Пользовательский поиск

Реабилитация детей

Согласно статистике Всемирной организации здоровья более 650 млн человек страдают тяжелыми заболеваниями по всему миру (по данным на 2010 год), из которых 200 млн – дети. Дети с ограниченными возможностями могут достичь своего полного потенциала с помощью служб реабилитации. Реабилитация детей включает все типы услуг, предоставляемых детям - от младенцев до подростков. Под термином «реабилитация детей» подразумеваются все типы услуг, необходимых для обеспечения социального участия детей, а не только специализированное вмешательство.


Например, согласно концептуальной основе Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья, целями реабилитации детей являются: ослабление эффектов нарушения структур и систем организма; обеспечение развития способностей детей и их участия в различных видах общественной деятельности; а также государственная поддержка лиц, ухаживающих за такими детьми (напр., предоставление льготного образования членам семьи или сиделкам и адаптация к окружающей среде).

Концептуальная основа, так же как и подходы, используемые при реабилитации детей очень схожи с принципами, используемыми при реабилитации взрослых (напр., контекстуализированный подход, экосистемный подход, стратегия сотрудничества\товарищества). Таким же образом для обеих групп услуги должны быть доступными, целостными, междисциплинарными, организованными и интегрированными.

Так как несколько подходов к реабилитации подходят как детям, так и взрослым, это позволяет врачам относиться к детям как к маленьким взрослым. Что касается данного вопроса, некоторые авторы предполагают, что реабилитация детей представляет собой медицинскую специализацию (Хельдерс и др., 2003). Относительно остального, эти различия не существенны для разграничения понятий педиатрическая и общая реабилитация (Джонсон, 2004). Обе точки зрения встречаются в клинической практике, где некоторые терапевты признают сходство реабилитации детей и реабилитации взрослых, а некоторые против признания такой взаимосвязи.

Хотя различия с первого взгляда кажутся минимальными, все же они существенны и обладают огромными клиническими и административными последствиями (напр., обучение и организация услуг реабилитации). Цель статьи состоит в том, чтобы поделиться идеями с читателем и побудить к размышлению об особенностях реабилитации детей. Размышления авторов основаны на изучении научных фактов, дискуссий с коллегами и личном клиническом опыте работы с людьми с ограниченными возможностями. В статье также рассматриваются основные различия между детьми и взрослыми: эпидемиология причин, ухудшений и нарушений у детей; их зависимость от взрослых; так же как и различные этапы их развития (Перрин, 2002).

Дети, нуждающиеся в помощи, для которых прогноз течения болезни часто сомнителен

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в реабилитации с помощью разнообразных, гетерогенных групп профессионалов. Например, у детей, нуждающихся в реабилитации, могут быть задержки развития, различные синдромы, афазия и нарушения двигательной активности вследствие церебрального паралича. Этиология некоторых болезней неизвестна (напр., синдром Дауна), в то время как этиология и факторы риска других болезней не выяснены в достаточной степени (напр., нарушения двигательной активности вследствие церебрального паралича). Основные причины и болезни, вследствие которых возникает необходимость реабилитации, различаются у детей и взрослых.

У детей нарушения и болезни чаще всего врожденные, у взрослых же приобретенные (напр., удары, травматические повреждения головного мозга). Что касается прогноза течения болезни, то течение и функциональные последствия болезней или травм у детей зависит от нескольких факторов, которые очень часто предсказать очень сложно (Кэмпбэл, Вандер Линдэн и Палисано, 2006; Перрин, 2002). Коэффициент частоты распространенности основных заболеваний у детей ниже, чем у взрослых, что может привести к ограничениям знаний и опыта в областях специализированных вмешательств (Перрин, 2008).

Клиническая картина развития детей и их потребностей, с точки зрения услуг реабилитации, разнообразна. Кроме того, появляются новые проблемы, связанные с последствиями заболеваний. Например, количество новорожденных, выживающих при наличии врожденных и неонатальных отклонений, увеличивается благодаря повышению уровня медицинского обслуживания (напр., нарушения двигательной активности вследствие церебрального паралича). Другие нарушения являются приобретенными и связаны с хроническими заболеваниями (напр., астма, аллергии и тучность). Кроме того, продолжительность жизни, связанная с различными смертельными заболеваниями, увеличилась благодаря развитию медицины и фармакологии (напр., муковисцедоз, мышечная дистрофия) (Гибсон и др., 2009; Перрин, 2002).

Следовательно, количество детей, нуждающихся в услугах реабилитации, может увеличиться в ближайшие годы, таким образом, объем необходимых услуг должен быть расширен. В дополнении, новые технологии и типы вмешательств могли бы увеличить интервенционные возможности для детей (напр., использование ботулотоксина для снижения мышечной недостаточности). Развитие новых технологий способствует повышению давления на людей, предоставляющих услуги по реабилитации.

Планирование услуг по реабилитации детей, таким образом, затруднительно и устанавливается в долгосрочной перспективе. Услуги обычно предоставляются в первые годы жизни. Семья ребенка, страдающего тяжелыми заболеваниями, с самого начала устанавливает связь с сетью реабилитации. Окончательный диагноз, которому обычно предшествуют длительный период неопределенности, может стать сильным ударом для семьи.

Очень часто эта травмирующая новость убивает мечты родителей и подвергает испытанию взаимоотношения между супругами (Тетрольт, Бьёпре, Калюби и Мишеле, 2002). В ответ на недостаток информации в процессе ожидания родителей относительно диагноза, было разработано несколько программ поддержки, помогающих повысить уровень удовлетворенности семей и способствующих снижению стресса (Раи, Манарас, Туомайнен и Хундт, 2004).

Помимо диагноза, неопределенность в прогнозе течения болезни также способствует повышению уровня стресса у родителей. Однако, даже когда прогноз течения болезни известен, родители и врачи хотят дать ребенку возможность достичь своего полного потенциала. Вот почему, даже хотя и существуют научные доказательства, предсказывающие уровень двигательной активности детей с церебральным параличом (Розенбаум и др., 2002), врачи работают над обучением ребенка ходьбе, несмотря на негативные прогностические факторы для функционального долгосрочного результата, часто в ответ на просьбы родителей «попытаться, так или иначе».

Однако по этому поводу существуют все возрастающие сомнения, и врачи размышляют о большей эффективности обучения передвижению в инвалидном кресле на ранних этапах процесса реабилитации (Гибсон и др., 2009). Напротив, некоторые из взрослых с тяжелыми заболеваниями, сумевшими восстановить возможность ходить после длительных изнуряющих тренировок в детстве, говорят, что «попробовать стоило» (Боттос, Феличианджели, Сциуто, Герик и Вианелло, 2001). Уделяя внимание отчетам очевидцев и практикам с ограниченным бюджетом, этот метод проб и ошибок подвергается сомнению.

Однако с учетом всего вышесказанного важно рассматривать не только общие шансы овладения ходьбой, но и преимущества, которыми обладает активность в положении стоя (напр., рост костной массы и укрепление чувства собственного достоинства). Поэтому всякий раз, когда интервенционные руководящие принципы используются в учреждениях реабилитации, важно сохранять определенный уровень гибкости в предоставлении услуг с целью оптимизации результата и удовлетворения определенных потребностей клиентов. Некоторые заболевания являются хроническими, поэтому услуги реабилитации могут быть необходимы ребенку в течение всего периода взросления. Кажется, что продолжительность жизни человека с ограниченными возможностями выше, если инвалидность возникла в детстве в сравнении с возникшей в зрелом возрасте.

Таким образом, цель ухода за ребенком - достижение оптимального функционирования и социального участия не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, так как эти факторы являются определяющими для укрепления здоровья ребенка. Сложность и продолжительность долгосрочного ухода подразумевает огромное финансовое давление на общество. В связи с этим возникают различные вопросы, связанные с организацией услуг реабилитации детей. Например, если у ребенка в течение первых пяти лет жизни диагностируют задержки в развитии, родителям рекомендуют проводить интенсивное наблюдение.

Раннее вмешательство и различный набор услуг предлагаемых в юном возрасте основаны на теориях пластичности мозга. Однако необходимо подчеркнуть, что в контексте ограниченных средств некоторые авторы оспаривают относительную важность выделения ресурсов на реабилитацию в первые годы жизни ребенка. При этом принимается во внимание нехватка ресурсов для поддержки детей в будущем ходе развития (Гибсон, 2009).

Развитие пациентов, сталкивающихся с частой сменой жизненных обстоятельств и быстро развивающих жизненные привычки

Развитие - непрекращающийся процесс, характерный для человека любого возраста, так как мы постоянно испытываем изменения в окружающей среде и подстраиваемся под них. Однако интенсивность этих изменений отличает детей от взрослых; приобретение новых знаний, физиологические изменения и изменения, испытываемые детьми в различных областях жизни, гораздо более быстрые, частые и значительные.

Например - взрослые могут столкнуться с изменениями в профессиональной сфере в плане увольнения, но их окружающая среда и социальные связи более стабильны в сравнении с детьми. Дети сталкиваются с изменениями с каждым новым учебным годом и часто оказываются задействованными в новые для них занятия (напр., новые виды деятельности в свободное от учебы время, новая школа).

В дополнении в реабилитации ребенку новым кажется абсолютно все; они ученики, как и другие дети, но им приходится сталкиваться с дополнительными трудностями при освоении новых навыков. Раннее вмешательство предотвращает развитие у детей с ограниченными возможностями несоответствующих компенсационных стратегий при выполнении различных действий. Однако длинные списки ожидания ставят под угрозу доступ к услугам и в результате, наиболее вероятно, повлияют на здоровье детей (Фримэн, 2008; Грилли и др., 2007).

Различные теории развития обладают более значимым воздействием на реабилитацию детей, чем взрослых. В этом отношении первые теории развития фокусировались на хронологическом порядке изучения этапов и на развитии центральной нервной системы. В то время как современные теории выделяют на первый план взаимосвязи между детской нейросенсорной, двигательной и когнитивной системами, так же как и важность контекстуальных факторов и факторов окружающей среды (Кэмпбэл и др., 2006; Крамер и Хиноджоса, 2010). Теории пластичности мозга и раннее вмешательство все же существенны для реабилитации детей и взрослых; однако они также расширены подходами, уделяющими повышенное внимание к развитию человека и его социального участия.

Так как социальное участие является одной из главных целей реабилитации (Кинг и др., 2002), включая формирование жизненных привычек в зависимости от возраста (Фоджиролас, Клотье, Берджерон, Кёте и Сейнт-Миель, 1998), цели реабилитации должны варьироваться в соответствии с фазами развития ребенка. Кроме рассмотрения фактического возраста, люди, задействованные в реабилитации, должны уделять внимание и функциональному развитию каждой области их жизни (напр., двигательная, когнитивная, социальная) для определения наиболее подходящих целей и методов вмешательства (Крамер и Хиноджоса, 2010). Функциональный возраст различных областей может значительно различаться у одного ребенка. Например, у 5-летнего ребенка могут наблюдаться когнитивные функции, соответствующие его возрасту, но его двигательные функции соответствуют способностям годовалого ребенка.

В ходе развития дети сталкиваются с большим количеством изменений жизненных обстоятельств (напр., поступление в детский сад и начальную школу, переход из начальной в среднюю школу). Службы реабилитации должны оказывать поддержку детям и их родителям в ходе этих изменений (Кинг и др., 2002). Таким образом, партнеры, способствующие реабилитации конкретному ребенку, могут меняться в зависимости от возраста ребенка. Многие исследования посвящены выбору партнеров для сотрудничества при реабилитации взрослых и подростков (Эванс, МакДугал и Болдвин, 2006; Гэлл, Кингснорт и Хэйли, 2006; Стьюарт и др., 2010; Стьюарт, Стэвнес, Кинг, Энтл и Лоу, 2006).

По мнению этих авторов, подготовка подростков к выполнению своих новых ролей и развитие возможностей для достижения большей независимости является критически важным (Стьюарт и др., 2010; Тетрольт, Карье и Парэнт, 2007). Фактически, целью вмешательств является достижение оптимального развития детей, чтобы они смогли стать максимально функциональными в подростковом возрасте (Хельдерс и др., 2003). Родители также должны вносить свой вклад в процесс реабилитации с целью содействия достижения ребенком независимости.

Пациенты, зависящие от других и мультипартнерское сотрудничество

Дети, нуждающиеся в реабилитации, обычно сильнее зависят от других, чем взрослые. Они зависят от родителей по разным причинам. По закону дети считаются зависимыми от родителей, пока не достигнут совершеннолетия или пока не будут признаны дееспособными – в некоторых странах, таких как Канада, дети в возрасте 14 лет могут быть признаны дееспособными относительно некоторых аспектов, связанных с разрешением на попечение. Эта легальная зависимость обладает различным влиянием на процесс реабилитации и поднимает этические проблемы: кто может согласиться на попечение?

Кто принимает решение относительно целей реабилитации? (Дэстон, 1996). Вследствие этого возникает следующий вопрос: Кто является фактическим пациентом – ребенок или семья? Так как дети могут воспринять различные точки зрения своих родителей, все они должны быть обсуждены максимально подробным образом. Акцент на родительских приоритетах должен постепенно снижаться по мере взросления с целью обеспечения более активной их роли в процессе реабилитации.

На физическом уровне дети также зависят от своих семей. Их функции в различных областях жизни (напр., двигательные и социальные) связаны с семейной динамикой в пределах окружающей среды (Кинг, Руссел, Розенбаум, Лоу и Джеффер, 2004; Розенбаум, Кинг, Лоу, Кинг и Эванс, 1998). Например, семьи, сталкивающиеся с различными проблемами в ходе улаживания конфликтов, способны снизить уровень стимуляции ребенка к развитию. Люди в окружении детей способны поддерживать их в ходе жизни, именно поэтому эти люди должны обладать определенными навыками и знаниями.

Родители, особенно матери, чаще всего играют роль сиделок, обладающих значительными способностями поддержки (Губерман, 2010). При реабилитации взрослых также необходимы естественные сиделки (часто супруги) и их потребности также рассматриваются, результатом чего является повышенный уровень сотрудничества с другими людьми в окружении ребенка.

Подход, ориентированный на семейные узы, который рассматривает потребности не только ребенка, но и потребности родителей и родных братьев и сестер (Кинг, Розенбаум и Кинг, 1996; Розенбаум, Кинг, Лоу, Кинг и Эванс, 1998), в педиатрии используется чаще, чем индивидуальный подход к пациентам. Однако, последний также должен затрагивать всех членов семьи. Напротив, они признаются клиентами при подходе, ориентированном на семейных узах, вероятно вследствие сильной зависимости от них ребенка с ограниченными возможностями, в сравнении с взрослыми.

Подход, ориентированный на семейные узы, стимулирует позитивное взаимодействие между медицинскими работниками и семьями. Этот подход признает, что услуги реабилитации должны удовлетворять потребности не только ребенка, но и всех людей, входящих в его окружение. В отличие от взрослых, полностью ответственных за процесс своей реабилитации, дети гораздо более зависимы от своих семей, особенно относительно их функциональных возможностей.

Вывод – клинические и административные последствия реабилитации детей

Реабилитация детей очень схожа с реабилитацией взрослых. Эпидемиология причин, ухудшений и нарушений различается у детей и взрослых. Фактически дети испытывают «интенсивное» развитие и зависят от взрослых на разных уровнях. Более того, методы оценки и вмешательства, используемые в случае детей, отличаются от взрослых. Интервенционные подходы, основанные на игре, обладают важным значением в процессе реабилитации детей. Они учатся и развиваются в процессе игры. (Ферланд, 2003). У взрослых же, уровень мотивации в процессе реабилитации связан с важностью этой деятельности для них. У детей удовольствие играет первостепенное значение. Другими словами, гораздо проще убедить взрослого выполнять действие, объяснив ему его цель и способы его достижения, в то время как для детей важна захватывающая окружающая обстановка и интересные ситуации для побуждения к действию.

Необходимо отметить, что многие средства оценки в педиатрической реабилитации основаны на наблюдении (напр., оценка общей двигательной активности, Розенбаум и др., 2002), в то время как анкетные опросы самооценки более эффективны у взрослых. В дополнении хочется отметить, что уровень положительного соучастия членов семьи в процессе реабилитации и вмешательствах гораздо выше у детей, чем у взрослых. Семьи могут обеспечить необходимой информацией, способствовать ходу лечения и обеспечению ежедневного выполнения рекомендаций врачей детьми. С течением времени дети становятся все более вовлечёнными в процесс реабилитации. Так как их потребности изменяются очень быстро, переоценку необходимо проводить чаще, чем у взрослых. Клинические и административные последствия, возникающие в результате несоответствия реабилитации детей и взрослых нельзя недооценивать.

Например, люди, обучающиеся оказанию помощи в процессе реабилитации должны изучить техники и подходы, которые помогут им использовать более эффективные способы оценки состояния детей и способы вмешательства в дополнении к необходимости тщательно следить за всеми изменениями в их привычках и окружающей среде. Таким же образом, люди, работающие с взрослыми, должны быть в состоянии приспосабливать их методы работы к детям, так как дети обладают своими особенностями. Что касается людей, работающих с детьми, они должны осознавать принципы, которые лежат в основе особенностей реабилитации детей. Это позволит им изменять методы своей работы и усовершенствовать свои навыки в соответствии с получаемыми знаниями. Что касается руководителей, они должны изучать особенности каждого ребенка до начала процесса реабилитации.

Ранние вмешательства крайне необходимы, так же как и оказание помощи детям и их семьям на различных этапах жизни. На уровне организации услуг Модель жизненных потребностей является очень интересной для планирования различных этапов жизни и осознания различных потребностей на уровне получения информации, развития физических способностей, как для детей, так и для членов семьи и сообщества в целом (Кинг и др., 2002). Разрабатываются различные типы вмешательств, основанные на установленных целях (напр., групповые, индивидуальные, оценочно-консультационные), для удовлетворения их потребностей (Палисано и Мурр, 2009).

Для организации данных услуг необходимо разработать ряд правил и процедур, а также гарантировать правильное функционирование программ реабилитации. Эти правила должны быть модифицированы для обеспечения их соответствия особенностям реабилитации детей с учетом их зависимости от взрослых (напр., участие детей в лечении зависит от желания его семьи, особенно относительно посещения врача и выполнения его рекомендаций). Наконец - клиническая и административная организация услуг должна учитывать индивидуальные потребности, как детей, так и членов его семьи.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".