Пользовательский поиск

Оболочка за оболочкой

Йогу иногда описывают как путешествие внутрь, движение сквозь человеческую личность к центру. Имеется в виду более обобщенное понятие: некое собрание слоев, которые окружают истинную сущность человека и создают его образ в обычной жизни (слово «личность» происходит от слова «личина», «маска»).

Продолжение ниже

Йога кундалини, хатха, айенгара, аштанга, сахаджа и другие виды йоги

Йога – это общеизвестный обобщенный термин для физических, психических и духовных дисциплин, зародившихся в древней Индии. Более конкретно,...

Читать дальше...

всё на эту тему


Считается, что пять аспектов личности, называемых кошами (оболочками или покровами), окружают наше «Я». Они действуют как затемнение вокруг источника света, окутывая жизнеспособность нашего самопознания. Мудрецы говорят, что продолжая практику йоги, мы постепенно делаем каждый из этих слоев частью личного опыта и тем самым просветляем их. По мере их просветления мы обретаем большую ясность, чистоту и энергию.

Путь сквозь коши — путь йоги. Он обращает наше познание внутрь, и постепенно избавляясь от напряжения, мы сосредотачиваемся на личности. Процесс ведет к сосредоточению, а это способ войти во внутренний мир.

Внешняя оболочка

Наше тело, которое мы хорошо ощущаем — аннамайя коша — самый заметный слой нашей личности, с которым многие себя отождествляют. Оно «сделано» из пищи, которую мы едим (на санскрите «анна» означает «пища»). Несмотря на его вещественное проявление, оно находится в постоянном потоке перемен: получение питательных веществ, удаление отходов, преобразование пищи в энергию и замещение распадающихся тканей новыми. Тем не менее среди этих непрекращающихся перемен нам удается сохранять чувство внутренней целостности.

Существует четыре инстинктивных побуждения: еда, секс (чувственное удовольствие), сон и самосохранение. Они сопровождают тело с рождения, и жизнь в значительной степени тратится на их удовлетворение. Эти первичные инстинкты, объединившись с чувствами, ведут нас к наслаждениям или страданиям. Казалось бы, этот опыт не должен мешать движению по пути развития, однако мешает, так как он приучил нас прежде всего к поиску удовольствий. Современная цивилизация фактически поощряет пагубные привычки и влечения, а это ведет к физической разбалансированности и в конечном счете разрушает здоровье.

Предотвращение болезней и приобретение способности справляться с любой ситуацией — важный аспект практики йоги. Мы в равной степени не должны как чрезмерно баловать наше тело, так и подвергать его лишениям. Йога твердо против чрезмерного аскетизма. Йога говорит о важности познания своего тела. Наблюдая за собой, мы понимаем, что нам необходимо. Во время выполнения асан мы достигаем требующейся концентрации, чтобы понять это. Мы начинаем понимать, как действует наш организм на физиологическом уровне. Но изменение режима питания, отношения ко сну, телесная релаксация и практика очищения организма, несомненно, не мене важны в процессе самовосстановления. Вместе с асанами они — незаменимые инструменты для избавления от нездоровых привычек и для подготовки тела к вхождению в более углубленные практики.

Энергия жизни

Тело формируется вдоль каналов внутренней энергии, называемой на санскрите прана. Оболочка, состоящая из праны — пранаяма коша — находится в толще и очень тонка (в мистике слово тонкий противопоставляется слову плотный, мысль обитает в тонком мире, а физическое тело — в плотном). Если мы хотим полностью изучить себя, нам придется изучить не только физическое тело, но и кошу. Доступ к пранаяма коше открыт через дыхание. Путем тренировки дыхания могут быть смягчены наши эмоциональные реакции, изменения в сознании (бодрость или сонливость), неустойчивость на энергетическом уровне, страдания и страх.

Изучение дыхания — непростая задача, которую большинство недооценивает. Мы замечаем только наиболее очевидные характеристики дыхания, не подозревая, что оно открывает путь к самопознанию, то как мы обычно дышим, влияет на то, как мы живем. Дыхание станет проводником к внутреннему равновесию, если мы действительно захотим изучить его.

Пранаяма коша была многократно описана как посредник между телом и сознанием. Прана — это сила, которая удерживает их вместе и таким образом поддерживает и регулирует жизнь. Но прана — это не просто механическая сила. Это жизненная энергия, которая одушевляет тело и поддерживает сознание. Каждое движение и мысль — демонстрация ее проявления. При внимательном отношении к качеству нашего дыхания и состояниям энергии, которая является основой нашего самочувствия, наше знание движется внутрь и преобразует наше тело. Дыхательная практика йоги позволяет регулировать и уравновешивать прану так, что это умение может быть осознанно использовано для самопознания.

Встреча с сознанием

Следующие три слоя личности еще тоньше, чем пранаяма коша. Внешний ассоциируется с сознанием. Это ментальный экран, на который отражается внутренний опыт — манас на санскрите. Его оболочка — маномайя коша — дает возможность получить чувственные впечатления. Здесь возникают ментальные ассоциации, познание дополняется воспоминаниями, координируются действия. Например, сейчас, когда вы читаете, вы можете рассмотреть, что вас окружает, оценить, что вы при этом чувствуете и какие впечатления испытываете. Вы можете проследить, какие мысли протекают в вашем сознании и как вы связаны с окружающим миром. Целая цепь размышлений может сложиться в вашей голове, и вы можете подумать об этих мыслях. При этом вы сохраняете способность шевелить руками, ногами и т. д. Всем этим управляет оболочка сознания.

Наш опыт переносится на уровень чувств аннамайя кошей и на уровень эмоций пранаяма кошей. На уровне маномайя коши он оформляется в слова. Но действие сознания ограничено. В основном наше восприятие и действия регулируются автоматически, на уровне привычки. Эти реакции являются производными от инстинктов, порывов и предыдущего опыта. Например, мы можем планировать отпуск и просчитывать, в какую сумму нам обойдется поездка. Но сознание не сможет объяснить, мудро ли доводить наши планы до конца. Для этого нам понадобится погрузиться в более глубокий уровень сознания. Другими словами, на этом уровне мы можем легко классифицировать события внешнего мира, но мы не сможем определить степень их ценности.

Внутренняя мудрость и проницательность

Дальнейшее путешествие внутрь себя подводит нас к двум еще более тонким слоям, упоминаемым йогами. Первый из них — коша мудрости и проницательности — называется виджнанамайя коша.

Это та часть личности, в которой значение опыта взвешивается и распознается. Короткий санскритский корень «ви-джна», от которого произошло название этой коши, означает «отличать, знать правильно, понимать». По мере углубления нашего познания через концентрацию нам потребуется более ясное и тщательное видение нас самих и наших связей с миром. Мы действуем в согласии с этим видением.

Каждый следующий уровень личности подводит нас ближе к нашей истинной природе. На этом уровне свет нашего «Я» сияет так ярко, что временами возникает желание углубиться из мира сознания к внутреннему, наполненному миром и покоем опыту. Полное достижение этого уровня — трудная задача. Но в большинстве медитативных состояний мы путешествуем по территории между маномайей и виджнанамайей кошами. На этом этапе высокого развития достигают интуиция и проницательность, и чувство внутренней радости вытесняет суету и возбуждение от чувственных удовольствий и эмоций.

Оболочка блаженства

Чуть глубже находится анандамайя коша, что на санскрите означает «чистая радость или блаженство» — ананда. Это уровень, на котором происходит постижение, не отвлеченное событиями внешнего мира. Но это еще не полное достижение цели духовного развития. Это сокровенный слой личности, но не истинное «Я», хотя и сияющее его отражением. Иногда, в редких случаях, удается открыть в себе этот слой в результате мгновенной вспышки озарения, но чаще это достижимо только путем долгих концентраций в процессе практики.

Сердцевина жизни

Говорят, что свет чистого «Я» лежит за пределами ума и невыразим словами. Многие святые, когда их просили рассказать о нем, молчали в ответ. Говорили только, что лучше прийти к опыту самореализации без предубеждений и ожиданий.

Другие святые говорили о внутреннем сердцевинном «Я» как об истине, осознании, счастье. На санскрите формула описания сердцевинного «Я» звучит:

«Сат, чит, ананда».

«Сат» — это истина, реальность бытия. Истинному «Я» чужды изменения, непостоянство и приостановка бытия. «Чит» — это осознание, понимание. «Я» — всегда наблюдатель, а не предмет наблюдения. Это знание, охватывающее все. И, в конце концов, как мы уже знаем, «ананда» означает блаженство. В «Я» нет незавершенности, изъянов, способных вызвать дисгармонию или боль. «Я» обладает полнотой (пурна), и когда люди, постигая его, продолжают быть активными в жизни, они, тем не менее, ощущают его совершенство.

Начиная с достигнутого

Нас вдохновляет, что цели йоги — высочайшие цели человечества. Но на путь к ним мы становимся уже сформировавшимися людьми. Нам важно знать, что можно сделать реальные шаги к счастью здесь и сейчас в обстановке житейской суеты.

Мы знаем, что вперемежку с благоприятным опытом мы встречаемся с ситуациями, испытывающими наше терпение и уменьшающими оптимизм. Каждый день мы можем испытать цинизм, зависть, сарказм и неудовлетворенность. Чтобы противостоять этим настроениям, учитель Свами Рама, пользовавшийся большим влиянием на Западе, часто говорил:

«Радость — лучшее лекарство».

И он рассказывал следующую притчу о конструктивном отношении к плохой карме:

«Один английский священник, интересовавшийся наукой, решил, что ему необходимо посоветоваться с Чарлзом Дарвином и Томасом Гексли — ведущими авторитетами в области теории эволюции. К сожалению, они умерли за несколько десятков лет до того. Неуемный священник добился разрешения посетить Рай, но Святой Петр не нашел имен ученых в списках обитателей небес.

С неохотой он посоветовал священнику поискать их в «другом месте». Спустившегося к вратам Ада священника поразила их роскошь, превосходящая блеск жемчужных райских ворот: врата ада были усыпаны драгоценными каменьями. Он позвонил в колокольчик, ему открыли, и он увидел зеленые луга, усыпанные цветами, с множеством деревьев и фонтанов вокруг. Повсюду бродили олени и сладко пели птицы. Озадаченный священник спросил, здесь ли находятся Дарвин и Гексли. Привратник указал в сторону водоема:

«Видите, люди сажают цветы? Они там. Можете навестить их».

Священник собрался уже идти, но неожиданно для себя разговорился со служителем:

«Знаете ли, там у нас на Земле у Ада совсем другая репутация: нестерпимая жара, боль и страдания, что-то в этом роде».

«О, да, — откликнулся привратник.— Видели бы вы, что тут было до прихода Дарвина и Гексли!»

Притча наводит на размышления. В ней — залог бодрости и повод для активной смены жизненной позиции здесь, на Земле


© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".