Возможны разные пути к открытию внутреннего «Я». Для каждого типа личности — свой. Но выбрать его непросто. Современные учителя придумывают новые названия и переосмысливают старые, чтобы отличить собственный стиль от иных. В результате создается впечатление, что современные направления йоги взаимно исключают друг друга. Если вы познакомитесь с основными направлениями классической йоги, то легко поймете, к какому направлению относится интересующая вас современная школа. Когда ваши желания и потребности определятся, Вы встретите учителя, который обеспечит надежное руководство.
Продолжение ниже ⇓
Древнеиндийский классический текст «Бхагавад Гита» описывает четыре пути йоги, но не забывайте, что ни один путь йоги нельзя полностью отделить от других. Различия между ними — следствие различий индивидуальных темпераментов. Конечная Цель — одна. Четыре пути йоги, описанных в «Бхагавад Гите», подобны телу летящей Птицы.
- Аштанга-йога. Восемь ступеней раджа-йоги называют иногда «йогой упражнений». Их можно сравнить с головой птицы. Они воспитывают дисциплину, организованность, устремленность и видение, что необходимо для полета.
Впрочем, эти качества развивают все пути йоги. Другие три пути, которые ассоциируются с крыльями и хвостом птицы, иногда называют «йогой жизни», потому что они используют наши естественные склонности как средство самореализации и показывают, как йога может применяться в нашей обычной деятельности.
- Карма-йога — путь деятеля, не раздумывающего о плодах своих трудов и свободного от эгоистичных помыслов. Карма-йога особенно подходит тем, кто склонен действовать. Она приносит чувство внутреннего равновесия. Вы можете приложить свои силы к оформлению детской комнаты или поучаствовать в благотворительном марафоне, или просто исполнять свои ежедневные обязанности — все это будет карма-йога до тех пор, пока вы будете делать это умело и не ожидая похвалы. Такая деятельность обеспечивает прогресс. Это относится и к дарителю, который анонимно жертвует миллионы долларов на благотворительность, и к энтузиасту, который трудится за сценой для успеха самодеятельного спектакля. То же происходит и в семье, когда кто-то добровольно берется за мытье посуды, хотя сегодня не его очередь. Ключ к карма-йоге — отсутствие эгоизма в наших действиях.
«Бхагавад Гита» говорит об этом пути:
«Идя по пути йоги, делай свое дело, отрешившись от привязанности, и сохраняй хладнокровное спокойствие и в успехе, и при неудаче».
- Бхакти-йога. Другое крыло птицы — это бхакти-йога (от санскритского «бхай», что означает обращение к поклонению или любви). Бхакти-йога — это путь преданности. Это путь музыкантов, художников, поэтов — тех, чья радость таится в утонченных чувствах. Но она не только для людей творческих профессий. Любой ученик достигает успехов в практике в том случае, если он относится к обучению с любовью и преданностью. Без участия бхакти любая практика становится сухой.
Путь бхакти характеризуется не только любовью, но также правдивостью и умением подчиняться. Так, йога признает, что человеческое сердце всегда ищет предмет для любви, так же как ум человека нуждается в предмете размышления. Цель йоги достойна и мыслей, и преданности, и такая преданность может сама по себе привести к самореализации. В этом смысл йоги. Это отражено в стихах «Бхагават Гиты». Вот один из них, произнесенный Кришной, он отражает идею йоги, живущую внутри нас:
«Ты правдив и предан, и я открою тебе, что главный секрет — знание, соединенное с опытом. Зная его, ты освободишься от всего нечистого».Джнана-йога. Есть люди, находящие радость и полноту жизни в изучении философии, в тщательном анализе жизненных событий и в развитии бесстрастного отношения к мирским делам. Такие люди имеют склонность к пути джнана-йоги, пути познания и развития проницательности. Джнана-йога ассоциируется с хвостом птицы, так как хвост — это руль, который определяет направление полета.
Путь джнана-йоги — это не только развитие интеллекта. На этом пути мы учимся бесстрастно наблюдать со стороны свой ум и личность, быть свидетелем вспышек чувств, оставаясь над ними. О тех, кто практикует джнана-йогу, «Бхагавад Гита» говорит:
«Тот, кто бесстрастно, недвижно наблюдает переменчивость жизни вокруг. Тот, кто видит, что это только игра природы. Тот, кто не различая боль и наслаждение, живет в своем «Я». О нем скажут, что он возвышен».
Таким образом, энергия продвижения по жизни передается крыльями бхакти-йоги и карма-йоги, направление движения уточняется рулевыми перьями джнана-йоги. А практика раджа-йоги дает человеку опыт мудрого руководства жизненным полетом.
Есть и другие направления йоги, у каждого свой собственный стиль и свои средства. Обычно считают, что они далеки друг от друга, но они на самом деле тесно связаны друг с другом и практикой, и философией. Вот они:
- Мантра-йога. Это направление самореализации, на котором пение звуков и слов (мантр) — средство духовного развития. Некоторые мантры используются исключительно для медитаций, другие — как молитва, ритуальные гимны или инструменты концентрации. Произнесение мантр включено в практику раджа-йоги.
- Кундалини-йога. Направление, связанное с пробуждением и постепенным усвоением скрытой потенциальной энергии индивидуального сознания. Кундалини-йога подробно изучает центры сознания — чакры, лежащие вдоль позвоночника. Практика хатха-йоги тесно связана с теорией и практикой кундалини-йоги.
- Тантра-йога. Это направление систематического исследования связи индивидуального сознания с Космосом. Это еще один путь самореализации. Практика тантра-йоги включает мантры, визуализацию, внешние и внутренние ритуалы и множество аспектов аштанга-йоги. Она требует точной техники и обширных знаний многих аспектов йоги.
Как вы могли уже, наверное, догадаться, йога заключает в себе гораздо больше того, что можно отразить в такой короткой статье. И так как ваше вхождение в йогу только начинается, не будем отягощать вас обилием понятий — они сейчас лишь задержат вас. Рассуждения о йоге, неважно, насколько четко и ясно они изложены, вместе с продвижением ученика начинают наталкиваться на ограниченность возможностей слов и языка. Это становится препятствием на пути опыта, который предлагает йога.
Глубокий поток внутренней жизни невозможно описать словами. Традиция йоги привела и учителей, и учеников к спасительному способу: уход от слов, поясняющих идеи, в тишину. Безмолвие позволяет совершать открытия в нас самих, найти в себе ответы на вопросы и увидеть то, что было скрыто. Вот почему занятия йогой проходят обычно без музыкального сопровождения, инструкции тщательны, но сведены к минимуму, и особое внимание уделяется активному самонаблюдению.
Систематические занятия в тишине, особенно медитации, благотворны для занятий йогой. В тишине хорошо думается и тоньше чувствуется. Открыт путь к пониманию и восприятию себя. Тишина приглушает в нас социальные амбиции и ожидания и позволяет понять, что нужно для нашей собственной жизни. И спокойная уверенность, которую вы приобретете во время тишины, проявится и в другие моменты вашей жизни.
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.