Пользовательский поиск

Как проводится обследование и лечение краниосакральной системы

В этом цикле статей мы расскажем об открытии новой системы в человеческом теле — о том, как она была обнаружена, к чему это привело и что это означает лично для вас. Впервые открытая система была названа краниосакральной. Данное открытие даст возможность любому человеку улучшить качество жизни, независимо от того, на каком уровне сейчас функционирует его организм. Использование методов краниосакральной терапии или более усовершенст­вованной техники телесно-эмоционального освобождения предлагает новые возможности как при лечении болезней, так и для укрепления здоровья человека.

Предыдущая статья: Анатомия краниосакральной системы

Теперь давайте взглянем, какими путями мы можем до­браться до этой твердой мозговой оболочки, которая формирует водонепроницаемый барьер (границу) гидравлической системы внутри нашего организма. Мы назвали ее краниосакральной системой, потому что имеем к ней доступ в основном через кости черепа, верхнюю часть шеи, крестец и копчик.


Количество или объем цереброспинальной жидкости внутри водонепроницаемой твердой мозговой оболочки ритмично возрастает и снижается примерно десять раз в ми­нуту. К этому подъему и снижению жидкости система приспо­сабливается так: если давление изменяется, то это передается главному содержимому оболочек – головному и спинному мозгу. Эти органы расположены в пределах нашей гидравличе­ской системы. Головной и спинной мозг имеют исключитель­но сложную и нежную структуру. Функционирование мозга может быть нарушено ненормальными изменениями давления спинномозговой жидкости. Мозг еще исключительно чувствителен к химическим изменениям в окружающих тканях.

Неблагоприятные химические изменения, включающие повы­шенную кислотность цереброспинальной жидкости, могут возникнуть из-за ненормального давления этой жидкости. Повышенное или пониженное давление жидкости может мешать поступлению питательных веществ и удалению отхо­дов. В дополнение к этому головной и спинной мозг во многом зависят и от продуцирования и передачи электриче­ской энергии, чтобы выполнять свою работу. Изменения давления спинномозговой жидкости ослабляют правильную передачу электрического тока, так же как и интенсивность его производства.

Рассматривая эти факты, задумываешься: каким образом «мешок», состоящий из твердых мозговых оболочек, приспо­сабливается к ритмичным изменениям давления жидкости?

Оболочка внутри спинального канала имеет относительную свободу и может скользить вверх и вниз в пределах спинального канала. Мои собственные наблюдения во время хирургических операций показали, что эта трубка твердой мозговой оболочки в основном скользит на один-два санти­метра вертикально внутри спинального канала.

По крайней мере, это совершенно точно касается поясничного отдела, при исследовании которого мною было сделано большинство наблюдений. Поясничным отделом называется та часть спины, которая находится ниже ребер и тянется до крестца. А крестец – треугольная кость, которая находится между костями таза сзади. В пределах спинального канала и возникает приспособление краниосакральной системы к изменениям давления. Помните, когда я остановил движение костей черепа обезьяны, используя свой палец, кости черепа прекратили движение вместе с краниосакральной системой? Это наблюдение иллюстрирует и подтверждает единство гидравлической системы, начиная с верха головы и заканчивая копчиком. Это также демонстрирует, что давление жидкости внутри гидравлической системы возрастает в достаточной мере, чтобы остановить движение костей черепа, если обездвижить нижний (крестцовый) конец системы. При этом головной конец системы, вероятно, не способен рассла­биться между фазами наполнения жидкостью краниосакраль­ной системы. Ясно, что частично приспособление происходит в «хвостовом» конце твердой мозговой оболочки в спинальном канале. В качестве рычагов воздействия на «трубку» твердой мозговой оболочки в ее нижней части используют крестец и копчик. Мы научились использовать эти рычаги, работая с краниосакральной системой как в процессе ее обследования, так и в процессе лечения.

Что можно сказать о головном конце этой системы? В предыдущих статьях вы читали о движении костей черепа. Мы видели, как движутся кости обезьяны. Мы чувствовали своими руками, как движутся кости человека. В медицинской остеопатической школе меня учили, что к тому моменту, как мы достигаем позднего пубертатного (подросткового) возраста, все кости нашего черепа плотно соединяются вместе, как будто на верх шеи насажена одна твердая кость. Исключение составляют нижние челюсти, которые продол­жают двигаться, и крошечные кости в полостях среднего уха, которые вибрируют и двигаются в ответ на восприятие различ­ных звуков. Другими словами, в моем теперешнем возрасте моей голове следует быть абсолютно твердой, как кокосовый орех с мозгом внутри. На самом деле это не соответствует действительности.

Наши исследования в Мичиганском государственном университете доказали, что кости черепа, без всякого сомнения, остаются подвижными на протяжении всей жизни. Это движение легче всего наблюдать на грудных детях. Многие из нас являются родителями, и поэтому вам приходилось держать на руках маленьких детей. Я уверен, что вы помните мягкие участки на головках младенцев. Их называют родничками. Па самом деле роднички – это места, где кости черепа еще не соединились, чтобы превратиться в сплошное костное покрытие, защищающее головной мозг. Именно твердую мозговую оболочку с заключенной в ней цереброспинальной жидкостью ощущаете вы под кожей, когда осторожно прикасаетесь к мягкому участку на головке ребенка. Это довольно удивительное чувство, когда ты практически можешь «прикоснуться» к мозгу ребенка.

Во время внутриутробного развития сначала мозг покрыт только твердой мозговой оболочкой. Потом оболочка начинает обрастать сверху костной тканью. Рост костей начинается в особых центрах роста на твердой мозговой оболочке. Костная система постепенно развивается, обеспечивая полное костное защитное покрытие для мозга. Те мягкие участки, которые вы чувствуете на головке ребенка, исчезают в первые недели и месяцы его жизни. Но кости не срастаются плотно вместе, как нас учат на уроках анатомии. Некоторые американские специалисты по анатомии сегодня признали этот факт. Границы костей черепа подходят близко друг к другу и порой заходят друг за друга, но при благоприятных условиях всю жизнь продолжаются небольшие движения, приспособленные к ритмическому изменению объема и давления цереброспинальной жидкости внутри краниосакральной гидравлической системы.

Места, где сходятся вместе края костей черепа, – эти особые соединения, которые называются швами. Швы имени различное строение. Строение шва показывает, какой вид движения происходит. Один из очень важных швов называется сагиттальным швом, т. е. расположенным в переднезаднем направлении. Он находится там, где сходятся две теменные кости черепа. Шов между этими костями проходит через верхнюю часть черепа. Он начинается посередине на расстоянии шести дюймов над линией бровей и заканчивается сзади в трех-четырех дюймах от линии волос. Этот шов позволяет черепу сужаться и расширяться, приспосабливаясь к изменениям давления цереброспинальной жидкости внутри. Форма этого шва напоминает переплетенные пальцы. Такое устройство позволяет совершать движения расширения и сужения но не движение по типу ножниц, которое возникло бы, если бы одна височная кость двинулась вперед, а другая – назад одновременно. Такое устройство, позволяющее двигаться двум височным костям, очень похоже на приспособленные для разведения соединения, которые вы можете видеть на мостах, дорогах, зданиях и т.д., позволяющие им изменять размер в соответствии с температурой воздуха, обледенением, интенсивностью солнечного света, ветра и т. д.

Наши исследования показали, что в нормальном состоя­нии все кости черепа ритмично движутся, приспосабливаясь к изменениям объема жидкости внутри «мешка» твердой мозговой оболочки, формирующей нашу гидравлическую краниосакральную систему. Мы пришли к выводу, что по­вреждения и некоторые болезни могут привести к потере нормального движения костей черепа. На практике мы увиде­ли, что действительно можем изменять поперечное расстояние свода ротовой полости, ширину головы, в некоторых слу­чаях – выпячивание ушей и иногда – уровень лицевых костей, применяя разработанные нами методики устранения ограниче­ния подвижности различных костей черепа. Так как твердая мозговая оболочка выстилает черепной свод и прикреплена к внутренней поверхности черепных костей, мы можем использовать эти кости в качестве рычагов воздействия на твердую мозговую оболочку, чтобы производить те или иные терапевтические изменения в напряжении оболочек или менять функции краниосакральной системы.

Я не удивлюсь, если, дочитав до этих строк, вы поду­маете, что слишком самоуверенно с моей стороны рассчитывать на ваше доверие при утверждении, что при нормальном состоянии организма кости черепа продолжают свое движение па протяжении всей человеческой жизни. Вы можете приписать мне чрезмерное самомнение, когда я попрошу вас поверить моему утверждению, отрицающему классические учения анатомии, основанные на заключениях, принятых еще сотни лет назад. Разрешите мне помочь вам понять, на чем основаны мои заключения о черепных костях и давлении жидкости.

Давайте разберемся, почему нейрохирурги не замечали прежде феномен, который наблюдал я при операции шеи Делберта? Прежде всего потому что большинство операций на головном мозге начинаются с просверливания пары отверстий в голове пациента. Поскольку внутренняя выстилка костей черепа состоит из водонепроницаемой твердой мозговой оболочки и эта оболочка должна оставаться неповреж­денной, чтобы работала краниосакральная гидравлическая система, то просверленные отверстия немедленно нарушали целостность гидравлической системы. Прекращается подъем и падение давления жидкости именно в то время, как хирург и его ассистенты смотрят на оболочку сверху. Вы можете вспомнить, что одной из главных наших задач во время операции Делберта было не порезать и не проткнуть твердую мозговую оболочку, чтобы не открыть таким образом ворота инфекции и не получить в результате менингит. Мое личное внимание было сконцентрировано на движении твердой мозговой оболочки, так как моей задачей было удерживать ее в неподвижности. За мою жизнь я помню, по крайней мере, сорок пять запомнившихся моментов знакомства с этим движением оболочки. Я видел, какими упорными и ритмичными были эти движения. Даже в случаях, когда оболочка остается в неприкосновенности и краниосакральная система продолжает функционировать, совершенно необязательно, что оперирующие врачи заметят ее движение. Эмоциональное напряжение но время операций высоко, и внимание всегда сосредоточено на определенных участках тела пациента.

Другой вопрос: почему классическая анатомия учит, что к подростковому возрасту швы соединяются и становятся неподвижными? Предполагаю, что ответ простой: долгое время всем так и казалось. Тогда действительно было мало причин оспаривать идею неподвижного соединения между краями костей черепа.

Так как движения сами по себе очень незначительные (в пределах одной-двух шестнадцатых дюйма), их очень легко прекратить легким нажатием и очень трудно увидеть невоору­женным глазом. Гораздо легче почувствовать их своими руками.

Позвольте мне рассказать, что мы обнаружили во время исследований. Прежде всего, при изучении костей и образцов швов (как вы помните, швами называются соединения костей) в анатомическом театре все действительно выглядела так, будто швы плотно скреплены. Потом у нас появилась блестящая идея: наверное, все может быть совершенно иначе, если мы будем изучать маленькие фрагменты шва, взятые из живых людей во время хирургической операции на головном мозге! Такие фрагменты (из живого человеческого организма) были заморожены. Никаким химическим способам сохране­ния они не подвергались. Их изучали не более чем через двенадцать часов после операции.

И что это была за разница! Черепа в анатомическом театре подвергаются обработке формальдегидом и изучаются спустя месяцы и годы после смерти человека. Свежие черепные швы были заполнены соединительной тканью, нервами и крове­носными сосудами. Они были очень живыми, и с большой долей уверенности можно было предположить, что такое соединение позволяет производить определенные движения между двумя краями черепных костей. Старые черепа из анато­мических театров давно потеряли все эти соединительные ткани, нервы и кровеносные сосуды. Эти ткани и структуры высохли и выглядели, как единая кальцифицированная масса. Ничего нет удивительного в том, что патологоанатомы не считают костные швы подвижными.

Расскажу вам еще об одном моем опыте, касающемся движения костных соединений (швов). Летом 1978 года я был приглашен в Израиль в гости. Будучи профессором, я приехал продолжать исследования, которые в течение трех предыдущих лет мы проводили вместе с доктором Карни, биофизиком, когда работали в Мичиганском государственном университете. Когда я был в Израиле, меня пригласили рассказать о наших исследованиях сотрудникам больницы в Хайфе. Рассматривалась краниосакральная терапия и ее применение для лечения детей, имеющих трудности с обучением. Я немного волновался, потому что это была новая и, можно сказать, революционная концепция. Я предполагал много острых вопросов от аудитории, состоявшей из врачей и ученых. Я рассказал им о своих взглядах на движение костей черепа относительно друг друга. Я демонстрировал слайды, сделанные под микроскопом, на которых были изображены виды швов и прочее.

Но я не получил никакого отклика. Аудитория не задала ни единого вопроса. Я решил, что меня не поняли, и вновь начал пересказывать эту часть моей лекции. Мой друг, доктор Гидрон, который и устроил презентацию, заметил мое смущение. Он очень деликатно перебил меня и предложил устроить перерыв для кофе перед тем, как я перейду к следующей теме. Я согласился. Он привел меня в больничную библиотеку, где достал учебник по анатомии профессора Джузеппе Сперино, опубликованную в 1920 году. Он спросил меня, умею ли я читать по-итальянски. Я не умел. Тогда он перевел мне слова из этой старинной книги по анатомии, и которой профессор Сперино утверждал, что кости черепа продолжают двигаться по отношению друг к другу на протяжении всей жизни, исключая случаи, когда создаются анормальные (патологические) условия.

Я рассказывал всем этим докторам и ученым то, что они давно знали и в чем не сомневались. Что за урок я получил! Оказалось, что мы у себя в Мичигане изобрели велосипед итальянские патологоанатомы уже много лет назад пришли к выводу, что в течение всей жизни кости и связывающие их черепные швы (соединения) находятся в постоянном движении. Британские анатомы утверждают, что кости полностью скрепляются к концу подросткового возраста и впоследствии не могут двигаться по отношению друг к другу. Мы, американцы, изучали анатомию в основном по британским источникам, а израильские доктора и ученые изучали ее по правилам итальянской анатомической школы. Очевидно, британо-итальянская связующая линия между анатомическими школами когда-то была пресечена. Этот очень ценный урок мне следовало постоянно держать в памяти в процессе борьбы за научную правду.

Я начал эту статью с вопроса, что мы могли использовать, чтобы обследовать и корректировать краниосакральную гидравлическую систему. Основной ответ такой: первоначально мы используем кости, к которым прикреплена твердая мозговая оболочка, чтобы работать с краниосакральной гидравлической системой.

Следующая статья: Другие способы применения краниосакральной терапии




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".