Пользовательский поиск

Заикание у детей и взрослых - лечение и коррекция

Заикание (/ˈstʌtərɪŋ/; alalia syllabaris), также известное как запинание (/ˈstæmərɪŋ/; alalia literalis или anarthria literalis), представляет собой нарушение речи, при котором течение речи прерывается непроизвольным повторением и пролонгацией звуков, слогов, слов и фраз, а также непроизвольными молчаливыми паузами или блоками, во время которых заикающийся человек не в состоянии произносить звуки. Термин заикание чаще всего связан с непроизвольным повторением звуков, но он также включает в себя ненормальные колебания или паузы до начала речи, приписывается людям, которые заикаются в виде блоков, и продлевают определенные звуки, как правило, гласные и полугласные. Для многих людей, которые заикаются, повторение является основной проблемой. Блоки и продления используются, как способ маскировки повторения, так как страх произнесения речи с повторениями на публике часто является основной причиной психологического беспокойства. Термин "заикание", как широко используемый, охватывает широкий спектр затруднений: он включает в себя людей с едва заметным заиканием, для которых расстройство носит в основном косметический характер, а также людей с крайне тяжелыми симптомами, которым проблема фактически мешает устному общению. Влияние заикания на деятельность человека и эмоциональное состояние бывает серьезным. Оно включает страх от невозможности произнести определенные гласные или согласные, страх быть уличенным в заикании в общественных ситуациях, самоизоляцию, тревожность, стресс, стыд или чувство «потери контроля» в процессе речи. Популярно мнение, что заикание – последствие испуга, но на самом деле нет такой взаимосвязи (хотя, как упоминалось, социальный страх действительно может развиваться у людей, как результат их заикания). Вопреки общепринятому мнению, заикание не отражает умственные способности.

Продолжение ниже

Заикание

... использованы различные способы «лечения», такие как непременное питье воды из ракушки улитки на протяжении всей жизни, или «ударить человека с заиканием по лицу при пасмурной погоде» или усиление мышц языка, а также различные растительные лекарственные средства. Заикание , ( alalia ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Заикание, как правило – это проблема с произнесением звуков речи или выражением мыслей словами, не связанная с физическими отклонениями. Сильная нервозность и стресс могут спровоцировать заикание у людей, предрасположенных к нему, и жизнь с сильной стигматизацией инвалидности может привести к тревоге и высокой аллостатической стрессовой нагрузке (например, к хронической нервозности и напряжению), что уменьшает интенсивность сильного стресса, который может спровоцировать заикание у любого заикающегося человека, усугубляет проблему в виде положительной обратной связи; для этого состояния предложили название «синдром заикания речи». Ни острый, ни хронический стресс, однако, сам по себе не создает предрасположенность к заиканию.

Это заболевание также непостоянное, что означает, что в определенных ситуациях, таких, как разговор по телефону, заикание может быть более или менее сильным, в зависимости от уровня беспокойства, связанного с этой деятельностью. Хотя точная этиология или причины заикания неизвестны, считается, что его появлению способствуют генетика и нейрофизиология. Есть много методов лечения и логопедических методик, которые способствуют повышению плавности у некоторых людей, которые заикаются до момента, где нетренированное ухо не может определить проблему, но, по существу, это не излечивает расстройство в настоящее время, хотя существует много видов лечения.

Содержание статьи:

  1. Классификация заикания
  2. Характеристика заикания
    1. Первичное поведение при заикании
    2. Изменчивость
    3. Чувства и отношения
    4. Плавность и неритмичность
  3. Подтипы
    1. Эволюционное заикание
    2. Приобретенное заикание
  4. Причины заикания
  5. Нейровизуализация в развитии заикания у взрослых
  6. Патофизиология развития
    1. Гиперактивность и гипоактивность
    2. Анатомические различия
    3. Допаминовые нарушения при заикании
  7. Лечение заикания
    1. Терапия формирования плавности
    2. Модификационная терапия при заикании
    3. Электронные устройства беглости
    4. Лекарства против заикания
    5. Группы поддержки и самопомощи при заикании
    6. Диафрагмальное дыхание
  8. Прогноз при заикании
  9. Эпидемиология заикания
  10. История
  11. Известные люди, страдавшие заиканием
  12. Популярная культура

Классификация заикания

Эволюционное заикание - это заикание, которое возникает, когда ребенок учится говорить, и развивается при взрослении. Другие болезни с симптомами, напоминающими заикание: синдром Аспергера, тахифразия, речь Паркинсона, эссенциальный тремор, палилалия, спазматическая дисфония, селективный мутизм и социальная тревожность.

Характеристика заикания

Первичное поведение при заикании

Первичное поведение при заикании - это очевидные, заметные признаки разбивки плавности речи, в том числе повторяющиеся звуки, слоги, слова или фразы, молчаливые паузы и пролонгация звуков. Они отличаются от физиологической неритмичности, присущей всем говорящим тем, что неритмичность при заикании длится дольше, встречается чаще, и производится с большим усилием и напряжением. Неритмичность при заикании также различается по качеству: при физиологической неритмичности, как правило, происходит повторение слов, фраз, или частей фраз, в то время как заикание характеризуется пролонгацией, повторением блоков и частей слов.

  • Повторение происходит, когда единица речи, такая, как звук, слог, слово или фраза, повторяется. Это характерно для детей, которые начинают заикаться. Например, "з-з-з-завтра".
  • Пролонгация является неестественным удлинением фрикативных звуков, например, "мммммммммолоко". Пролонгация также часто встречаются у детей, начинающих заикаться.
  • Блоки – это несвоевременное приостановление звука и выдыхания, часто связанное с блокировкой движений языка, губ и/или голосовых связок. Блоки часто появляются поздно, что связано с и мышечным усилием и напряжением.

Изменчивость

Степень тяжести заикания зачастую непостоянная, даже у людей, которые серьезно заикаются. Заикающиеся люди обычно сообщают о резком увеличении плавности, когда произносят речь в унисон с другим говорящим, при копировании чужой речи, шепоте, пении, а также при общении с домашними животными, маленькими детьми, или с самими собой. Другие ситуации, такие как публичное выступление и разговор по телефону, часто очень пугают заикающихся людей, и они сообщают об увеличении заикания.

Чувства и отношения

Заикание оказывает значительное негативное когнитивное и эмоциональное воздействие на заикающихся людей. Иосиф Шихан, известный исследователь в области, охарактеризовал заикание с точки зрения известной аналогии с айсбергом, с непосредственно видимыми и слышимыми симптомами заикания выше ватерлинии, и более широким набором симптомов, таких как отрицательные эмоции, скрытыми под поверхностью. Чувства смущения, стыда, разочарования, страха, гнева и вины обычны для заикающихся людей, и могут увеличить напряженность и усилия, что приводит к увеличению заикания. Со временем продолжающиеся трудности при ведении разговора могут привести к отрицательной самооценке и самомнению. Заикающийся человек проецирует свое отношение на других, полагая, что они думают, что он или она нервничает или глупый. Такие негативные чувства и отношение, возможно, являются одним из основных направлений программы лечения.

Многие заикающиеся люди сообщают о высоких эмоциональных затратах, в том числе из-за невозможности устроиться на работу или продвижения по службе, а также разрушения взаимоотношений или невозможности их восстановить.

Плавность и неритмичность

Лингвистические проблемы могут вызывать неровность речи. Заикающиеся люди могут двигаться вдоль континуума от плавности к неритмичности. Проблемы, которые вызывает неритмичность, как правило, требуют контролируемой языковой обработки, которая включает в себя лингвистическое планирование. Явно, что многие заикающиеся люди говорят плавно, когда речь идет о проблемах, которые обрабатываются автоматически без существенного планирования. Например, фразу "С Днем Рождения" или другие довольно часто повторяющиеся разговорные высказывания заикающиеся люди могут произносить плавно. Задачи, подобные этой, уменьшают семантическое, синтаксическое и просодическое планирование, в то время как спонтанная, контролируемая речь или чтение вслух требуют превращения мысли в языковой материал, а затем синтаксиса и просодии. Некоторые исследователи предполагают, что контролируемая языковая схема активации последовательно не работает должным образом у заикающихся людей, в то время как у людей, которые не заикаются, лишь иногда проявляется неритмичность речи и аномальная схема.

Подтипы

Эволюционное заикание

Заикание, как правило, это нарушение развития, начинающееся в раннем детстве, и продолжающееся в зрелом возрасте, по крайней мере, у 20% заболевших детей. В среднем, заикаться начинают с 30 месяцев. Несмотря на видоизменяемость, раннее поведение при заикании обычно состоит из повторений слов или слогов, а вторичное поведение, такое как напряжение, предотвращение или избегание, отсутствует. Большинство детей не знают о прерываниях в их речи. У людей, которые заикаются с раннего детства, неритмичность может быть эпизодической, и периоды заикания сменяются периодами относительной плавности.

Хотя вероятность раннего восстановления очень высока, со временем заикающийся ребенок может переходить от легкого, расслабленного повторения к более напряженному и затрудненному заиканию, в том числе к блокам и пролонгациям. Есть предположение, что реакция родителей влияет на развитие хронического заикания. Рекомендации замедлиться, подышать, повторить и т.д. увеличивают беспокойство ребенка и страх, что приводит к еще большим трудностям с речью, к циклу заикания, что только усиливает страх, тревогу и вероятность заикания. Со временем появляется вторичное заикание, включающее поведение уклонения, такое как моргание, движения губ и т.д., а также страх и избегание звуков, слов, людей, или ситуаций, связанных с разговором. В конце концов, многие из них становятся полностью осведомленными о своем расстройстве и начинают идентифицировать себя заикающимися. При этом может возникнуть глубокое разочарование, смущение и стыд. Описаны другие, более редкие, закономерности эволюционного заикания, в том числе внезапный приступ у ребенка, который не в состоянии говорить, несмотря на попытки сделать это. Ребенок обычно не в силах произнести первый звук предложения, и демонстрирует высокий уровень своей осведомленности и разочарования. Другая разновидность также начинается внезапно с постоянным повторением слов и фраз, и не развивается поведение, характерное для вторичного заикания. Еще один способ возникновения заикания связан с развитием ребенка. Многие малыши и дети дошкольного возраста заикаются, когда они учатся говорить, и, хотя многие родители беспокоятся об этом, большинство из этих детей перестанут заикаться и будут нормально говорить, когда станут старше. Так как большинство этих детей не заикаются, как взрослые, этот нормальный этап развития речи обычно называют псевдозаиканием или нормальной неритмичностью. Когда дети учатся говорить, они повторяют определенные звуки, запинаются или неправильно произносят слова, задумываются между словами, меняют звуки друг для друга, и не в состоянии произнести некоторые звуки. Дети с нормальной неритмичностью, как правило, недолго повторяют определенные звуки, слоги или короткие слова. Однако заикание обычно приходит и уходит, и наиболее заметно, когда ребенок возбужден, напряжен или сильно устал. Также считается, что заикание вызвано нейрофизиологией. Нейрогенное заикание является одним из видов расстройств плавности, при котором человек испытывает трудности в произнесении речи в нормальной, гладкой форме. Люди с расстройствами плавности произносят речь, которая звучит фрагментировано или с запинанием, с частыми перерывами и трудностью произнесения слов без усилий и напряжения. Нейрогенное заикание обычно появляется после какой-либо травмы или заболевания центральной нервной системы. Это травмы головного и спинного мозга, в том числе коры, подкорки, мозжечка, и даже областей нервных проводящих путей.

Приобретенное заикание

В редких случаях заикание приобретается в зрелом возрасте в результате неврологических причин, таких как черепно-мозговая травма, опухоли, инсульт или употребление наркотиков. Заикание имеет характеристики, отличные от его эволюционного эквивалента: оно, как правило, ограничивается частичным повторением слов или звуков, и связано с относительным отсутствием беспокойства и поведения, связанного с вторичным заиканием. Такие методы, как изменение обратной слуховой связи, которые способствуют плавности речи у людей с эволюционной формой заикания, не эффективны при заикании приобретенного типа.

Психогенное заикание может также возникнуть после травматического переживания, такого как горе, разрыв отношений или психологическая реакция на физическую травму. Его симптомы имеют тенденцию быть однородными: заикание имеет внезапное начало и связано со значительным событием, оно постоянно, и не зависит от различных ситуаций, связанных с разговором, и у говорящего имеется некоторая осведомленность или беспокойство.

Причины развития заикания

Ни одной исключительной причины развития заикания не известно. Различные гипотезы и теории предлагают несколько факторов, способствующих возникновению заикания. Среди них есть убедительные доказательства, что заикание имеет генетическую основу. Дети, у которых родственники первой степени родства заикаются, имеют в три раза больше шансов на развитие заикания. Тем не менее, исследования близнецов и усыновленных/удочеренных детей показывают, что генетические факторы взаимодействуют с факторами окружающей среды для возникновения заикания, и многие заикающиеся люди не имеют семейной истории заболевания. Существует доказательство того, что заикание более распространено у детей, которые также имеют сопутствующие затруднения речи, языка, обучения или движения. Роберт Вест, пионер в области генетических исследований в заикании, предположил, что присутствие заикания связано с тем, что сформулированная речь - последнее крупное приобретение в эволюции человека. Существует мнение, что заикание является сложным тиком.

Обнаружено три гена, коррелирующих с заиканием: GNPTAB, GNPTG, и NAGPA. Исследователи подсчитали, что изменения в этих трех генах были у 9% заикающихся людей, которые имеют семейную историю заикания.

Для некоторых заикающихся людей играют определенную роль врожденные факторы. Они включают физические травмы при рождении или после него, а также детский церебральный паралич и умственную отсталость. Для других заикающихся людей присовокупляется влияние вследствие стрессовых ситуаций, таких как рождение брата или сестры, переезд, или внезапный рост лингвистических способностей.

Существует четкое эмпирическое доказательство структурных и функциональных различий в мозге заикающихся людей. Исследования несколько осложняются возможностью того, что такие различия могут быть последствиями заикания, а не причиной, но последние исследования детей старшего возраста подтверждают структурные различия, тем самым объясняя то, что, по крайней мере, некоторые различия не являются следствием заикания.

Недостаточная слуховая обработка также была предложена в качестве причины заикания. Заикание менее распространено среди глухих и слабослышащих людей, и заикание ослабевает при изменении слуховой обратной связи, например, при маскировке, задержке слуховой обратной связи (DAF), или изменении частоты обратной связи. Существует ряд доказательств, что функциональная организация слуховой коры отличается у заикающихся людей.

Существует доказательство различий в лингвистической обработке между заикающимися людьми, и людьми, которые не заикаются. Сканирование мозга взрослых заикающихся людей показало более высокую активацию правого полушария, которое связано с эмоциями, чем левого полушария, связанного с речью. Кроме того, отмечено уменьшение активации в левой слуховой коре.

Модель возможности и требований была предложена для объяснения неоднородности расстройств. При таком подходе речевая деятельность варьируется в зависимости от возможности, имеющейся у человека для плавности речи, а также требований, предъявляемых к человеку при возникновении разговорной ситуации. Способность к плавной речи, которая влияет на предрасположенность к расстройству, недостаточность слуховой обработки или моторной речи, и когнитивные или аффективные проблемы. Требования усиливаются внутренними факторами, такими, как отсутствие доверия и самоуважения, или недостаточный разговорный опыт, или внешними факторами, такими, как давление со стороны сверстников, давление времени, стрессовые разговорные ситуации, настойчивость идеально говорить, и тому подобное. Тяжесть заболевания заиканием, вероятно, увеличивается, когда требования, предъявляемые к речи человека и его методу разговора, превышают его способность справляться с этим давлением.

Нейровизуализация в развитии заикания у взрослых

Несколько исследований нейровизуализации проводились в целях выявления областей, связанных с заиканием. Исследования сформированных мозгом изображений в первую очередь были направлены на взрослых. В целом, во время заикания церебральная деятельность резко меняется по сравнению с паузами молчания или плавной речью между заикающимися людьми и людьми, которые не заикаются.

Исследования с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) выявили во время нарушения плавности речи у заикающихся людей гипоактивность, связанную с языковой обработкой в областях коры, таких, как зона Брока, и гиперактивность в областях, связанных с двигательной функцией. На одном из таких исследований, в котором оценивался период заикания, было установлено, что происходит активация мозга и мозжечка, и относительное отключение слуховой области левого полушария и лобной височной области.

При нормальной речи без заикания ПЭТ выявила, что оба полушария активные, но, что левое полушарие более активно. В отличие от заикающихся людей, активность правого полушария больше, что означает, что это вмешательство в левом полушарии речи. Другое сравнительное сканирование переднего отдела мозга выявило непропорциональную активность у заикающихся людей, хотя пост-роландические области соответственно неактивны.

Функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) выявила ненормальную активность в правой лобной оболочке (ПЛО), которая является областью, связанной с временной оценкой задач, иногда включаемых в комплекс речи.

Исследователи проводили изучение временной корковой активации, используя магнитоэнцефалографию (МЭГ). В задаче на распознавание изолированных слов у людей, не страдающих заиканием, выявлена начальная активация коры в затылочных областях, затем в левой нижних фронтальных областях, таких, как зона Брока, и, наконец, в двигательной и премоторной коре. У заикающихся людей также в первую очередь происходила активация коры в затылочных областях, но, что интересно, левая нижняя лобная область активировалась только после того, как были активированы двигательная и премоторная кора.

Важно отметить, что неврологические нарушения у взрослых не прекращаются, если в детстве заикание вызвало эти нарушения, или если нарушения привели к заиканию. Дальнейшие исследования нужно направить на изучение случаев заболевания путем продольного исследования, чтобы отслеживать развитие структуры мозга при заикании.

Патофизиология развития

Многие доказательства из методов нейровизуализации поддерживают теорию о том, что правое полушарие у заикающихся людей мешает образованию речи левым полушарием. Кроме того, у заикающихся людей активируются двигательные программы, прежде чем начинается артикуляторная или языковая обработка.

Гиперактивность и гипоактивность

Во время произнесения речи у заикающихся людей наблюдается гиперактивность в переднем островке, мозжечке и двух долях среднего мозга. У них выявлена гипоактивность в вентральной премоторной, роландической оперкулярной зонах, в двух сторонах сенсомоторной коры и в извилине Гешля в левом полушарии. Кроме того, при произнесении речи у заикающихся людей возникает гипоактивность в кортикальной двигательной и премоторной областях.

Анатомические различия

Хотя при исследованиях нейровизуализации еще не выявлены специфические корковые корреляции, есть много доказательств того, что существуют различия в физиологии мозга взрослых заикающихся людей по сравнению с теми, кто не страдает этим расстройством.

Асимметрия была обнаружена между левым и правым Planum Temporale в сравнении заикающихся и не заикающихся людей. Во время этих исследований также обнаружено, что существуют анатомические различия в роландической крышечке и дугообразном пучке.

Допаминовые нарушения при заикании

Недавние исследования показали, что заикающиеся взрослые люди имеют повышенный уровень нейромедиатора допамина, и поэтому найденные антагонисты допамина применяются для уменьшения заикания. Гиперактивность мозга была обнаружена на уровне черной субстанции, распространяясь на красное ядро и субталамическое ядро, которые вносят свой ​​вклад в выработку допамина.

Лечение заикания

Терапия формирования плавности

Терапия формирования плавности, также известная как "более ритмичное произнесение речи", "пролонгация речи" или "объединение речи", обучает заикающихся людей говорить плавно, контролируя их дыхание, фонацию и артикуляцию (при помощи губ, челюстей и языка). Она основана на технике оперантного обусловливания.

Заикающиеся люди готовятся к уменьшению скорости их речи, растягивая гласные и согласные, и с помощью владения другими методами, такими как непрерывный поток воздуха и мягкое соединение речи. В результате очень медленная, монотонная, но беглая речь используется только в речевых клиниках. После того, как заикающийся человек овладевает этими навыками, скорость речи и интонация постепенно увеличиваются. Это более правильно звучащая, плавная речь затем переносится в повседневную жизнь за пределами речевой клиники, хотя недостаток естественности в речи в конце лечения подвергается частой критике. Формированию свободных подходов часто учат по интенсивной программе групповой терапии, которая может занять от двух до трех недель, но в последнее время программа Кампердаун, используя намного более короткий курс, показала свою эффективность.

Модификационная терапия при заикании

Целью модификационной терапии заикания не является устранение заикания, а изменение его таким образом, что заикание становится легче и менее затрудненным. Это объясняется тем, что, так как страх и тревога приводят к увеличению заикания, при использовании более легкого заикания с меньшим страхом и избеганием, заикание уменьшится. Наиболее широко известный подход был опубликован Чарльзом Ван Рипером в 1973 году, также известный, как модификационная терапия блоков.

Электронные устройства беглости

Измененная слуховая обратная связь, когда заикающиеся люди слышат свой голос по-другому, использовалась на протяжении 50 лет для лечения заикания. Эффекта измененной слуховой обратной связи добиваются при выступлении в хоре с другим человеком, блокировке голоса заикающегося человека во время разговора (маскировка), небольшом задерживании голоса заикающегося человека (задержка слуховой обратной связи) и/или путем изменения частоты обратной связи (частота измененной обратной связи). Исследования этих методов показали смешанные результаты: существенное сокращение заикания у некоторых заикающихся людей, в то время как у других наступило лишь небольшое улучшение или отсутствие прогресса. В обзоре эффективности лечения заикания 2006 года ни одно из исследований по изменению слуховой обратной связи не отвечает критериям качества экспериментов, таким, как наличие контрольной группы.

Лекарства против заикания

Эффективность фармакологических средств, таких как бензодиазепины, анти-противосудорожные, антидепрессанты, антипсихотические и антигипертензивные препараты, и антагонисты допамина при лечении заикания были оценены в исследованиях с участием как взрослых, так и детей. Всеобъемлющий обзор фармакологического лечения заикания в 2006 году заключает, что некоторые из испытаний лекарственных препаратов были методологически обоснованными. Из тех, что были, только одно корректное исследование показало снижение частоты заикания менее чем на 5% от всех произнесенных слов. Кроме того, были отмечены потенциально серьезные побочные эффекты фармакологических методов лечения, такие как увеличение веса и вероятность повышения кровяного давления. Проводятся исследования одного нового препарата специально для лечения заикания под названием “пагоклон”, который, как оказалось, хорошо переносится, имеет незначительные побочные эффекты, такие, как головная боль и усталость, о чем сообщили меньшинство лечившихся людей.

Группы поддержки и самопомощи при заикании

Практикующие поведенческие, протетические и фармацевтические методы лечения, обеспечивающие ограниченное облегчение явных симптомов заикания, группы поддержки и самопомощи продолжают набирать популярность и одобрение у профессионалов и заикающихся людей. Один из основных принципов движения самопомощи заключается в том, что, поскольку лекарства не существует, качество жизни может быть улучшено путем избавления от мыслей о заикании в течение длительного времени. Психоанализ утверждает, что имеет успех такое лечение заикания, какое использовал король Георг в фильме "Речь короля". Простое принятие этого так называемого «расстройства» приводит к полному отсутствию уверенности в себе и разочарованию. Группы поддержки содействуют сосредоточению внимания на том факте, что заикание является психологическим, а не физическим препятствием.

Диафрагмальное дыхание

Основой некоторых видов лечения заикания является диафрагмальное дыхание (или реберный тип дыхания) в качестве средства, с помощью которого можно управлять заиканием. Исполняющие вокал артисты, которые укрепили свою диафрагму, как правило, заикаются, когда говорят, но не при пении, так как оно предполагает произвольное использование диафрагмы, а речь в первую очередь включает в себя непроизвольное использование диафрагмы.

Прогноз при заикании

Среди дошкольников прогноз на восстановление благоприятный. На основании исследований около 65% заикающихся дошкольников восстановились спонтанно в первые два года заикания, и около 74% восстановились в раннем подростковом возрасте. Восстановление девочек происходит особенно успешно. По мнению других, раннее вмешательство является эффективным средством, помогающим ребенку добиться нормального владения речью.

Если заикание выявлено, когда у ребенка развилось вторичное поведение, прогноз более осторожный, и лишь 18% заикающихся детей старше пяти лет выздоравливают спонтанно. Однако при лечении детей младшего возраста остается мало признаков заикания.

Характерное для заикания мышление более глубоко укореняется у взрослых заикающихся людей. Для взрослых заикающихся людей нет никакого известного лечения, хотя при вмешательстве они могут частично восстановиться или даже полностью выздороветь. Заикающиеся люди после обучения меньше заикаются и меньше страдают эмоционально, хотя у некоторых из них не наблюдается никакого прогресса в терапии.

Эпидемиология заикания

Распространенность, или доля людей, предположительно заикающихся в какой-то период их жизни, составляет около 5%, и в целом мужчины страдают от двух до пяти раз чаще, чем женщины. По большей части заикание начинается в раннем детстве, и исследования показывают, что 2,5% детей в возрасте до 5 лет заикаются. Соотношение полов меняется по мере того, как дети растут: среди детей дошкольного возраста больше заикающихся мальчиков, чем девочек, которые заикаются, в соотношении 2:1 или меньше, но возрастает до 3:1 в первом классе, и до 5:1 в пятом классе за счет более высоких темпов восстановления у девочек. В связи с высоким (около 65-75%) темпом восстановления на раннем этапе общая распространенность заикания, как правило, считается около 1%.

Кросс-культурные исследования распространенности заикания очень активно проводились в начале и середине 20-го века, в частности, под влиянием работ Уэнделла Джонсона, который утверждал, что возникновение заикания связано с культурными особенностями и давлением взволнованных родителей на молодых детей. Джонсон заявил, что существовали культуры, где заикание, и даже слово "заика", отсутствовали (например, среди некоторых племен американских индейцев). Более поздние исследования показали, что это заявление не было подкреплено фактами, поэтому интенсивность исследований влияния культурных факторов на заикание сократилось. Общепринятое мнение современных ученых - заикание присутствует в каждой культуре и в каждой расе, хотя отношение к фактической распространенности отличается. Некоторые считают, что заикание встречается во всех культурах и расах с такой же статистикой - около 1% от всего населения (и составляет около 5% среди детей раннего возраста) по всему миру. Исследования, проведенные в США, показали, что нет никаких расовых или этнических различий в частоте возникновения заикания у детей дошкольного возраста. В то же время, имеются данные кросс-культурных исследований о том, что могут существовать различия между культурами. Например, подводя итоги исследования распространенности, Э. Купер и К. Купер заключили: "На основании данных, имеющихся в настоящее время, создается впечатление, что распространенность расстройств ритмичности колеблется между культурами мира, при этом некоторые признаки того, что распространенность нарушений плавности, отмеченных, как заикание, выше среди чернокожего населения, чем среди белых или азиатских народов" (Купер и Купер, 1993:197).

Различные регионы мира исследованы крайне неравномерно. Наибольшее количество исследований было проведено в европейских странах и в Северной Америке, где эксперты сходятся во мнении о среднем показателе, составляющем около 1% от общей численности населения (Бладтэйн, 1995. Справочник по заиканию). Африканское население, особенно из Западной Африки, имеет самый высокий показатель распространенности заикания в мире, достигая в некоторых популяциях 5%, 6% и даже более 9%. Многие регионы мира не исследованы в достаточной мере, и в некоторых крупных регионах не проводились исследования по распространенности (например, в Китае). Некоторые ученые утверждают, что причиной этого является снижение заболеваемости среди населения в целом в Китае.

История

Из-за необычно звучащей речи, поведения и мироощущения, которые сопровождают заикание, оно долгое время был предметом научного интереса и спекуляции, а также дискриминации и насмешек. Можно проследить заикающихся людей с глубины веков, подобных Демосфену, которые пытались контролировать свою неритмичность, говоря с камешками во рту. Талмуд интерпретирует отрывки из Библии таким образом: Моисей также был заикающимся человеком, и горящий уголь у него во рту был причиной его «медленной и нерешительной речи» (Исход 4, стих 10).

Гуморальная теория Галена была влиятельной в Европе в средние века на протяжении столетий. По этой теории, заикание объясняется дисбалансом четырех телесных соков: желтой желчи, крови, черной желчи и слизи. Иероним Meркуриалис в шестнадцатом веке предложил методы по устранению дисбаланса, включающие изменение питания, уменьшение занятием любовью (только для мужчин) и очищение. Полагая, что страх усугубляет заикание, он предложил методы решения этой проблемы. Гуморальные процедуры по-прежнему являются доминирующим методом лечения заикания до восемнадцатого века. Частично из-за предполагаемого отсутствия должных умственных способностей из-за своего заикания, человек, который стал римским императором Клавдием, первоначально избегал глаз общественности и не допускался до государственных должностей.

В восемнадцатом и девятнадцатом веке в Европе были рекомендованы хирургические вмешательства при заикании, в том числе укорочение языка ножницами, удаление треугольного клина с задней части языка, и перерезка нервов, или шейных и губных мышц. Другие рекомендовали укоротить небный язычок или удалить миндалины. От всех их отказались из-за высокой опасности смерти от кровопотери и их неспособности остановить заикание. Менее радикально, Жан-Марк Гаспар Итард помещал небольшую раздвоенную золотую пластину под язык для поддержания «слабых» мышц.

Итальянский патолог Джованни Морганьи отнес заикание к отклонениям в подъязычной кости, к такому заключению он пришел, проводя вскрытия. Блаженный Ноткер из Санкт-Галлена (ок. 840-912 г.), которого звали Бальбулюс (Заика), и описали его в биографии, как "болезненное тело, но не душа, заикание языка, но не ума, смело продвигается вперед в делах Божественных», что было вызвано заиканием.

Известные англичане, которые страдали заиканием: король Георг VI и премьер-министр Уинстон Черчилль, возглавлявший Великобританию во время второй мировой войны.

Георг VI проходил на протяжении многих лет лечение дефектов речи, наиболее успешно – под наблюдением австралийского логопеда Лайонела Лога, от заикания. Данное обстоятельство рассматривается в фильме Король говорит! (2010), получившем премию Оскар, в котором Колин Ферт играет Георга VI. Фильм основан на оригинальном сценарии Дэвида Сэйдлера, который также страдал заиканием до 16-летнего возраста.

Черчилль утверждал, возможно, подразумевая себя, что «Иногда незначительное и неприятное заикание или дефекты речи оказывают некоторую помощь в привлечении внимания аудитории ...». Однако те, кто знал Черчилля и комментировали его заикание, считали, что оно являлось серьезной проблемой для него. Его секретарь Филлис Мойр в своей книге 1941 года «Я был личным секретарем Уинстона Черчилля» отметил, что "Уинстон Черчилль родился и вырос с заиканием. Мойр также пишет об одном случае "Это п-п-просто в-в-великолепно", что он заикался всегда, когда волновался. Бенедикт Анианский, который помог организовать тур лекций по США, написал в 55 томе Американского Меркурия (1942 год): «Черчилль пытался выразить свои чувства, но его заикание поймало его за горло и лицо его побагровело» и «Родился с заиканием и шепелявостью, вызывавшими в большей степени недостатки в склонностях Черчилля, что было основным серьезным препятствием для его публичных выступлений. Характерно упорство этого человека, и, несмотря на ошеломляющую инвалидность, он стал одним из величайших ораторов нашего времени».

На протяжении веков применялось такие методы "лечения", как постоянное питье воды из раковины улитки в течение всей жизни, "удар по лицу заикающегося человека, при ясной погоде", укрепление языка, как мускула, а также различные растительные лекарственные средства. Кроме того, в прошлом люди соглашались на такие теории о причинах заикания, которые сегодня считаются странными. Предлагаемые причины заикания включали: излишнее щекотание младенцев, неправильное питание во время грудного вскармливания, позволение младенцу смотреть в зеркало, стрижка ребенка до момента, когда он или она произнесет первые слова, наличие слишком маленького языка, или "работа дьявола".

Известные люди, страдавшие заиканием

Известные личности, которые страдали заиканием: актриса Мэрилин Монро, вице-президент США Джо Байден, король Георг VI, Скэтмэн Джон, британские политики Джек Стро и Эд Боллс, актеры Джеймс Эрл Джонс, Ритик Рошан и Сэм Нилл, писатели Джон Апдайк и Маргарет Драббл, журналист Джон Стоссел, певцы Карли Саймон и Мэл Тиллис, музыкант Ноэль Галлахер и спортивный комментатор Билл Уолтон.

Популярная культура

Скэтмэн Джон, джазовый и евродэнс композитор, написал песню "Scatman (Ski Ba Bop Ba Bop Dop)", чтобы помочь заикающимся детям преодолевать трудности. Джон Пол Ларкин, Скэтмэн, говорил, заикаясь, от рождения, и выиграл премию Энни Гленн Американской Ассоциации Речи-Языка-Слуха за выдающиеся заслуги перед сообществом заикающихся людей.

Вымышленный персонаж Альберт Аркрайт из британской комедии «Открыто круглосуточно» - заикающийся, и во многих сериях юмор вращается вокруг этого факта. Повторяющийся персонаж Реджинальд Баркли из телесериала «Звездный путь», император Клавдий из романа «Я, Клавдий» Роберта Грейвса и персонажи, которых играл Дерек Якоби, изображаются как страдающие от заикания и преодолевающие его.

Мультипликационный персонаж поросенок Порки заметно заикается. Это возникло потому, что озвучивший его актер, Джо Догерти, в действительности заикался. Тем не менее, заикание Догерти занимало больше времени для записи сеансов, чем необходимо в противном случае, и поэтому Уорнер Бразерс заменил его Мэлом Бланком, который озвучивал голос Порки весь остаток его жизни. Заикание Порки, вероятно, наиболее заметно, когда он говорит: "Н-н-н-ну вот и все, ребята!" Другой заикающийся мультипликационный персонаж - Keсвик из «Турбо-Агент Дадли» (Турбопёс).




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".