Пользовательский поиск

Заикание

Заикание, (alalia syllabaris) также известное как запинание (alalia literalis или anarthria literalis), представляет собой расстройство речи, при котором поток речи нарушается непроизвольными повторениями и продолжениями звуков, слогов, слов или фраз, а также непроизвольным молчанием, паузами или ступором, во время которых человек с заиканием не в состоянии издавать звуки. Термин заикание чаще всего связан с непроизвольным повторением звука, но он также включает в себя ненормальные колебания или паузы перед речью и относится к людям, у которых заикание напоминает ступор, а также продление определенных звуков, как правило, гласных и полугласных. Для многих людей с заиканием повторение является основной проблемой. Ступор и продление – это выученные механизмы, маскирующие повторение, так как страх публичных выступлений часто является основной причиной психологического беспокойства. Термин «заикание» охватывает широкий диапазон тяжести и относится как к едва заметным сложностям, которые носят в основном косметический характер, так и к тяжелым симптомам, которые препятствуют устному общению.

Продолжение ниже

Заикание у детей и взрослых - лечение и коррекция

... заикающихся в какой-то период их жизни, составляет около 5%, и в целом мужчины страдают от двух до пяти раз чаще, чем женщины. По большей части заикание начинается в детстве. Заикание (/ˈstʌtərɪŋ/; alalia syllabaris), также известное как запинание (/ˈstæmərɪŋ/; alalia literalis или anarthria literalis), представляет ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Влияние заикания на функционирование человека и его эмоциональное состояние может быть серьезным. Оно может включать страх перед произнесением конкретных гласных или согласных, страх проявить заикание в социальных ситуациях, самоизоляцию, тревожность, стресс, стыд, возможность стать объектом издевательств (особенно у детей), использование замены слов и перемену слов в предложении, чтобы скрыть заикание, а также чувство «потери контроля» во время речи. Заикание иногда в народе связывают с тревогой, но на самом деле нет такой корреляции (хотя, как упоминалось, социальная тревожность может фактически развиться у людей в результате их заикания). Оно не является показателем пониженного интеллекта.

Содержание статьи:

  1. Видео о заикании
  2. Классификация
  3. Характеристики
    1. Первичное поведение
    2. Изменчивость
    3. Чувства и отношения
    4. Беглая речь и ее потеря
  4. Подтипы
    1. Заикание, связанное с развитием
    2. Приобретенное заикание
  5. Причины развития заикания
  6. Сканирование мозга взрослых при заикании, связанном с развитием
  7. Патофизиология заикания, связанного с развитием
    1. Гиперактивность и гипоактивность
    2. Анатомические различия
    3. Аномалии допамина
    4. Мутации лизосомальных ферментов
  8. Диагностика заикания
  9. Лечение
    1. Терапия, формирующая беглость речи
    2. Терапия изменения заикания
    3. Электронные устройства для беглости речи
    4. Лекарства от заикания
    5. Группы поддержки и движение самопомощи
    6. Диафрагменное дыхание
  10. Прогноз
  11. Эпидемиология
  12. История
  13. Массовая культура

Видео о заикании


Заикание, как правило, не связано с проблемой физического производства звуков речи или преобразования мысли в слова. Острая нервозность и стресс не вызывают заикания, но они могут вызвать его у людей, которые имеют нарушения речи. Жизнь с сильно заметной «инвалидностью» может привести к тревожности и высокой аллостатической стрессовой нагрузке (то есть, к хронической нервозности и стрессу), что уменьшает количество острого стресса, которое необходимо, чтобы вызвать заикание у того или иного человека. Это усугубляет проблему в виде системы положительной обратной связи. Для этого состояния было предложено название «синдром заикающейся речи». Ни острый, ни хронический стресс, однако, сам по себе не создает предрасположенность к любому виду заикания.

Расстройство также варьируется, что означает, что в определенных ситуациях, например, при разговоре по телефону или перед большой группой, заикание может быть более тяжелым или менее, в зависимости от наличия или отсутствия у человека застенчивости, связной с заиканием. Заикающиеся люди часто обнаруживают, что их заикание колеблется, и что у них есть «хорошие дни», «плохие дни» и «дни без заикания». Время, в которое их заикание колеблется, может быть различным. Хотя точная этиология или причина этого явления неизвестна, как считается, этому способствует генетика и нейрофизиология. Есть много методов лечения и логопедических методик, которые могут помочь увеличить беглость у некоторых заикающихся людей до точки, где неподготовленный слух не сможет определить проблему, однако, по существу нет никакого лечения этого расстройства в настоящее время. Тяжесть заикания человека соответствовала бы количеству логопедии, необходимой для увеличения беглости. При тяжелой форме потребуется длительная терапия и напряженная работа, чтобы увеличить плавность речи.

Классификация

Заикание, связанное с развитием - это заикание, которое возникает, когда ребенок учится говорить и развивается, а затем постепенно взрослеет. Другие расстройства с симптомами, напоминающими заикание, включают в себя синдром Аспергера, тахилалию, речь Паркинсона, эссенциальный тремор, палилалию, скачкообразную дисфонию, избирательную задержку речи и социальную тревожность.

Характеристики

Первичное поведение

Первичное поведение при заикании представляет собой открытые, наблюдаемые признаки проблем с беглостью речи, в том числе повторяющиеся звуки, слоги, слова или фразы, молчаливый ступор и продление звуков. Они отличаются от обычной потери беглости речи тем, что при заикании они длятся дольше, встречаются чаще и производятся с большим усилием и напряжением. Потеря беглости речи при заикании также различается по качеству. Частые нарушения состоят, как правило, из повторяющихся движений, фиксированных поз или лишнего поведения. Каждая из этих трех категорий состоит из подгрупп при заикании / потери беглости речи.

  • Повторяющиеся движения
    • Повторение слога. Повторяется слово из одного слога (например, на-на-на стуле) или часть слова, которая по-прежнему является полным слогом, например «пе-пе-перед ...» или «о-о-открыты».
    • Неполное повторение слога. Повторяется неполный слог, например, согласный без гласного, например, «х-х-холодно».
    • Многосложные повторения. Повторяется более одного слога, например целое слово, или даже более одного слова, например, «Я знаю, я знаю, я знаю много информации».
  • Фиксированные позы
    • При подаче звукового потока воздуха происходит продление звука, например «мммммммама».
    • Без слышимого воздушного потока. Речевой ступор или напряженная пауза, когда человек так ничего и не сказал, несмотря на усилия.
  • Лишнее поведение
    • Словесно. Использование междометий, таких как ненужные «э-э» или «гм», а также возвратов, таких как возвращение и коррекция исходных утверждений, например «Я, моя подруга», где «я» было исправлено на слово «моя».
    • Невербальное. Это визуальное или звуковое речевое поведение, например покусывание губ, причмокивание, покашливание и т.д.

Изменчивость

Тяжесть заикания часто является непостоянной, даже у людей, которые сильно заикаются. Люди, которые заикаются, часто сообщают о резком увеличении беглости при разговоре в унисон с другим оратором, при копировании чужой речи, шепоте, пении или действиях, а также в разговорах с домашними животными, маленькими детьми или самим собой. Другие ситуации, такие как публичные выступления и разговоры по телефону, часто очень пугают людей с заиканием, и сообщается об увеличении заикания.

Чувства и отношения

Заикание может иметь значительное негативное когнитивное и эмоциональное воздействие на человека, который им страдает. Иосиф Шихан, известный исследователь в данной области, описал заикание с точки зрения известной аналогии с айсбергом. Непосредственно визуальные и звуковые симптомы заикания находятся как бы выше ватерлинии, а более широкий набор симптомов, таких как негативные эмоции, скрыты под поверхностью. Чувство смущения, стыда, отчаяния, страха, гнева и вины часто встречаются у людей с заиканием, и на самом деле они могут усилить напряженность и усилия, что приводит к увеличению недуга. Со временем продолжительное воздействие сложного опыта заикания может кристаллизоваться в отрицательную самооценку. Человек с заиканием может проектировать свое отношение на других, считая, что они думают, что он или она нервничает или является глупым человеком. Такие негативные чувства и отношения, возможно, должны быть одним из основных направлений программы лечения.

Многие люди с заиканием говорят о высокой эмоциональной «стоимости», в том числе об отказах при приеме на работу или продвижении по службе, а также разрывы или отсутствии личностных отношений.

Беглая речь и ее потеря

Лингвистические задачи могут вызывать потерю беглости речи. Люди с заиканием могут «передвигаться по всему диапазону от беглости речи до ее потери». Задачи, которые вызывают потерю беглости речи, обычно требуют контролируемой обработки речи, что включает в себя речевое планирование. При заикании заметно, что многие люди обладают беглостью речи, когда дело доходит до задач с автоматической обработкой без существенного планирования. Например, пение песни «С Днем Рождения» или другие относительно общие повторяющиеся речевые задачи могут получаться вполне бегло у людей с этим заболеванием. Такие задачи снижают семантическое, синтаксическое и просодическое планирование, тогда как спонтанная «контролируемая» речь или чтение вслух требует превращения мысли в речевой материал, а затем в синтаксис и просодию. Некоторые исследователи предполагают, что контролируемая речь активирует схему последовательности, которая не работает должным образом у людей с заиканием, в то время как люди без заикания только изредка сталкиваются с потерей беглости речи в данном случае.

zaikanie-.jpg

Подтипы

Заикание, связанное с развитием

Заикание, как правило, является заболеванием, связанным с развитием в раннем детстве, и продолжается в зрелом возрасте, по крайней мере, у 20% подверженных ему детей. Средний возраст его возникновения составляет 30 месяцев. Хотя существуют различия, в начале заикание обычно состоит из повторений слова или слога, а вторичное поведение, такое как напряжение, избегание или попытка уйти отсутствуют. Большинство маленьких детей не знают о нарушении в своей речи. В раннем возрасте это заболевание у людей может быть эпизодическим, и периоды заикания сменяются периодами относительной беглости.

Хотя частота восстановления нормальной речи в раннем возрасте очень высока, со временем ребенок, который заикается, может перейти от легкого, спокойного повторения к более напряженному заиканию, включая ступор и продление. Некоторые предполагают, что родительская реакция может повлиять на развитие хронического заикания. Рекомендации замедлиться, перевести дух, сказать еще раз, и т.д. могут увеличить беспокойство ребенка и страх, что приводит к еще большим трудностям с речью и образует «цикл заболевания», когда рост страха и тревоги ведет к ожидаемому заиканию. Со временем вторичное заикание ведет к избегающему поведению, например, может возникать моргание глазами, движения губ и т.д., а также страх и избегание определенных звуков, слов, людей и ситуаций общения. В конце концов, многие полностью осознают свои расстройства и начинают идентифицировать себя как «человек с заиканием». Вместе с этим может наступить глубокое разочарование, смущение и стыд. Также были описаны и другие, более редкие закономерности в развитии заикания, в том числе ребенок внезапно терял возможность говорить, несмотря на попытки сделать это. Ребенок обычно не в состоянии произнести первый звук предложения, и выражает высокий уровень растерянности и разочарования. Другая разновидность также начинается внезапно, с частыми повторениями слов и фраз, но вторичное поведение заикания не развивается. Еще один вариант возникновения заикания – во время развития ребенка. Многие малыши и дети дошкольного возраста сталкиваются с заиканием, когда они учатся говорить, и, хотя многие родители беспокоятся об этом, большинство из этих детей «перерастает» заболевание и обучается нормальной речи, когда они становятся старше. Поскольку большинство из этих детей избавляются от заикания, когда становятся взрослыми, этот нормальный этап развития речи, как правило, называют псевдозаиканием или нормальной потерей беглости речи. Когда дети учатся говорить, они могут повторять определенные звуки, «спотыкаться» или неправильно произносить слова, колебаться между словами, заменять звуки друг на друга и быть не в состоянии выговорить некоторые звуки. Дети с нормальной потерей беглости речи обычно имеют краткое повторение определенных звуков, слогов или коротких слов, однако заикание обычно приходит и уходит, и оно наиболее заметно, когда ребенок возбужден, напряжен или чрезмерно устал. Заикание, как также полагают, может быть вызвано нейрофизиологией. Нейрогенное заикание является одним из видов нарушения беглости речи, при котором у человека возникают трудности в создании нормальной, гладкой речи. Речь лиц с расстройствами беглости может звучать фрагментированной или запинающейся, с частыми перебоями и трудностями выговаривания слов, с определенными усилиями или напряжением. Нейрогенное заикание обычно проявляется после какой-то травмы или болезни центральной нервной системы, особенно при травмах головного и спинного мозга, включая кору, подкорку, мозжечок и даже области нейронных путей.

Приобретенное заикание

В редких случаях заикание может быть приобретено в зрелом возрасте в результате неврологических повреждений, таких как черепно-мозговая травма, опухоль, инсульт или употребления наркотиков. Такое заикание имеет характеристики, отличные от его эквивалента, связанного с развитием: оно имеет тенденцию быть ограниченным частью слов или звуковыми повторами, и связано с относительным отсутствием тревоги и вторичного поведения заикания. Такие методы, как измененная слуховая обратная связь (см. ниже), которые могут способствовать обретению плавности речи у людей с заиканием, связанным с развитием, не являются эффективными при приобретенном типе.

Психогенное заикание может также возникнуть после травматического опыта, такого как горе, распад отношений или психологическая реакция на физическую травму. Его симптомы, как правило, однородны: оно имеет внезапное начало и связано со значительным событием, оно постоянно и не зависит от различных ситуаций речи, и говорящий практически им не обеспокоен.

Причины развития заикания

Ни одной исключительной причины развития заикания не известно. Различные гипотезы и теории предлагают несколько факторов, способствующих заиканию. Среди них есть убедительные доказательства, что заикание имеет генетическую основу. Дети, имеющие родственников первой степени родства с этим заболеванием, имеют в три раза больше шансов его развития. Тем не менее, исследования близнецов и приемных детей показывают, что генетические факторы взаимодействуют с факторами окружающей среды при возникновении заикания, и многие люди, которые заикаются, не имеют семейную историю заболевания. Существует доказательство того, что заикание является более распространенным у детей, которые также имеют сопутствующие трудности в речи, языке, обучении или моторике. Роберт Вест, пионер в области генетических исследований заикания, предположил, что присутствие этого заболевания связано с тем, что сформулированная речь является последним крупным приобретением в эволюции человека. Другая точка зрения состоит в том, что заикание является сложным видом тика.

Согласно статье 2010 года, три гена коррелируют с заиканием: GNPTAB, GNPTG и NAGPA. Исследователи подсчитали, что изменения в этих трех генах присутствовали у 9% заикающихся людей, имеющих семейную историю заикания.

Для некоторых людей с заиканием врожденные факторы могут играть определенную роль. Они могут включать в себя физическую травму при рождении или вскоре после него, а так же церебральный паралич и умственную отсталость. На других людей с этим заболеванием могли оказать воздействие стрессовые ситуации, такие как рождение брата или сестры, переезд или внезапный рост лингвистических способностей.

Существует четкое эмпирическое доказательство структурных и функциональных различий в мозге людей с заиканием. Исследования несколько осложняются возможностью того, что такие различия могут быть последствиями заикания, а не его причиной, но недавние исследования детей старшего возраста подтвердили структурные различия. Это усилило аргумент, что, по крайней мере, некоторые различия не являются следствием заикания.

Проблемы слуховой обработки информации были также предложены в качестве причины заикания. Заикание менее распространено среди глухих и слабослышащих лиц, и его можно уменьшить при изменении слуховой обратной связи, такой как слуховое маскирование, задержка слуховой обратной связи или изменение частоты обратной связи. Существует ряд доказательств, что функциональная организация слуховой коры может отличаться у людей с заиканием.

Существует свидетельство различий в лингвистической обработке между людьми с заиканием и людьми без него. Сканирование мозга взрослых с заиканием обнаружило усиленную активацию правого полушария, которое связано с эмоциями, а не левого полушария, которое связано с речью. Кроме того, наблюдалось уменьшение активации в левой слуховой коре.

Модель возможностей и запросов была предложена на счет гетерогенности данного заболевания. При таком подходе производительность речи варьируется в зависимости от возможностей, которые человек имеет для воспроизведения беглой речи, и от запросов, предъявляемых к лицу в ситуации речи. Возможности беглой речи могут зависеть от предрасположенности к нарушению, слуховой обработки или проблем с двигательной речью, а также от когнитивных или аффективных факторов. Запросы могут быть увеличены за счет внутренних факторов, таких как отсутствие доверия, самооценка, ненадлежащее владение языком, или от внешних факторов, таких как давление со стороны сверстников, ограничение во времени, стрессовые ситуации говорения, требование идеальной речи, и тому подобное. При заикании тяжесть заболевания, вероятно, возрастает, когда требования, предъявляемые к речи человека, превышают его способность справиться с этим стрессом.

Сканирование мозга взрослых при заикании, связанном с развитием

Несколько исследований сканирования мозга было проведено в целях определения областей, связанных с заиканием. Исследования мозга в первую очередь были ориентированы на взрослых. В целом, во время заикания, церебральная деятельность резко меняется по сравнению с тихим отдыхом или по сравнению с плавной речью людей с заболеванием и людей без него. Результаты показали, что обнаружено меньше координации между двигательной речью и областью планирования в левом полушарии мозга мужчин и женщин, которые заикаются, по сравнению с контрольной группой без заикания. Анатомическая связь между двигательной речью и областью планирования менее сильная у взрослых с заиканием, особенно у женщин. Мужчины с заиканием, похоже, имеют больше связи с моторной областью правого полушария. С другой стороны, заикание у женщин меньше связано с моторной областью правого полушария.

Мозолистое тело передает информацию между левым и правым полушариями. Мозолистое тело, рострум и области передней середины мозга крупнее у взрослых с заиканием по сравнению с взрослыми с обычной беглой речью. Это различие может быть связано с необычными функциями организации мозга при заикании у взрослых или может быть результатом того, как люди с этим заболеванием выполняют соответствующие языковые задачи. Кроме того, предыдущие исследования показали, что у взрослых с заиканием полушария головного мозга содержат необычные пропорции распределения серого и белого вещества.

Исследования с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) во время заданий, вызывавших нарушение беглости речи, обнаружили у людей с заиканием гипоактивность в областях коры, связанных с языковой обработкой, например, в зоне Брока, а также гиперактивность в местах, связанных с двигательной функцией. Одно из таких исследований, которое оценивало период заикания, обнаружило, что в головном мозге и мозжечке была чрезмерная активация, а в слуховой и лобно-височной областях левого полушария наблюдалась относительная дезактивация.

При нормальной речи без заикания ПЭТ-сканирование показывает, что оба полушария являются активными, но левое полушарие может быть более активным. Напротив, у людей с заиканием выявлено больше активности в правом полушарии, и предполагается, что это может создавать помехи для речевой функции левого полушария. Другое сравнение сканирования передних отделов переднего мозга показало их непропорциональную активность у людей с заиканием, в то время как пост-роландические регионы были относительно неактивны.

Функциональная магнитно-резонансная томографии (МРТ) выявила ненормальную активацию в правой лобно-парасагиттальной области, которая связана с временной оценкой задач, иногда включенной при сложной речи.

Исследователи изучили временную корковую активацию, используя магнитоэнцефалографию (МЭГ). В задании на узнавание одного слова у людей без заикания наблюдалась активация коры в первую очередь в затылочных областях, затем в левой нижней лобной области, такой как зона Брока, и, наконец, в двигательной и премоторной коре. У людей с заиканием также первой шла активация коры в затылочных областях, но, что интересно, левая нижняя лобная область была активирована только после того, как была задействована двигательная и премоторная кора.

Важно отметить, что неврологические отклонения у взрослых не позволяют определить, были они вызваны детским заиканием, или же, напротив, эти нарушения и вызвали заболевание. Дальнейшие исследования должны заняться лонгитюдными примерами, чтобы проследить развитие структуры мозга в связи с заиканием.

zaikanie..jpg

Патофизиология заикания, связанного с развитием

Многие факты, полученные путем сканирования головного мозга, подтверждают теорию, что правое полушарие людей с заиканием мешает левому речевому полушарию. Кроме того, у людей с заиканием, кажется, сначала активируется моторная деятельность перед артикуляционной или лингвистической обработкой.

Гиперактивность и гипоактивность

Во время речи люди с заиканием имеют гиперактивность в переднем островке, мозжечке и среднем мозге обоих полушарий. Также они имеют гипоактивность в вентральной премоторной области, роландовой оперкулярной и сенсомоторной коре обоих полушарий, а также в извилине Гешля в левом полушарии. Кроме того, воспроизведение речи у людей с заиканием связано с гипоактивностью в корковых моторных и премоторных областях.

Анатомические различия

Хотя сканирование мозга еще не нашло конкретных корковых корреляций, существует много доказательств различий в физиологии мозга взрослых с заиканием по сравнению с обычными людьми.

В плоской височной извилине было обнаружено двустороннее увеличение и необычная право-левосторонняя асимметрия была замечена при сравнении людей с заиканием и без него. Эти исследования также показали, что существуют различия в анатомическом строении роландовой оболочки и дугообразных пучков.

Кроме того, взрослые с заиканием имеют анатомические различия, связанные с аномальной извилиной в перисильвийской лобно-височной области. Большое количество белого вещества находится в правом полушарии головного мозга, включая область верхней височной извилины. Это было обнаружено с использованием воксельной морфометрии. С другой стороны, меньшее количество белого вещества находится в левом нижнем дугообразном пучке, соединяющем височную и лобную области у взрослых с заиканием.

Аномалии допамина

Недавние исследования обнаружили, что взрослые с заиканием имеют повышенный уровень нейромедиатора дофамина, и, таким образом найдены антагонисты допамина, которые снижают заикание (см. ниже лекарства от заикания). Гиперактивность среднего мозга была обнаружена на уровне черной субстанции, распространенной до красного ядра и гипоталамического ядра, которые вносят свой вклад в производство допамина.

Мутации лизосомальных ферментов

Интересное исследование, проведенное в 2010 году, изучало пакистанскую семью, которая состояла из 44 членов семьи с заиканием среди общего количества 82 родственников. В семье было много случаев инцеста, поскольку три брата и сестры были женаты на трех других братьях и сестрах, которые были двоюродными братом и сестрой их родителей. Кроме того, три дочери и три сына из этих пар позже женились друг на друге.

Результаты этого исследования показали, что 52 из 82 членов пакистанской семьи имели мутацию под названием G3598A в гене GNPTAB. 93% (41 из 44) из людей с заиканием в пакистанской семье, имело эту генетическую мутацию. Кроме того, 11 из 38 (29%) членов семьи без заикания также имели эту мутацию.

Помимо членов семьи, 8 из 123 (7%), человек с заиканием в Пакистане, не относящихся к той семье, а также 1 из 96 (1%) людей без заикания, имели мутацию G3598A. Кроме того, 2 из 270 американских и британских людей с заиканием, имели эту мутацию. Один из этих двоих имел корни из Южной Азии. Однако, у 276 американских и британских людей без заикания не была найдена эта мутация.

Дополнительные мутации были найдены в генах GNPTAB и GNPTG. Они были связаны с унаследованным, но редким, нарушением лизосомального хранения - муколипидозом (типы II и III). Лизосомы очищают клетки животных за счет использования ферментов кислоты гидролазы, которые разлагают отходы и клеточные остатки. У участников выше описанного эксперимента не было муколипидоза. В заключение надо сказать, что результаты описанного выше эксперимента объясняют только небольшую часть случаев заикания.

Диагностика заикания

Некоторые характеристики речи с заиканием не так просто обнаружить обычному слушателю. В результате, диагностика заикания требует сертифицированных навыков логопеда. При диагностике заикания используется информация как при непосредственном наблюдении за человеком, так и информации о его прошлом, история болезни (если лицо является ребенком, эта последняя информация собирается с помощью его родителей). Информация из обоих источников должна охватывать несколько различных условий и временных промежутков. Логопед может собирать историю болезни отдельно путем детального интервью или беседы с родителями (если клиент является ребенком). Он также может понаблюдать взаимодействие родитель-ребенок и обратить внимание на образец речи родителей ребенка. Общей целью оценки логопеда будет (1) определить, есть ли потеря беглости речи и (2) оценить, если степень ее нарушения вызывает необходимость дальнейшего лечения.

Во время непосредственного наблюдения за клиентом, логопед будет обращать внимание на различные аспекты речевого поведения индивида. В частности, врач может провести тест на тип нарушения беглости речи (с использованием теста, показывающего индекс типа нарушения), ее частоту и продолжительность (число повторов, процент слогов с заиканием) и скорость речи (слогов в минуту, слов в минуту). Специалист может также проверить естественность и плавность речи (Шкала естественности, тест детского заикания) и физические сопутствующие во время речи (Оценка серьезности заикания по Райли, четвертое издание). Также может быть использован тест для оценки тяжести заикания и прогнозирования его развития. Один из таких тестов включает в себя Прогностический тест для маленьких детей, который анализирует историю болезни ребенка, повторения и удлинения частей слов, и частоту заикания для того, чтобы определить степень тяжести нарушения беглости речи и прогноз ее хронического развития на будущее.

Заикание представляет собой многогранное, сложное заболевание, которое может повлиять на жизнь человека в различных направлениях. Дети и взрослые проверяются и оцениваются на предмет возможных социальных, психологических или эмоциональных признаков стресса, связанных с их нарушением. Некоторые общие тесты этого типа измеряют такие факторы, как беспокойство (Многомерная школа тревоги Эндлера) отношения (Личный отчет о концепции общения), представления о себе (Самооценка людей с заиканием в речевых ситуациях), качество жизни (Общая оценка жизни при заикании), поведение (Самооценка в пожилом возрасте) и психическое здоровье (Составное международное диагностическое интервью).

Логопед будет пытаться объединить информацию, полученную из конкретных примеров клиента, наряду с информацией, полученной по результатам тестирования, в целях принятия окончательного решения относительно существования нарушения беглости речи и определения наилучшего курса лечения клиента.

Лечение

В то время как нет способа полного излечения от заикания, существует несколько вариантов лечения, помогающих людям лучше контролировать свою речь. Многие из доступных процедур сосредоточиваются на изучении стратегии минимизации заикания через снижение скорости, регуляцию дыхания и постепенный переход от односложных ответов к более длинным словам, и, в конечном итоге, к более сложным предложениям. Кроме того, некоторые виды лечения заикания помогают избавиться от беспокойства, которое часто возникает в результате заикания и, следовательно, усиливает его симптомы. Этот метод лечения упоминается как комплексный подход, в котором основной акцент лечения направлен в сторону улучшения отношения говорящего к общению и минимизации негативного воздействия, которое заикание может оказать на жизнь говорящего.

Логопеды обучают людей с заиканием управлять и / или контролировать скорость, с которой они говорят. Кроме того, люди могут учиться произносить слова несколько медленнее и физически менее напряженным образом. Они также могут научиться контролировать свое дыхание или следить за ним. Когда люди обучаются контролировать скорость речи, они часто начинают практиковать гладкую плавную речь гораздо медленнее, чем их типичная речь с помощью коротких фраз и предложений. Со временем люди научаются говорить плавно более быстрыми темпами, в более длительные сроки и в более сложных ситуациях, пока речь не будет звучать как свободная и естественная. При лечении заикания у детей некоторые исследователи рекомендуют проводить оценку каждые три месяца для того, чтобы определить, действительно ли выбранный вариант лечения эффективно работает. Визиты в целях наблюдения или «поддержания результатов» часто необходимы после завершения формального вмешательства для предотвращения рецидива.

Терапия, формирующая беглость речи

Терапия, формирующая беглость речи, также известная как «более свободная речь», «длительная речь» или «связная речь», учит людей с заиканием говорить свободно, контролируя свое дыхание, фонацию и артикуляцию (губы, челюсти и язык). Она основана на методе оперантного обуславливания.

Людей с заиканием обучают уменьшать скорость своей речи, растягивая гласные и согласные, и использовать другие методы беглости, такие как непрерывный поток воздуха и мягкие речевые контакты. В результате получается очень медленная, монотонная, но беглая речь, используемая только в клинике у логопеда. После того, как человек с заиканием постепенно овладевает этими навыками, скорость речи и интонации постепенно увеличиваются. Эта более естественная беглая речь затем переносится в повседневную жизнь за пределами логопедической клиники, хотя отсутствие естественности речи в конце лечения остается частым предметом критики. Такие виды терапии, формирующие беглость речи, часто практикуют в групповых программах интенсивной терапии, которые могут длиться две-три недели. Чаще работают в рамках программы Кэмпердауна, используя гораздо более короткий график; было показано, что эта программа более эффективна.

Терапия изменения заикания

Цель терапии изменения заикания состоит не в устранения заболевания, но изменении его так, чтобы оно стало легче и менее напряженным. Это обосновывается тем, что, так как страх и беспокойство вызывают усиление заикания, то если относиться к нему легче и с меньшим страхом и избеганием, то оно будет уменьшаться. Наиболее широко известный подход был опубликован Чарльзом Ван Рипером в 1973 году, и он также известен как терапия изменения ступора. Однако, в зависимости от пациента, речевая терапия может быть неэффективной.

Электронные устройства для беглости речи

Изменение слуховой обратной связи, так чтобы люди с заиканием могли услышать свой голос по-другому, использовалось на протяжении 50 лет в лечении этого заболевания. Эффект изменения слуховой обратной связи можно получить, выступая в хоре с другим человеком, блокируя голос человека с заиканием во время разговора (маскировка), слегка задерживая речь человека с заиканием (задержка слуховой обратной связи), и / или путем изменения частоты обратной связи. Исследования этих методов имели смешанные результаты, и некоторые люди с заиканием демонстрируют существенное снижение заболевания, а другие имеют лишь небольшие улучшения или их нет вообще. В обзоре эффективности лечения заикания за 2006 год, ни одно из исследований, касающихся изменения слуховой обратной связи, не удовлетворяло критериям эксперимента, таким как наличие контрольной группы.

Лекарства от заикания

Управление по контролю за продуктами и лекарствами США еще не утвердило ни одного препарата для прямого лечения заикания. Тем не менее, эффективность фармакологических агентов, таких как бензодиазепины, противосудорожные препараты, антидепрессанты, антипсихотические и антигипертензивные препараты и антагонисты допамина в лечении заикания была оценена в исследованиях с участием, как взрослых, так и детей. Всеобъемлющий обзор фармакологических методов лечения заикания в 2006 году заключил, что только некоторые из испытаний лекарственных препаратов были методологически обоснованными. Из них лишь одно исследование было достоверным и показало снижение частоты заикания до менее чем 5% речи. Кроме того, были отмечены потенциально серьезные побочные эффекты фармакологического лечения, такие как увеличение веса, сексуальная дисфункция и потенциальное увеличение давления. Только один новый препарат, разработанный специально от заикания, под названием пагоклон, показал результаты хорошей переносимости «лишь с незначительными побочными эффектами в виде головной боли и усталости, о которых сообщило меньшинство пациентов, его принимавших».

Группы поддержки и движение самопомощи

Сейчас существуют поведенческое, протетическое и фармацевтическое лечение, которое предоставляет ограниченную свободу от явных симптомов заикания. Поэтому группы поддержки и движения самопомощи продолжают набирать популярность и поддержку со стороны специалистов и людей с заиканием. Группы самопомощи обеспечивают людям с этим заболеванием общий форум, в рамках которого они могут получить доступ к ресурсам и поддержку от других людей, столкнувшихся с теми же проблемами заикания. Один из основных принципов движения самопомощи состоит в том, что, так как лечения не существует, качество жизни может быть улучшено, если не думать о заикании в течение длительного времени. Психоанализ утверждает об успешном лечении заикания. Гипнотерапия также была исследована в качестве альтернативного способа. Группы поддержки сосредотачиваются на том, что заикание не является физическим препятствием, а только лишь психологическим.

Диафрагменное дыхание

Ряд способов лечения выступает за диафрагменное дыхание (или реберный тип дыхания) в качестве средства, которое может управлять заиканием. Выступающие вокалисты, которые укрепили свою диафрагму, как правило, заикаются, когда говорят, но не при пении, поскольку пение включает сознательное использование диафрагмы, а при разговоре происходит в первую очередь непроизвольное использование диафрагмы.

Прогноз

Среди дошкольников прогноз восстановления является хорошим. На основе исследований выяснено, что около 65% дошкольников, имевших заикание, восстановились спонтанно в первые два года заикания, и около 74% восстанавливаются в раннем подростковом возрасте. В частности, девочки справляются с заиканием лучше. По мнению других, раннее вмешательство является эффективным средством, помогающим ребенку достичь нормальной речи.

Как только было выявлено заикание, а у ребенка развилось вторичное поведение, прогноз становится более сдержанным, и лишь 18% детей, которые заикаются более пяти лет, восстанавливаются самопроизвольно. Тем не менее, при лечении детей младшего возраста может остаться мало свидетельств заикания.

Для взрослых людей с заиканием нет никакого известного способа лечения, хотя они могут частично восстановиться или даже полностью. Некоторые люди с заиканием часто обучаются заикаться в меньшей степени, и это меньше влияет на них эмоционально, в то время как другие не могут сделать никакого прогресса в терапии.

zaikanie.jpg

Эпидемиология

Пожизненная распространенность, или ожидаемое количество людей с заиканием в одно и то же время их жизни, составляет около 5%, и в целом мужчины страдают в 2-5 раз чаще, чем женщины. Тем не менее, известно не так много информации относительно основополагающей причины такого перекоса в соотношении полов. У большинства заикание начинается в раннем детстве, и исследования показывают, что 2,5% детей в возрасте до 5 лет заикаются. Среди детей, кто только начал заикаться, количество мальчиков и девочек с заиканием эквивалентно. Тем не менее, соотношение полов постепенно увеличивается по мере того, как дети растут. Среди дошкольников мальчиков с заиканием больше, чем девочек примерно в соотношении 2 к 1 или менее. Коэффициент увеличивается до 3 к 1 во время первого класса, и до 5 к 1 во время пятого класса, так как девочки имеют более высокие темпы восстановления. В связи с высокой (около 65-75%) частотой раннего восстановления, общая распространенность заикания обычно считается примерно как 1%.

Кросс-культурные исследования распространенности заикания были очень активны в начале и середине 20-го века, в частности, под влиянием работ Уэнделла Джонсона, который заявил, что возникновение заикания было связано с культурными ожиданиями и давлением, оказываемым на маленьких детей взволнованными родителями. Джонсон заявил, что есть культуры, где заикание, и даже слово «заика», отсутствовали (например, среди некоторых племен американских индейцев). Более поздние исследования обнаружили, что это утверждение не подтверждается фактами, таким образом, исследования влияния культурных факторов на заикание сократились. Среди современных ученых общепринято, что заикание присутствует в каждой культуре и в каждой расе, хотя отношение к фактической распространенности отличается. Некоторые полагают, что заикание встречается во всех культурах и расах с такой же частотой, около 1% от общей численности населения (и составляет около 5% среди детей раннего возраста) по всему миру. Американские исследования показали, что нет никаких расовых или этнических различий в частоте возникновения заикания у детей дошкольного возраста. В то же время, есть кросс-культурные исследования о том, что разница между культурами может существовать. Например, подводя итоги исследования распространенности заикания, Э. Купер и К. Купер заключили: «На основании данных, имеющихся в настоящее время, похоже, распространенность нарушений беглости речи колеблется в разных культурах мира, при этом есть некоторые признаки, что распространенность нарушений беглости речи или заикания выше среди черного населения, чем среди белых или азиатских народов».

Разные регионы мира исследованы очень неравномерно. Наибольшее количество исследований было проведено в европейских странах и в Северной Америке, где эксперты сходятся на том, что средняя распространенность составит около 1% от общей численности населения. Африканское население, особенно из Западной Африки, может иметь самый высокий показатель распространенности заикания в мире, достигая в некоторых группах населения 5-6% и даже более 9%. Многие регионы мира не исследованы достаточно, а в некоторых больших регионах вообще нет никаких исследований о распространенности заикания (например, в Китае). Некоторые утверждают, что причиной этого может быть снижение заболеваемости среди населения в целом в Китае.

История

Из-за необычно звучащей речи при заикании, а также сопутствующего ему поведения и отношения, оно уже давно является предметом научного интереса и домыслов, а также дискриминации и насмешек. Люди с заиканием встречались во все века. Например, Демосфен, который пытался контролировать свое заикание, разговаривал с камешками во рту. Талмуд толкует места в Библии, которые указывают, что Моисей был также человеком с заиканием, и он клал тлеющий уголек в рот, чтобы его «речь была медленной и нерешительной».

Гуморальные теории Галена были влиятельными в Европе в Средние века, а также и на протяжении последующих веков. Согласно этой теории, заикание объясняется дисбалансом одной из четырех телесных соков: желтой желчи, крови, черной желчи и слизи. Иероним Меркуриалис описывал предложенные в шестнадцатом веке методы по устранению дисбаланса, в том числе изменения в диете, снижение половой активности (только у мужчин) и рвота. Полагая, что страх усугубляет заикание, он предложил методы решения этой проблемы. Гуморальные манипуляции по-прежнему были доминирующим видом лечения заикания до восемнадцатого века. Частично из-за предполагаемого отсутствия умственных способностей и заикания, человека, который стал римским императором Клавдием, изначально прятали от глаз общественности и исключали из общественных учреждений.

В Европе восемнадцатого и девятнадцатого века рекомендовались оперативные вмешательства при заикании, в том числе сокращение языка ножницами, удаление треугольного клина с задней части языка, подрезание нервов или мышц в шее или губах. Другие рекомендовали укорочение язычка или удаление миндалин. Все они были запрещены из-за высокой опасности смертельного кровотечения и их неспособности прекратить заикание. Менее жестоким способом пользовался Жан-Марк Гаспар Итар: он клал небольшую раздвоенную золотую пластину под язык в целях поддержки «слабых» мышц.

Итальянский патолог Джованни Морганьи отнес заикание к отклонениям в подъязычной кости, к этому заключению он пришел после вскрытия. Блаженный Ноткер Санкт-Галлен (около 840-912), называемый Balbulus («Заика»), описанный своим биографом как «имеющий прекрасное тело, но не ум; заикание языка, но не интеллекта, шедший смело вперед к Божественному» молился о людях с заиканием.

Известными англичанами с заиканием были король Георг VI и премьер-министр Уинстон Черчилль, возглавлявший Великобританию во Второй мировой войне.

Георг VI посветил годы логопедии, чтобы избавиться от заикания, наиболее успешно - вместе с австралийским логопедом Лайонелом Логом. Эта ситуация показана в фильме, получившем награды киноакадемии, «Речь короля» (2010), в которой Колин Ферт играет Георга VI. Фильм основан на оригинальном сценарии Дэвида Сайдлера, который также был подвержен заиканию до 16 лет.

Черчилль утверждал, возможно, не говоря конкретно о себе, что «Иногда небольшое и не раздражающее заикание или препятствие оказывает некоторую помощь в обеспечении внимания аудитории ...». Тем не менее, те, кто знал Черчилля, и отзывались о его заикании, считают, что это было серьезной проблемой для него. Его секретарь Филлис Мойр отметила, что «Уинстон Черчилль родился и вырос с заиканием» в своей книге 1941 года «Я была личным секретарем Уинстона Черчилля». Она также отметила, что относительно одного инцидента он сказал «Это было п-п-просто п-п-прекрасно», поскольку, волнуясь, он всегда заикался. Луис Дж. Альбер, который помог организовать лекционную поездку в США, написал в 55 томе «Американского Меркурия» (1942), что «Черчилль пытался выразить свои чувства, но его заикание накрыло его, и лицо его побагровело» и что «рождение с заиканием и сигматизмом, оба из которых были вызваны значительным дефектом нёба, было для Черчилля первым серьезным препятствием в его публичных выступлениях. Характеристикой настойчивости этого человека является то, что, несмотря на ошеломляющие сложности, он сделал себя одним из величайших ораторов нашего времени».

На протяжении веков были использованы различные способы «лечения», такие как непременное питье воды из ракушки улитки на протяжении всей жизни, или «ударить человека с заиканием по лицу при пасмурной погоде» или усиление мышц языка, а также различные растительные лекарственные средства. Кроме того, в прошлом люди верили теориям о причинах заикания, которые сегодня считаются странными. Причины заикания включали в себя чрезмерное щекотание младенца, неправильное кормление во время грудного вскармливания, разрешение младенцу смотреть в зеркало, стричь ребенка, прежде он впервые заговорит, наличие слишком маленького языка, или просто «происки дьявола».

Массовая культура

Джазовый и поп-музыкант Скэтмен Джон написал песню «Scatman (Ski Ba Bop Ba Bop Dop)», чтобы помочь детям с заиканием преодолевать трудности. Рожденный под именем Джон Пол Ларкин, Скэтмен сам страдал заиканием и выиграл американскую премию Энни Гленн Ассоциации слабослышащих за выдающиеся заслуги перед сообществом людей с заиканием.

Фантастический персонаж Альберт Аркрайт британской комедии «Всегда открыто» заикался, и множество шуток в сериале вращалось вокруг этого. Циклотимический персонаж Реджинальд Баркли из телевизионной франшизы «Star Trek» и император Клавдий из сериала «Я, Клавдий», изображаемый Дереком Джекоби, показаны как страдающие заиканием и преодолевающие его.

Мультипликационный персонаж Порки Пиг имеет заметное заикание. Это связано с тем, что первоначально озвучивавший его артист, Джо Догерти на самом деле был подвержен заиканию. Тем не менее, заикание Догерти привело к более длительным сеансам звукозаписи, чем это было необходимо, поэтому Уорнер Бразерс заменили его на Мэла Бланка, который озвучивал Порки Пиг всю оставшуюся жизнь. Заикание Порки Пиг, вероятно, наиболее заметно, когда он говорит: «В-в-от и все, ребята!». Также заикание есть у мультипликационного персонажа Кесвика из мультсериала «Турбо-Агент Дадли». 




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".