса, Эрба и др. установивших уже современными научными методами факт наличия и пути связи внутренних органов с покровами тела и обосновавших возможность использования этой связи в диагностических и терапевтических целях. Иначе сказать, старинный китайский метод лечения чжень-цзю является как бы величайшим предвидением научных исследований нашего времени, а области изучения взаимоотношений покровов тела с внутренними органами и предтечей современной рефлекторной терапии. Того же мнения придерживается и такой авторитетный невролог, как И. И. Русецкий Многое для понимания рассматриваемого вопроса дает также ознакомление с книгой видного украинского физиотерапевта А Р. Киричинского «Рефлекторная физиотерапия» (1960 г.).

Метод чжень-цзютерапии отличается от других методов рефлекторной терапии главным образом строгой локальностью и непосредственностью воздействия на необходимые для каждого случая рефлекторные приборы, заложенные нередко глубоко в покровах тела. Вместе с тем, он позволяет наносить множественные раздражения, варьировать их форму, степень и продолжительность, получать своеобразные «предусмотренные ощущения» и, благодаря этому, добиваться желаемых результатов.

В настоящее время еще не представляется возможным изложить законченную теорию чжень-цзютерапии. Однако является ли это уж такой редкостью в медицине и может ли отвергать практическое применение метода? Стоит вспомнить, скажем, банки, горчичники и прочее. И. П. Павлов писал:

«Почему и как помогают согревающий компресс, горчичники, сухие банки и т. д.? Разве мы имеем на это удовлетворительный ответ со стороны физиологии? Тут, очевидно, имеется огромная прореха в современной физиологии».

В учении традиционной китайской медицины о философских и общетеоретических основах метода чжень-цзютерапии также еще многое остается неясным, нерасшифрованным, устаревшим или надуманным. Вместе с тем, совместными усилиями китайских и других ученых за последние годы уже многое сделано для раскрытия механизма действия рассматриваемого лечебного метода. Лишь близорукие и тенденциозно настроенные люди могут не замечать этого.

Китайское учение о «жизненной энергии» — «чи». Функциональное состояние, в котором в каждый данный момент находится человек и которое является как бы равнодействующей всех протекающих в нем жизненных процессов, мы называем жизненным тонусом. Мы говорим, что один человек в хорошем жизненном тонусе, он полон сил, в нем кипит энергия; другой — отличается ослабленным жизненным тонусом, упадком сил, утратой энергии; первый, так сказать, полон «жизненности», второму ее недостает. Мы говорим о мышечном, нервном и другом тонусе, о силе и энергии мышечного сокращения, деятельности сердца, печени, ночек, нервной системы и т. д.

В основе всего этого лежит определенное направление и напряжение обмена веществ в органах и организме в целом. Это понятие о жизненности, жизненном тонусе, жизненной энергии или жизненной силе и выразили китайские врачи еще многие тысячелетия тому назад словом «чи» (по-японски — «ки», по-индусски — «прана»),

«Чи» в нашем понимании — это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Каждый орган, каждая система органов имеет свое «чи», как выражение обмена и функции в каждый данный момент. Равнодействующая всех этих «чи» и составляет «чи» организма.

Г. Бахман пишет, что «энергия стоит за пределами материи и доступна лишь теологическому анализу». Мы должны подчеркнуть, что сами китайцы не разделяют такого взгляда и понятием «жизненная энергия» (чи) выражают подмеченную ими объективную реальность и объективную необходимость самого существования живых организмов. Мы, естественно, полностью разделяем это их мнение. Проблема биоэнергетики и широком плане была поставлена А. Сент-Дьердьи — лауреатом Нобелевской премии 1937 г. за работы по биохимии.

По учению традиционной китайской медицины, «жизненная энергия» (чи) циркулирует по организму или, как они выражаются метафорически, «исходя из сердца, в него же и возвращается». Говорят, что она последовательно проходит по всем органам тела, совершая полный кругооборот в течение суток. Это древнее китайское учение о циркуляции энергии в организме является как бы предвосхищением многочисленных исследований физиологов (И. П. Павлова, И. П. Разенкона, И. П. Чукичева и др.) по проблеме биологических ритмов, исследований, которые однако еще до сих пор недостаточно оцениваются и учитываются нами.

Еще 80 лет назад А. Л. Богомолен по этому поводу писал:

«Мы уже неоднократно указывали в печати, в какой мере недооценивается значение всепроникающего ритмического движения в биологии. Ритмически совершает вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы... Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит создать ее новые формы. Ритмически протекают в организме жизненные процессы и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма. Ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни».

Именно это явление уже давным-давно подметили и по достоинству оценили китайцы. Они установили, что каждый орган имеет свою более или менее определенную кульминационную точку (свое время) наиболее напряженной деятельности и схематично отобразили это графически. Они нашли, что именно в это время органы оказываются наиболее податливыми к различного рода как болезнетворным, так и лечебным воздействиям. На последнем основывается сконструированный китайцами прибор для ориентировочного определения оптимального времени применения чжень-цзю у разных больных. Прибор этот был модифицирован Э. IIIтиффатером в соответствии с данными современной ритмологии и назван им «Часы органов».

По учению традиционной китайской медицины, чжень-цзютерапия является методом воздействия на «чи» организма, его систем и органов, методом регулирования напряжения и циркуляции энергии, повышения жизненного тонуса, укрепления жизненности. Если принять по внимание современное учение о приспособительных и защитных реакциях организма, в основе которых лежит рефлекторное изменение (повышение или понижение) жизнедеятельности и организация защитных барьеров, то метод рефлекторной терапии иглоукалыванием и прижиганием должен быть расценен, как один из методов укрепления приспособительных и защитных реакций организма и рефлекторной нормализации деятельности органов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что чжень-цзютерапия, как метод, существенно отличается от широко распространенной в лечебной практике «неспецифической терапии раздражением». При последней, как известно, применяются различные как физические, так и медикаментозные средства (преимущественно белковые препараты) и не имеет существенного значения место приложения их действия, действие это всегда общее, ведущее к повышению реактивности и защитных возможностей организма (иммунитета, фагоцитоза, регенерации и т. д.). При чжень-цзютерапии огромное (часто решающее) значение имеет место приложения раздражителя, на фоне общей реакции организма определяющую роль играют сегментарные и даже органо-направленные реакции, могущие иметь не только тонизирующий, но и снижающий тонус характер, нормализующие нарушенную деятельность органов


© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".