Пользовательский поиск

Краниосакральное движение: пальпаторные навыки

Большинство из вас годами изучали какие-либо конкретные науки и привыкли полагаться на свой рациональный, рассудительный ум. Вас, по всей вероятности, убедили в том, что информация, которую могут дать ваши руки, ненадежна. Наверное, вы считаете достоверными только те сведения, которые предлагаются вам в виде компьютерной распечатки, выводятся на экран монитора или считываются с инди­катора электронного прибора. Для того чтобы научиться использовать свои руки в качестве надежных инструментов в диагностике и лечении, вы должны научиться доверять им и той информации, которую они вам могут предоставить.


Научиться доверять своим рукам — задача не из легких. Вы должны научиться выключать здравый, критический рассудок, когда пальпируете, отыскивая неуловимые изменения в организме пациента, которого обследуете. Вы должны занять эмпири­ческую позицию, с тем чтобы на какое-то время принимать безо всяких сомнений те восприятия, которые поступают в ваш мозг от рук. Несмотря на то что такая позиция претит большинству ученых, можно порекомендовать, чтобы вы приняли ее как некий краткосрочный опыт. После того как вы разработаете у себя пальпаторные навыки, уже можно будет подвергать критике то, что вы ощущаете с помощью собственных рук. Если же начать критиковать прежде, чем научиться пальпировать, то можно так никогда и не овладеть техниками эффективного применения своих рук в качестве высокочувствительных диагностических и терапевтических инструментов, которыми в действительности они и являются.

Недавно функции мозга были весьма удобно разделены на активность левого и правого полушария. Такое разделение, возможно, носит несколько упрощенный характер, но зато пригодно в целях развития концептуальной модели, на основе которой мы можем строить свои разумные объяснения.

Левая половина вашего мозга рассматривается как рациональная, мыслящая и критичная; правая половина — творческая, фантазирующая, одаренная воображением и интуицией. Тот образовательный процесс, которому мы все подчинены, особенно в науках, способствует развитию левой половины мозга. Правая половина ни в чем не принимает участия, кроме искусства, музыки и других видов творческой деятельности. Очень часто творческие занятия считаются как бы менее значимыми, чем научная деятельность. В результате происходит развитие левой половины, она становится чересчур критичной, эгоцентричной, всеведущей, запугивающей и почти автономной.

С другой стороны, правое полушарие мозга — тихое, скрытное, робкое, напуганное и, возможно, недостаточно развитое. Это неиспользованное правое полушарие может обладать богатством интуитивной проницательности, что в основном остается невос­требованным, поскольку когда какая-то идея начинает всплывать из правой половины и входить в сознание, то левая половина сразу же начинает говорить вам о том, почему эта идея глупа и нерациональна.

Для того чтобы развить пальпаторные навыки и начать воспринимать физиологические движения краниосакральной системы, необходимо на некоторое время отключить у себя ввод данных из левой половины мозга. Пусть эти навыки разовьются без выслушивания посланий от сознания вашей левой половины, которое настаивает на том, что того, что вы ощущаете, на самом деле нет, это все — ваше воображение. Игнорируйте такую критику. Позвольте вашему правому полушарию получить шанс для развития и добиться уверенности в себе. Ваши способности и та информация, которые подавлялись до сих пор в вашем правом полушарии, возможно, удивят вас. Ваше правое полушарие так долго запугивалось, что оно стало чрезмерно робким. Поэтому первые послания правого полушария, которые вы воспринимаете созна­тельно, могут быть очень слабыми, неуверенными и быстротечными. Вынашивайте их, вытаскивайте, проявляйте доброжелательность и осторожность к вашей интуиции. Если дать шанс, то она разовьется очень быстро. Как только в течение некоторого времени вы научитесь отслеживать свои восприятия и ощущения в качестве эмпирика, а не ученого, и после того как ваши пальпаторные навыки и правое полушарие получат свое развитие и приобретут уверенность в себе, у вас появится достаточно времени для того, чтобы критически осмыслить информацию, получаемую с помощью ваших ощущений. Тут вовсе не имеется в виду, чтобы вы совсем выключили у себя активность левого полушария. Скорее мы хотим предоставить ему отдых, с тем чтобы другое полу­шарие получило возможности для развития.

Поэтому с самого начала мы обращаемся с такой просьбой: принимайте то, что вы ощущаете, как реальность. Не пытайтесь с позиций рационального осознать это. Дайте себе шанс научиться. Риск для проигравшего в игре под названием: «Я доверяю своим рукам» — минимален. А потенциальные возможности для тех, кто добился успеха, — огромны, гораздо больше, чем вы в данный момент даже можете себе вообра­зить. Запомните, что потенциал человечества ограничен только его собственным пред­ставлением о том, что такое ограничение. Расслабьтесь, и пусть все идет своим чередом.

Обычно мы начинаем обучать людей пальпировать краниосакральный ритм с наиболее очевидных движений человеческого организма. Одно из таких движений, с которым вы должны уже быть хорошо знакомы, — это сердечный пульс. Выберете время. Удобно расположитесь. Если вам будет некомфортно, то импульс раздражения от собственных напряженных мышц и дискомфорт создадут уровень шума для входных сигналов, который помешает вашему восприятию.

Пропальпируйте лучевые пульсации, когда человек лежит в удобном положении на спине. Ощутите явный пик пульсации. Также настройтесь на подъем и спад градиента давления. Как долго длится диастола? Каково качество подъема пульсового кровяного давления после диастолы? Отчетлив ли он, постепенен и ровен? Насколько обширен пик давления? Происходит ли спад давления быстро, постепенно, ровно или ступенчато? Запомните ощущение от пульса человека, с тем чтобы вы смогли воспроизвести его мысленно после того как прервете фактический физический контакт с телом пациента. Часто после того как вы услышите несколько раз какую-нибудь песню, потом вы сможете ее спеть самостоятельно; аналогичным образом вы должны научиться мысленно воспроизводить свое пальпаторное восприятие пульса после того, как прервете контакт.

Теперь пропальпируйте пульсовую волну сонной артерии у пациента. Запомните ее характеристики точно так же, как вы это делали с лучевым пульсом. Сравните память о морфологии волны лучевого пульса с памятью о морфологии волны пульса сонной артерии.

Теперь пальпируйте и лучевую пульсовую волну, и пульсовую волну сонной артерии одновременно. Сравните их. Похожи ли наклонные подъемы? Одинаковы ли пики? Сейчас выучитесь сравнивать характеристики одного пульса с другим. Если вы способны осознать такие тонкие различия, не беспокойтесь о том, почему эти различия существуют или же не существуют.

Попытайтесь запомнить характеристики пульсов вашего пациента. Затем срав­ните их с пульсом другого пациента. Иногда, чтобы начать устанавливать связь между пальпацией и отчетливым зрительным образом того, что вы ощущаете, помогает построение графического изображения морфологии пульсовой волны. В начале, возможно, вам будет удобнее, когда вы мысленно создаете отчетливый зрительный образ, чем тогда, когда вы занимаетесь пальпацией, потому что в этом деле вы лучше тренированы. Может показаться, что ваше пальпаторное восприятие почти неосязаемо, чтобы ему доверять.

После того как ваше внимание было приковано к пульсу в организме пациента в лучевой области и в области сонной артерии, просто положите свои руки на грудь пациента и пропальпируйте сердечно-сосудистую активность.

Пальпация груди

После того как вы поработали с сердечно-сосудистой активностью и запомнили ее характеристики, сосредоточьтесь на дыхательных движениях грудной клетки. Зафиксируйте в памяти эти движения. Затем переключитесь на сердечно-сосудистую активность, обратно — на дыхательную, затем обратно — на сердечно-сосудистую, и так несколько раз — до тех пор, пока вы не научитесь пальпировать только то, что пожелаете, сохраняя другие движения на бессознательном уровне в качестве «фонового шума». Запомните, вы должны развить у себя способность переносить любую деталь такого фонового движения в фокус своего внимания, когда это потребуется.

Пальпация головы

Следующий шаг — осторожно прикоснитесь к голове пациента. Мы употребляем слово «прикосновение», поскольку величина давления между вами и вашим пациентом создается, главным образом, за счет веса головы пациента, воздей­ствующего на ваши руки. Там, где вес головы не оказывает давления, ваши прикосно­вения должны быть очень мягкими — порядка пяти грамм или менее того. Расположите кисти своих рук симметрично, так чтобы вес затылка приходился на область возвы­шения мизинца и на ладонь руки, а также на 4-й и 5-й пальцы.

Закройте глаза. Когда вы осторожно качаете, как в люльке, голову пациента, почувствуйте сердечно-сосудистую активность. Начинайте осознавать различные артериальные пульсации у вашего пациента, а также обобщенную пульсацию всей головы в ритме с сердцем, работающим как насос.

После того как вы ознакомились с сердечно-сосудистой активностью головы пациента, обратите внимание на движение головы в соответствии с дыхательной активностью. Вы заметите едва различимую флексию и экстензию шеи, что соот­ветствует ритмической активности дыхания пациента.

Ваши глаза по-прежнему закрыты. Как только вы самым тщательным образом ознакомились с движениями головы пациента в соответствии с его сердечно­сосудистой и дыхательной активностью, выбросите это из вашего здравого сознания. Начните осознавать другие движения, которые оставались для вас неизвестными. Пусть кисти ваших рук двигаются вместе с головой пациента, как будто эти кисти и голова слиты воедино. Пользуйтесь для пальпации всей кистью, а не только пальцами. Почувствуйте, что делают ваши кисти через осознание тех посланий, которые посту­пают от проприорецепторов в руках. Когда вы продолжаете держать свои руки и голову пациента как бы сплавленными вместе, при этом ваши глаза закрыты, то вам начнет казаться, как будто кистями ваших рук совершается все больше и больше движений. Откройте глаза, и вы убедитесь на основании своего визуального восприятия, что кисти рук вообще едва передвигаются. Если это происходит, значит, вы начинаете пре­увеличивать свои пальпаторные и проприоцептивные ощущения.

По мере того как вы продолжаете свои исследования в области получения пальпаторной информации, вы начинаете постепенно осознавать, что голова пациента медленно и ритмично расширяется и сужается с ритмом приблизительно от 6 до 12 циклов в минуту. Когда затылок расширяется, то кажется, что его основание выдви­гается вперед, образуя дугу относительно поперечной оси движения (приблизительно на два дюйма вперед от иниона). Такое расширяющееся движения, когда арка (дуга) образуется впереди, является фазой флексии цикла движения краниосакральной системы. После того как затылок закончит фазу движения во флексии и возвращается в нейтральную зону, на мгновение наступает расслабленное состояние, затем он начинает двигаться в фазу экстензии цикла движения краниосакральной системы. Это ощущается как сужение поперечного размера затылка, при этом наблюдается аркообразующее движение, противоположное тому, которое воспринималось при флексии.

При помощи кистей рук, расположенных в той же позиции, вы можете паль­пировать некоторые участки сосцевидных отростков височной кости и некоторые задние участки теменных костей. Во время фазы экстензии краниосакрального движения поперечный размер этих костей отчасти сужается.

Кроме того, вы можете теперь начинать отмечать симметрию фаз движения во время флексии и экстензии, когда они проходят свои циклы. Идеальное состояние — состояние совершенно симметричного движения. Такая совершенная симметрия — явление редкое, если только до вашего обследования пациент не прошел курс успешного лечения с помощью краниосакральных техник.

Также вы должны начинать сознавать, что затылок, височные и теменные кости двигаются независимо друг от друга. Шов — это структура, которая позволяет такое независимое движение.

Пусть ваши руки в течение нескольких минут остаются на месте. Ваши глаза закрыты, вы расслаблены. Дайте разгуляться воображению. Вас, по всей вероятности, учили тому, что таких видов движений, которые вы ощущаете, не существует; или же если бы они существовали, их восприятие с помощью таких грубых инструментов, как человеческие руки, было бы невозможно.

Если это так, то что же вы ощущаете? Действительно ли это ваше воображение? Позднее у вас будет много времени для решения этого вопроса. Прежде всего предо­ставьте своим ощущениям шанс для развития и приобретения уверенности в себе. Это происходит очень быстро.

После того как вы пропальпировали (или вообразили, что пропальпировали) едва уловимые, слабые движения краниосакральной системы у одного пациента, обсле­дуйте других. Повторите все манипуляции. Научитесь делать отличия между различ­ными физиологическими движениями у одного пациента, а затем делать то же самое для других.

По мере того как вы наберетесь опыта, вы начнете замечать индивидуальные отличия у разных людей; в вашем мозге будет сталкиваться информация относительно норм воспринимаемых физиологических движений.

Как только вы наберетесь опыта в пальпаторных восприятиях, создаваемых в процессе сосредоточения внимания на сердечно-сосудистых движениях, дыхательных движениях и движениях краниосакральной системы при обследовании одного или нескольких пациентов, возникает вопрос: ощущаете ли вы именно физиологические движения пациента или свои собственные? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы должны практиковать на себе и основательно ознакомится с «чувством» ритмов своего собственного организма.

Сядьте. Руками легко прикоснитесь к голове. Осознайте в своей собственной голове следующие физиологические движения: сердечно-сосудистые, дыхательные и движения краниосакральной системы. Освойтесь с этими движениями. Раз уж вы узнали свои собственные движения, вас уже будет не ввести в заблуждение относи­тельно тех пальпаторных ощущений, которые возникают от пациента, и тех ощуще­ний, которые идут из вашего собственного организма. Если вы проводите время в работе, вы приобретаете необходимый опыт для того, чтобы пальпировать с уверен­ностью.

У вас появилось спокойствие и уверенность в том, что вы, обследуя голову у нескольких пациентов, овладели опытом восприятия сердечно-сосудистого и дыха­тельного движения, а также движения краниосакральной системы. Вы развили у себя способность переключать внимание с одного физиологического движения на другое. В таком случае вас можно считать подготовленными к тому, чтобы перейти к рассмо­трению других участков головы и туловища.

Выше говорилось о том, что фаза флексии краниосакрального движения — это, в общих чертах, расширение задних сегментов головы. Фаза экстензии — это незна­чительное сужение. При рассмотрении головы в целом, флексия представляет собой поперечное расширение всей головы, поскольку происходит укорочение ее передне-заднего размера. Экстензия — прямо противоположное явление, то есть поперечное сужение, сопровождаемое переднезадним удлинением. Эти изменения могут быть пропальпированы с помощью различных положений кистей рук на голове.

Пальпаторное прикосновение — чрезвычайно легкое: 5 грамм давления — уже слишком много. Представьте себе, что вы ощущаете при движении волоска.

Кроме того, что вся голова постоянно изменяет свою форму вместе с ритмическим движением краниосакральной системы, все тело также совершает физиоло­гические и непроизвольные движения вместе с краниосакральным ритмом.

Во время фазы флексии краниосакрального движения кажется, что все тело целиком совершает легкое наружное вращение и расширяется. Во время фазы экстензии кажется, что тело совершает внутреннее вращение и незначительно сужает­ся. Такие движения можно легко пропальпировать на ступнях ног и в коленях, бедрах, в области таза, на руках, шее и на других участках тела. Ключевым моментом в обнару­жении такого вида движения организма служит осторожность вашего прикосновения. Если при контакте с телом пациента вы вызовете у него любую защитную реакцию тканей, этим вы будете сдерживать то самое движение, которое пытаетесь воспринять. Если же вы, обследующий, чувствуете себя напряженно и некомфортно, ваше собст­венное напряжение будет подавлять вашу способность к восприятию.

Легко положите кисти рук на тело пациента. Пусть ваши руки сольются с телом пациента, с помощью проприорецепторов воспринимайте движения кистей ваших рук.

Пальпация крестца

Следующая область краниосакральной системы, с которой вы должны познакомиться, — это крестец.

Для того чтобы пальпировать движение крестца, располагаем его в своей руке так, чтобы верхушка находилась в ладони. Поясничный отдел крестца должен лежать между вашим третьим и четвертым пальцами. Кончики пальцев при этом вытянуты цефалически, выше крестцового основания у пациента к уровню 4-го или 5-го пояс­ничных позвонков.

Когда краниосакральная система находится в фазе флексии своего движения, верхушка крестца движется вперед. Во время фазы экстензии она движется назад. Такие движения — едва уловимы и могут быть совершенно синхронными с кранио­сакральным движением головы или же могут запаздывать на секунду или две, в зави­симости от количества и качества ограничений, оказывающих влияние на свободную крестцовую мобильность.

При обследовании движения крестца пациент лежит либо на спине, либо на боку, либо на животе. При изучении этого движения вам необходимо практиковать со всеми тремя положениями пациента и развивать у себя одинаковую легкость в работе с ними. Обычно начинающие врачи жалуются на нечув­ствительность руки под крестцом, когда пациент лежит на спине. Однако такое снижение чувствительности, вызванное сжатием, не снижает проприоцептивного восприятия; на самом деле она отчасти способна повысить проприоцептивпую чувст­вительность за счет удаления тактильного (осязательного) шума. Когда крестец пациента, лежащего на спине, находится на вашей руке, сильно обопритесь на свой локоть, закройте глаза, и пускай ваша рука сольется с крестцом. Почувствуйте, что делает ваша рука.

Другая полезная техника для близкого знакомства с крестцовым движением состоит в том, чтобы пальпировать синхронность движения между крестцом и затылком. Это можно выполнить следующим образом: один врач пальпирует затылок, в то время как другой пальпирует крестец. Каждый врач сообщает вслух другому врачу, когда начинаются и заканчиваются фазы флексии и экстензии. Того же самого можно достичь, если расположить одну вашу руку на крестце, а другую на затылке пациента, с тем чтобы вы могли одновременно отслеживать движения флексии и экстензии на обоих концах дуральной трубки.

Одновременную пальпацию крестца и затылка один врач может легко осущест­вить, когда пациент находится лежа на боку. В таком положении у пациента под головой должна быть подходящая подушка, с тем чтобы шея не искрив­лялась на одну сторону. Искривление или изгибание шеи в одну сторону мешает синхронности движения между крестцом и затылком. Такие помехи можно наглядно продемонстрировать в том случае, если пациент сильно наклонит голову на бок, когда вы пальпируете краниосакральное движение в затылке и крестце.

Имея некоторый опыт, используя живых людей в качестве обучающих пособий, вы вскоре начнете замечать значительные отличия у разных людей в амплитуде движе­ния, его симметрии и энергии, которая управляет этим движением. Накапливайте такую информацию в своей памяти. Храните информацию о том, что такое норма, с тем чтобы вы смогли осознать отклонения от такой нормы. В конечном счете эти отклонения приобретут свое диагностическое и патофизиологическое значение.

Паравертебральная мускулатура — еще одна область, которая может оказаться полезной в смысле диагностики.

Когда пациент сидит или лежит на спине, пропальпируйте краниосакральное движение в паравертебральных зонах от затылка до крестца. Придерживайтесь того, чтобы остистые отростки находились между вашими пальцами. Изменения в краниосакральном ритме паравертебральных зон можно использовать в диагностических целях для локализации повреждения нервного корешка и повреждений спинного мозга. У денервированной мышцы физиологическое движение находится в пределах от 20 до 30 циклов в минуту. Данную информацию можно исполь­зовать при уточнении различных диагнозов, при боли, вызванной соматической дисфункцией, и при защемлении нервного корешка.

Как и для любого другого навыка, для развития пальпаторной чувствительности требуется практика. Опыт, накопленный в результате практических занятий, на которых небольшие группы врачей-практиков работают совместно, руководствуясь при этом некритическим подходом к делу, является самым продуктивным.

Как уже говорилось, не позволяйте, чтобы ваш рассудок препятствовал развитию пальпаторных навыков. Расширяйте возможности для применения своих рук. После того как вы получите представление об «интуитивном уровне», который могут выпол­нять ваши руки, у вас будет предостаточно времени для занятий критикой с позиций рассудка. Предоставьте «правому мозгу» шанс проявить свои способности без того, чтобы ваш «левый мозг» постоянно тянул свою волынку, все время спрашивая: «Что это такое?» или «Разве такое возможно?». Обучайтесь с помощью практических действий.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".