Пользовательский поиск

Краниосакральная терапия: затылочные мыщелки

Затылочные мыщелки занимают критическое положение в краниосакральной системе, располагаясь в точке пересечения черепа и позвоночника. Соматическая дисфункция затылочных мыщелков никогда не проходит без серьезных последствий. Не просмотрите возможного ущемления затылочных мыщелков в качестве причины, вызывающей целый ряд синдромов. Обратив пристальное внимание на затылочные мыщелки, вы сумеете понять то значение, которое они имеют для всего организма.

Продолжение ниже

Лечение сильной боли в коленном суставе

... мениск). Коленная чашечка (надколенно-бедренный сустав) – коленная чашечка (надколенник) соединена с медиальным и латеральным бедренным мыщелком. Внутренняя часть надколенника V образной формы, помещена в углубление между двумя мыщелками бедренной кости. Сухожилие четырехглавой ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Эмбриологическое развитие затылка

Для того чтобы «почувствовать» затылочные мыщелки, мы должны вкратце рассмотреть эмбриологическое развитие самого черепа. Первые признаки мембраноз­ного черепа обнаруживаются в сфенобазилярной области и вокруг слуховых пузырь­ков. Мезодерма распространяется из базилярной области вверх и вокруг эктодермаль­ного мозга, пока мозг не отгораживается оболочкой. Такое отгораживание называется мембранозным черепом. Это отгораживание прерывается пространствами, где боль­шим нервам и кровеносным сосудам предоставляется проход в мембранозный свод черепа и из него.

До того, как мембранозный свод оканчивается наверху, базилярная область начи­нает переходить в хрящ, а боковые стороны и краниальный свод являются мембраноз­ными. К концу четвертой недели беременности отгораживание краниального свода обычно завершается.

Хрящевое развитие основания затылка начинается из двух разрастающихся центров мезодермы, расположенных с обеих сторон хорды. Эти центры в конечном итоге формируют передний край большого отверстия по мере того, как происходит медиальное развитие. Благодаря развитию, происходящему из таких центров, с обеих сторон формируются подъязычные каналы. Из этих центров также образуются и затылочные мыщелки. Из боковых участков затылочного хряща развивается пластин­ка, относящаяся к задней части шеи и простирающаяся вокруг эмбрионального мозга, чтобы сформировать задний край большого отверстия.

Развитие затылочного хряща также происходит вперед по направлению к перед­нему мозгу, где он встречается с хрящевым разрастанием, происходящим из клино­видных центров. В месте соединения этих двух хрящевых разрастаний формируется сфенобазилярный синхондроз.

Когда затылочный хрящ развивается в боковых направлениях, он встречается с хрящом, растущим из слуховых капсул. Соединение этих двух хрящей формирует яремное отверстие, рваные отверстия и швы, которые отделяют затылок от каменистых участков височных костей.

Из центров эндохондрального (внутрихрящевого) окостенения происходит разви­тие всех костей затылка (за исключением межтеменной чешуи), каменистых и сосце­видных участков височных костей, клиновидной кости (за исключением крыловидных пластинок и участков больших крыльев, главным образом боковых), а также всей решетчатой кости. Остальная часть черепа формируется из оболочки.

В момент рождения мыщелковые участки затылка полностью не окостеневают; там все еще присутствует хрящ. Наличие такого хряща создает возможности для неко­торой гибкости. Когда мыщелковые участки затылка выведены вперед во время переразгибания головы на шею в стадии нагнетания, они могут вклиниваться в узкое про­странство, образованное суставными поверхностями первого шейного позвонка. Если самокорректирующей гидравлической силы краниосакральной системы бывает недо­статочно для коррекции данного обстоятельства, а проведенная краниосакральная терапия оказалась неэффективной, может сохраняться ущемление мыщелков.

Поскольку хрящ — довольно податливое вещество, а кость развивается в направ­лении наименьшего сопротивления, такое ущемление, или сдавление, затылочных мыщелковых сегментов между суставными поверхностями первого шейного позвонка легко может привести к патологическому росту и морфологическому развитию за­тылка. Это будет способствовать асимметрии черепа и его дуральных оболочек. В результате может произойти порок развития большого отверстия, затылочных мыщелков, подъязычных каналов, рваного отверстия и яремного отвер­стия. Клинические проявления таких пороков развития могут быть весьма разно­образными, а их последствия — очень серьезными.

Через большое отверстие проходят: каудальное окончание продолговатого мозга, менингеальные оболочки и их кровеносные сосуды, позвоночные артерии, добавочные нервы, передние и задние спинномозговые артерии, покровные оболочки и крыло­видные связки. Патологическое давление, существующее вблизи большого отверстия, которое приводит к его деформации, может тем самым создать ряд проблем, связанных с воздействием на любую из вышеуказанных структур.

Ущемление мыщелковых сегментов может легко спровоцировать порок развития подъязычных каналов. Такое состояние способствует возникновению клинических симптомов, имеющих отношение к дисфункции подъязычного нерва, например, проблемы с двигательной координацией, атрофию или порок развития языка. Ущем­ление затылочных мыщелков между суставными поверхностями первого шейного позвонка также может мешать нормальному функционированию шва между затылком и каменистыми височными участками основания черепа. Такое вмешательство будет проявляться в виде клинических синдромов, относящихся к деформации и/или дисфункции яремного отверстия, рваного отверстия и самих атлантозатылочных суставов. Поскольку затылок полностью не окостеневает приблизительно до шести­летнего возраста, то поэтому ранняя коррекция воздействий, оказывающих патологи­ческое влияние на затылочные мыщелки, может обладать чрезвычайно полезным эффектом на здоровье ребенка в течение всей его последующей жизни.

Через яремные отверстия из краниального свода осуществляется венозный отток крови. Поэтому деформация, или дисфункция, этих отверстий часто выражается симп­томами, связанными с застоем внутричерепной жидкости, например, с дисфункцией головного мозга или головной болью. Также через эти отверстия проходят 9-й, 10-й и 11-й черепные нервы. Дисфункция данных нервов может вызвать проблемы, имеющие отношение к рвотному рефлексу, аномалии во вкусовых ощущениях в задней трети языка, проблемы с речью и глотанием, сердечные аритмии, нарушения в пищеварении и проблемы связанные с вагусной регуляцией желудка и нижним отделом кишечника. Эта дисфункция также приводит к аномальному тонусу грудино-ключично-сосцевидных и трапециевидных мышц. Рваное отверстие частично заполнено волокнистой хряще­вой тканью. Оно также тесно связано с большим поверхностным каменистым нервом и слуховой трубой. Симптомы, связанные со слуховой трубой, часто возникают от ущемления затылочного мыщелка, фактически симптомы связаны с нарушением кро­воснабжения затылочных долей мозга. На кровоток данной области оказывает сильное воздействие большой поверхностный каменистый нерв (Owman & Edvisson, 1977).

Диагностика и терапия затылочных мыщелков

В случае с краниосакральной системой часто бывает, что диагностика и терапия соматической дисфункции затылочных мыщелков неотделимы друг от друга. Диагно­стика просто заключается в определении того, свободно или не свободно затылочные мыщелки могут высвободиться сзади из суставных поверхностей первого шейного позвонка. Если такого высвобождения не происходит, то терапия состоит в том, чтобы установить желаемую подвижность, а затем растянуть мыщелковые части по обеим сторонам настолько, насколько возможно, после чего они высвобождаются из первого шейного позвонка.

Диагностика и терапия затылочных мыщелков является важным дополнением к процессу высвобождения краниального основания от ограничений соединительных тканей. Нужно обязательно добиться снятия таких экстрадуральных ограничений соединительной ткани, прежде чем можно будет проводить надежную и точную оценку состояния затылочных мыщелков.

Диагностическая процедура выполняется тогда, когда пациент лежит на спине. Его затылок легко покачивается на ладонях и пальцах ваших рук. Кончикам ваших пальцев позволяется вторгаться вдоль нижней поверхности затылка пациента в перед­нем направлении настолько далеко, насколько это делать удобно. Затем вы осторожно сзади пытаетесь смещать нижнюю поверхность затылка вокруг его установленной поперечной оси. Вытяжение, или сила, которая здесь применяется, — минимально. Если же приложенная сила чересчур велика, ткани пациента будут реагировать посредством сжатия, или контрактуры. Когда соединительные ткани, при­мыкающие к области затылочного основания, находятся в сжатом состоянии, прово­дить оценку нельзя.

Если затылочные мыщелки не зажаты между суставными по­верхностями первого шейного позвонка, кажется, что затылок свободно «плавает» вокруг уста­новленной оси. Если затылочные мыщелковые части находятся в состоянии дисфункции из-за за­жима между суставными поверх­ностями первого шейного позвон­ка, то затылок будет сопротив­ляться тому движению, которое вы пытаетесь ему сообщить.

Когда тесты на подвижность указывают на то, что мыщелковые части ограничены в первом шей­ном позвонке, начальный шаг в терапии – поместить руки, не меняя их положения, на область затылка. Просто вы продолжаете осторожно побуждать затылочные мыщелки к тому, чтобы высвобо­диться сзади из того клина, кото­рый образован суставными по­верхностями первого шейного позвонка. Делается это до тех пор, пока вы постепенно не начнете воспринимать заднее скольжение затылочного основания в ответ на ваше вытяжение. Если вытяжение — чересчур сильное, ни к чему хорошему это не приведет. После того как произойдет высвобождение, вызовете в мыщелковых частях боковое растяжение. На данном этапе терапевтической процедуры отмечается тенденция к тому, чтобы ослабить давление на большое отверстие. Также происходит высвобождение от ограничений в яремных отверстиях.

Для того чтобы достичь такого бокового растяжения мыщелковых частей, медленно сближайте свои локти, используя плечи в качестве уровней, а возвышения мизинцев и ладони — в качестве точек опоры. Если вы в состоянии вообразить себе проекции, идущие от кончиков ваших пальцев в мыщелковые части, то вы сможете увидеть спроектированный эффект от сведения своих локтей вместе. Продолжайте вы­полнять этот второй этап лечения до тех пор, пока не будет ощущаться высвобождение.

Ущемление мыщелковых частей часто сопровождается сдавлением краниального основания и пояснично-крестцовым сжатием. Исходя из многочисленных наблюде­ний врачей, практикующих краниосакральную терапию, данная проблема причинно связана с «гиперкинетическим» поведением у детей, тяжелой цефалгией у взрослых (Miller, 1972) и различными респираторными дистресс-синдромами у младенцев и новорожденных (Fryman, 1966). Очень часто мы сомневаемся: а не способствует ли тяжелая дисфункция затылочных мыщелков синдрому внезапной смерти внешне здорового ребенка?




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".