Пользовательский поиск

Фундаментальные понятия здоровья

«Йоджокун» (буквально «Уроки обучения жизни») является кульминацией более чем шести десятилетий исследований того, как человеческое существо может оставаться сильным и здоровым на протяжении всей жизни и дожить до старости. Как известно, эту книгу Экикен своей последней волей завещал самураям, так как ее написание было завершено незадолго до его смерти.

Продолжение ниже

Стресс и душевное равновесие

... слово, пища, особо следует выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции: страх, тоску, уныние, малодушие, зависть, ненависть. Стресс — ... ... и порой даже полезны. Они приводят к закаливанию организма . Лучшая профилактика — это творческий, интересный труд в здоровом коллективе,...

Читать дальше...

всё на эту тему


Как практикующий врач, Экикен мог внимательно наблюдать за людьми и их окружением. Он обладал большими возможностями для исследования физических и психологических состояний своих друзей-воинов и их семей. Как ботаник он разбирался в травах, используемых в лекарствах в его время (в наше время тоже). Также он разбирался в свойствах и эффективности этих трав.

Однако главной темой книги стали не лекарства и лечение, а стиль жизни, позволяющий предотвратить распространение болезней. В этом Экикен также последовал пути книги «Классическое произведение Желтого императора по медицине».

Мудрецы не лечат тех, кто уже болен они лечили тех, кто еще не заболел. Они не приводили в порядок то, что уже было в Хаосе они приводили в порядок то, что еще не было в беспорядке. Все это и есть здоровье.

Экикен смотрел на здоровье с холистической точки зрения. Он рассматривал не только угрозу заболевания, но также обстоятельства, окружающие человеческие повседневные привычки, действия. В этом смысле Экикен был впереди своего времени.

Экикен основывал свою книгу и медицинскую деятельность на понимании, что хорошее здоровье основано на сильной чи, равновесии ин и янь и на том, как последние два взаимодействуют. Однако эта книга не простое изложение философских идей, это, скорее, большое количество записей о том, как эта цель может быть достигнута.

Некоторые фундаментальные понятия, формирующие основные принципы этой работы.

Знание

Одним из самых главных аспектов в деятельности какого-либо искусства, будь то боевые искусства, искусство чая или искусство театра Но — является знание.

Именно знанию придается основное значение в «Йоджокуне». Экикен неоднократно объясняет, что мы должны знать об отрицательных воздействиях на наше здоровье как окружающей среды (переизбыток тепла, холода, ветра и влажности), так и наших эмоций (переизбыток радости, ненависти, уныния и т. д.).

Эти негативные факторы расцениваются как противники или враги. Мы должны знать о них не меньше, чем воин знает о хорошо вооруженных противниках, окружающих его. Такое глубокое знание как внешних, так и внутренних обстоятельств рекомендовано как военным стратегам, так и мирным философам конфуцианства.

Экикен расширил эту идею. Он понял, что очень часто мы не знаем о вещах, которые могут навредить нам. Он вменяет нам в обязанность совершенствовать наши знания о мире (внешнем и внутреннем) и становиться более внимательными к последствиям, оказывающим влияние на наше здоровье.

Движение

Как в китайском, так и в японском языках иероглиф «животное» (в которое входит и человек) обозначает «движущееся существо». Понимая, что это название описывает нашу основную природу, Экикен заставлял своих пациентов двигаться так часто, как только возможно.

В связи с прекращением военной деятельности и переходом к малоподвижным конторским обязанностям, Экикен увидел растущее бездействие среди военного класса и сопутствующие этому вялость, недостаток целеустремленности и потери здоровья. Он аргументировал это тем, что, так как чи — это фундамент нашего здоровья, ее циркуляция должна быть первостепенной. На протяжении всего «Йоджокуна» он подчеркивает, что бездействие должно чередоваться с действием для того, чтобы поддерживать течение чи и предотвращать застой. Хотя он последовательно рекомендует баланс, его отношение таково, что если вы не можете идти — значит стойте. Если не можете стоять — значит сядьте; но худшее из всего — это лежать.

Профилактика

Прислушайтесь, лечение болезни, которая уже развилась, или попытка
привести в порядок уже начавшееся разрушение походят на рытье колодца после
того, как вы умерли от жажды, или создание оружия после того, как сражение
закончено. Не будет ли это уже слишком поздно?

«Классическое произведение Желтого императора по медицине»

Согласно Экикену, лекарства, акупунктура, моксатерапия* и горячие источники (главный способ лечения того времени) являются последним средством спасения. В большей части здоровье может быть достигнуто профилактикой, включающей, в первую очередь, правильную физическую и эмоциональную жизнь, и, во-вторых, через знание и понимание окружающей среды. Как утверждает Экикен, болезнь трудно вылечить, кроме того, это требует героических усилий, которые являются болезненными. Быть заранее осмотрительным и делать все возможное, чтобы избежать начала болезни, является намного более мудрой стратегией поведения. Экикен приравнивает свои профилактические мероприятия по оздоровлению к классическим стратегиям ведения войны. В «Йоджокуне»он пишет:

«Сун Цу сказал: «Человек, который умело, использует свою армию, не делает ничего выдающегося». Другими словами, наблюдая за человеком, который умело пускает в ход ресурсы своей армии, со стороны кажется, что делает он очень мало. Почему? Потому что он побеждает врага прежде, чем начинается сражение. Далее Сунн Цу сказал: «Предки, которые умели побеждать врага, побеждали легкопобеждаемых».

Сдержанность

Для Экикена сдержанность является ключом к профилактике. Он неоднократно заявляет, что избыток и беспечное потакание желаниям являются дверьми к будущему несчастью. Он говорит, что правильный подход — это серьезное внимание к опасности легкомысленного потворства своим желаниям в еде, выпивке, сексуальной жизни, работе и даже отдыхе. Основой его методики является ясное понимание того, что чрезмерное проявление ин неизбежно превратиться в янь, а чрезмерное проявление янь неизбежно станет ин.

Точно так же, за несколько тысячелетий до Экикена, автор книги «Классическое произведение Желтого императора по медицине»основное внимание уделял недостатку сдержанности.

В отдаленном прошлом те, кто понял Путь, следовали принципам ин и янь, согласовывали их с обучающими тренировками, ограничивали себя в еде и выпивке, а также опрометчиво не перенапрягали себя. Таким образом, тело и дух хорошо взаимодействовали, они проживали отпущенные им от природы годы и оставляли этот мир после 100 лет и более.

В наши дни люди не такие. Они пьют вино, как если бы это был ягодный сок, делают случайным то, что должно быть постоянным, напиваются и предаются удовольствиям, опустошают свою чистую сущность из-за желаний, и тем самым страдает основа их здоровья. Они не понимают, как поддерживать свою чи, и постоянно подталкивают свою нервную систему к пределу. Делая все это для того, чтобы сделать свои сердца счастливыми, они работают в противоречии с истинным удовольствием жизни, не соблюдают режима бодрствования и сна. Таким образом, они умирают после 50 лет или около того.

Лекарство и медицина

Экикен воспринимал болезнь, как потерю баланса между ин и янь физического тела, независимо от внутренней и внешней причин. Он также понимал, что как только появляется болезнь, лекарство и другое лечение, такое как акупунктура или моксатерапия, становятся необходимыми, чтобы бороться с болезнью в том месте, что он называет «полем битвы» тела.

Далее Экикен показывает в «Йоджокуне», что лекарства, травы и другие способы лечения используют искаженную или неуравновешенную сущность для того, чтобы противостоять искаженной природе болезни. Поэтому любое лекарство нужно рассматривать с чрезвычайной осмотрительностью. Например, может быть опасным принятие лекарств или использование акупунктуры, когда это действительно не требуется, поскольку внутреннее состояние организма будет без причины искажено.

То же самое ограничение должно быть применено не только к травам и другим лекарствам, увеличивающим сексуальную потенцию, но даже к добавкам (таким как витамины), увеличивающим энергию или «хорошее здоровье».

Как и в других аспектах здоровья, Экикен выступал за сбалансированную диету (чем меньше еды — тем лучше) как лучшую профилактику. Если же требуются дополнительные питательные вещества, то они должны быть получены из повседневных натуральных продуктов. Он понял, что некоторые продукты несут больше ин, чем янь и наоборот, и соответственно пропагандировал осмотрительность в том, что мы едим и когда. Он считал, что даже такие мощные травы, как женьшень, способные вылечить неустойчивость организма, также являются достаточно сильными, чтобы вызвать подобную неустойчивость, если до этого тело уже было здоровым. Если же несоответствующая еда может навредить телу, то насколько же больше может принести вреда неуместное принятие лекарств, трав и лечение горячими источниками.

Все продукты и лекарства состоят из баланса, или мощности чи, влияющей на нашу собственную чи. Экикен согласился бы с фразой: «Мы — то, что мы едим».

Также он пропагандировал надлежащую осмотрительность и сдержанность в том, что мы выбираем для внутреннего употребления.

Эмоции

Небеса предоставили четыре времени года и пять стихий [дерево, огонь,

земля, металл и вода], благодаря чему происходят рождение, развитие, сбор урожая

и сохранение. Также они создают холод, тепло, засуху, влажность и ветер. У

человека есть пять органов [печень, сердце, селезенка, легкие и почки], которые

соответственно порождают гнев, радость, беспокойство, грусть и страх. Так,

радость и гнев могут навредить чи, как холод и жар могут навредить нашему

физическому телу. Сильный гнев может навредить нашей ин, а чрезмерная радость

— нашей янь. Чрезмерную радость и гнев можно сравнить с моментами, когда жар

и холод чрезмерны и жизнь небезопасна.

«Классическое произведение Желтого императора по медицине»

В Йоджокуне Экикен писал не только о гневе и радости, но также о всей гамме наших эмоций. Он отмечал, что продолжительный избыток отрицательных или положительных эмоций приводит к физическому дискомфорту или еще худшему. Он советует отказаться от зависти и жадности и развивать удовлетворенность собственной судьбой, для того чтобы обеспечить умственное равновесие и остаться в согласии с Путем. Это не означает, что нельзя испытывать эти эмоции, так как, будучи людьми, мы испытываем их от рождения. Он предостерегает нас от избытка эмоций (и от сопровождающей его чрезмерной раздражительности соответствующих им органов). В другой книге Экикен пишет о правильной эмоциональной реакции:

«Для хорошего умственного равновесия наши эмоции должны быть адекватными, ни чрезмерными, ни неполными, ни неискаженными. Будьте счастливы, когда вы должны быть счастливы, но не перебарщивайте. Будьте сердитыми, когда вы должны быть сердитыми, но не доводите свой гнев до крайности. Другие эмоции должны быть отрегулированы подобным образом».

В последние годы исследования показали, что длительная депрессия может быть связана с началом болезни сердца и что продолжительный чрезмерный гнев или стресс могут привести к повышению кровяного давления и к сопутствующим осложнениям. В свете этого кажется оправданной та важность, которую Экикен придает уравновешенной и умеренной эмоциональной жизни.

То же самое можно отнести и к человеку, занимающемуся любым искусством, так как чрезмерные или сильные эмоции препятствуют концентрации, координации и восприятию. Экикен понимал это и поэтому уравнивал уравновешенную эмоциональную жизнь не только со здоровьем, но и непосредственно с достоинством сословия самураев.

Благодарность

Может показаться странным, что Экикен предписывал чувство благодарности стимулированию хорошего здоровья, но именно с этого предложения он начинал многие книги, включая «Йоджокун». В конце концов, благодарность устраняет зависть и жадность, повышает чувство удовлетворенности, лечит от гнева и обиды и, возможно, предоставляет стимул к скромности, сдержанности и равновесию.

Экикен рекомендует нам вызывать у себя сильное чувство благодарности не только по отношению к нашим родителям, без которых мы не появились бы на свет, но и непосредственно к Природе. Она обеспечивает нас продуктами питания, материалом для одежды, восхитительными временами года и воздухом, которым мы все дышим. Для его собственного сословия, что само собой разумеется, самурай должен чувствовать огромную благодарность к своему феодалу, который снабжал его деньгами, необходимыми для жизни, и к другим классам людей, стоящим ниже в социальной иерархии, которые предоставляли этому самураю многие товары.

Таким образом, мы заканчиваем тем, с чего начали: хорошее здоровье — это то, чем вы обязаны не только самим себе, но и миру, окружающему вас. По мнению Экикена, безответственные действия, такие как пренебрежение или потакание своим желаниям, могут испортить или навредить вашему здоровью. Это является самой большой неблагодарностью в отношении родителей, которые дали вам жизнь; обществу, которое дало вам образование и обеспечило вас всем необходимым, а также к Небесам и Земле, которые делают вашу жизнь возможной.

Также нужно упомянуть о стиле, в котором был написан «Йоджокун». Хотя Экикен якобы написал эту книгу для класса воинов, стоит отметить, что у него было сильное сочувствие по отношению к низшим классам, и он, вероятно, также предназначал эту книгу и для них. Таким образом, он предпринял некоторые усилия, чтобы написать книгу на относительно простом японском языке, так чтобы любой малообразованный человек смог понять ее. И действительно, «Йоджокун», кажется, пробил себе дорогу к людям всех слоев общества и стал настольной книгой для тех, кто хочет иметь крепкое здоровье, и даже для тех людей, которые не могли воспользоваться услугами врача. Возможно, по этой же причине, в книге есть повторения, для того чтобы читатель не пропустил самые важные пункты или увидел, как определенные методы будут работать в различных ситуациях.

Стиль письма, который использует Экикен, отражает его человеческую искренность, наивысший идеал доброжелательности в конфуцианстве, основанный на понятии, что человек всегда живет среди других людей и должен относиться к ним так, как он хотел бы чтобы они относились к нему.


* В медицине Востока (Япония, Корея, Китай и др.) существует направление, которое также является одним из своеобразных методов рефлекторной терапии. Это так называемое цзю, или моксатерапия (по-японски «мое-куса», или «могуса», в международном произношении «мокса», что значит «сжигаемая трава»). Механизм действия этого метода объясняется тем, что тепло, получаемое от мокса, воздействуя на рефлекторные зоны и точки биологической активности, вызывает реакции во внутренних органах. Термин «цзю» означает не только моксатерапию, но и прогревание точек воздействия (в древности к определенным местам кожи больного прикладывали комочки какого-либо быстро сгорающего вещества, например полынь)


© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".