Пользовательский поиск

Техники по коррекции краниосакрального ритма

До сих пор вы пальпировали физиологические движения и ритмы, будьте осторожны и не препятствуйте их нормальной активности. Ваша цель заключается в том, чтобы исследовать и изучить организм в его естественном состоянии покоя, которое все же является динамическим состоянием. Вас учили, что прикосновение врача (возможно, лучше назвать его «исследователем-открывателем») обязательно должно быть безопасным для пациента. Оно не должно нести в себе угрозу, на которую организм пациента может ответить сознательно или бессознательно при помощи защитной реакции.


Теперь вы должны познакомиться с практикой использования техник, которые корригируют ритмическую активность краниосакральной системы. Вашей задачей является: обнаружение, диагноз, лечение и прогноз.

По сравнению с пальпацией, которой вы до сих пор занимались, техники по модификации краниосакрального движения могут показаться по своему характеру скорее инвазивными. Однако по сравнению с манипуляционными техниками, обычно используемыми врачами-остеопатами, такие техники все же чрезвычайно мягкие по своему воздействию. Мы терпеливо упрашиваем краниосакральную систему; мы не обходимся с ней грубо или жестоко, не шокируем ее и даже не оставляем в ней грубых следов. Мы подходим к ней, как к застенчивому ребенку или как к животному, чье доверие пытаемся заслужить. Не заставляйте краниосакральную систему совершать нефизиологические движения. Вернее сказать, ваша цель — в том, чтобы просто предотвратить ее возвращение из экстремальных положений по своему обычному пути, а также стимулировать ее к тому, чтобы отыскать новый маршрут. Такой поиск новых путей, осуществляемых с помощью упрашиваний и уговоров, будет способ­ствовать созданию дополнительной подвижности в системе ее движений.

Пальпация краниосакрального ритма на ступнях

Самый легкий способ научиться мягкой коррекции движения краниосакральной системы — это начать со стоп. Когда вы держите пятки пациента в своих руках, индуцируйте их в наружное вращение (фаза флексии краниосакрального движения), верните в нейтральную позицию, направьте в наружное вращение (краниосакральная экстензия) и так далее, по мере того как ритм повторяется сам собой.

Когда вы обнаружите такое движение, ответьте на следующие вопросы. Является ли оно симметричным? Легче происходит наружное или внутреннее вращение ступней? В качестве примера, допустим, что левая ступня вращается наружу дальше, чем правая, и ни одна ступня не вращается вовнутрь так же легко и так же далеко, как наружу. Для того чтобы изменить такую ситуацию, далекую от идеальной, доведите каждую ступню до ее экстремального предела движения, к которому она движется с наибольшей легкостью. В нашем примере это означает, что вы должны привести обе ступни в наружном вращение. Когда каждая ступня движется в наружном вращении настолько далеко, насколько возможно такое движение (в нашем случае левая ступня вращается вовне дальше, чем правая), противодействуйте ее возврату в нейтральное положение при помощи своих неподвижных рук. Не толкайте дальше в наружную ротацию; просто противодействуйте возврату в нейтральную позицию за счет ступней, исходя из их экстремальных позиций наружного вращения.

В то время как один врач, прикладывая незначительную силу к ступням пациента, препятствует и оказывает сопротивление их возврату в нейтральную позицию, другой врач, который ведет наблюдение за головой, почувствует едва уловимое сопротивление возврату краниальных костей, пытавшихся вернуться в нейтральную позицию, а оттуда перейти в фазу экстензии краниосакрального движения. Возврат в нейтральную позицию и переход в экстензию на голове произойдет, но с гораздо меньшей легкостью. Такое ощутимое изменение на голове обусловлено сопротивлением, которое вы вызвали при помощи воздействия на ступни пациента. Когда краниосакральная система снова вернется в фазу флексии, вы заметите на одной или на обеих ступнях дальнейшее движение в наружной ротации.

Проследите за таким наружным вращением внимательно. Нужно осторожно укоротить слабину лески как раз тогда, когда ее нужно держать слегка натянутой при наматывании на катушку рыбы, или же тогда, когда вы должны удержать передний бампер своего автомобиля плотно прилегающим к заднему бамперу машины, с которой вы столкнулись. Когда наружное вращение достигнет предела своей новой амплитуды движения и попытается вернуться в нейтральную позицию, руки врача вновь становятся неподвижными. Из неподвижности краниосакральная система будет неохотно возвращаться в нейтральную позицию. Затем с новым усиленным сопротив­лением она перейдет в фазу экстензии. Это может быть засвидетельствовано врачом, следящим за активностью в области головы пациента.

Каждый раз, когда ступни вращаются наружу немного дальше, осторожно укора­чивайте слабину и противодействуйте внутреннему вращению. После нескольких повторов (количество бывает разным, обычно от 5-ти до 20-ти), общее движение краниосакральной системы будет «закрыто», то есть станет совершенно спокойным (неподвижным). Это называется точкой покоя.

Состояние точки покоя вызвано противодействием терапевта, которое он оказывает в области ступней пациента. Обычно об этом возвещают грубые нарушения краниосакрального движения, они начинают проявляться во всей системе. Возможно, краниосакральная система содрогается, вибрирует или колеблется. По мере того как терапевт продолжает в ступнях оказывать противодействие физиологическому движению для его возврата в нейтральную позицию, активность краниосакральной системы в конце концов прекращается.

Нам удалось записать точку покоя с помощью электронных приборов во время нашей работы с д-ром Цви Карни (Zvi Kami). По мере того как дости­гается точка покоя, у пациента происходит целый ряд изменений. У нашего гипотети­ческого пациента экскурс левой ноги в наружную ротацию был больше, чем правой. Обе вращались наружу дальше, чем они вращались вовнутрь. Поэтому можно было бы с уверенностью предполагать, что в правом крестцово-подвздошном сочленении имеется соматическая дисфункция. По всей вероятности, также имеется ограничение в положении флексии у верхушки крестца спереди. Когда приближается точка покоя, пациент будет испытывать либо обострение боли, отмечаемой в нижней части спины, либо возвращение старой, знакомой боли, на какое-то время затихнувшей. Пациент также будет испытывать изменения, связанные с дыхательным процессом и, вероятнее всего, слабое потоотделение. Продолжайте оказывать противодействие до тех пор, пока организм не совершит некоторое согласованное спокойное усилие против ваших рук (в данном случае до тех пор, пока ступни не перейдут во внутреннее вращение).

Во время точки покоя все расслабляется. Боль, о которой упоминалось выше, исчезает. Крестцово-подвздошная соматическая дисфункция может самопроизвольно исправиться, иногда это происходит с отчетливым, отрывистым звуком. Дыхание становится чрезвычайно спокойным. Снимается любое мышечное напряжение.

Точка покоя может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут. Когда она наступает, краниосакральная система возобновляет свое движение, обычно с гораздо лучшей симметрией и большей амплитудой.

После того как вы стимулировали точку покоя, нужно только вести наблюдение. Отмечайте изменения в качестве и амплитуде движения на ступнях. Если теперь экскурсы при внутреннем и наружном вращении становятся одинаковыми, то улуч­шается лево-правая симметрия движения, а дальше ничего и не требуется. Если же движение не вполне вас удовлетворяет, вы можете повторить манипуляцию для другой точки покоя. Каждое такое повторение приблизит имеющуюся патологию к норме и окажет благотворное влияние на пациента.

Мы никогда не выполняем больше десяти повторений с точками покоя за один сеанс лечения. Как бы то ни было, нам неизвестны никакие другие побочные эффекты для пациента, кроме сильной релаксации и сонливости, отмечаемые при этом. Точка покоя противопоказана в случае внутричерепного кровотечения или аневризмы, когда изменения давления внутричерепной жидкости могут оказать пагубное воздействие на пациента.

По мере накопления опыта указанные техники для стимулирования точки покоя, применимые к ступням, можно использовать и для других частей тела. Вопрос заклю­чается в том, чтобы определить направление наибольшей свободы и амплитуду физио­логического краниосакрального движения. Проследите за этим движением до его физиологической конечной точки и окажите противодействие его возврату. Укора­чивайте (натягивайте) слабину с каждым последующим циклом до тех пор, пока для функционирования краниосакральной системы не будет достигнута точка покоя. После того как точка покоя завершится и возобновится улучшенная активность краниосакральной системы, врач отслеживает и оценивает новые типы (паттерны) физиологического движения.

Чаще всего точку покоя стимулируют в области головы и крестца. Обычно техники, применяемые для этих анатомических частей, оказываются несколько эффективнее, чем для других частей тела. Цель заключается в том, чтобы коррегировать активность краниосакральной системы.

Техника CV-4

Точка покоя, достигнутая за счет применения данной техники для затылка пациента, традиционно носит название техники «CV-4». CV-4 означает компрессию 4-го желудочка. В данном случае 4-й желудочек относится к желудочку головного мозга. Д-р Сатерленд, автор этой техники (Sutherland, 1939), полагал, что при осушествлении компрессии 4-го желудочка головного мозга происходит воздействие на все жизненно важные нервные центры, локализованные в стенках этого желудочка или около них.

Затылочная чешуя обеспечивает принятие более удобного положения для изменения давления внутричерепной жидкости. Техника CV-4 значительно ослабляет способность этой чешуи к приспособлению. Если движение затылочной чешуи ограничено наружу, то внутричерепное гидравлическое давление жидкости увели­чивается и перенаправляется по всем остальным возможным путям. Таким образом техника CV-4 вызывает движение жидкости и, следовательно, ее обмен. Усиление движения жидкости всегда приносит пользу, за исключением случаев внутричерепного кровотечения, когда при стазе (гемостазе) увеличивается образование сгустков, а также в случае церебральной аневризмы, когда изменение внутричерепного давления может вызвать истечение или разрыв.

Техника CV-4 влияет на работу грудо-брюшной диафрагмы и, по-видимому, в значительной степени расслабляет тонус симпатической нервной системы. Я часто пользуюсь этой техникой для снятия хронического симпатического гипертонуса у пациентов, находящихся под воздействием эмоционального стресса. В результате наведения точки покоя всегда ожидается функциональное улучшение со стороны вегетативной нервной системы.

С клинической точки зрения, данная техника полезна в тех случаях, когда показана также и техника лимфатического насоса (Magoun, 1978). Она в значительной степени за 30-60 минут снижает лихорадку. Она способствует расслаблению всех соединительных тканей тела и поэтому помогает при острых и хронических скелетно-мышечных патологиях. Она эффективна при дегенеративных подагрических процессах, при застойном полнокровии головного мозга и при застое в легких, при регулировании родовой деятельности и как способ уменьшения отечности тканей.

Техника CV-4 — совершенно простая, замечательная методика «ружейного выстрела», предназначенная для решения множества проблем, поскольку она усили­вает движение тканей и жидкости, а также восстанавливает гибкость ответных реакций со стороны вегетативной нервной системы.

При выполнении этой терапевтической техники придайте чашевидную форму своим рукам таким образом, чтобы большие пальцы составляли букву «V».

Верх буквы «V», образованной большими пальцами, должен располагаться на одном уровне с остистыми отростками второго и третьего шейных позвонков. Возвы­шения больших пальцев прикладывают медиально от затылочно-сосцевидного шва. Когда происходит сужение затылка в фазе экстензии цикла краниосакральной системы, такое движение прослеживается при помощи возвыше­ний больших пальцев. По мере того как затылок пациента делает попытку к расши­рению во время фазы флексии краниального цикла, вы должны противодействовать такому расширению. Ваши руки делаются неподвижными. Вы не давите. Когда вновь происходит сужение затылка пациента во время фазы экстензии, укоротите слабину, следя за сужением его затылка. И снова оказывают противодействие затылочному расширению в фазе флексии движения краниосакральной системы. Такая процедура повторяется до тех пор, пока краниальный ритм не ослабнет и не станет беспоря­дочным. Тогда в конце концов происходит остановка, временно, но полностью.

Когда с краниальным ритмом произойдет такая остановка, наступает точка покоя. Точка покоя будет длиться в течение нескольких секунд или минут. Дыхание пациента изменится, а на лбу часто проявляется легкая испарина.

Через несколько минут вы отметите, что затылок пациента снова делает попытку к расширению в фазе флексии ритмического цикла краниосакральной системы. Когда вы ощущаете согласованное, сильное движение с обеих сторон, прекращайте свое противодействие. Проследите за этим расширением и оцените амплитуду и симметрию краниосакрального движения.

Точку покоя также можно стимулировать где-нибудь на голове. Здесь применя­ются те же самые принципы слежения за движением до его экстремальной экстензии и противодействия возврату в нейтральную позицию до тех пор, пока ритмическая активность временно не прекратится.

Наведение сакральной (крестцовой) точки покоя

При наведении точки покоя в крестце руки терапевта приложены именно к крестцу. Проследите за движением крестца либо в фазе флексии, либо в фазе экстен­зии, в той из них, где проявляется больший экскурс. Противодействуйте попытке крестца пациента вернуться в нейтральную позицию на протяжении нескольких циклов до тех пор, пока не прекратится врожденное движение краниосакральной системы. Точка покоя наведена.

При выборе места, где на теле пациента может быть наведена точка покоя, нужно учесть несколько моментов. Свой выбор можно основывать, исходя из принципа удоб­ства, то есть когда терапевт уже работает с крестцом или ступнями и не хочет беспо­коить пациента, с тем чтобы поменять его положение. Также выбор может быть осно­ван на желании проследить за воздействием наведенной точки покоя на какую-то конкретную часть тела. Мануальный контакт с болезненными участками тела необхо­дим, поскольку практически точки покоя можно стимулировать на теле пациента почти где угодно. Движение в ограниченной зоне может быть пальпировано тогда, когда терапевт хочет оценить влияние точки покоя на ограничение, существующее в этой области. Самый удобный метод для такого отслеживания — это держать свою руку или руки на той зоне, о которой идет речь при проведении данной процедуры.

Наведение точки покоя от конечностей тела, например, когда пытаешься оценить и лечить не идущего на контакт ребенка, является замечательным средством для того, чтобы добиться такого контакта. Для пациента момент переживания точки покоя — это приятное ощущение. Вскоре ребенок начинает ассоциировать ваше прикосно­вение с этим приятным переживанием точки покоя. В результате такой ассоциации возникает взаимодействие и создаются условия для взаимовыгодного терапевтиче­ского контакта. Это полезно для самого терапевта как с точки зрения удовлетворен­ностью результатами своей работой, так и с точки зрения педагогического опыта. Если удалось достичь взаимодействия и доверия, можно применять более конкретное и действенное лечение. Мы особенно рекомендуем данный подход при построении взаимоотношений с детьми, страдающими аутизмом.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".