Пользовательский поиск

Дислексия - причины, признаки и лечение

Дислексия, также известная как расстройство чтения или алексия, это неспособность учиться, характеризующаяся проблемами с чтением, несмотря на нормальный интеллект. Разные люди страдают в разной степени. Могут возникнуть проблемы с озвучиванием слов, правописанием слов, быстрым чтением, написанием слов, произнесением слов при чтении вслух и пониманием прочитанного. Часто эти трудности впервые замечают в школе. Трудности не являются добровольными, и люди с этим расстройством имеют нормальное желание учиться.

Продолжение ниже

Препятствия на пути к совершенству. Часть 1

... что у них есть все для достиже­ния поставленной цели. Эта же причина лежит в основе многих психологических проблем (например, дисграфии и дислексии). До того как было сделано это открытие, кажущаяся неспо­собность людей добиваться того, что представляет для них оче­видную важность ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Причина дислексии, как считается, связана с генетическими и экологическими факторами. В некоторых случаях проблема охватывает всю семью. Она возникает чаще у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и связана с проблемами с математикой. Когда состояние начинается у взрослых, оно может возникнуть в результате черепно-мозговой травмы, деменции или инсульта. Основным механизмом считаются проблемы с обработкой мозгом языка. Диагностика основана на серии тестов памяти, правописания, способности видеть и навыков чтения. Это стоит отдельно от трудностей с чтением, возникших из-за плохого преподавания или проблемам со зрением или слухом.

 Терапия обычно включает корректировку методов обучения, чтобы удовлетворить потребности человека. Хотя она не лечит основную проблему, трудности могут быть улучшены. Лечение, направленное на зрение, эффективным не является. Алексия считается наиболее распространенным затруднением с обучаемостью, влияя примерно на 3-7% людей. Хотя ее диагностируют у мужчин чаще, по мнению некоторых специалистов, она на самом деле влияет на мужчин и женщин в равной степени. До 20% населения могут иметь симптомы в некоторой степени. Дислексия встречается во всех районах мира.

Содержание

  1. Классификация
  2. Видео о дислексии
  3. Признаки и симптомы дислексии
  4. Причины
  5. Механизмы
  6. Диагностика
  7. Лечение дислексии
  8. Эпидемиология
  9. Прогноз
  10. История
  11. Дислексия в исследованиях и обществе

Классификация

Дислексия, как считается, имеет два вида причин, одна связана с обработкой языка, а другая – с визуальной обработкой. Ее призанли когнитивным расстройством, а не проблемой интеллекта. Из-за нее часто возникают эмоциональные проблемы. Есть много опубликованных определений, чисто описательных или вовлекающих предложенные причины, охватывающие разнообразные навыки чтения, дефицита и трудности с различными причинами, а не только состояние. По определению Национального института неврологических расстройств и инсульта США, дислексия представляет собой сложности с правописанием, фонологической обработкой (управление звуками) или быстрой визуально-вербальной реакцией. Согласно определению Британской ассоциации дислексии, это затруднения в обучении, которые влияют в первую очередь на навыки, участвующие в точном и плавном чтении слов и правописанит. Для него характерны трудности в фонологической осведомленности, вербальной памяти и скорости словесной обработки.

Приобретенная алексия может быть обусловлена повреждением головного мозга в связи с инсультом или атрофией. Формы алексии включают чистую алексию, поверхностную, фонологическую, семантическую и глубокую дислексию.

Видео о дислексии

Признаки и симптомы дислексии

Симптомы в раннем детстве, которые коррелируют с поздней диагностикой дислексии, включают задержанное начало речи, затруднение различения левой и правой сторон, трудности с направлением, а также то, что ребенок легко отвлекается из-за фонового шума. Хотя они бываю у дислексиков, перестановка букв или слов или зеркальное письмо не входит в определение дислексии, и отношение с ней является спорным.

Как правило, дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сопутствуют друг другу. Около 15% людей с дислексией также имеют СДВГ, а 35% людей с СДВГ являются дислексиками.

Дети школьного возраста с дислексией могут проявлять признаки проблем с идентификацией или созданием рифмующихся слов или при подсчете слогов в словах – все это зависит от фонологической осведомленности. У них также могут быть трудности при сегментации слов в отдельные звуки или при произнесении слова звуки могут смешиваться, что указывает на снижение фонематической осведомленности. Трудности с поисками слова или наименованием предметов также характерны для дислексии. Дислексики, как правило, плохо произносят слова по буквам, это свойство иногда называют дисорфографией или дисграфией, и это зависит от орфографического кодирования.

Проблемы переносятся в подростковый и взрослый возраст и им могут сопутствовать трудности с обобщающими рассказами, запоминанием, чтением вслух или изучением иностранных языков. Взрослые дислексики часто читают, хорошо понимая прочитанное, при этом, как правило, читают медленнее, чем не дислексики, и хуже выполняют тесты с произнесением слов по буквам при чтении бессмысленных слов – мера фонологической осведомленности.

Распростран миф о дислексии, что ее отличительной чертой является написание или чтение букв или слов в обратном направлении. Однако это верно для многих детей, когда они учатся читать и писать.

Язык

Непосредственное влияние на то, как трудно научиться читать, оказывает орфографическая сложность языка. Так, в английском и французском языках сравнительно глубокая орфография в рамках системы письма латинского алфавита со сложными структурами, использующими модели правописания нескольких уровней: буквенно-звуковое письмо, слоги, морфемы. Такие языки, как испанский, итальянский и финский, отличаются алфавитной орфографией, которая использует в первую очередь буквенно-звуковое письмо, так называемую мелкую орфографию, поэтому людям с дислексией их легче учить. В логографических системах письма, например, китайские иероглифы, есть графемы, которые находятся в рамках, несвязанных с произношением, что создает проблемы для учащихся, страдающих дислексией.

Сопутствующие состояния

Некоторые проблемы с обучаемостью часто встречаются вместе с дислексией, но неясно, имеют ли они общие основные неврологические причины. Эти затруднения могут включать:

Дисграфия – заболевание, которое выражается, прежде всего, через письмо или печатание, хотя в некоторых случаях оно может также повлиять на координацию глаза-руки, процессы, ориентированные на направление или последовательность, такие как завязывание узлов или выполнение повторяющихся задач. У дислексиков дисграфия часто многофакторная из-за нарушенного автоматизма, проблем с моторной последовательностью пальцев, трудностей с организацией и развитием, и нарушением визуальной формы слова. Отсюда трудности с получением визуальной картины слов, необходимой для произнесения.

Синдром дефицита внимания – есть сообщения о значительной степени коморбидности между СДВГ и дислексией или расстройствами чтение, с чем сталкиваются 12-24% дислексиков.

Расстройства слуховой обработки – состояние, которое влияет на способность обрабатывать слуховую информацию. Расстройство слуховой обработки – это неспособность слушать. В ырезультате могут появиться затруднения со слуховой памятью и слуховой последовательностью. У многих людей с дислексией имеются проблемы со слуховой обработкой, и они могут разработать свои логографические сигналы, чтобы компенсировать этот тип дефицита. По результатам некоторых исследований, навыки слуховой обработки могут быть первичным ухудшением у дислексиков.

Диспраксия – неврологическое состояние, для которого характерны заметные трудности в выполнении рутинных задач, связанных с контролем баланса, мелкой моторикой, кинестетической координацией, трудности в использовании звуков речи, проблемы с кратковременной памятью и организацией.

Причины

Исследователями прдпринимались попытки определить нейробиологическую основу дислексии с тех пор, как она была впервые выявлена в 1881 г. Примером одной из проблем, с которыми сталкиваются дислексики, это нечеткое видение букв, что может быть обусловлено неправильным развитием у них зрительных нервных клеток. Недавнее исследование выявило возможное генетическое происхождение расстройства.

Нейроанатомия

В сфере неврологических исследований дислексии благодаря современным методам нейровизуализации, таким как функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), удалось выявить связь между структурными и функциональными различиями в мозге детей с трудностями чтения. Некоторые люди с дислексией отличаются меньшей электрической активацией в частях левого полушария головного мозга, участвующих в чтении, в числе которых задняя лобная извилина, нижняя теменная доля, средняя и вентральная височная кора. За последнее десятилетие в исследованиях активации головного мозга при использовании ПЭТ для изучения языка удалось добиться прорыва в понимании нервной основы языка. Предполагалась нейронная основа визуального лексикона и слуховых вербальных компонентов краткосрочной памяти с определенным подтекстом, что наблюдаемое нервное проявление развития дислексии зависит от конкретной задачи (то есть оно, скорее, функциональное, чем структурное). С помощью фМРТ дислексиков получены важные результаты в поддержку интерактивной роли мозжечка и коры головного мозга, как и других структур мозга.

Мозжечковая теория дислексии предполагает, что ухудшение движения управляемой мозжечком мышцы, влияющее на формирование слов языком и лицевыми мышцами, может привести к проблемам беглости, которые характерны для некоторых дислексиков. Мозжечок участвует также в автоматизации некоторых задач, таких как чтение. Некоторые дети-дислексики хуже выполняют задачи моторики и баланса, и это использовалось в качестве доказательства роли мозжечка в их трудностях с чтением. Мозжечковой теории не хватает поддержки контролируемых исследований.

Генетика

Генетические исследования расстройства и его наследования имеют свои корни в изучении мозга людей с дислексией после аутопсии. При наблюдении анатомических различий в языковом центре в мозге дислексика выявлены микроскопические пороки развития коры, называемые эктопиями, и реже сосудистые микро-пороки, а в некоторых ситуациях такие корковые пороки выглядели как микрогирии. Эти и другие исследования предположили отклоняющееся от нормы развитие коры головного мозга, которое, предположительно, произошло до 6-го месяца эмбрионального развития головного мозга или во время него. Аномальные клеточные образования у дислексиков, обнаруженные при вскрытии, также выявлялись в неязыковых мозговых и подкорковых структурах головного мозга. С дислексией были связаны некоторые гены, в том числе DCDC2 KIAA0319 на хромосоме 6 и DYX1C1 на хромосоме 15.

Взаимодействие генов и окружающей среды

В одном исследовании изучалось взаимодействие среды и генотипа в неспособности к чтению при помощи двойных исследований, которые оценивали долю дисперсии, связанную с окружающей средой, и долю, связанную с наследуемостью. Исследования влияния факторов окружающей среды, таких как образование родителей и качество педагога, определили, что генетика оказывает большее влияние в среде с поддержкой, а не в среде, которая не столь оптимальна. Вместо этого, можно просто учитывать эти генетические факторы риска для большей дисперсии в результате, потому что факторы риска среды, которые влияют на этот результат, были сведены к минимуму. Учитывая большую роль среды в процессах обучения и памяти, вполне вероятно, что в навыках чтения значительное место занимают эпигенетические модификации. Для изучения эпигенетических процессов используются эксперименты на животных и оценка экспрессии генов и метилирования в человеческой периферии, но у каждого метода есть множество ограничений в экстраполяции результатов, чтобы применять их в контексте человеческого мозга.

Механизмы

Теория чтения вслух двойного пути была впервые описана в начале 1970-х. Согласно этой теории, два отдельных механизма психика или когнитивных пути, которые участвуют в чтении вслух, с выводом обоих механизмов, способствуют произношению письменного стимула. Одним из механизмов является лексический путь, это процесс, в котором опытные читатели могут признать известные слова только по виду, через процедуру «словарного» поиска. Другой механизм – нелексический или сублексический путь, процесс, посредством которого читатель может «ощутить» письменное слово. Это делается путем выявления составных частей слова (букв, фонем, графем) и применения знаний о связи этих частей между собой, к примеру, как звучат вместе соседние буквы в строке. Система двойного пути может дать объяснение различий в показателях у дислексиков в разных языках. Например, зависимость от фонологических правил в испанском языке может объяснить тот факт, что говорящие по-испански дети показывают выше уровень производительности в несловесном чтения, по сравнению с англоговорящими детьми.

Диагностика

Есть тесты, которые могут указывать с высокой вероятностью на то, что у человека дислексия. Это часто сопровождается полной диагностической оценкой, чтобы определить степень и характер расстройства. Тесты могут проводиться учителем или при помощи компьютера.

Центральная дислексия

Центральная форма включает поверхностную, семантическую, фонологическую и глубокую дислексию. Эти термины применяются для формы расстройства, связанного с развитием, и унаследованного расстройства, наряду с афазией развития и наследственной алексией, которые в настоящее время считаются родственными в значении терминами и синонимами.

В поверхностной дислексии слова с обычным произношением читаются более точно, чем слова с необычным произношением. Сложности в разграничении омофонов являются диагностическим признаком некоторых форм этого вида расстройства. Зачастую оно сопровождается (поверхностной) аграфией и свободной афазией. Приобретенную поверхностную дислексию характеризует появление вследствие повреждения мозга у грамотного ранее человека, из-за чего возникают ошибки произношения, указывающие на нарушения лексического пути.

При фонологической дислексии пациенты способны читать знакомые слова, но сталкиваются с трудностями при чтении незнакомых слов (например, изобретенных псевдо-слов). Считается, что слова они распознают, обращаясь к лексической памяти орфографически, но новые слова распознавать не могут. Эта форма алексии связана с поражением в различных местах в области средней мозговой артерии. Часто также участвует верхняя височная доля. Кроме того, дислексики компенсируют посредством избыточного использования раздела переднего мозга, называемого зоной Брока, связанного с аспектами языка и речи. Исследования указали на теории, что фонологическая дислексия является развитием глубокой формы расстройства. Фонологическую дислексию лечат при помощи Программы последовательности фонем Линдамуд (LiPS). Эта программа основана на трехэтапном сенсорном процессе обратной связи. Дислексик использует свои зрительные, слуховые и устные навыки, пытаясь научиться распознавать слова и структуры слов. Это считается побуквенным чтением, используя технику обработки снизу вверх. В тематических исследованиях в общей сложности трех пациентов обнаружено значительное улучшение в орфографии и способности к чтению после использования этой техники.

Пациенты с глубокой дислексией сталкиваются с семантической паралексией (парадислексия) и фонологической алексией, для которой характерна ситуация, когда пациент читает слово, но вместо обозначенного значения называет связанное значение. Эта форма связана с четкими нарушениями фонологической обработки. Глубокая дислексия обусловлена поражениями, зачастую широко распространенными и включающими обширную часть левой лобной доли. В частности, согласно результатам исследований, глубокая дислексия обусловлена повреждением левой перисильвиарной области лобной доли.

Периферийная дислексия

Она описывалась как тип приобретенной дислексии, для которой характерны проблемы при обработке визуальных факторов терминов. В отличие от других форм дислексии, она происходит из-за травмы системы визуального анализа. С этим состоянием связана гемианопсия, это потеря поля зрения на левой/правой стороне вертикальной срединной линии.

Чистая дислексия (с фонологической основой), также известная как агностическая, алексия без аграфии и чистая словесная слепота, обусловлена трудностями с распознаванием последовательностей букв на письме (например, слов) или иногда даже письма. Она «чистая», потому что не сопровождается другими (значимыми) связанными с языком нарушениями. Чистая дислексия не включает в себя нарушения речи, стиля почерка, языка или понимания. Она обусловлена поражением на участке визуальной формы словы. Он образован левой боковой затылочной бороздой и активируется во время чтения. Его поражение сдерживает передачу сигналов между зрительной корой и левой угловой извилиной. Ее также может вызвать поражение с участием левой затылочной доли и валиком мозолистого тела. Как правило, эту форму сопровождает одноименная гемианопсия в правой части поля зрения. Многочисленное устное перечитывание – метод лечения этого расстройства. Это техника чтения сверху вниз, в которой пациенты читают и перечитывают тексты заданное количество раз или до того, как скорость чтения или точность увеличится на заданную величину.

Обычно считается, что гемианооптическая дислексия происходит от потери зрения поля из-за повреждения мозговой первичной зрительной коры. У дислексиков могут быть жалобы на медленное чтение, но при этом они могут читать нормально отдельные слова. Это наиболее распространенная форма периферической алексии и форма с лучшими свидетельствами эффективных лечебных методов.

Дислексия игнорирования

При дислексии игнорирования больной во время чтения пропускает или неправильно читает некоторые буквы. Как правило, это буквы в начале слова или слева от него. Такая алексия связана с поражениями правой теменной доли. Использование призматических очков в лечении принесло значительную пользу.

Люди с дислексией, связанной со вниманием, жалуются на скученность или миграцию букв, иногда смешивая компоненты двух слов в одно. Такие дислексики лучше функционируют при представлении словесных стимулов в изоляции, а не в окружении других букв и слов. Может помочь использование большого увеличительного стекла, поскольку это может уменьшить эффекты примыкания соседних слов. Однако, по данным 2014 г., пока не имеется публикаций результатов исследований той или иной формы терапии для синдромов левой теменной доли.

Лечение дислексии

При помощи компенсационных стратегий, образовательной поддержки и терапии дислексики могут научиться читать и писать. Благодаря разработанным методам и техническим средства можно оберсти навыки управления симптомами расстройства или их скрытия. Иногда одно только устранение стресса и тревоги может повысить письменное понимание. При вмешательстве посредством алфавитных систем письма усилия направлены на повышение уровня информированности маленького пациента о соответствии между графемами (буквы) и фонемами (звуки) и о том, как соотнести чтение и произнесение, обучая смешиванию звуков в словах. Было обнаружено, что усиленное дополнительное обучение, сфокусированное на визуальном языке (чтение) и орфографии (правописание), дает более длительное преимущество, чем только устное фонологическое обучение. При раннем вмешательстве, когда развиваются языковые области мозга, достигается наиболее успешное долгосрочное воздействие на дислексию. Получен ряд доказательств, что полезным может быть использование специально созданных шрифтов. Дизайн шрифта может иметь влияние на чтение, время чтения и восприятие разборчивости, что верно для любых читателей, в том числе тех, кто имеет дислексию, и тех, кто не имеет.

Проводилось много исследований, посвященных вмешательству, в результате в одном из таких мета-анализ была выявлена функциональная активация в результате. Некоторые результаты испытаний показывают, как реализовывать учебные стратегии.

Эпидемиология

Процент дислексиков неизвестен, но, по оценкам, колеблется от 1 до 33% населения. Средняя оценка составляет от 3 до 4% в данной популяции. На международном уровне разработаны различные определения дислексии, но при значительных различиях в системах письма разные популяции страдают от нее одинаково. Дислексия не ограничивается трудностью с преобразованием букв в звуки, так, у китайских дислексиков есть трудности с переводов форм китайских иероглифов в значения.

Прогноз

Детям с ранних лет возраста по мере взросления требуется инструктаж для анализа слов и правописания, однако, при помощи некоторых шрифтов читатель способен лучше постичь материал перед ним. Прогноз в целом положителен для лиц, у которых состояние определяется в детстве, но которые также имеют поддержку от друзей и семьи.

История

Дислексия была определена Освальдом Берканом в 1881 г., но термин был придуман в 1887 г. Рудольфом Берлине, офтальмологом из Штутгарта. Он применил термин для обозначения случая мальчика, который имел серьезные нарушения в обучении чтению и письму, несмотря на типичный интеллект и физические способности во всем остальном. В 1896 г. британский врач В. Прингл Морган из Восточного Сассекса опубликовал в British Medical Journal описание расстройства обучения чтению в статье под названием «Врожденная словесная слепота». Различие между поверхностными и фонологическими видами дислексии было всего лишь описательным и лишенным каких-либо этиологических предположений, как основные механизмы мозга. Тем не менее, исследования ссылались на потенциальные различия из-за изменения в функциональности.

Дислексия в исследованиях и обществе

Большинство имеющихся в настоящее время исследований дислексии связаны с буквенными системами письма, особенно, в европейских языках. Тем не менее, значительное число исследований также посвящено дислексии у тех, кто говорит на арабском, иврите, китайском, а также других языках.

Как и при любом расстройстве, зачастую общество делает оценку, основанную на неполной информации. В конце XX века (1980-е) дислексию считали следствием образования, а не основной неспособностью. В результате общество часто ошибается на счет тех, кто страдает расстройством. Иногда в рабочей среде отсутствует позитивное отношение к определенным людям с дислексией.

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".