Пользовательский поиск

Особенности переработки информации в мозгу

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.

Продолжение ниже

Каротиноиды: антиоксиданты, способствующие долголетию

... единственные известные каротиноиды, расположенные в сетчатке глаза человека. Перед перемещением к клеткам, которые отправляют визуальную информацию мозгу, свет должен пройти через лютеин и зеаксантин. Эти каротиноиды фильтруют часть синего света, который проникает в сетчатку, тем самым ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Предыдущая статья: Доверие и интерес

Следующим пунктом моего внимания стало немаловажное обстоятельство. Занимаясь с ребёнком, в каждый момент педагогического воздействия педагогу следует помнить, что ребёнок попадает в сферу его профессионального интереса в период своего бурного роста и развития, с момента рождения до достижения им психофизиологической зрелости. И этот многолетний путь созревания ребёнок должен проходить не «абы как», а под управлением определенных законов, нарушение которых приводит к различного рода недоразвитиям и отклонениям от нормы, реализующимся в психологических комплексах, асоциальном поведении и даже во «вторичной дебилизации». Поэтому законы роста и развития определяли всё в моей работе: выбор методик, содержание учебно-развивающего материала, организацию пространства, построение отношений с ребёнком. И это стало вторым принципом работы.

А. Л. Сиротюк в своей книге «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» отмечает:

«Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идёт путём напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л. С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис».

Далее она замечает:

«Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а работают в общем союзе, как подчинённые инстанции под управлением высших; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Например, у ребёнка не может сформироваться речь, если ей не предшествовал процесс восприятия».

Процесс восприятия, таким образом, принимал первостепенное значение в решении основных для Саши проблем — развитие речи и мышления.

При любом отклонении формирования нижележащих структур вышележащие функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания. При этом необходимо помнить, что одним из основных законов, которые регулируют нормальные рост и развитие человеческого организма, является сформулированное И. А. Аршавским энергетическое правило скелетных мышц. Оно звучит так:

«Особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем в процессе онтогенеза (индивидуального развития) находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры»

Отсюда следует недвусмысленный вывод — любое корригирующее влияние нужно начинать с «развития скелетной мускулатуры».

Кроме того, процессы роста и развития протекают непрерывно, то есть каждая последующая стадия развития имеет корни в предыдущей и определяется ею (закон непрерывности). Перепрыгивание через стадию развития без ущерба для него невозможно.

Отсюда, следующим принципом моей работы с мальчиком, руководящим выводом становится:

«От простого к сложному, поэтапно».

Исследования по психологии восприятия, биохимии мозга, психологии, эволюции мозга, его онтогенезу, этологии и культурной антропологии позволили установить главные особенности переработки информации в коре головного мозга у человека. К ним относятся, прежде всего, рефлективность и ритмичность работы мозговых структур.

В весьма широких пределах мозг сам себя настраивает и сам себя организует. Путём интроспекции он может изучать свою собственную работу, отчего — по аналогии с компьютером — его жесткая оснастка может переместиться на информационный вход и даже сделаться программой. Само сознание можно было бы определить как постоянное, неразрешимое противоречие между мозгом как наблюдателем самого себя и мозгом как предметом наблюдения. Нервная система человека неотделима от человеческой культуры, которой она и призвана служить.

Деятельность мозга может включать самовознаграждение. В мозгу имеются участки, способные реагировать на опиоидные пептиды (энкефалины, эндорфины), а также на другие «гормоны удовольствия». Синтезом и выделением всех этих веществ сам же мозг и управляет. Установлено, что с помощью этих веществ можно подкреплять те или иные формы поведения. Поэтому мозг в состоянии сам себя вознаграждать за некоторые виды деятельности, которые, по-видимому, предпочтительны ввиду своей полезности для адаптации. Если именно эта система самопоощрения служит для мозга главным механизмом мотивации, то ясно, что любые методы воздействия на неё извне с целью регулирования её функции могли бы необычайно повысить эффективность работы мозга. Используя такие методы, мы оказались бы в состоянии подключать к решению той или иной задачи все наши умственные и эмоциональные ресурсы. Именно этого можно добиться с помощью эстетического воспитания.

Мы уже говорили об иерархичности созревания мозговых структур. Здесь же следует подчеркнуть, что переработка информации в нашем мозгу тоже организована иерархически. В нейронных «колонках» сенсорной коры правдоподобный образ действительного мира воссоздаётся иерархической системой нервных клеток. Те, что в основаниях колонок, реагируют на очень простые стимулы. Свои сообщения они передают клеткам, способным отвечать на стимулы всё более и более усложнённые. По такого же рода инстанциям проходят и исполнительные решения: они спускаются по длинной командной цепочке, состоящей из всё более и более простых нейронных сервомеханизмов (автоматически регулирующих — от англ. serve).

И, наконец, работа мозга в самой сути своей ритмична. Этим иерархическим системам приходится интегрировать самую разнородную информацию. Для согласования деятельности элементов этих систем нужен нервный ритм, под контролем которого и объединяется вся необходимая информация. Например, в зрительной системе многообразные сигналы, отражающие различные детали яркости, цвета, пространственной глубины и т. п., должны синхронизироваться, иначе мы не могли бы объединять различные элементы в целостный зрительный образ. Уже хорошо известно, что путём повторения зрительных или слуховых стимулов эти ритмы можно возбуждать или усиливать вплоть до достижения необычных субъективных состояний.

Кроме того, ритмичность является одним из основных свойств живой материи. Повсюду в живой и неживой природе распространены колебательные процессы. Океанские приливы и отливы, смена дня и ночи, фаз луны, чередование времен года, периодическое увеличение солнечной активности, цикличность геологических процессов, в том числе периодическая смена суши морем и моря сушей — всё это разные формы колебательных процессов. Периодические изменения в окружающей среде оказывают глубокое влияние на живую природу и на собственные ритмы живых организмов.

В биологии под ритмичностью понимают периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и столетия). Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих (суслики, ежи, медведи) и др. Из вышеприведённой информации ясно, что неритмичному организму труднее адаптироваться к окружающей его среде.

Кроме того, у ритмичности, как свойстве человеческого организма, есть особенный, духовный аспект.

Протоиерей Зеньковский (православный педагог и учёный, психолог, профессор и декан Парижского Богословского института в 1962 г.), рассматривая вопросы педагогического процесса, педагогической среды, психологии ученика и учителя, систем дошкольного и школьного воспитания с позиций мировоззрения православного учёного, настаивает на том, что, прежде всего, задача школы требует учёта иерархической структуры человека.

«Забота только о развитии разума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний».

Анализируя основные педагогические течения, он говорит о приоритете воспитания души в целом, выдвигая новое направление педагогической мысли и называя его «педагогическим эмоционализмом». Автор говорит о необходимости и важности привития ребёнку привычек активности, радости жизни и любви к людям, инициативы, творческой смелости и сознанию собственной ответственности. При этом он отмечает, что «опыт удачи является главным формирующим элементом характера ребёнка». Зеньковский особенно настаивает на значении воспитания у ребёнка внутренней ритмичности при решении выдвинутых им целей и поставленных задач:

«Необычайно трудно помочь ребёнку в социализации. В сущности, мы можем помочь, если найдем соответствующие выходы для выражения энергии ребёнка, которая накапливается особенно в период полового созревания. Важно раскрыть, привить формы для выражения той силы, которая накапливается внутри и может быть легко переведена в различные формы. Эта энергия восходит к энергии пола (от которой должно резко отличать половую энергию, как эмпирическое выявление первой). Задача воспитания сводится, с этой стороны, к выражению энергии пола в различных, новых формах. В данном случае особенное значение приобретает развитие ритма, который имеет огромное духовное и воспитательное значение. Ритм имеет свойство облагораживающее. Это аналогично тому, как мы берём руду и освобождаем искусственным путём из-под власти материи драгоценный металл. В самом ритме есть не только сила психологического выравнивания, но и духовно-организационная сила. Тело в человеке есть главный источник трудностей, и подчинённость тела ритму уже означает его включённость в духовную жизнь. Ритм есть подчинение материи какой-то закономерности. То же можно сказать относительно внутреннего ритма, благодаря наличию которого мы иногда можем с лёгкостью перескочить какое-нибудь внутреннее препятствие. Именно поэтому Древняя Греция включала музыку (в широком понимании) в систему воспитания».

Поэтому в нашей работе появились ещё две задачи — ритмизация тела, освоение ритма телом и близкая ей задача — ритмизация текста. 

Следующая статья: Среда




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".