Пользовательский поиск

Терапевтические краниосакральные техники

В краниосакральной терапии применяются техники, которые можно охарактери­зовать как ненавязчивое и непрямое воздействие. В некоторых ситуациях можно прибегнуть к прямым лечебным техникам, применяемым против барьеров сопротив­ления. Но лишь в том случае, если сам организм пациента указал вам на необходимость выбора прямого метода лечения.


Непрямая техника

Непрямая техника, как мы ее определяем, такая, которая снимает ограничение или патологический барьер, препятствующий движению, при помощи стимулиру­ющего движения по направлению к свободе (которое обычно противоположно направлению ограничения). Это одна из разновидностей принципа «отпирания». Очень часто, для того чтобы открыть замок, мы должны сначала излишне преувеличить запирание. То же самое справедливо и для непрямой краниальной техники. Терапевт следует за ограниченной в движении структурой до такого ее предела, по направлению к которому она движется с наибольшей легкостью, то есть по направлению, в котором она проявляет самую большую амплитуду врожденного движения. Когда структура пытается вернуться из такой крайней позиции, терапевт проявляет неподвижность. Вы не должны нажимать на эту структуру или пытаться расширить предел амплитуды ее свободного движения. Здесь имеет место врожденное движение структуры, когда она пытается вернуться в нейтральное состояние, и оно будет действовать против вас. Когда врожденное движение структуры остановит свое воздействие против вас, вы сможете задать ему ход дальше в направлении свободной амплитуды движения, часто называемом «направлением свободы». Когда происходит такое удаленное от вас движение, следите за ним, уберите слабину, но без нажима. В конце цикла движение снова начнет вас отталкивать. Еще раз терапевт проявляет неподвижность. Повторите такую манипуляцию на протяжении еще нескольких циклов врожденного краниосакрального движения. В конце концов произойдет смягчение ткани, или высвобож­дение. Это именно тот терапевтический эффект, которого вы ожидали. Ткань «отперла» сама себя. Проследите за движением в течение нескольких его циклов и снова оцените свободу движения и симметрию.

Когда вы выполняете данную терапевтическую технику, пути движения могут измениться. Наше правило заключается в том, чтобы позволить структуре двигаться по любому новому для нее пути, который она выбирает. Не заставляйте ее возвращаться в нейтральное положение потому же самому, по которому она пришла. Данный прием и является тем, что мы имеем в виду, когда говорим о непрямой технике.

Прямая техника

Прямая техника — по своей сути противоположна непрямой технике. Как только барьер для нормального физиологического движения определен, терапевт с осторож­ностью помогает ограниченной структуре или оболочке пройти через этот патоло­гический барьер ограничения и таким образом устранить его.

При проверке движения, методе, который является первоначальным при обсле­довании на наличие ограничительных барьеров, терапевт стимулирует движение; как только структура начинает двигаться в направлении побудительного толчка, терапевт возвращается к роли пассивного наблюдателя. Задача заключается в том, чтобы увидеть, насколько далеко и с какой степенью свободы или ограничения структура может двигаться в ответ на побуждение. Цель — не в том, чтобы проследить, насколько далеко и через какое количество барьеров эту структуру можно протолкнуть. В про­цессе такого проталкивания вы можете никогда не найти истинную, лежащую в основе всего проблему. При этом существует вероятность осложнения такой проблемы из-за возникновения дальнейших повреждений и ограничительных барьеров.

Мы говорим о восстановлении автономной эластичности как о позитивном терапевтическом эффекте краниосакральной терапии. Автономная эластичность — термин, используемый для описания улучшения способности нервной системы эффективно реагировать на стресс и другие сложные ситуации.

Автономная нервная система поддерживает жизненно важные функции и помо­гает человеку существовать без необходимости участия сознания. Она состоит из двух основных отделов: симпатического и парасимпатического. Симпатический отдел заставляет организм реагировать в случае опасности, несчастия, стресса, в состоянии гнева, экстаза посредством увеличения числа сердечных сокращений, изменения кровяного давления, объема обменного поглощения воздуха, прилива крови к мышцам и других реакций, необходимых человеку для того, чтобы быстро перейти к действиям.

В повседневной жизни у человека часто возникают стрессовые ситуации, и симпатическая система активизируется снова и снова. Часто становится невозможным освободиться от накопившегося стресса, потому что в условиях современного обще­ства у человека нет возможности быстро перейти к действиям, с тем чтобы растратить энергию, генерированную возбужденной симпатической нервной системой. Поэтому степень тонуса, или тоническая активность, симпатической системы день заднем рас­тет по мере того, как мы аккумулируем у себя все больше энергии от стрессовых раздражителей, чем можем ее расходовать. Такое повышение тонуса симпатической нервной системы ведет к тому, что увеличивается число сердечных сокращений, повышается кровяное давление, сжимается желудок, возникает спазм гладкой мускулатуры внутренних органов, а кровоток отводится от жизненно важных органов к мышцам. Находясь в таких условиях, организм не может функционировать нормаль­но. Для того чтобы нейтрализовать состояние готовности к «бою или бегству», устанавливаемое посредством симпатического гипертонуса, парасимпатическая нервная система должна оказывать гораздо более сильное воздействие, с тем чтобы снизить частоту сердечных сокращений, понизить кровяное давление, наладить процесс пищеварения и уменьшить спазм мышц внутренних органов.

Стрессовые раздражители продолжают действовать на организм. Стрессовых раздражителей мы воспринимаем гораздо больше, чем растрачиваем энергии, поэтому симпатический тонус продолжает возрастать. Также должен расти и парасимпатиче­ский тонус, с тем чтобы противодействовать влиянию симпатической системы. В конце концов настает такой момент, когда парасимпатическая нервная система не может больше эффективно противодействовать возросшей энергии в симпатической системе. Кровяное давление повышается, число сердечных сокращений увеличи­вается, в результате может развиться спастический колит, пептическая язва или же другие многочисленные дисфункции. Мы называем такие состояния функциональ­ными заболеваниями. Автономная нервная система утрачивает свою эластичность. Она больше не в состоянии эффективно бороться с накопившейся стрессовой энер­гией в симпатической нервной системе. Парасимпатическая система истощена.

Благотворное влияние множества терапевтических техник заключается в восстановлении автономной эластичности. Поскольку автоном­ная нервная система играет большую роль в гомеостатической активности организма, то при восстановлении автономной эластичности многие гомеостатические механиз­мы становятся гораздо эффективнее.

Но чтобы избежать некоторого недо­понимания, нужно дать определение ряду терминов и выражений.

Фасциальная непрерывность — сочетание, которое указывает на то, что фасция в организме человека непрерывна от макушки головы до нижнего основания ступней. Мы рассматриваем общую фасцию тела как слоистую по своему строению оболочку, с карманами, инвагинациями и трубами для различных структур и органов. Она ориентирована главным образом в продольном направлении и при расслабленной мускулатуре свободна для скольжения на расстояние в несколько миллиметров. Можно передвигаться от одной части тела к любой другой через фасцию.

Термин перекрестно-ограничивающие диафрагмы предполагает под собой определенные концептуальные рамки, в которых мы располагаем эти конкретные структуры. Мы рассматриваем эти диафрагмы в качестве поперечных поддержива­ющих систем для продольно ориентированного фасциального слоя. Они являются неотъемлемой частью системы и очень важны для ее функциональной целостности. Перекрестно-ограничивающие диафрагмы представляют собой зоны, находящиеся под большим напряжением внутри фасциальной системы организма; поэтому чаще всего они становятся участками дисфункции фасциальной системы.

Под термином нервно-мышечно-скелетная система подразумевается, что любое разделение между нервной системой, мышечной системой и скелетной системой, с функциональной точки зрения, носит искусственный характер. Поэтому мы и употребляем слово: «нервно-мышечно-скелетная» для выражения функциональной целостности этих систем.

Поражение — это область тела, вовлеченная в патологический процесс, или под­верженная дисфункции. Остеопатическое поражение — термин, используемый для обозначения пальпируемых параспинальных (околопозвоночных) участков, где наблюдается отклонение от нормы в структуре ткани, либо склонность к уплотнению, либо — к распухшей мягкости. Он означает дисфункциональный синдром, который включает в себя сосудистую патологию, мышечный гипертонус, болезненность при пальпации, повышенную сегментальную чувствительность позвоночного столба, висцеральную дисфункцию вегетативной нервной системы: все это локализуется в области остеопатического поражения.

Соматическая дисфункция — термин, принятый некоторыми профессионалами-остеопатами для замены термина «остеопатическое поражение». Сторонники термина «соматическая дисфункция» считают, что он более приемлем с научной точки зрения, чем термин «остеопатическое поражение». Оппоненты приводят аргументы в пользу того, что комплекс остеопатического поражения, или синдром, подразумевает под собой гораздо больше, чем соматическую, или телесную (в значении мышечно-скелетную), дисфункцию.

Внутренняя среда — это окружающая среда под кожей тела, в которой существуют все молекулы, клетки и функционирующие органы. Она включает в себя все — от вязкости интерстициальной жидкости до концентрации водородных ионов в моче. Она также включает в себя такие физические параметры, как давление, в том числе внутричерепное, и температуру.

При обсуждении дисфункций головного мозга мы упомянем некоторые патологи­ческие состояния:

Аутизм — состояние, вызванное неизвестной этиологией. Дети, страдающие аутизмом, необщительны, предпочитают иметь дело с неодушевленными предметами из окружающей обстановки. Такой ребенок часто ругает сам себя, проявляет желание кусать свои руки или запястья, стукаться головой и т.д. Дети, больные аутизмом, редко проявляют эмоции за исключением эпизодов деструктивного характера. Обычно они не желают устанавливать связь посредством зрительного восприятия и проявлять привязанность по отношению к другим людям. Несмотря на это, нам удалось помочь многим детям, страдающим аутизмом. Такие дети часто подвержены припадкам. Их умственные способности отличаются непостоянством, и часто у них проявляется превосходная моторная координация. Поскольку причина аутизма — неизвестна, то возникает множество разногласий по поводу постановки такого диагноза.

Дети с повышенной подвижностью — это те, кто может проявлять вниматель­ность лишь в течение очень короткого времени. Они не в состоянии спокойно усидеть на месте, это те, кому навесили такой ярлык согласно «системе». Мы склонны рас­сматривать подобное состояние как удобный диагноз, который ставится всем плохо управляемым детям. Тем не менее, у большин­ства таких детей оказывается поразительная реакция на краниосакральную терапию.

Предположение, которое сделано нами исходя из нашего опыта, заключается в том, что в дальнейшем поведенческий синдром, называемый гиперкинезией, нужно подразделять на гиперкинезию, вызываемую дисфункцией краниосакральной систе­мы, гиперкинезию, вызываемую пищевой или химической непереносимостью, и гиперкинезию, вызываемую эмоциональными и психосоциальными причинами.

Неспособность к научению можно рассматривать аналогично состоянию гиперкинезии, описанному выше. Мы убедились в существовании большого числа детей с неспособностью к научению, на которых благотворное воздействие оказала кранио­сакральная терапия.

Имеется также несколько анатомических терминов, употребляемых нами, кото­рые требуют краткого пояснения:

  • Передний — по направлению к передней стороне тела.

  • Задний — по направлению к задней стороне тела.

  • Цефальный — по направлению к голове.

  • Каудальный — по направлению к нижней части тела.

  • Педальный — по направлению к стопам.

  • Латеральный — по направлению к боковой стороне тела.

  • Медиальный — по направлению к центру тела.

  • Верхний — по направлению вверх.

  • Нижний — по направлению вниз.
Следующие участки на черепе имеют специальные названия:
  • Астерион (Asterion) — соединение височной, теменной и затылочной костей.

  • Брегма — соединение венечного и сагиттального швов.

  • Инион — внешний затылочный выступ.

  • Лямбда (Lambda) — соединение затылочно-теменного и сагиттального швов.

  • Птерион — соединение лобной, теменной, клиновидной и височной костей.

  • Внутренний орган — тот, который не является мышцей или костью. Печень, сердце, легкие и т.д. — это внутренние органы.

  • Прилежащие структуры (Adnexa) — соединительные ткани, тесно связанные с внутренними органами.

  • Тенар — возвышение большого пальца кисти — утолщенный жировой участок ладони руки на стороне большого пальца. Гипотенар — выступ, который находится на стороне пятого пальца.

  • Внутренняя ротация — поворот во внутрь. Например, ступни с пальцами ног, обращенными вовнутрь, и т.д.

  • Наружное вращение — противоположно внутреннему вращению.

Лимфатический насос — любая лечебная техника, которая способствует продви­жению лимфатической жидкости по телу. Основная причина для использования техники лимфатического насоса заключается в том, чтобы усилить вымывание токси­ческих веществ из организма и улучшить циркуляцию антител. Данную технику рекомендуется производить при лечении инфекционных заболеваний и токсических состояний.

Обычно лимфатический насос выполняют одним из двух способов, в обоих случаях пациент лежит на спине. В одном способе терапевт располагает свои ладони над подошвами стоп пациента. На стопы периодически оказывается нажим со скоростью почти 180 раз в минуту и с экскурсом 5-10см до тех пор, пока вы не увидите, что живот пациента вибрирует. Это продолжается 5-10 минут. В другом способе терапевт стоит позади головы пациента, положив руки на переднюю часть его грудной клетки. Пациента просят дышать немного глубже, чем обычно. Когда пациент выдыхает, терапевт отслеживает задне-каудальное движение его грудной клетки. Однако настойчиво препятствуют передне-цефальному движению при вдохе. Это повторяется на протяжении 3-4 циклов с постоянным нажимом на грудную клетку. Затем сразу же после начала вдоха терапевт внезапно убирает руки. Должен быть услышан звук: «уушинн» (whooshing). Эту технику можно повторить 2 или 3 раза.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".