Пользовательский поиск

Компрессия краниального основания

По сравнению с другими дисфункциями краниального основания, компрессия представляет собой особую проблему. Как по своей клиниче­ской значимости, так и по степени физиологического воздействия, она носит более серьезный характер. Клинические симптомы, ею вызываемые, могут носить весьма разнообразный характер и казаться несколько странными. Одно из таких часто встре­чающихся клинических проявлений компрессии краниального основания — это депрессивное настроение. Его нередко диагностируют как эндогенное депрессивное невротическое состояние. Также часто оно может являться этиологическим фактором, лежащим в основе таких состояний, как ишиалгия, детский аутизм и аллергии. Нам удалось обнаружить физиологические и анатомические влияния, вызываемые ком­прессией краниального основания, которые обнаруживаются, начиная с подошв ног, вплоть до макушки головы.


Наша точка зрения такова, что основательный врач всегда должен быть готов искать компрессию краниального основания. При этом не имеет значения ни то, на что жалуется пациент, ни то, насколько невероятным кажется тот клинический симп­том или синдром, который может быть этиологически связан с компрессией краниаль­ного основания.

Традиционно, по авторитетному мнению Краниальной академии и Общества краниального учения Сатерленда считается, что компрессия имеет отношение к переднезаднему сдавливанию в месте сфенобазилярного сустава между телом клино­видной кости и базилярным основанием. Можно расширить это представление и включить сюда любую компрессию, связанную со структурами краниального основа­ния в любом направлении, будь то сдавливание костей, шовная дисфункция или оболочечное ограничение.

В наших исследованиях краниальной системы у детей с тяжелыми заболеваниями (церебральным параличом, аутизмом, эпилептическими припадками, расстройствами навыков научения и тому подобное) мы пришли к заключению, что с помощью тщательного врачебного обследования краниосакральной системы можно отличить костные ограничения от оболочечных ограничений краниального основания. В дейст­вительности мы с доктором Бернардом Римландом, директором Института по иссле­дованию поведения детей в Сан Диего, штат Калифорния, провели двойное исследование, которое осуществлялось «вслепую» среди 63 детей. Д-р Римланд, выдающийся авторитет в области детской психологии, разработал нормированную шкалу, которая диагностирует детский аутизм, исходя из исторического анализа различных ориен­тиров развития. Ребенок, у которого согласно этой шкале, показатель составляет +20, страдает ранним детским аутизмом.

После трех лет работы с детьми в средней школе Окружного центра по аутизму в Дженисси (Genessee) (с 1978 по 1980гг.) мы убедились, что дети из этого центра по аутизму с классическими проявлениями аутизма страдали от оболочечной (твердой мозговой оболочки) компрессии краниального основания. Такое натягивание дураль­ной оболочки, покрывающей краниальную полость, приводит к возникновению компрессии краниального основания эластичного типа, которая наблюдается по всем направлениям и по всему обхвату. Такое ограничение — эластично по своим свойствам по сравнению с твердыми, ригидными костными ограничениями.

Для проверки данного постулата мы «вслепую» обследовали 63 ребенка, прове­ренных предварительно д-ром Римландом. Только у пяти из этих 63-х детей д-р Римланд диагностировал аутизм, определяя показатель +20 в качестве разделитель­ного уровня. Такие дети были оценены по шкале с показателями от 1 до 10 в понятиях оболочечного и костного ограничения. Нормальная подвижность оценивалась как 1, тогда как самые сильные ограничения определялись показателем 10.

Между самыми высокими показателями по шкале Римланда и нашей собственной оценкой степени тяжести оболочечного ограничения для движения была зареги­стрирована положительная корреляция. Такая корреляция оказалась весьма значи­тельной при уровне достоверности в 0,01. Данное исследование носит предвари­тельный характер, но его результаты наводят на мысль о том, что было бы целесообраз­но провести дальнейшие исследования.

Из приведенной информации напрашивается вывод, что компрессия краниального основания может являться результатом воздействия нескольких этио­логических факторов. Это может быть связано с травматическим ударом по голове, при котором кости и/или швы краниального основания плотно сжимаются друг с другом. Это может случиться в результате родовой травмы в родовом канале или же в результате травмирования при наложении щипцов, которые сжимают краниальное основание до такой степени, что внутренняя гидравлическая сила, возникающая за счет спинномозговой жидкости, не может повлиять на послеродовую самокоррекцию. Это может быть результатом воспалительного процесса, в который вовлечена твердая мозговая оболочка, за счет чего снижается способность оболочки к приспособлению в связи с ростом костей краниального основания. Это может быть результатом оболо­чечной передачи напряжения от травмированного ранее, согнутого в переднем направ­лении копчика или же от пояснично-крестцового сдавливания. Это может быть резуль­татом сжатия затылочных мыщелков между суставными поверхностями первого шейного позвонка. Также, по-видимому, это возникает вследствие психической трав­мы, хотя мы и не в состоянии объяснить, как это происходит.

Оценка переднезадней компрессии краниального основания

Такая процедура выполняется, когда пациент лежит на спине, при этом используется один из захватов свода черепа. Первый шаг состоит в том, чтобы осторожно сжать голову пациента в переднезаднем направлении. Это делается для того, чтобы преувеличить и таким образом быстро излечить временные или незначительные дисфункции краниального основания. Сила компрессии вводиться очень осторожно и поддерживается до тех пор, пока не будет ощущаться боковое расширение и высво­бождение головы пациента. Часто во время выполнения данного этапа процедуры, краниальное основание может перейти в другой тип повреждения, например, в торсию, боковой наклон и т. д. Врач должен пассивно отслеживать эти движения краниального основания до тех пор, пока поддерживается действие мягкой компрес­сионной силы до конечного момента высвобождения с пальпируемым боковым рас­ширением краниального свода. На самом деле присутствуют и другие типы повреж­дений, и происходит их самокорректировка в ответ на вашу компрессионную силу.

Всегда задается такой вопрос: «Какую по величине компрессионную силу нужно прикладывать?». Каждое краниальное основание — индивидуально по своим характе­ристикам, и поэтому требуется различная величина компрессионной силы. Начинайте с чрезвычайно легкого прикосновения и только «представляйте себе» компрессию. Такие мысли будут телеграфировать о незначительной величине компрессионной силы вашим рукам. Если по истечении примерно 30 секунд с краниальным основанием пациента ничего не происходит, постепенно увеличивайте силу вашего воздействия до тех пор, пока что-то не изменится. Этим чем-то может быть флексия, торсия, стрейн или любой другой тип движения. Как только начнется движение, то это и есть та величина силы, которую вы прилагаете до тех пор, пока не произойдет высвобождение.

Иногда высвобождение происходит без каких-либо других типов повреждений, которые присутствуют сами по себе вначале. Это может показаться случаем «идеаль­ного» краниального основания, если такой факт существует в природе на самом деле. Если вы замечаете, что прикладываете значительную компрессионную силу и ничего не происходит, значит, вы увеличиваете эту силу слишком быстро, это не позволяет голове пациента реагировать на ваши действия. Вернитесь назад и начните снова, увеличивайте силу гораздо медленнее, внимательно концентрируясь на этом процессе, с тем чтобы не пропустить неуловимые изменения, которые могут сообщить вам, когда используемая сила выбрана правильно. Помните о том, что вы устанавливаете тесную обратную связь, или кибернетическую петлю, посредством вашего первоначального контакта. Вы должны проявлять бдительность в том, чтобы шаг за шагом научиться получать и обрабатывать ту информацию, которую вам предо­ставляет пациент.

После того как вы завершили терапевтическую фазу компрессии или фазу преувеличения повреждения и добились высвобождения в конце данной фазы, вы готовы к тому, чтобы осуществить декомпрессию краниального основания у пациента.

Глубоко расположенная поверхность кожи, хотя и не напрямую, прикрепляется к той кости черепа, которую она покрывает. Применяя захват черепа, сзади покачивайте затылок, с тем чтобы наблюдать за его активностью. Вам нужно приложить доста­точное давление на кожу над большими крыльями клиновидной кости так, чтобы посредством этого давления возникло трение между кожей пациента и кожей пальцев ваших рук, в зависимости от того, какой при этом используется метод захвата черепа. Затем прилагается мягкая передняя декомпрессионная сила. Для лежащего на спине пациента такая сила будет направлена прямо в область вертекса.

Если величина поднимающей декомпрессионной силы достаточна, то будет казаться, что затылок осел сзади. Затем стимулируется дополнительный подъем боль­ших крыльев клиновидной кости, приводя затылок к дальнейшему смягчению (ослаб­лению), а затем снова к оседанию. Еще применяется передняя декомпрессия, и процесс повторяется до тех пор, пока врачом, который отслеживает это сзади, не будет ощущаться, что затылок освободился и уравновесился. В случае существования проблем такого освобождения между затылком и клиновидной костью за один сеанс излечения возможно и не достичь, для этого может потребоваться несколько сеансов.

В то время как вы выполняете декомпрессионную фазу лечения, вы снова начинаете осознавать присутствие различных видов ограничений и повреждений краниального основания. Когда вы, как марионетку на веревочках, подвешиваете затылок, то часто происходит самокоррекция таких повреждений. После того как выпол­нена коррекция, для дальнейшей оценки и лечения повторяется декомпрессия краниального основания.

Эффект вытяжения во время декомпрессии удваивается. Во-первых, поперечно­ориентированные швы краниального основания мобилизуются в том случае, когда вес затылка, вес головного мозга и внутренние гидравлические силы — все это работает сообща на пользу коррекции. Во-вторых, прикрепления палатки мозжечка к наклон­ным отросткам клиновидной кости могут служить для растягивания данной оболо­чечной структуры между ее передними и задними прикреплениями к прямому синусу твердой мозговой оболочки и затылку. Такое вытяжение палатки мозжечка обладает релаксирующим действием на волокна палатки мозжечка и благотворным «выдаива­ющим» эффектом на систему синусов твердой мозговой оболочки, поскольку она связана с палаткой мозжечка.

Вы, возможно, уже догадались, что мы используем компрессионно-декомпрессионную технику, описанную ранее, наряду с нашим излюбленным захватом свода черепа — техникой «ружейного выстрела» как в диагностике, так и в лечении большин­ства повреждений краниального основания. При таком подходе в кратчайшее время легко выявляются и исправляются специфические повреждения краниального основа­ния. Иногда в дополнение к декомпрессии при повреждении краниального основания может потребоваться независимая и специфическая корректировочная техника; но это — скорее исключение, чем правило. Когда выявляются именно такие повреждения, вы можете быть уверенными в том, что они весьма значительны по своему характеру и что вы срезаете все: от «соломы» до «колоса».

Если после «смягчения» затылок не опускается сзади или по отношению к осно­ванию, то вы имеете дело с компрессионным повреждением краниального основания. Практический опыт — это только средство для того, чтобы научиться оценивать необходимое время и степень облегчения во время высвобождения затылка. Если же затылок строго следует за передним движением клиновидной кости, когда вы припод­нимаете ее вперед, то, вероятно, имеет место костное сдавливание. Если затылок кажется подвешенным из некой эластичной структуры, а клиновидная кость при декомпрессии оказывает эластичное сопротивление, противодействуя декомпрессии, осуществляемой вами, то вы столкнулись с патологией оболочек.

Когда вы многократно воспользуетесь данной техникой в работе со многими пациентами, то каждый раз будете испытывать похожее ощущение. То же самое справедливо для пальпации увеличенной печени, выбуханий предсердия или при выслушивании сердца и легких. Вам нужно по мере накопления собственного опыта создать некое хранилище информации в банке данных своего мозга для того, чтобы научиться оценивать степень нормы или же отклонения от этой нормы у конкретного пациента. В этом и заключается искусство практических навыков, когда из нашего компьютера бывает невозможно считать никаких данных для того, чтобы сделать выводы о норме или патологии. Вы должны научиться оценивать, исходя из того, что ощущаете или ощущали при обследовании других пациентов, и делать заключения, за которые вы несете ответственность. К счастью, ошибки в заключениях при выпол­нении техник декомпрессии не имеют серьезных последствий. Система — чрезвычайно невзыскательна.

Обследование по поводу латеральной компрессии краниального основания

Во время нашей работы с пациентами, страдающими аутизмом, мы разработали концепцию, технику обследования и лечения для латеральной компрессии краниаль­ного основания. Предпринимая попытки мобилизации височных костей, находящих­ся в состоянии сильного внутреннего вращения, у большого количества пациентов, мы разработали технику, которую шутя назвали техникой «тянуть за ухо». Это — простая техника прямого воздействия. На основе наших практических наблюдений, она эффективна почти для всех типов дисфункций височной кости, особенно для дисфункций, затрагивающих каменистые участки височных костей, а также их швы.

Наружное ухо в конечном счете крепится при помощи коллагенового волокна к костному слуховому проходу височных костей. Когда вы применяете мягкое вытя­жение наружного уха в направлении продольного расположения каменистого участка, такое вытяжение с обеих сторон снижает давление у краниального основания. Оно высвобождает каменисто-клиновидный шов, затылочно-сосцевидный шов, затылочно-каменистый шов и медиальное соединение между каменистыми участками височных костей и сфенобазилярным участком.

Пациент лежит на спине, вы осторожно захватываете рукой область наружного уха (как это делает профессиональный целитель, а не как разгневанный школьный учитель).

Осторожно выполняется заднее латеральное вытяжение в направлении, которое могло бы служить продолжением костного слухового канала. Вытяжение применяется с обеих сторон, по мере возможности одинаково. Не препятствуют любым движениям, которые могут проявляться по ходу дела и бывают связаны со скручиванием, поворо­том или срезанием; вернее, за такими движениями пассивно наблюдают. Постепенно, с обеих сторон начинают двигаться височные кости как фиксаторы внешнего уха. Продолжайте выполнять вытяжение до тех пор, пока не ощутите, что смягчение или высвобождение воспринимается с обеих сторон. Если по истечении достаточного количества времени такое билатеральное высвобождение не наступает, возможно, вам нужно будет попытаться снова его выполнить на другом сеансе. В конце концов высвобождение обязательно наступит.

Небольшое усилие, или вытяжение, применяемое в течение продолжительного времени, обладает чрезвычайно мощным воздействием, тем не менее оно не вызывает сопротивления тканей. Со стороны пациента будет отмечаться проявление сдержи­вающих факторов в том случае, если прилагаемая вами сила — слишком велика, а вы нетерпеливы. Вы можете спокойно перемещать по воде 100-футовую яхту одним паль­цем, если хотите применять силу в течение длительного времени. То же самое спра­ведливо и в лечении дисфункций краниальной системы и в том, что касается всех соединительных тканей организма. Общее правило для достижения максимального успеха заключается в том, чтобы прилагать мягкое, безопасное по силе воздействие, которое не вызывает защитной реакции со стороны тканей организма пациента.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".