Пользовательский поиск

Предлагаемые обстоятельства

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.

Продолжение ниже

Методы медицинской и лабораторной диагностики

... диагностике болезни или заболевания. В книге применяются логические правила в объединении наблюдаемых симптомов в организме пациента с его диагнозом и прогнозом. Эсагиль-кин-апли описал симптомы для многих видов эпилепсии и соответствующих недугов вместе с их диагнозом и прогнозом....

Читать дальше...

всё на эту тему


Предыдущая статья: Принципы коррекционной работы

Беременность матери протекала с постоянной угрозой выкидыша. Роды произошли на 7-м месяце. Ребёнок родился с весом в 1900 г, в асфиксии. Вскоре после рождения Саша перенёс пневмонию в больнице без матери. В возрасте около двух лет ребёнку была сделана аденотомия под общим наркозом. Ходит с 1 года 6 месяцев. Первые слова стал говорить с 2 лет, первая фраза — «пойдём гулять». В детском саду находился всего только три дня, не смог адаптироваться. С 2,5 лет опрятен. Одеваться сам не умеет и не хочет.

Жалобы: на отсутствие речи, малоконтактность, эмоциональную неустойчивость, двигательную гиперактивность.

Диагноз: органическое расстройство личности и поведения (задержка психического развития, аутоподобный синдром), нервное развитие 2-го уровня, дизартрия.

Сопутствующие заболевания: хронический фарингит, плосковаль-гусные стопы 2-3 степени, нарушение осанки.

Нарушения в состоянии здоровья:

  1. умственные — задержка психического развития;
  2. другие психологические — негативизм, эклектический мутизм;
  3. языковые и речевые — нервное развитие 2-го уровня, дизартрия. Снижение способностей. 
Указать каких, степень тяжести:

  1. способность адекватно вести себя — низкая обучаемость в обычной среде: 1-ой степени;
  2. способность общаться с окружающими — значительные ограничения: 2-ой степени;
  3. способность действовать руками — плохо себя обслуживает: 1-ой степени;

Оценка прогноза: возможно улучшение.

К этому добавила свои наблюдения психолог:

«Контакт мальчика со взрослыми затруднен, так как ребёнок ориентирован на собственную программу деятельности. На вопросы практически не отвечает, общение не инициирует, но обращенную речь понимает. Интерес к целенаправленной деятельности поверхностный. Организующая помощь вызывает негативную реакцию и малоэффективна».

Саша в свои три с половиной года почти не говорил. Мама была в отчаянии: специалисты предложили оформлять ребенку инвалидность.

Предварительные наблюдения

Физическое строение тела Саши можно было смело называть астеничным: тоненькие ручки и ножки, плоскостопие, худенькая шейка, покатые плечики, часто сгорбленная спинка. Безвольные, слабые мышцы, но только не тогда, когда ему надо вырваться или сделать что-то по своему замыслу (что случалось обычно в форме протеста).

Мальчик не умел концентрировать взгляд на предметах по предложению взрослого. Если я говорила: «Саша, смотри!», не реагировал. Если я пыталась усилиями обратить его внимание на что-то, он упорно отводил взгляд, отворачивал голову, извивался всем телом, и приходилось прекращать все попытки силой заставить ребенка чем-то интересоваться.

Дневного сна у него обычно не было. Если его пытались днём уложить спать, то это была настоящая проблема. Обязательно должна была быть приготовлена бутылочка с соской и вкусным морсом, а рядом должен был лежать кто-то очень близкий (мама или бабушка). Саша тихо лежал, задумчиво смотрел в потолок, поглаживая обнажённые участки тела мамы (или бабушки). Колыбельные песни нельзя было петь: Саша приходил в весёлое расположение духа, начинал дурить и смеяться, и тогда уж точно становилось не до сна. Мама могла часами лежать с ним рядом, делая вид спящего человека, и без малейшего результата. Вечером он засыпал хорошо, но не всегда в одно и то же время. Утром просыпался обычно в одно и то же время.

С мамой расставался спокойно, без слез. Очень редко гулял, но очень любил это делать. Вырвавшись на улицу, Саша в основном бегал. Было хорошо видно, что правильной координацией при беге он не владеет. Он всегда бежал на носочках, на несгибаемых ногах с заунывным «длинным» криком на одном тоне, не разбирая дороги, не обращая внимания на призывы взрослого. При этом его корпус был наклонён вперёд (голова впереди ног), голова была полуопущена (взгляд в землю), руки безвольно висели вдоль туловища.

Саша очень любил ходить по лесенкам в подъезде. Но, если при движении вверх координация его движений была нормальной, то при движении вниз её почти не было вовсе. Саша как бы «не проговаривал» ступеньки, он катился по ним, почти не переступая, повиснув на моих руках.

Навыки самообслуживания, строго говоря, совершенно отсутствовали. Саша не умел одеваться сам. Очень любил гулять, и когда ему говорили, что нужно собираться на прогулку, приходил в большое возбуждение, что-то певуче издавал голосом, мельтешил руками и ногами так, что невозможно было одевать его. Потом терпение взрослых иссякало, его шлепали по попе или строго и резко что-нибудь говорили. Он затихал мгновенно и буквально, вдруг превращаясь в грудничка:

«Делайте сами со мной всё, что вам угодно».

Ел Саша очень плохо: мало и не всё, что ему предлагали, очень выборочно. О том, чтобы его заставить что-нибудь съесть, не могло быть и речи. Кормили его с ложечки, для питья он пользовался соской. Причём я заметила, что когда ему предлагали пить из стакана, он не мог делать нужные глотательные движения, и поэтому часто обливался. Саша сидел спокойно и позволял себя кормить только при включенном телевизоре или если одновременно с этим он занимался чем-то интересным для себя (например, собирал мозаику). В противном случае он легко отвлекался и постоянно вскакивал из-за стола.

На горшок садился сам, иногда сидел подолгу, занимаясь чем-нибудь ещё (типа мозаики).

Саша любил смотреть телевизор. В это время он затихал, успокаивался, расслаблялся: спина превращалась в колесо, голова падала на плечо. Или вообще располагался на ковре калачиком. В таком положении мальчик мог находиться довольно долго. Мама часто пользовалась этим, чтобы успокоить Сашу и дать себе передышку. Ребёнок мог сам выбирать интересующую его видеокассету и включать видеомагнитофон. Когда стали снимать наши занятия на видео, Саша предпочитал смотреть именно эти плёнки.

Следующая статья: Доверие и интерес



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".