Пользовательский поиск

Шри Кришна: отец-основатель трансперсональной психологии

«Бхагавадгита» — это труд по трансперсональной психологии. В нем предлагается пошаговая методика по исцелению болезненного невежества и привычки отождествляться с ограниченным эго-разумом и эмоциями.

Продолжение ниже

Йога кундалини, хатха, айенгара, аштанга, сахаджа и другие виды йоги

Йога – это общеизвестный обобщенный термин для физических, психических ... ... адаптировать умственно нездоровый разум (главная цель современной психологии), традиционная индуистская психология фокусируется на укреплении ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Учение «Бхагавадгиты» было дано воину Арджуне, в ответ на его эмоциональный срыв из-за того, что он почувствовал, собираясь в бит­ву. Арджуна вскричал: «Ноги мои подкашиваются, и гортань моя высы­хает, мое тело дрожит, и волосы поднимаются дыбом, Гандива выпадает из моих рук, и вся кожа моя пылает; не в силах я стоять, и мутится ра­зум мой». Видя разрушение Дхармы, Арджуна, глава воинства правед­ности, продолжает: «Не предвижу никакого добра от этой братоубийст­венной войны... Не хочу я убивать их, хотя бы и самому пришлось быть убитым... Большой грех совершим мы, убив этих мятежников. Не долж­ны мы убивать наших родичей; убив своих родных, как сможем мы быть счастливыми, Кришна? Из желания владеть царством мы гото­вы совершить великий грех, мы готовы убить своих восставших роди­чей... Если меня, безоружного, несопротивляющегося, вооруженные сыны Дритараштры убьют в бою, мне будет легче».

Господь Кришна как трансперсональный психолог предлагает уче­ние «Бхагавадгиты». Он передает знание, которое становится целитель­ным бальзамом для испуганного, устрашенного эго. Махатма Ганди пи­шет: «Когда я впервые ознакомился с Гитой, я ощутил, что это не исто­рический труд, но что аллегорией физической битвы описывается сра­жение, которое постоянно идет в сердцах человечества». Это не какое-то учение «не от мира сего», но учение для каждого из нас, кто каждый день идет в сражение на поле жизни. Отчаяние Арджуны, который идет в сражение, где не бывает победителей, полностью соответствует тому, что чувствуем мы — пять тысяч лет спустя.

Трансперсональная психология «Бхагавадгиты» предлагает нирвану — осознание иллюзии отдельности личности. Осознание вечной истины Санатана Дхарма — это Брахма Нирвана, стадия уничтожения всех ог­раничений личности в состоянии единства с Целым. Это понимание и есть осознание Себя.

Шри Кришна говорит: «Если йог совершенно уп­равляет своим разумом и постоянно жаждет единения с Брахманом, он обретает высший покой Нирваны — покой, который во мне».

Далее в «Бхагавадгите» разъясняется Брахма Нирвана — это состоя­ние самоосознания, которое можно применять и к которому можно стремиться в любой жизненной ситуации. На Западе под нирваной по­нимают «потустороннее», выпавшее из мира состояние, где отсутствует личность и которого можно достичь только в пещере в Гималаях. Шри Кришна говорит, что немногие души способны по-настоящему отка­заться от мира, а сидеть в пещере в Гималаях и переживать прошлые обиды или грезить о будущей славе — просто лицемерие. Снова и сно­ва, на протяжении восемнадцати глав великого трактата о йоге, Шри Кришна сравнивает отречение от мира с жизнью в мире. Кришна гово­рит не о «потусторонней» нирване, а о том, что неэгоистичное, несебя­любивое служение, любое действие в жизни может быть йогой. Осозна­ние того, что Единство присутствует везде, разрушает болезненную ил­люзию отдельности: все действия становятся Божественными. Кришна убеждает Арджуну исполнить свой воинский долг и броситься в битву — это его йога и его путь к освобождению.

Кришна вновь и вновь объясняет, что в карме — законе причин и следствий — причиной является наше сознание. Привязывает ли наше действие нас к страданию или является шагом на пути к освобождению, имеют значение не последствия, а источник — намерение. Приводит ли действие к свободе или рабству, это зависит от знания или невежества, которые лежат в его основе. Причина действия (карма) находится в со­знании, которое мотивирует действие. Карма от действия рассечения плоти ножом будет разной для хирурга, спасающего жизнь пациента, и для убийцы. Карма действия — это производная от знания, лежащего в основе действия.

Мудрец Матхаджи Ванамали объясняет: сила, которая является причиной эманации всего, есть Кришна. Это сила Господа, из которой происходят все частности. Все маленькие от­дельные кармы, все действия, которые мы совершаем здесь, это отзвук космического импульса ради великой вселенской цели. В этом и состоит тайна кармы: все действия в итоге оказываются вселенским действием. Это не мое действие и не твое действие. Каждый клок пены на гребне вол­ны — это действие океана, пусть даже волна и пытается объявить это только своим действием. Каждый наш вздох — это космическое дыхание. Наш разум — бледное отражение Космического Разума. Наше существо­вание — это часть и частица существования Вселенной. Это и есть вели­кая тайна Закона кармы, и, только полностью познав и ощутив это зна­ние, человек может стать карма-йогом. Только когда мы сознательно при­нимаем тот факт, что мы — всего лишь инструменты в движении великой вселенской кармы, мы можем перестать держаться за эго и личные жела­ния и стать достойными называться карма-йогами.

Шри Кришна объясняет, что отчаяние существования в мире — это болезненная иллюзия, корни которой уходят в невежество и отождеств­ление с отдельным эго. Чтобы освободить нас от страха и боязливости крохотного эго, Кришна предлагает познание себя, учение об иллюзии отдельности и бессмертии души.

Матхаджи Ванамали продолжает: «Стремиться к Божеству и чувствовать Божество — в этом рождение му­дрости. Все остальное есть невежество... Джнана (знание) — это знание себя... природа которого... есть Брахман, тот, который вездесущ и прони­цает собой всю Вселенную. В своем суперкосмическом состоянии он трансцендентален... Дух, не обладающий телом и в то же время обладаю­щий тысячами тел, с могучими руками и быстрыми ногами, чьи головы, лица и глаза мы видим везде, куда бы не обратились, чье ухо прислушива­ется к молчанию вечности и к музыке мира».

Это вселенское существо, в чьих объятиях мы живем. Он проницает все, что можно ощутить органами чувств, но у него нет органов чувств, у него нет привязанностей и свойств, при этом он поддерживает и воплощает в себе все свойства. Он ни к чему не испытывает привязанности и поддер­живает в бессмертной свободе все действия и движения во вселенской пракрита (природе). Он одновременно и тот, кто внутри, и тот, кто снару­жи, близкий и далекий, неподвижный и движущийся. Он — тоньше само­го тонкого, находящегося за пределами восприятия, а также плотнее си­лы и видимой материи. Через невидимое он разделяет себя на бесчислен­ные формы. Все постоянно рождается от него как от Брахмана, он под­держивает все в качестве Вишну и постоянно вновь принимает все в себя в качестве Шивы. Он — свет всех огней, свет над темнотой нашего неве­жества. Он — и знание, и объект познания. Нет необходимости учиться в университете, чтобы постичь это знание, потому что Он обитает в сердцах каждого из нас.

Действия, основанные на себялюбивой привязанности к отдельному эго, обретают нас на невежество. Пока отдельное заблуждающееся эго считает себя деятелем, оно сковано невежеством. Неэгоистичные действия, выполненные в духе любящего служения, являются освобожда­ющими. Пока познание Единой Жизни сквозит в действии, человек свободен от иллюзии того, что деятелем является он сам. «Когда разум очищается от иллюзий и заблуждений, вам становятся безразличны ре­зультаты всех действий... Объединить сердце с Брахманом и потом дей­ствовать: в этом и состоит тайна действий без привязанностей». Осо­знать единство и сакральность всей жизни — значит освободиться от ощущения опасности, стыда, страдания и себялюбивого цепляния за отдельное эго. Шри Кришна объясняет, что несебялюбивое служение, основанное на едином сознании, без привязанности к исходу, является ключом к свободе.

Во всей «Гите» постоянно повторяется, что в качестве основании йо­ги очень важно учиться равновесию. Как главный шаг к свободе реко­мендовано практиковать различение (вивека) — постоянное отделение настоящего от ненастоящего. Йога — это единство с собой.

Шри Кришна говорит: «В йоге воля направлена на одно совершенство... сосредоточение воли приводит к единству с Господом... выполняй каждое действие, размышляя о Господе. Откажись от привязанности к плодам действия... пусть разум будет спокоен... потому что йога требует спо­койствия».

В «Гите» много внимания уделяется необходимости воспитания в се­бе отсутствия привязанностей. Шри Кришна учит нас воспитывать в себе бесстрастие по мере того, как мы прорываемся за пределы жела­ний, отвращений и отождествления с эго, которые и привязывают нас к страданиям жизни. Постигающий Вселенную учит нас, что служение в мире без привязанности к результатам действий является главным способом прорваться через связывающие нас привязанности. В «Гите» дается совет отказаться от звания деятеля — отождествления с ограни­ченным эго — и перейти к осознанию, что наша отдельность — это болезненная иллюзия. «Гита» учит трансперсональному подходу: выс­шему знанию о том, что вы не являетесь телом, разумом или эмоциям, но Атманом, нерожденным, неумирающим, неперестающим и неначи­нающим, бессмертным, нерождающимся, неизменным в вечности, са­мым внутренним элементом, находящимся везде и всегда, Суть сути, неменяющимся, вечным, всегда и вовеки.

Дхарма любящего служения

«Дхарма в индийской концепции — не просто благо, справедливость, мораль, правосудие и этика, это то, что управляет отношениями человека со всеми существами, с природой, с Богом. Дхарма — это то, чего мы придерживаемся и что держит нас, наши действия снаружи и изнутри, и в своем изначальном смысле она обозначает основной закон нашей природы, который тайно обуславливает все наши действия... Дхарма — это то, что помогает нам расти в Божественной чистоте, свете, свободе, просторе, силе, радости, любви, благе, единстве и красоте» (Шри Ауробиндо).

Санатана Дхарма часто переводится как «Вечная Истина» или «Есте­ственный Закон». Она предписывает такой способ жизни, который бу­дет поддерживать человечество, если человечество будет следовать ему. В отличие от западной науки, которая объявляет себя в стороне от жиз­ненных ценностей и морали, Санатана Дхарма предписывает способ жизни. Санатана Дхарма предлагает жить так, чтобы Бог, присутствую­щий в каждом, действительно осознавался и имел значение. Заявляя сакральность и единство всего существующего, Санатана Дхарма предла­гает осознать сакральность своей жизни, жизни человечества и жизни всего творения. В Санатана Дхарма «истина» не есть концепция, а есть способ жизни. Дхарму можно только практиковать. Ею можно только жить.

Трансперсональный подход к психологии по сути является холисти­ческим. Мы созданы из целостности; все наши границы — это двули­кий Янус. Мы — часть всего, а все — часть нас. Мы — сама целостность. Согласно Аюрведе, все, что касается нас, есть пища. Все становится ча­стью нас. Наше отношение, способ жизни, окружение, друзья, предки и звезды — все это наши составляющие.

Санатана Дхарма предлагает нам практиковать Дхарму и жить так, чтобы Бог, присутствующий в каждом, действительно осознавался и имел значение. Будет наивным думать, будто мы можем игнорировать вселенский закон и жить при этом счастливыми и здоровыми. Здоровье и счастье проистекают от Дхармы — действий, поддерживающих есте­ственный закон. Чем более холистичен наш подход, тем выше вероят­ность нашего здоровья и счастья. Плод Дхармы — это йога, единство с Собой.

Йога

Исходя из трансперсональной перспективы мы поддерживаем кли­ента в процессе йоги. Слово «йога» происходит от корня, который озна­чает «объединять, склонять под одно ярмо». Также это слово можно пе­ревести как «слияние». Йога — это вечное учение о слиянии личности и трансперсонального Себя. Йога — это наука, потому что ее парадиг­ма была четко продумана, систематически изложена и постоянно вос­производима на протяжении тысяч лет. Йога есть трансперсональ­ная/соматическая психология.

Существует множество школ йоги. Все они объединены одной те­мой: «От ненастоящего приведи меня к Настоящему. От теней приведи меня к Свету. От смерти к бессмертию...». Цель йоги — слияние лично­сти с трансперсональным Собой. Так как Божественный Разум везде­сущ, к этому единству можно подходить с любой стороны.

Хатха-йога — это практики оздоровления, которые способствуют резонансу с тонкими силами Высшего Разума, чтобы жизнь личности была объединена с вечной жизнью. Джнана-йога — это путь знания, путь самого тщательного поиска и размышлений, чтобы поднять лич­ное сознание до трансперсонального самоосознания. Раджа-йога пред­лагает систему для успокоения ума, чтобы объединиться с тем, что на­ходится за пределами разума. Бхакти-йога предлагает психологию по­клонения и практики для достижения слияния личного с Вечным по­средством экстатического состояния души. Карма-йога — это путь к трансперсональному, где сакральность жизни ощущается посредством несебялюбивого посвященного служения.

Истину йоги можно только прожить. Лабораторией для науки йоги является сама жизнь. Ее истину невозможно найти в книгах или вы­учить в университете. Это внутренний эксперимент, который старается самостоятельно воспроизвести вечную истину. Мы становимся тем, над чем размышляет разум, к чему стремятся чувства. Йогу нужно прожить самым посвященным, самым тщательным способом — вздох за вздо­хом, мысль за мыслью, день за днем, в течение десятилетий — как спо­соб жизни, который называется Дхарма. Плод жизни Дхармы — это по­стоянное ощущение Единения.

Истина есть Бог

Махатма Ганди был преданным учеником Санатана Дхарма, и «Бха­гавадгита» была его благой вестью. Его жизнь служит примером силы и возможностей, происходящих от практики Дхармы. Ощущая на себе несправедливость расовых предрас­судков, Ганди видел, что моральная и политическая несправедливость основана на невежестве. Он был убежден, что для человека недоста­точно просто творить благо — он должен активно бороться со злом.

Ганди ринулся в битву жизни. Он учил сатьяграха — «приближению к Истине». Истина стала методом Ганди, и Истина же была его целью. Для Ганди Истина была не просто концепцией, но способом жизни. Для Ма­хатмы (того, кто постоянно прикасается к безграничности Бытия) сред­ства были так же важны, как и цель. Каждое его действие было основа­но на Брахмавидье, знании о единстве всей жизни. В состоянии созна­ния Брахма Нирвана, осознании единства всей жизни, Ганди принимал каждое живое существо как свою собственную Божественную Суть.

Ганди учил личным примером. Он обращался со всеми в духе глубо­чайшего смирения, с глубоким уважением к Божеству. Он настаивал на том, что нужно видеть Божество даже в самых невежественных против­никах. Истину знания, стоявшего за его действиями, чувствовал каж­дый, кто соприкасался с этим человеком, осознавшим Себя.

Он описывал свою жизнь как «мои эксперименты с истиной». По мере того как он становился все более зрелым человеком, он осознал, что Истина есть Бог. Ганди обнаружил, что когда он заботился об окру­жающей его жизни «истинным», несебялюбивым способом, то ощущал единство и сакральность всей жизни. Он заботился о людях и природе в духе непричинения вреда (Ахимса), который являлся уважительным по отношению к Божественности всей жизни, и ощущал, что вся его жизнь и действия в ней являются служением Богу. Он практиковал Дхарму, и поэтому каждое его действие было действием с ощущением сакральности и единства всего живого.

Намаскар.

Воздаю честь Божественному внутри.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".