Пользовательский поиск

Пять предписаний

Пять предписаний ниямы — инструменты созидания счастья в душе и доверия к себе. Возможности выполнить их предоставляются вам, где бы вы ни находились. Правила ямы можно сравнить с берегами реки, в которой несется неуправляемый поток внутренних энергий, тогда как предписания ниямы — с турбиной, которая гонит поток вперед, к цели.

Продолжение ниже

Пять ограничений

... йога рекомендует способ избавления от вредных стереотипов поведения с помощью соблюдения в повседневной жизни правил ямы (ограничений) и ниямы (предписаний). Яма и нияма — первые ступени раджа-йоги. Известно, что четыре первичных побуждения, если их не обуздать, могут породить ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Предписания

Нияма

самоочищение

шауча

удовлетворенность

сантоша

самообуздание

тапас

самообучение

свадхьяя

самоотречение

     ишвара пранидхана    

«Шауча» означает «очищение», «чистота». Она включает много приемов очищения тела и мозга, ее даже называли смыслом всей системы йоги. Почему так велико ее значение? Учителя говорят, что шауча — это основа не только телесного здоровья, но и дверь к глубоким и более спокойным медитативным состояниям.

Связь между чистотой и здоровьем легко обнаружить. Резкое увеличение продолжительности жизни в прошлом веке было связано с усовершенствованием и распространением санитарии. Хорошо известно о необходимости соблюдать чистоту в медицинских учреждениях и при производстве пищи. Но еще теснее связь между чистотой и нашим здоровьем. Тело, дыхание и мозг подвержены постоянным изменениям — старые клетки заменяются новыми. Дыхание ослабевает или усиливается. Мысли приходят и уходят с бесконечной чередой. На любом плане нашего существования (физическом и тонком) пища поступает, а отходы исторгаются.

Препятствия на пути потоков становятся причиной нарушений. С точки зрения йогов, накопление внутренних отходов (непереваренной пищи) — первичная причина болезней. Цель шаучи — удалить внутренние токсины и отходы и сделать правильный выбор из всего ассортимента пищи, эмоций и мыслей.

Чистое тело радуется физическому здоровью; освобожденный от излишних нагрузок мозг становится более ясным. Все эти преимущества, внутренние и внешние, приходят благодаря занятиям йогой.

Как сказано в древних книгах:

«Когда сердце очищено, ум становится сосредоточенным; когда ум сосредотачивается — ощущения ослабевают; когда ощущения ослабевают — путь к самореализации открыт».

  • Удовлетворенность (сантоша).

Слово «сантоша» означает как, «удовлетворенность», так и «восторг, счастье, радость». Мы склонны перевести сантошу как удовлетворение желаний, но йоги говорят нам, что истинная удовлетворенность — это нечто совсем иное. Они подчеркивают, что радость от исполнения желаний вскоре омрачается появлением новых страстных желаний и разочарованием.

Йоги говорят, что удовлетворение приносит опыт восприятия окружающего нас мира и нас самих. Удовлетворение может принести любой момент жизни. Когда мы удовлетворены, мы счастливы. Ключ к этому предписанию ниямы находится в том, что счастье становится нашим выбором благодаря удовлетворенности.

Как же мы достигаем удовлетворения, если ощущаем внутреннюю разочарованность и жажду изменений и улучшений? Ответ неожиданно практичен: мы создаем его сами. Мы принимаем принцип йоги: нам достаточно того, что у нас уже есть. Как только мы примем его, счастье наполнит нашу жизнь. Какие бы устремления мы ни имели, они принесут новую радость.

Упражнение в сантоше означает также прощение прошлого. Мы отказываемся осуждать себя за то, что не были в прошлом мудрее, благополучнее или успешнее. Мы также должны освободить свой мозг от ожиданий — тогда наши взгляды на жизнь станут шире, и мы будем переживать взлеты и падения с невозмутимостью. Удовлетворенность подтверждает правильность предпринятых нами усилий. Удовлетворенность приводит нас к следующему предписанию ниямы — тапасу.

  • Самодисциплина (тапас).

Буквальное значение слова «тапас» — «жар». Здесь имеется в виду жар, пробуждаемый постоянными усилиями. Тапас сопровождает любую дисциплину, если мы соблюдаем ее добровольно и радостно для достижения определенной цели: улучшения здоровья, приобретения нового навыка, лучшей концентрации или изменения образа жизни. Тапас собирает энергию, пробуждает усердие, увеличивает силу и уверенность. Выполнение асан — это форма тапаса тела, медитация — это тапас, очищающий и сосредотачивающий ум.

Тапас это не столько особые действия, сколько скоординированное внутреннее усилие, сопровождающее действия. Тапас может сопутствовать любым занятиям — даже таким прозаическим, как мытье пола в санузле.

Когда мы делаем что-то со всей решимостью и самоотдачей, мы пребываем в тапасе. Как свет может быть сконцентрирован и превращен в мощный луч лазера, так и наша решимость собирает разные энергии для усиления внутреннего огня. В отличие от бездумной дисциплины по принуждению истинный тапас приносит энтузиазм и рвение.

В чем ценность действия, основанного на самодисциплине и осознанной решимости? Представьте себе кучу дров, медленно сгорающих в ровном огне. Огонь очищает и преображает — нечистое превращается в золу, а содержавшаяся в древесине энергия высвободилась в форме тепла и света. Действие тапаса очень похоже. Лень, сонливость, нерешительность, сомнения и болезненные последствия прошлых действий будут превращены тапасом в золу, а энергия будет выделена в форме тепла и света, в виде радости и созидания.

Рецепт, касающийся тапаса: будьте реалистичными. Мы можем оздоровить свою жизнь посредством тапаса, но одновременно правильнее будет изменять не более одной или двух вещей. Делайте маленькие шаги, каждый из которых может привести к успеху. Находите замену бесполезным привычкам, и если вы обнаружите, что расстроены неудачей, вспомните, что чувство вины умножает вредные последствия ошибки и заставляет вас замыкаться в первую очередь на ее причине. Легче прощайте себя, удваивая при этом рвение и дисциплину.

  • Самопознание (свадхайя).

Свадхайя означает прийти в себя (опомниться, созерцать себя). Это означает изучение себя, познание сердцевины своего существа. Кстати, нужно иметь в виду, что в контексте йоги слова «Я», «само» требуют осмысления. В повседневной речи изучение себя предполагает самоанализ, попытку достичь более глубокого понимания своей личности. Йога подходит к самопознанию по-иному. Йога признает, что анализ очень важен, но йоги издавна придерживаются мнения, что сколько часов мы бы ни посвятили самоанализу, он не освободит нас от напряжений повседневной жизни. Поэтому нужно погружаться глубже. Самопознание начинается с изучения текстов, которые вдохновляют нас на поиски вечного духа. Они воодушевляют нас, показывая, как преображается жизнь у людей, научившихся концентрации и умению удерживать себя в этом состоянии. Посмотрите, например, как Бхагавад-Гита говорит о радости самопознания:

«Тот, чья радость внутри, кто находит удовлетворенность в себе, у кого свет исходит изнутри — такой йог достигает блаженства Брахмана».

Но это знание не пойдет впрок, если мы не используем его самостоятельно. На втором этапе самопознания мы познаем себя посредством исполнения ямы и ниямы, асан, осознания дыхания и медитации — мы учимся различать, когда действуем в соответствии с нашими целями, а когда бессознательно противимся им. На этой стадии самосознание и созерцание становятся мощными инструментами.

Со временем самопознание все больше будет обращаться вглубь. Мантра обеспечивает прямую связь с внутренним «Я».

Мы ощущаем внутренний покой — процесс, сглаживающий конфликты и зовущий нас, когда приближается время медитации. Самопознание не является предписанием. Любые занятия йогой могут быть аспектом самопознания в той же мере, как и слова учителей и святых йоги или переданный учителем энтузиазм. Выбирая путь учения, прислушайтесь к своему сердцу.

  • Самоотречение (ишвара пранидхана).

«Ишвара» — это имя вездесущего сознания, а «пранидхана» означает капитуляцию. Оба слова чаще всего переводятся как самоотречение — последнее в списке и важнейшее предписание ниямы, самое трудное для понимания учеников. Понимание затруднено использованием слова «капитуляция». Большинство понимает его как поражение — ведь наша воля преодолена и подчинена силой. А что может быть враждебнее для нашей независимости и самостоятельности?

Чтобы понять важность ишвара пранидханы, вспомним о четырех первичных потребностях: пище, сне, сексе и самосохранении. Их можно удовлетворять вечно. Их можно контролировать, но нельзя удовлетворить полностью. Если эти потребности управляют нашей жизнью, поиски счастья неизбежно будут зависеть от внешних обстоятельств. Одна из целей соблюдения ямы и ниямы — управление желаниями, не дающее жизни превратиться в нескончаемый круговорот вожделений и привязанностей.

Наряду с четырьмя первичными потребностями существует еще один мощный инстинкт — потребность в самореализации. Это побуждение удовлетворяется заботой о нашей внутренней жизни, и его зов — это голос внутреннего «Я». Когда окружающий мир отвлекает нас, это побуждение уходит, чтобы вернуться и заявить о себе позже.

Йога учит как реагировать на этот зов. Практический опыт, полученный в наших поисках, вдохновляет нас на дальнейшие занятия. Наш энтузиазм испытывается и укрепляется потребностями повседневной жизни. Мы можем принимать решения, которые люди, не осведомленные о нашей внутренней жизни, сочтут нелогичными, но мы сами совершенно спокойны в отношении выбранного жизненного пути.

Самоотречение — это не поражение и не бездумное подчинение. Это посвящение себя высшей цели, приносящее бодрость и чувство душевного подъема. Оно приходит, когда мы совершаем важный выбор или сталкиваемся с точками зрения, не совпадающими с нашей, или когда мы медитируем, избавляемся от сковывающих мышление желаний и мыслей, полностью сосредотачиваемся на сердцевине нашего сознания. В это время мы преодолеваем ограничения, созданные привязанностями, и ощущаем присутствие внутреннего покоя. В какой бы форме ни проявилось это присутствие, оно, по словам святых учителей, ведет нас к полноте и завершению внутреннего поиска. 

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".