Пользовательский поиск

Механизмы возникновения и перцептивные типы внутрикостных дисфункций

Наиболее простой вариант возникновения внутрикостной дисфункции — это прямая травма кости. Чаще всего встречается в тех местах, которые больше страдают при типичных физических травмах: кости стопы и голени, седалищные бугры, нижняя челюсть, кости свода черепа.


Возникновение внутрикостных дисфункций может быть вследствие передачи напряжения в кость в местах вставления миофасциальных структур.

Следующий типичный вариант возникновения дисфункции — в местах пересечения векторов силы. В качестве примера можно привести нижнюю челюсть. Костные контакты нижней челюсти — височные кости; миофасциальные связи — мышцы дна полости рта, крыловидные и жевательные мышцы.

Теперь представьте себе, что имеется асимметрия мышечного тонуса справа и слева, т.е. одна сторона будет смещаться более краниально и дорсально, а другая — каудально, но более вентрально, в результате возникает деформация по типу «пропеллера» или «стальной ленты» в местах максимальной деформации — внутрикостная дисфункция.

Кроме этого часто встречаются внутрикостные дисфункции, причину которых мы не можем объяснить, т.е. и травмы вроде как не было, и напряжения миофасция не находим, а дисфункция есть.

Приходим к выводу, что в отдельных участках возможно формирование первичных внутрикостных дисфункций. Причем такие дисфункции могут достаточно долго сохраняться, и даже посмертно. По всей видимости, они (дифункции) могут сохраняться тысячелетиями в костных остатках.

Одно время на семинарах по краниосакральной терапии встречался натуральный череп в качестве учебного пособия. Так вот, пальпация этого черепа давала стойкую асимметрию ритма сниженной амплитуды (привет поклонникам гидродинамической теории краниосакрального ритма), торзию синхондроза (имеется в виду сфеноокципитальный синхондроз), а также внутрикостные дисфункции затылочной, височных и клиновидной костей. Причем это были явно не наводки оператора — рисунок дисфункции регулярно повторялся у всех пальпирующих!

При попытке осуществить коррекцию этих дисфункций, у особо «храбрых» учеников (естественно, это запрещалось делать) появилось чувство дурноты и тошноты, после чего подобные эксперименты больше никто не пытался проводить.

Столь длительную фиксацию внутрикостных дисфункций представляется возможным объяснить особым трабекулярным строением костной ткани и наличием пьезоэлектрических свойств костной ткани.

Таким образом, внутрикостная дифункция напоминает неразряженный конденсатор, который «разряжаясь», если так можно выразиться, продолжительное время в места вставления прилегающих миофасциальных структур, вызывает нарушения их тонуса и формирование вторичных дисфункций.

Поэтому большинство проблем миофасциальных структур, которые мы находим, могут быть следствием внутрикостных дисфункций. Мы не призываем вас бросить миофасциальный релиз и заниматься только внутрикостными техниками, вы открываете перед собой совершенно новый пласт знаний и техник, позволяющий решать проблемы на более высоком иерархическом уровне.

Кроме этого мы хотим отметить тесную связь внутрикостных дисфункций с висцеральными структурами. Причем эти дисфункции реально отличаются от других внутрикостных дисфункций, в частности — позвонков. Если, к примеру, на уровне позвонков СЗ-С5 мы регулярно находим дисфункции дужек и остистых отростков, а дисфункции тел позвонков не находим, а уже начиная с С7-Тh2 обязательно найдется дисфункция тел позвонков обязательно в связи с дисфункцией дуги аорты.

Аналогичную картину мы находим на уровне позвонков L2-L4 — там дисфункция тела позвонка часто ассоциирована с корнем брыжейки.

Если кто читал книги по тибетской медицине, то, наверное, обратил внимание, что позвоночник в тибетской медицине начинается с Тh1 и вниз до крестца, а все, что выше, называется просто — шея. Так и мы в своей практике, за исключением С2, не находим внутрикостных дисфункций тел позвонков — только дужки, суставы и остистые отростки.

Перцептивная форма таких двойных дисфункций, связанных с телами позвонков, напоминает объемную восьмерку. Иногда она бывает деформирована так, что в ней сложно узнать эту восьмерку. Так, дисфункция С7-Тh2 — дуги аорты часто напоминает некий «полубублик», имеется в виду объемное полукольцо.

Сложно сказать, где была первичная дисфункция, а где ее компенсация, возможны оба сценария развития событий. Ясно, что такие «смежные» дисфункции поддерживают друг друга и нуждаются в одномоментной коррекции.

Говоря о типах внутрикостных дисфункций, мы имеем в виду, прежде всего, перцептивные ощущения. Если мы рассматриваем миофасциальные структуры или суставы таза или конечностей, или межпозвонковые суставы — то в этих случаях мы можем оценить тонус тканей, их подвижность, объем пассивных и активных движений и пр. Говоря иными словами — объективизировать нарушение подвижности (которое, впрочем, не есть соматическая дисфункция, а есть её проявление — это следует всегда помнить).

В случаях диагностики и оценки внутрикостных дисфункций нам помогает тот факт, что внутрикостная дисфункция обязательно будет внешне проявляться. К этим типичным проявлениям можно отнести феномен «выпирания» остистого отростка проблемного позвонка по сравнению с окружающими позвонками, его болезненность и ограничение пружинирования.

Достаточно часто находят анатомическую (не путать с функциональной, при тазовых нарушениях) разницу длины нижних конечностей, которая нивелировалась (выравнивалась) при отработке внутрикостных дисфункций костей голени, в частности — большеберцовой кости.

Почти всегда можно найти болезненность надкостницы при пальпации проблемной, с точки зрения внутрикостной дисфункции кости.

Все перечисленные выше методы — косвенные методы диагностики внутрикостных дисфункций, а для непосредственно диагностики самой дисфункции необходимо использовать специальные методы, перцептивные по своей сути.

Итак, для непосредственной диагностики внутрикостной дисфункции мы будем искать внутрикостную объемную жесткость, а если точнее — объемное ощущение жесткости. Это объемное ощущение принципиальная вещь, потому что именно оно (ощущение) позволяет локализовать внутрикостную дисфункцию, понять (осознать), какого она типа и откуда взялась.

Для каждого типа (для каждой кости) характерен свой тип дисфункции, который для этой кости типичен и регулярно там встречается у разных пациентов.

Давайте кратко рассмотрим варианты дисфункций, которые вы будете находить:

  • Трубчатые кости конечностей — мы часто находим перцептивное смещение оси кости, как правило, в проксимальном направлении — т.е. кость в ощущениях перцептируется проксимальнее, чем она расположена на самом деле, фактически пропадает ощущение целостности перцептивной оси и всей кости.

Как вариант — возможно удлинение или укорочение этой оси.

Реже встречаются разрывы перцептивной оси конечности и расхождение этих фрагментов оси под разными углами, возможно за пределы конечности. Эти варианты дисфункций характерны для травм и последствий переломов конечностей. Сама траектория смещения этих фрагментов будет отражать действие векторов сил при действии травмы.

Представьте себе кусок толстой проволоки, которую мы разрезали ножницами на несколько кусков, и эти осколки расположились продольно в произвольной позиции. Именно так и будут ощущаться последствия переломов.

А если у пациента стоят какие-либо металлические шины или спицы? Что мы будем ощущать?

Вы знаете, иногда попадались такие пациенты, у них перцептировалось все то, о чем уже говорилось — феномены объемной жесткости, в том числе и в местах металлоконструкций, смещения и расхождения перцептивной оси кости конечности. Каких-то особых ощущений, указывающих на эти металлоконструкции, не находилось.

Недавно был пациент со вдавленным переломом вертлужной впадины (автомобильная авария) и фиксацией металлическими конструкциями тела подвздошной кости с вертлужной впадиной. Травме было лет 15. Объемная жесткость ощущалась именно в месте фиксации. Т.е. мы можем сказать, что мы нашли дисфункцию, а пальпаторно определить наличие метала — вряд ли. Кстати, у этого пациента после однократного сеанса значительно вырос объем флексии тазобедренного сустава и практически прекратились боли.

Подобную перцептивную пальпацию и соответственно коррекцию трубчатых костей конечностей можно проводить через гипс, на самых ранних этапах травмы. Есть достаточно большое количество пациентов, пролеченных таким образом (через гипс).

Эффекты лечения проявлялись моментальным снятием отека загипсованной конечности, которая буквально на глазах (видимая от гипса дистальная часть) из синюшного цвета становилась телесно-розовой. Гипс сразу становился слегка великоватым.

  • Крестец, кости таза, позвонки, грудина, ключица — наиболее частый вариант проявляется диффузно-объемной дисфункцией, чаще продолговатой формы с нечеткими контурами. Форма дисфункции может быть уплощена (грудина или крыло таза) или иметь более округлую форму (тело позвонка).

Диффузно-плоский тип дисфункции — некая плоскость с нечеткими контурами, что-то вроде «продолговатого блина», чаще встречается в плоских костях — грудине, лопатке, крыле подвздошной кости.

Диффузно-линейный тип дисфункции — характерен для ребер, но встречается в ключице, а также в трубчатых костях конечностей, особенно нижних.

Дугообразный тип — типичен для дисфункции, располагающейся в дужке и теле позвонка, иногда в остистом отростке — дужке — теле позвонка (половине тела).

Что же касается тела позвонка, то мы часто находим дисфункции половины тела позвонка, правой или левой, как правило, в сочетании с дисфункцией в дужке позвонка на этой же стороне.

Достаточно часто можно найти V-образную дисфункцию, локализованную в остистом отростке и обеих дужках позвонков.

Если проследить дисфункцию тела позвонка (ее распространение за пределы тела позвонка), то часто можно увидеть ее распространение в связочные и висцеральные структуры, т.е. она (дисфункция) совмещена с висцеральной структурой. Такая типичная дисфункция часто бывает похожа на объемную восьмерку, и обычно ее называют гантелеобразной дисфункцией.

Возникает вопрос: 

«Первопричина таких дисфункций находится в висцеральных структурах?»

Вы знаете, сложно сказать. С одной стороны, висцеральная структура может стимулировать возникновение дисфункции в теле позвонка, через места вставления напряженных висцеральных связок. Такой механизм характерен для дисфункций позвонков С7-Тh2, а передача дисфункции идет через дугу аорты.

С другой стороны, дисфункции в телах позвонков могут провоцировать возникновение дисфункций висцеральных структур. Это характерно для позвонков L2-L4 и корня брыжейки.

Нам ни разу не встречались пациенты с изолированной дисфункцией тела позвонка — так, чтобы в рядом расположенной висцеральной структуре ничего бы не было.

Придумать можно что угодно, все зависит от концепта, выгодного на данный момент. Но мы же с вами практики. Поэтому если мы находим такую сочетанную, «гантелеобразную» дисфункцию, то лечим ее одномоментно.

По этой же причине рекомендуется прохождение семинара по сосудистым дисфункциям и их коррекции, потому что очень много дисфункций крупных сосудов всегда будет сочетаться с внутрикостными дисфункциями соответствующих костных структур и лечение их будет проводиться одномоментно



nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".