Пользовательский поиск

Афазия - причины, симптомы и лечение

Афазия (от греческого «a-» «без» + «phásis» «речь») – это название набора расстройств речи, вызванных повреждением мозга. Необходимым условием для постановки этого диагноза являются нормальные речевые навыки у человека до болезни или травмы. Трудности у людей с этой проблемой могут варьироваться от случайных проблем с поиском слов до потери способности говорить, читать или писать, но на интеллект проблема не влияет. Она также влияет на визуальное общение, такое как язык жестов. Сам термин подразумевает проблемы с одной или более функций, которые важны и характерны для речевой функции. Он, как правило, не используется, когда проблема с речью является результатом периферической двигательной или сенсорной сложности, как, например, паралич, влияющий на речевые мышцы или общее ухудшение слуха.

Продолжение ниже

Информация по реабилитации после инсульта

... называют атаксией. Она вызывает проблемы с положением тела, равновесием и ходьбой. Проблемы с пониманием языка или его использованием (афазия) Чуть ли не у одной четвертой части людей, которые пережили инсульт, появилась такая проблема, как нарушение функций языка. Из-за этого ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Содержание

  1. Причины
  2. Видео об афазии
  3. Классификация
    1. Классические локализационные подходы
    2. Когнитивные нейропсихологические подходы
  4. Другие формы афазии
  5. Признаки и симптомы
    1. Проявления
  6. Лечение афазии
  7. История
  8. Профилактика

Причины

Афазия чаще всего вызвана инсультом. Она также может быть вызвана и другими заболеваниями головного мозга, в том числе раком (опухоли мозга), эпилепсией и болезнью Альцгеймера, или травмой головы. Она может также в редких случаях развиться в результате герпетического энцефалита. Вирус простого герпеса влияет на лобные и височные доли, подкорковые структуры и ткани гиппокампа, которые могут вызвать афазию. Обычно она развивается быстро при острых расстройствах, таких как травмы головы или инсульт. При наличии опухоли мозга, деменции или инфекции она отличается более медленным развитием.

Хотя все болезни, перечисленные выше, являются потенциальными причинами, афазия, как правило, возникает только, когда есть существенное повреждение левого полушария, коры (наружный слой) и/или основного белого вещества головного мозга. Существенное повреждение ткани в любом месте в пределах этих областей может потенциально привести к афазии. Кроме того, она может быть вызвана повреждением подкорковых структур, лежащих глубоко внутри левого полушария, в том числе таламуса, внутренних и внешних капсул и хвостатого ядра базальных ганглиев. Площадь и степень повреждения головного мозга или атрофии будет определять тип афазии и ее симптомов. Очень небольшое количество людей может столкнуться с этой проблемой после повреждения только правого полушария. Выдвигались предположения, что у этих людей была, возможно, необычная организация мозга до их болезни или травмы, с, возможно, более общей зависимостью от правого полушария для языковых навыков, чем в общей популяции.

Наконец, определенные хронические неврологические расстройства, такие как мигрень или эпилепсия, могут также включать переходную афазию как апродромальный или эпизодический симптом. Афазия также считается побочным эффектом фентанила, опиоида, используемого для лечения хронической боли.

Видео об афазии

Классификация

Афазию лучше рассматривать как совокупность различных расстройств, а не единую проблему. У каждого человека с афазией она проявляется со своей конкретной комбинацией сильных и слабых сторон языка. Следовательно, основной задачей является документальная фиксация различных трудностей, которые могут возникнуть у разных людей, не говоря уже о решении, как их лучше лечить. Большинство классификаций, как правило, делят различные симптомы на широкие классы. В общем подходе различается беглая (там, где речь остается свободной, но может не хватать содержания, и у человека может быть трудности с пониманием других) и небеглая афазия (речь со сбоями и усилиями, и может состоять всего из одного или двух слов на один раз).

Тем не менее, такая группировка на широкой основе не была признана полностью адекватной. Существуют огромные различия среди пациентов в пределах одной широкой группировки, и афазия может быть весьма избирательной. Например, у пациентов с дефицитом именования (аномическая афазия) может присутствовать только неспособность для обозначения зданий или людей, или цветов.

Классические локализационные подходы

Локализационные подходы заключаются в классификации афазии в соответствии с основными проявляющимися характеристиками и регионами мозга, которые, скорей всего, породили ее. Вдохновленные ранними работами неврологов XIX в. П. Брока и К. Вернике, эти подходы определяют два основных подтипа афазии и несколько более мелких подвидов:

  • Афазия Брока (также известная как моторная или экспрессивная) характеризуется сбивчивой, фрагментированной речью с усилиями, но относительно хорошо сохранившимся пониманием. Она связана с повреждением задней левой префронтальной коры, в первую очередь зоны Брока. У таких лиц часто имеется правосторонняя слабость или паралич руки и ноги, потому что левая лобная доля также важно для движения тела, особенно на правой стороне.
  • Афазия Вернике (также известная как сенсорная) характеризуется плавной речью, но с трудностями с пониманием слов и предложений. Хотя речь свободная, в ней может не хватать ключевых основных слов (существительные, глаголы, прилагательные), и она может содержать неверные или даже бессмысленные слова. Этот подтип связан с повреждением задней левой височной коры, особенно области Вернике. У этих людей, как правило, нет слабости в теле, потому что их мозговая травма не произошла вблизи областей мозга, которые контролируют движение.
  • Другие, более мелкие подтипы включают проводниковую афазию, расстройство, при котором речь остается свободной, и сохраняется понимание, но человек может иметь непропорциональные трудности, повторяя слова или фразы. Прочие виды включают динамическую и транскортикальную сенсорную афазию, которые похожи на нарушения Брока и Вернике, соответственно, но и способность повторять слова и предложения диспропорционально сохраняется.

Последние классификационные схемы, принимающие этот подход, такие как «бостонская неоклассическая модель», также группирует эти классические подтипы афазии на два больших класса: небеглая (которая охватывает динамическую и афазию Брока) и беглая (афазия Вернике, проводимости и транскортикальная сенсорная). Эти схемы также выделяют несколько дальнейших подтипов, в том числе: аномическую афазию, которая характеризуется избирательной трудностью с поиском названия для вещей, и глобальную афазию, при которой серьезно нарушены выражение и понимание речи.

Многие локализационные подходы также признают существование дополнительных, более «чистых» форм языковых расстройств, которые могут повлиять только на один языковой навык. Например, при чистой алексии человек может быть в состоянии писать, но не читать, а при чистой словесной глухоте они могут быть в состоянии производить речь и читать, но не понимать, речь, когда с ними говорят.

Когнитивные нейропсихологические подходы

Хотя локализационные подходы дают полезный способ классификации различных моделей сложностей с языком на широкие группы, одна проблема заключается в том, что значительное число лиц не вписывается в ту или иную категорию. Еще одной проблемой является то, что категории, в частности основные, такие как афазии Брока и Вернике, по-прежнему остаются весьма широкими. Следовательно, даже среди лиц, которые отвечают критериям классификации на подтипы, может быть огромная изменчивость видов трудностей, с которыми они сталкиваются.

Вместо того, чтобы классифицировать каждого человека в определенный подтип, когнитивные нейропсихологические подходы нацелены на определение ключевых языковых навыков или «модулей», которые не функционируют надлежащим образом у каждого человека. Лицо может потенциально иметь трудности только с одним модулем или несколькими модулями. Такой подход требует рамок или теорию относительно того, какие навыки/модули необходимы для выполнения различных видов языковых задач. Например, модель Max Coltheart идентифицирует модуль, который распознает фонемы, как они произносятся, что очень важно для любой задачи, включая распознавание слов. Есть и модуль, в котором хранятся фонемы, которые человек планирует включить в речь, и он имеет решающее значение для любой задачи с производством длинных слов или длинных строк речи. После того, как была создана теоретическая основа, функционирование каждого модуля можно оценить с помощью специальных тестов или набора тестов. В клинических условиях использование этой модели, как правило, включает набор оценок, каждая из которых испытывает один или несколько таких модулей. После того, как будет достигнут диагноз по отношению к навыкам/модулям, где находится наиболее значимое ухудшение, терапевт может приступить к лечению этих навыков.

На практике познавательный нейропсихологический подход может оказаться громоздким из-за широкого спектра навыков, которые потенциально можно проверить. Кроме того, это, пожалуй, лучше всего подходит для более легких случаев афазии: если человек отличается мало выразительной или восприимчивой языковой способностью, иногда можно с трудом толковать тест производительности. На практике врачи часто используют смесь подходов к оценке, куда включается разбивка на широкие подтипы на основе локализационных рамок, и некоторые более тонкое исследование конкретных языковых навыков на основе когнитивных нейропсихологических рамок.

Другие формы афазии

Прогрессирующая

Первичная прогрессивная афазия (ППА) связана с прогрессирующими болезнями или слабоумием, например, лобно-височной деменцией/сложным заболеванием двигательных нейронов, прогрессирующим супрануклеарным параличом и болезнью Альцгеймера, представляющей собой постепенный процесс утраты способности мыслить. Она характеризуется постепенной потерей способности называть объекты. У людей, страдающих от ППА, могут возникнуть трудности с пониманием того, что говорят другие. Они также могут иметь трудности, пытаясь найти правильные слова, чтобы составить предложение. Выделяют три классификации первичной прогрессивной афазии: прогрессивная небеглая (ПНА), семантическая деменция (СД) и логопеническая прогрессивная.

Прогрессивная жаргонная афазия – это беглая или сенсорная афазия, при которой речь больного непонятна, но, по-видимому, обладает смыслом для него. Речь свободная, без усилий и нарушений синтаксиса и грамматика, но пациент не может подбирать существительные. Либо он будет заменять нужное слово другим, которое звучит или выглядит как оригинальное или имеет какую-то другую связь с ним, или заменять его звуками. Таким образом, пациенты с жаргонной афазией часто используют неологизмы, и могут настойчиво повторять одну и ту же фразу, пытаясь заменить слова, которые они не могут найти при помощи звуков. Среди замен обычно подбор другого (фактического) слова, начинающегося с того же звука, выбор другого семантически связанного с первым (например, письмо - свиток), или фонетически похожего на предполагаемое.

Глухая

Во множестве случаев была выявлена некая форма афазии среди глухих лиц. Язык жестов, в конце концов, это форма коммуникации, которая, как было показано, использует те же самые области мозга, что и вербальные формы общения. Зеркальные нейроны активируются, когда животное действует определенным образом или смотрит на другого, кто действует таким же образом. Эти зеркальные нейроны играют значительную роль, давая индивидууму возможность имитировать движение рук. Зона Брока производства речи содержит некоторые из этих зеркальных нейронов, что приводит к значительным сходствам мозговой деятельности между языком жестов и вокальным речевым общением.

Лицевое общение – это значительная часть образа взаимодействия животных друг с другом. Люди используют движения лицом, чтобы создать то, что другие люди воспринимают, как лицевые эмоции. Объединяя эти лицевые движения с речью, создается более полная форма языка, что позволяет видам взаимодействовать посредством гораздо более сложной и подробной формы общения. В языке жестов также используются мимика и эмоции вместе с основным способом движения рук для общения. Эти формы движения лицом для общения происходят из тех же областей мозга. При рассмотрении повреждений в определенных областях мозга, вокальные формы общения подвергаются риску тяжелых форм афазии. Так как эти же участки мозга используются для языка жестов, эти те же самые, по крайней мере, очень похожие формы афазии могут проявляться в сообществе глухих. У людей может проявляться форма афазии Вернике с языком жестов, и у них отмечается дефицит в способностях производить любой вид выражений. Афазия Брока также проявляется у некоторых пациентов. Эти люди сталкиваются с огромными трудностями в способности фактически отмечать лингвистические понятия, которые они пытаются выразить.

Признаки и симптомы

У людей, страдающих от афазии, могут возникнуть какие-либо из следующих особенностей поведения в связи с приобретенной травмой головного мозга, хотя некоторые из этих симптомов могут быть связаны со связанными или сопутствующими проблемами, такими как дизартрия или апраксия, а не с афазией в первую очередь. Симптомы могут варьироваться в зависимости от места расположения повреждения в головном мозге. Признаки и симптомы могут или не могут присутствовать у отдельных лиц с афазией и могут варьироваться по тяжести и уровню сбоев в общении. Часто люди с афазией пытаются скрыть свою неспособность к именованию предметов с помощью слов, например, называя их просто «вещами». Поэтому, когда их просят назвать карандаш, они могут сказать, что это вещь, с помощью которой пишут.

  • неспособность понимать язык
  • неспособность говорить спонтанно
  • отсутствие способности произносить, не вызванное параличом мышц или слабостью
  • неспособность формировать слова
  • неспособность называть предметы (аномия)
  • плохое произношение
  • чрезмерное создание и использование личных неологизмов
  • невозможность повторить фразу
  • стойкое повторение одного слога, слова или фразы (стереотипия)
  • парафазия (замена букв, слогов или слов)
  • аграмматизм (неспособность говорить грамматически правильно)
  • диспросодия (изменения интонации, ударений и ритма речи)
  • неполные предложения
  • неспособность читать
  • неспособность писать
  • ограниченный словесный выход
  • трудности в именовании
  • расстройство речи
  • бредовые разговоры
  • неспособность выполнять или понимать простые просьбы.

Проявления

В следующей таблице суммируются некоторые основные характеристики различных форм острой афазии:

Тип афазии

Степень повторяемости

Именование

Степень слухового восприятия

Беглость

Сенсорная

легкая-умеренная

умеренное-тяжелое

дефективное

беглая парафазическая

Транскортикальная сенсорная

хорошая

умеренное-тяжелое

плохая

беглая

Проводниковая

плохая

легкое

относительно хорошая

беглая

Аномическая

умеренная

умеренное-тяжелое

легкая

беглая

Экспрессивная

умеренная-тяжелая

умеренное-тяжелое

легкая трудность

небеглая, с усилиями, медленная

Транскортикальная моторная

хорошая

умеренное-тяжелое

относительно хорошая

небеглая

Глобальная

плохая

плохое

плохая

небеглая

Смешанная транскортикальная

умеренная

плохое

плохая

небеглая

  • Лица с восприимчивой афазией могут говорить длинными предложениями, которые не имеют никакого смысла, добавлять ненужные слова и даже придумывать новые «слова» (неологизмы). Они плохо воспринимают на слух и написанное, и свободно, но бессмысленно излагают речь устно и на письме. Лица с афазией Вернике обычно сталкиваются с большими трудностями с пониманием речи и себя, и других, и, следовательно, часто не осознают свои ошибки. Дефицит рецептивной речи, как правило, возникает из-за поражений в задней части левого полушария на области Вернике или вблизи нее.
  • Лица с транскортикальной сенсорной афазией, в принципе наиболее общей и входящей в число потенциально самых сложных форм, могут иметь подобные дефициты как при А. Вернике, но их способность повторяемости может сохраняться.
  • Лица с проводниковой афазией имеют дефицит в соединениях между областями понимания речи и производства речи. Это может быть вызвано повреждением дугообразного пучка, структуры, передающей информацию между областями Вернике и Брока. Подобные симптомы, однако, могут присутствовать после повреждения островка или слуховой коры. Слуховое восприятие почти нормальное, и вербальное выражение свободное со случайными парфазическими ошибками. Способности повторяемости слабая.
  • У лиц с аномической афазией возникают проблемы с именованием. Пациенты могут испытывать трудности с именованием определенных слов, ассоциирующихся с их грамматическим типом (например, сложности с называнием глаголов и существительных) или семантической категорией (например, трудности с называнием слов, относящихся к фотографии, но ничего иного) или более общие сложности с именованием. Пациенты, как правило, производят грамматически правильную, но пустую речь. Слуховое понимание, как правило, сохраняется. Аномическая афазия является проявлением опухолей в зоне языка, а также болезни Альцгеймера.
  • Лица с экспрессивной афазией часто говорят короткими, значимыми фразами, которые производятся с большим усилием. Экспрессивная афазия, таким образом, характеризуется как небеглая. Страдающие от нее люди часто опускают небольшие слова, например, «это», «и». Например, человек с экспрессивной афазией может сказать, «Прогулка собака», что может означать «Я возьму собаку на прогулку», «Вы возьмете собаку на прогулку» или даже «Собака ушла со двора». Лица с экспрессивной афазией могут понимать речь других в разной степени. В связи с этим они зачастую знают о своих трудностях, и могут легко расстраиваться из-за своих проблем с речью.
  • У лиц с транскортикальной моторной афазией имеются трудности, схожие с экспрессивной афазией, за исключением того, что способность повторения остается неизменной. Слуховое понимание, как правило, хорошее для простых разговоров, но быстро снижается для более сложных разговоров. Это связано с правосторонним гемипарезом, что означает, что может быть паралич правой стороны лица и руки пациента.
  • Лица с глобальной афазией сталкиваются с серьезными трудностями в общении и у них крайне ограничена способность говорить или понимать язык. Они могут быть полностью невербальными и/или использовать только мимику и жесты для общения. Это связано с правосторонним гемипарезом, что означает потенциальный паралич правой стороны лица и руки пациента.
  • Смешанная транскортикальная афазия по дефициту схожа с глобальной, но способность повторяемости остается неизменной.
  • Характеристики и симптомы подкорковой афазии зависят от места и размера подкорковых поражений. Возможные места поражений – это таламус, внутренняя капсула и базальные ганглии.

Лечение афазии

Большинство пациентов с острой афазией могут восстановить некоторые или большинство навыков в работе с патологом речи и языка. Это реабилитация может занять 2 года или больше лет и наиболее эффективна при быстром начале. После наступления афазии есть примерно шестимесячный срок спонтанного выздоровления. В течение этого времени мозг пытается восстановить и отремонтировать поврежденные нейроны. Лечение афазии в это время способствует еще более высокому уровню восстановления, чем если бы никакого вмешательства в это время не было. Улучшение широко варьируется, в зависимости от причины, типа и тяжести афазии. Восстановление также зависит от возраста, здоровья, мотивации, беспристрастности и образовательного уровня пациента.

Ни один метод лечения не показал себя эффективным. Причина того, что нет универсального метода лечения афазии, связана с природой расстройства и различными способами ее проявления, как описано в предыдущих разделах. Афазия редко проявляется одинаково, подразумевая, что лечение должно быть специфичным для данного лица. Согласно данным исследований, несмотря на отсутствие последовательности в методологии лечения в литературе, есть сильный признак, что лечение в целом отличается положительными результатами. Терапия колеблется от повышения функциональной связи до улучшения точности речи, в зависимости от серьезности случая, потребностей и поддержки семьи и друзей.

Над лечением афазии работает мульти-дисциплинарная команда, в том числе врач (часто терапевт, но более вероятно, что команду лечения возглавит клинический нейрофизиолог), физиотерапевт, специалист по трудотерапии, патолог речи и языка и социальный работник. По большей части, лечение в значительной степени зависит от повторения и направлено на решение эффективности языка, работая над специфическими для задачи навыками. Основной целью является помощь человеку и его близких в том, как приспособиться к изменениям и ограничений в общении.

Методы лечения в основном подпадают под два подхода:

  • Модель замены навыка – подход, который использует помощь, чтобы помочь с разговорным языком, то есть с письменной панелью.
  • Модель прямого лечения – подход, который нацелен на дефицит с конкретными упражнениями.
Некоторые методы лечения включают следующие:

  • Терапия визуального общения (ТВО) – использование карточек с символами, чтобы представить различные компоненты речи.
  • Терапия визуального действия (ТВД) включает обучение лиц назначать конкретные жесты для определенных объектов.
  • Терапия функционального общения (ТФО) направлена на улучшение деятельности, специфичной для функциональных задач, самовыражения и социального взаимодействия.
  • Продвижение афатической коммуникативной эффективности (ПАКЭ) – средства поощрения нормального взаимодействия между пациентами и врачами. В этом виде терапии акцент делается на прагматической связи, а не самом лечении. Так, пациента просят сообщить данное сообщение терапевту с помощью рисунка, жестов или даже указывая на объект.
  • Мелодическая интонационная терапия (МИТ) использует неповрежденные мелодические/просодические навыки обработки правого полушария, чтобы помочь стимулировать извлечение слов и выразительного языка.
  • Другое – рисунок как способ общения, подготовленный партнерами разговор.


Совсем недавно в варианты лечения включили компьютерную технологию. Ключевым показателем для хорошего прогноза является интенсивность лечения. Показан минимум в 2-3 часа в неделю, чтобы произвести положительные результаты. Основным преимуществом использования компьютеров является то, что благодаря ему можно значительно усилить интенсивность терапии. Эти программы состоят из разнообразных упражнений и могут проводиться в домашних условиях помимо лечения у врача. Однако, поскольку афазия представляет по-разному среди лиц, эти программы должны быть динамичным и гибким для того, чтобы адаптироваться к изменчивости нарушениями. Еще одним препятствием является способность компьютерных программ подражать нормальной речи и идти в ногу со скоростью обычной беседы. Таким образом, компьютерные технологии, по-видимому, ограничены в коммуникативной обстановке, однако эффективны в обеспечении улучшений в обучении общению.

Несколько примеров используемых программ – это StepByStep, компьютерная визуальная коммуникация (C-VIC), Lingraphica, TouchSpeak (TS) и Sentence Shaper.

Мелодическая интонационная терапия часто используется для лечения небеглой афазии и оказалась очень эффективным в некоторых случаях. Ее применяют, чтобы помочь людям с афазией озвучить себя через речевую песню, которая затем передается в качестве разговорного слова. Хорошими кандидатами для этой терапии являются пациенты, перенесшие инсульт левого полушария, с небеглой афазией, такие как А. Брока, хорошим слуховым пониманием, слабой повторяемостью и артикуляцией, и хорошей эмоциональной стабильностью и памятью. Была выдвинута гипотеза, что эта терапия эффективна, поскольку просодия и пение находятся в правом полушарии; эти языковые области правого полушария задействованы в нормальном производстве речи.

История

Первый зарегистрированный случай афазии содержится в египетском папирусе, Папирус Эдвина Смита, в котором подробно описаны речевые проблемы у человека с черепно-мозговой травмой в височной доле. Во второй половине XIX в. на афазии сфокусировались ученые и философы, которые работали в начальной стадии в области психологии.

Профилактика

Ниже приведены некоторые меры предосторожности, которые должны быть приняты, чтобы избежать афазии, уменьшая риск инсульта, основной причины этого недуга:

  • Регулярные физические упражнения
  • Здоровое питание
  • Низкое употребление алкоголя и отказ от курения
  • Контроль кровяного давления.

 

 

 

 

 

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".