Подсознание лечит: архетипная психология гун
«Поиск продолжается, но Жизнь продолжает молчать. Мы движемся, но не знаем того, кто движет. Мы мыслим, но не знаем того, кто мыслит» (Доктор Стоун).
В Санатана Дхарма сказано, что посредник творения — это Разум. В эволюционном подходе мы понимаем человечество как микрокосм и персонификацию постоянно развивающейся Вселенной сознания. Каждый человек в персонификации является передним краем космического процесса. Все творение — это вселенская форма развития Вселенной. В Санатана Дхарма вся энергия творения — это энергия расширяющейся Вселенной. Рост — как в нашем субъективном восприятии, так и в природе — выражает это вселенское качество энергии.
Основной постулат следующий: Дух вывел в проявление тело как средство получить ощущение развития. Тело следует понимать как эманацию Духа. Центр каждого атома, молекулы и клетки вступает в резонанс с полем духовной силы. Это силовое поле обеспечивает схему для электромагнитной гармонии, которая определяет и поддерживает физическую форму. Посредством кристаллизации Духа в материю каждый атом, молекула и клетка тела являются миниатюрной Вселенной, существующей для того, чтобы выражать творчество. Само тело — это воплощение процесса путешествия Духа в материю.
Наши тела — сознательный микрокосм Вселенной
В терапии полярностей тело — это спектр энергий. Спектр тела тождественен спектру вселенскою сознания, где каждая часть тела является выражением процесса развития. Проблемы в определенных частях тела означают, что человек испытывает сложности с переживанием и выражением определенной фазы процесса собственного развития. Терапия полярностей предлагает методы работы с человеком и его телом как с развивающимся телом сознания.
Каждая часть тела вступает в резонанс со вселенским архетипом энергий сознания. Если в процессе развития мы упускаем из внимания определенную его часть, то в соответствующей части тела появляется напряжение. Это сопротивление, в свою очередь, нарушает гармонию настройки на поддерживающие силы природы и космоса, и мы становимся более уязвимы и подвержены заболеваниям. Каждая часть тела — это воплощение определенного аспекта спектра сознания. Каждая часть тела вступает в резонанс с определенным качеством бытия и жизненного опыта.
Цикл полярности — это цикл между жизнью и смертью, это жизнь человека и одновременно — процесс роста. Жизнь в теории полярностей считается сакральным путешествием развития, путем Души, на котором она приобретает новый опыт и учится. Такая перспектива предполагает глубокое уважение к личности и ценность человеческого существования. Каждый момент жизни богат нежностью и возвышенностью: быть человеком означает быть в состоянии страсти. Рост и те испытания, через которые нам приходится проходить в процессе обретения зрелости, — это сакральное путешествие, в котором мы являемся воплощением постоянно расширяющейся, постоянно развивающейся Вселенной. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, — каждое препятствие для роста, каждое сопротивление обретению себя, и каждое обретение - все это жернова мельницы развития.
«Я умер камнем, и стал растением,
Я умер растением и поднялся животным,
Я умер животным и стал человеком.
Зачем мне бояться? Когда, пройдя через смерть, я становился меньше?
Но я скоро умру снова, умру человеком,
И буду парить среди Блаженных ангелов,
Но даже ангел когда-нибудь отправится дальше.
Все, кроме Бога, гибнет.
Когда я пожертвую душой ангела,
Я стану тем, чего ни один разум не мог представить.
О, позволь же не-существовать!
Не-существование говорит, что мы вернемся к нему» (Джелалуддин Руми).
Физический план — это плод полярности двух сил: Небес и Земли, спирали вверх и спирали вниз. Физическое проявление всегда считалось семенем, живой кристаллизацией резонанса Земли, которое воплощает собой возвратный поток, стремящийся обратно к Небесам.
Антропокосмическая парадигма лежит в основе множества эзотерических и мистических учений. Согласно этой теории человек одновременно является и финалом, итогом развития, и тем семенем, в котором кроется потенциал.
«Воспользуемся аналогией дерева и семечка: древо Вселенной — это реализация потенциала, заложенного в семени (которое есть Космический человек). Здесь я использую слово «человек» в значении санскритского слова «манас», которое означает «разум», или сознание, умеющее размышлять о себе» (Лаулор, «Сакральная геометрия»).
В нашей модели мы не используем давнюю парадигму, которая гласит, что тело — это орудие, инструмент мозга и разума, которые каким-то образом «обладают сознанием». Сознание — это не отдельное явление, а внутренняя суть всего. В концепции адвайта сознание является вездесущим. Сознание — это суть всего творения. Сознательное существо, которое мы называем Вселенной, производит тело — как инструмент для временного выражения своего развития.
Человечество может действительно оказаться орудием «ноосферы», развития сознания Матери-Земли. Пьер Тейяр де Шарден, священник-иезуит, выдающийся ученый и философ, стремился соединить свои познания мистика, ученого и теолога.
Его основная концепция — это то, что может быть названо «Законом сложности сознания». Концепция гласит, что развитие движется в сторону усложнения сознания и что усложнение сознания достигается за счет роста человеческого сознания, а высшая его точка — это духовность человека. Тейяр использовал термин «сознание» в значении осознанности и определял его как «особый эффект упорядоченной сложности»... Тейяр также утверждал, что разум проявляется в сложных системах, и писал, что по мере развития человечества планета покрывается сетью идей, и для этой сети он изобрел слово «слой разума», или «ноосфера». В итоге он понял, что Бог — это источник всего существования, а в частности — источник силы развития (Капра, «Смена направления»).
Согласно Санатана Дхарма: «Космическое развитие движется от неосознанного, неподвижного, непознанного и непроявленного макрокосма к сознательному, движущемуся, познающему и проявленному микрокосму. Человеческое развитие — это возвратный поток от грубого физического плана микрокосма в непроявленный макрокосм» (Ванамали, «Нитья-йога»).
Космическое сознание
«Внезапно я обнаружил, что окутан облаком цвета пламени... и я почувствовал восторг, невообразимую радость, а вместе с ней — или сразу же после нее — умственное просветление, которое невозможно описать... Я увидел, что Вселенная состоит не из мертвой материи, а, напротив, из живого Присутствия; я осознал в себе присутствие вечной жизни. Это не было убеждением, что у меня будет вечная жизнь, но осознание, что я уже ей обладаю, прямо сейчас. Я увидел, что все люди бессмертны; что космический порядок таков, что все совершается на благо каждого; что основной принцип мира, всех миров, — это то, что мы называем любовью, и что в конце концов мы можем быть абсолютно уверены, что для всех и каждого будет счастье» (P.M. Баке, «Космическое сознание»).
Наша модель — модель теоморфическая. Каждая структура, процесс, бытие, царство природы и космос воплощают великое таинство творения. Во всех измерениях, во всех направлениях — везде, куда ни посмотри, везде мы видим великую синергию бесконечной способности Всеприсутствия к созиданию, которая и лежит в основе нашего существования.
От таинства Абсолюта, которое постоянно проявлено как наше сознание, как Сакральный Свидетель в каждом из нас, к проявлению повседневной жизни как кристаллизации сознания — наши жизни постоянно воплощают бесконечную творческую силу развития во Вселенной. В Санатана Дхарма Бог — везде: «Бог живет в вас — это вы». Каждый из нас — это аспект вездесущего космического существа. Наши жизни — это Сакральное Таинство Вечной Жизни, которая выражает себя в мириадах тел, в мириадах форм. Наша модель — это модель развития. Все в этой модели — это игра сознания в постоянно развивающейся Вселенной. В нашей модели энергия на любом уровне — это энергия бесконечной творческой силы развития сознания. Посредством закона тройки (закона трех гун) и закона семерки (Космической октавы) мы указываем на глубочайшую гармонию и единство в творении. Наша модель — это парадигма целостности, в которой посредством Сознания все содержится во всем. Космическое Сознание — знание всеприсутствия целостности — это наша внутренняя сущность.
Все и везде объединено «Присутствием», «Осознанием», «Сознанием». Это вечное Присутствие — жизнь, которая проявляет форму и проживает свой цикл развития через каждого из нас. Присутствие — это то, что осознанно и разумно в каждом из нас и является внутренней сутью всего, что есть. В Санатана Дхарма не существует разницы между Брахманом, Абсолютом (Сущностью, Сознанием, Блаженством) и Атманом, индивидуализированным присутствием Пуруша (Дух, душа-свидетель, сознательный-духовный-человек), как сердцем каждого человека и сердцем природы.
«Человек как Познающий, Свидетель, Атман, Абсолютная Субъективность, Хозяин, Татхагатагарбха, То в вас, что читает эту страницу, является Богом, Брахманом, Дхармадхату, Вселенским человеком, Разумом, Самой Реальностью; тогда как человек как объект познания, как постижимое явление, как Гость, как облаченный в «раскрашенную завесу, отвратительную маску», является эго, личностью (от греческого «персона» — «маска»), отдельным отчужденным собой» (Уилбер, «Спектр сознания»).
Присутствие — это Вечное Присутствие. Таков Творящий Разум, чье развитие есть творение. Единство Вечного Присутствия как «самого внутреннего я, которое есть», вселенского Существа, центр которого везде — это есть источник теоморфической модели, которую мы только что описали.
Если у Духа есть свойства, то он должен быть вездесущ, пронизывать собой все и охватывать все. Не может быть такого места, где нет Духа или он не был бы бесконечен. Значит, Дух полностью присутствует прямо здесь, прямо сейчас, тут, в вашем осознании. То есть ваше осознание, такое, как оно есть, без изменения или модификации, полностью и совершенно пронизано Духом.
Истинную природу всего в качестве не имеющего форму Сознания или Бога невозможно понять в концепциях разума или сенсорных ощущений. Ее можно понять только при помощи уникальной последовательности личностного развития, которая называется «йога». Йога способна помочь достичь особых категорий высшего знания, которые еще называются «йогическим восприятием» и «самоосознанием». Человечество — единственный элемент природы, способный осознанно ускорить процесс своего развития посредством работы над собой.
Поле Жизни
«Приведи нас от ненастоящего к настоящему» — так начинается древняя молитва к Духу Водительства. Согласно Санатана Дхарма мир ненастоящий нереален — мимолетное проявление в сознании. Реальность — это то, что не меняется, — Сущность. Древние риши осознавали преходящую суть мира кажущегося. Достигая глубочайших степеней сосредоточенности, они видели мир как эпифеномен (вторичный феномен, сопутствующий другому и вызванный им) сознания.
Йоги осознавали, что под непрестанными изменениями разума, эмоций, интеллекта и тела существует неизменное живое сознание, которое является сутью всего. Древняя мудрость основана на осознании трансперсонального, осознании себя, осознании сакральности и единства всей жизни и эпифеноменальной сути того, что мы называем реальностью. Те, кому удается пробудиться в прямое восприятие Сущности, Себя, говорят, что наша реальность — это всего лишь сон, видимость, произведенная сознанием. И постоянная тема, красной нитью проходящая через эту статью, — это то, что мир является игрой сознания.
Помня об этом, мы вновь сосредотачиваемся на древней аксиоме единства всего сознания. Это сосредоточение — плод размышлений и осознания, что вся жизнь и все сознание едины. Мы называли эту тайну Высшим Разумом, Единым Полем, Присутствием, Единой Жизнью, Душой, Духом, Атманом, Брахманом, Богом, Собой. Нам становится все более ясно, что в понимании древних мы живем в двух измерениях — нереальном мире преходящей видимости и сакральной трансперсональной реальности неизменного сознания. Сущность, которая на самом деле жива и осознанна в каждом из нас, вечна и божественна.
Может ли быть так, что отдельность нашего эго — лишь болезненная иллюзия? Может ли быть так, что все ужасы обретения и потери, обладания и изменения — всего лишь игра сознания? Может ли быть так, что мы на самом деле такие, как нам говорят мудрецы — нетронутые миром? Может ли быть так, что Божественное царство бессмертия на самом деле совсем рядом, на расстоянии вздоха? Санатана Дхарма предлагает нам поразмыслить над этими вопросами и сознательно ускорить свое развитие в процессе самоосознания.
Вновь и вновь в этом путешествии анализ древней мудрости приводит нас к Единому Полю живого сознания, к Сущности. Это Поле Жизни — то, что является настоящим, неизменное осознание, которое проявляет наше сознание в мире. Снова и снова мы осознаем, что существование мира видимости поддерживается Душой, живительной силой Единого Поля. Снова мы осознаем, что мир — это проекция Единого Поля живого сознания, которое мы называем Богом. Это Поле Жизни присутствует везде как Единая Жизнь живой Вселенной и выражение Единого Разума. Это Суть всего, основа нашего осознания сакральности и единства всей жизни.
К науке гармонии
«Это ведомо нам — человеку не принадлежит Земля, но человек принадлежит Земле. Все связано так, как кровь объединяет семью. Что происходит с Землей, то же и с сынами Земли. Человек не вяжет сеть жизни; он — ее нить. Что он делает с сетью, то же он делает и с собой» (Вождь Сиэттла, 1854г.).
Философия единства предлагает свой взгляд на единство и сакральность всей жизни. Она предлагает модель для изучения творения как единого живого существа. Санатана Дхарма дополняет модель эмпирической науки сознательного звука, предлагая изучение вибраций, резонанса и гармонии как уровней организации живого космоса. Наука, основанная на философии единства, может стать источником искусства исцеления, которое «не причиняет вреда» и ищет способы восстановления настройки тела на природу. Санатана Дхарма предлагает нам проверенную временем психологию, которая изучает сознание и уважает глубины и чувствительность человеческой субъективности. Теоморфический подход к психологии предлагает модель для изучения тела/разума как воплощения процесса творения. Эта модель подчеркивает недостаточную эффективность соматических практик в психотерапии и призывает нас испытать полную психологию освобождения.
Санатана Дхарма предлагает нам размышлять над единством сознания и осознавать божественность, которая является сутью бытия человека. Мудрость древних призывает нас отбросить материалистическую парадигму и восстановить сакральное видение нашего пребывания на Земле. Я уверен, что эта точка зрения поможет нам лучше осознать Божественный Разум, мудрость и любовь, которые поддерживают великий дар жизни. Я надеюсь, что это краткое обсуждение поможет приоткрыть завесу таинственности над наукой герменевтики древних и продолжать исследование Вселенной как единого осознанного существа.