Пользовательский поиск

Результаты

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.

Продолжение ниже

Профилактика простуды

Если вам знакомы неприятные симптомы простудного заболевания, стоит изучить несколько способов профилактики простуды. Это дело не такое уж сложное – вам нужно всего лишь приобрести несколько новых ежедневных привычек и постоянно их ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Предыдущая статья: С чего мы начали, и что мы делали

Наши занятия проходили на протяжении трёх летних месяцев, пять дней в неделю. Музыкальные занятия (танцы и игра на музыкальных инструментах) — два или три (по обстоятельствам) раза в неделю. Положительные изменения появились практически сразу же, с первых занятий.

  • Прежде всего, следует отметить, что Саша стал более спокойным и внимательным к окружающему пространству и людям. Он научился откликаться на зов и смотреть туда, куда ему предлагали; концентрировал и произвольно направлял взгляд. Научился терпеть и ждать.
  • Стал обходиться без соски. Если утро было наполнено разнообразной деятельностью и богато новыми впечатлениями, то Саша довольно-таки легко и быстро засыпал днём, что, безусловно, следует рассматривать как положительный результат. Последнее время в моей практике всё чаще встречаются случаи отказа детей от дневного сна. Родители обычно не усматривают в этом какой-либо опасности, но я настаиваю на том, что мириться с отсутствием дневного сна у дошкольников нельзя. Я категорически считаю, что нежелание детей спать днём свидетельствует о психофизиологическом напряжении, патогенную причину которого необходимо выяснять, а не рассматривать эту ситуацию как свидетельство одарённости ребёнка. Одной из причин проблемы засыпания я считаю «неритмизованное тело», неумение ребёнка синхронизировать свои биологические ритмы с ритмами окружающего мира.
  • Саша физически окреп. Выпрямился, расправил плечи. Стал меньше суетиться. Научился правильно шагать вниз по лестнице. Улучшилась координация бега, ходьбы, лазанья и броска. По моим наблюдениям, когда человек приобретает «смысловой стержень своей жизни», у него распрямляется позвоночник и расправляются плечи. Специальными физическими упражнениями с Сашей мы не занимались. Основной акцент всех наших занятий был направлен на исследовательскую, творческую деятельность и ритмизацию тела. Другими словами, на смысловую деятельность данной зрелости. Улучшения физического состояния мальчика явились побочным, сопутствующим эффектом.
  • Появилось четко выраженное чувство порядка и последовательности. Саша не переходил к другому виду деятельности прежде, чем не заканчивал предыдущую. Например, когда мы приходили с прогулки, мы мыли руки. Играть с водой всегда нравилось Саше, поэтому он ещё оставался возиться с водой, переливая её из стакана в стакан, в то время как я начинала готовить инструменты к музыкальному занятию. Я специально не звала его, а включала запись наших танцев: мне хотелось определить, как отреагирует Саша на звуки музыки. Услышав знакомую музыку, мальчик поспешно бросал своё занятие и бежал ко мне в другую комнату. Но на полпути останавливался, возвращался к раковине, выключал воду, убирал стаканы на место, вытирал руки и только после этого прибегал ко мне. Со временем он стал сначала прибирать своё «рабочее место» и только потом бежал ко мне.
  • Музыкальные инструменты у нас всегда лежали в определённом порядке отдельно от магнитофона, в другой части комнаты. Когда я меняла кассету или искала запись следующего танца, Саша стоял рядом, смотрел и терпеливо ждал. Узнав музыку, бежал к инструментам, выбирал тот, с которым мы танцевали именно этот танец, и направлялся ко мне. Но если случайно, от неловкого движения что-то падало на пол, Саша обязательно возвращался, чтобы поднять это и аккуратно положить на место. И потом уже не бежал ко мне, но шёл, оглядываясь на инструменты, контролируя ситуацию.
Кроме того, Саша стал внимательно контролировать, какие вещи и в какой последовательности надеты на нём. И сердился, когда этот порядок нарушался, требовал восстановить его.
  • В наших танцах Саша совершенно самостоятельно в нужном месте правильно исполнял нужный ритм, иногда довольно сложный, синкопированный. Он часто стал сопровождать свою деятельность какими-нибудь напевами. И я думаю, что именно поэтому он стал расширять свой словарный запас.
  • На развитие речевой функции, безусловно, повлияло общее музыкальное развитие ребёнка. Саша осваивал интонацию голосом и движением. Саша стал петь, играть на музыкальных инструментах самостоятельно организуя эту деятельность, часто вовлекая в неё других людей: детей и взрослых.
  • Саша заговорил. Теперь, если ему что-то нужно было сказать, он прежде обращается к слову и только потом к жесту.

Данный опыт совершенно определённо показывает, что рекомендации некоторых специалистов не «понимать» «речь» ребёнка, выраженную жестами, и не реагировать на неё в качестве стимуляции, активизации речевой функции (мама Саши получала такие рекомендации), крайне ошибочны и вредны. Потому что, при этом теряется доверие ребёнка взрослому, ребёнок «закрывается», что совершенно недопустимо. Кроме того, в этом случае не происходит ритмизации тела, без которой невозможно развитие речевой функции и мышления вообще.

Ещё более вредной рекомендацией (мама Саши её тоже получала) я считаю «холдинг» (от англ. hold «удерживать»). Мама должна удерживать ребёнка на коленях, смотреть ему в глаза и говорить о своей к нему любви. Протесты ребёнка следовало не замечать и продолжать говорить о любви. Это ребёнку в зрелости, в возрасте «неполного понимания слов», тогда, когда мир познаётся через ощущения, телом и эмоциями?! В таком случае ребёнок в ощущениях получает эмоционально ярко окрашенный пример явной нелюбви мамы, явного враждебного её отношения к нему: мама его не слышит и не хочет понимать — значит, не любит.

  • Саша стал больше доверять взрослым, лучше реагировать на совместную деятельность. Научился выслушивать рекомендации и предложения взрослых, рассматривать их, соответственно реагируя. Саша стал «подпускать» к себе взрослых.
  • Постепенно мы смогли включать в свои занятия ролевые и пальчиковые игры. Таким образом, был открыт путь к дальнейшему развитию.

В заключение хочу подчеркнуть ещё раз: основные подвижки в развитии ребёнка начались благодаря нашим танцам. Овладение ритмом явилось ключом в решении проблем развития.

Уже после того, как эта работа с Сашей была завершена, я прочла книгу, написанную Темпл Грэндин, о преодолении ею собственного аутизма. Характерные для аутичных людей признаки, которые перечисляет Темпл Грэндин, были у Саши. Более того, эта книга помогла мне понять, что в той или иной степени эти признаки встречаются и у других детей, с которыми мне посчастливилось работать. К сожалению, приходится отмечать, что в последнее время дети с подобными признаками встречаются всё чаще. Поэтому, я думаю, будет совсем не лишним привести здесь этот список.

  1. Гиперактивность; агрессия; разрушительное поведение. Большой «голод» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений. Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение.
  2. Неуверенность; почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми; несговорчивость; страх перемен; трудности с речью; вопросомания и зацикленность на одной теме; слабость эмоционального контакта с окружающими; неумение устанавливать нормальные человеческие взаимоотношения; ускользающий взгляд (характерный симптом при аутизме).
  3. Заниженное нравственное чувство; желание жевать «козюли» из носа, бумажки и другую дрянь, поднимая это с пола; мочиться в неположенных местах; лепить из кала, как из глины.
  4. Отсутствие ритмичности; проблемы с чувством порядка, правилами, закономерностями («мир — это хаос»); почти невозможно подстроиться под чужой ритм; проблема — одновременно слушать и хлопать ритм.

Словом «аутизм» в 1943 году клиницист Каннер обозначил определённый набор симптомов, вычленив их из обширной области неизученных отклонений психофизиологического развития детей. Аутизм связан с определёнными нарушениями созревания мозговых структур. В каждом конкретном случае это могут быть различные нарушения разных участков мозга. По образному высказыванию Темпл Грэндин «нейроны растут не туда». По данным исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелос, США) в семьях аутичных детей черты характера часто наследуются.

В последующие годы происходило дальнейшее накопление наблюдений и изучение проблемы аутизма. Первоначальное представление о заболевании существенно дополнилось и изменилось, но то, что эта проблема связана не с психической травмой, а с конкретными нарушениями в созревании мозга, подтвердилось. Поэтому для меня, как педагога и физиолога, было большой радостью фактическое подтверждение влияния занятий различными видами культурной деятельности на психофизиологию развития человека.

Очень немногие аутичные дети оканчивают школу, и совсем уж редко они поступают в колледж. Те же, кому это удаётся, занимаются обычно математикой или программированием, но не психологией. Темпл Грэндин закончила колледж именно по психологии; стала успешным предпринимателем; окончила высшую школу и защитила докторскую диссертацию.

В заключение мне хотелось бы привести слова Темпл Грэндин, подтверждающие это положение:

«Много лет спустя, узнав, что моя речь всё ещё отличается от речи обычного человека, я была потрясена. Я не замечала в своём голосе ни спотыкающихся интонаций, ни бесцветности. Возможно, моим родителям следовало бы обратить внимание не столько на психотерапию, сколько на речевую терапию. Быть может, работа с магнитофоном больше, чем копание в глубоких тайнах подсознания, помогла бы мне найти своё место в жизни. Если бы хоть один психолог оставил в покое проблемы моего бессознательного и вместо этого занялся речью!». 



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".