Мужские и женские архетипы
Согласно древней мудрости ключ к познанию природы — это «высший принцип двух дланей Бога». Из центра исходит вечный танец спиральных сил — центробежной и центростремительной. Все творение — это игра света и тени, отраженная в зеркалах сознания. Все можно определить через резонансные схемы или типы дуг. Основные архетипы - это гуны (вселенские способы проявления природы). Полярность Неба и Земли, Солнца и Луны, востока и запада, спермы и яйцеклетки находит отражение во всех царствах природы. Мужское и женское — это воплощения полярности Инь и Ян.
Качества раджас гуны определяют психологию мужского архетипа. Санскритский корень «раджас» означает «светиться». Суть его — свет, излучение. Это свет творящего сознания, отраженного в творении. Страсть раджас гуны — это стремиться вперед, в проявление. Раджас управляет сознанием. Характеристики «мужского» архетипа: активный, яростный, направленный, целеустремленный, нацеленный на соревнование, агрессивный, защищающий, постоянный, движущий себя самостоятельно. Солнечный архетип — это тип «героя».
«Ян предпочитает быть и чувствует себя хорошо в стимулирующих, сложных обстановках, и действует быстро и импульсивно, и отличается огромной выносливостью и бесконечной неуязвимостью» (Джон и Анна Читти, «Взаимоотношения и энергетическое поле человека»).
Раджас гуна добивается познания себя, выраженного в проявлении. Она толкает, она постоянна, логична; этой гуне принадлежит левое полушарие, она сильна, подвержена страстям, ориентирована на физическое. Персонификация раджас гуны — это молодой человек, ослепленный страстью и жаждой жизни. В зрелости начинает преобладать архетип Отца — защитника и правителя царства: «Дом мужчины — его замок». Это также является выражением раджасических качеств. Его величайшая необходимость — быть признанным, сделать так, чтобы он увидел доказательства своего существования через свое проявление на пути к познанию себя.
Тамас гуна определяет психологию женского архетипа. Тамас гуна — это то, что воспринимает Дух. Ее суть — это готовность принять, пустота, желание стать посредником для выражения чего-то. Женский архетип жаждет единства, союза и общества, держать место для выражения своей сути и близости.
Дхарма тамас гуны — отражать единство, мудрость и безусловную любовь, которые являются квинтэссенцией тайны. Тамас принимает, привлекает, притягивает; она: романтична, эмоциональна; она чувствует и одарена интуицией; она циклична. Она хочет быть наполненной — быть ценной.
«Быть Инь — это значит наслаждаться тишиной; тихим, простым окружением, где ограничена способность к взаимодействию и действию. Инь предпочитает избегать длительного стресса и жаждет длительных, неспешных периодов отдыха и восстановления» (Джон и Анна Читги).
Сладкий плод цикла развития, она воплощает Божественную Мать, которая обладает свойствами различения, безусловной любви и мудрости. Внешняя красота женственности отражает мудрость внутренней Красоты. Тамас — это воплощение таинства вечной жизни посредством рождения и семьи. Тамас — это чаша сердца.
Гуны: психологические архетипы
В Санатана Дхарма процесс творения — это развитие сознания. Фундаментальная суть цикла развития выражена в гунах, архетипных силах, которые лежат в основе всего творения. Вся природа (пракрити) соткана из трех нитей сакральных звуковых вибраций: равновесие, центробежная и центростремительная. Суть этих архетипов: открывать, двигать и удерживать. В личностных проявлениях в природе они являются психологической основой всего.
В психологическом мире три гуны служат трем целям: просвещать, задействовать и скрывать. Они проявляются как природа боли, удовольствия и безразличия. Саттва гуна — это счастье; раджас — действие; тамас — небрежность. В моральном плане они представляют собой привязанность, страсть и ненависть. В плане психики — независимость, близость и грех.
Саттва гуна обозначает «высшую реальность» или «истину». Это абстрактный принцип просвещения. В ментальном мире она отвечает за следующие качества: радость, удовольствие, просветление, вера, терпение, прощение, храбрость, отвага, сосредоточенность, смирение, скромность, независимость, сострадание и чистое действие.
Раджас гуна — это энергия, абстрактный принцип действия. В ментальном мире она отвечает за такие качества, как: аргументация, мнение, гнев, привязанность, ревность, эгоизм, самолюбие, желание убивать и причинять боль, желание покупать и продавать, подверженность злым мыслям, подозрительность, оскорбления, обида, ложь, обман, недоверие, скептицизм, враждебность, зависть, самохвальство, невнимательность, предательство, неуважение, воровство, бесстыдство, азартные игры, скандальность, привлечение внимания, ссоры, все искажения чувств. От преизбытка раджас гуны происходят все страсти и искушения.
Тамас гуна — это абстрактный принцип сопротивления. Это то, что затуманивает сознание и мешает действовать. В ментальном мире она отвечает за следующие качества: беззаботность, самообман, неведение, нерешительность, сонливость, лень, страх, горе, похоть, недостаток веры, гордость и упорствование в заблуждениях. Это причина нехватки веры, знаний, памяти и свободы. Это источник аморальности. Это та сила, которой измеряется все.
Все явления обретают свои основные качества благодаря резонансу с этими основными психологическими силами природы. Эти великие архетипы цикла развития являются основной всего сущего.
Архетипы в терапии полярностей
Эта парадигма предлагает уникальный способ рассматривать тело как форму сознания, а также создает отличную базу для трансперсональной психологии и психологии тела/разума/Духа. Также она указывает на ценность астрологии как «алфавита» космического творения и на необходимость изучения циклов, которые происходят от Единого.
Каждую часть тела, как указано выше, поддерживает ее способность резонировать с соответствующим архетипом. Когда человек напрягает какую-либо область тела, сопротивляясь какому-либо ощущению или выражая недовольство, настройка на природу сбивается, и эта область становится более восприимчива к болезням и травмам. В нашей модели болезнь — это неосознанное выражение проблем, с которыми человек не разобрался сознательно.
Например, у человека могут быть проблемы с коленями. Согласно нашей модели следует проработать детство человека как основание всей его жизни. Необходимо снять напряжение в энергетическом поле, которое создает сопротивление к настройке на дыхание — жизненную силу Единого Поля. Необходимо вывести в сознание вопросы раннего детства и семьи, поддерживая безопасность места, в котором человек может ощущать и выражать чувства, всплывающие из клеточной памяти по мере того, как энергия будет высвобождаться.
Когда мы поймем проблемные моменты сознания, которые лежат в основе проблем тела, мы сможем прорваться через напряжение и сопротивление и восстановить тонкую настройку тела на Единое Поле. В этом и заключается основная цель терапии полярностей.