Пользовательский поиск

Осложнения операций на желудке, тонкой и толстой кишках

Несостоятельность анастомозов

Если во время операции, предпринятой по поводу различных заболеваний или травм живота, хирург проводит резекцию органа и (или) ушивание частей органа с наложением (или без наложения) различного рода анастомозов, всегда следует помнить о возможности развитиянесостоятельности анастомозов.


Это осложнение обычно развивается на 6 — 8-е сут. после вмешательства. Однако может возникнуть и ранее, что, как правило, сочетается с развитием других патологических процессов (кишечной непроходимости, гемодинамических расстройств и т.п.).

После субтотальных и тотальных резекций желудка, при высоких язвах кардии одно из наиболее частых и тяжелых осложнений таких хирургических вмешательств — несостоятельность гастроэнтероанастомоза. Резекции желудка по методу Бильрот — I могут осложняться несостоятельностью гастродуоденоанастомоза.

В целом несостоятельность анастомозов после операций по поводу рака желудка встречают значительно чаще, чем, например, после операций по поводу язвенной болезни желудка.

В основе несостоятельности анастомозов после операций на желудке лежат как общие, так и местные причины.

Общие причины несостоятельности анастомозов (преимущественно обусловливающие замедление регенераторных свойств тканей):

  1. пожилой возраст;
  2. декомпенсированный стеноз привратника и связанные с ним нарушения водно-солевого и других видов обмена;
  3. анемия;
  4. сахарный диабет.

Местные причины несостоятельности анастомозов (преимущественно дефекты хирургической техники):

  1. чрезмерная скелетизация культи желудка;
  2. перевязка селезеночной артерии или большинства коротких ветвей желудка;
  3. наложение слишком редких или, наоборот, слишком частых многорядных швов;
  4. использование для формирования анастомозов неполноценных (значительно травмированных, воспалительно измененных, инфильтрированных опухолью и т.п.) тканей.

Несостоятельность культи 12-перстной кишки

Одно из наиболее частых и грозных осложнений резекций желудка по методу Бильрот — II — несостоятельность культи 12-перстной кишки. Частота этого осложнения колеблется в широких пределах — от 0,4 до 17 %, однако, в большинстве стационаров составляет 2 — 5 % (Милонов О. Б. и соавт. , 1990).

Такие большие различия связывают с уровнем организации желудочной хирургии в том или ином стационаре, профессионализмом хирургов, а также с контингентом больных (ургентностыо, возрастом, исходным соматическим состоянием и др. ).

Так, по данным А. В. Вольского и соавт. (1978), несостоятельность культи 12-перстной кишки после резекций желудка, выполненных по экстренным показаниям, наблюдают у 4, 3 % больных, выполненных в плановом порядке — только у 0,9 %.

В основе возникновения несостоятельности культи 12-перстной кишки имеют значение местные, неблагоприятные для герметизации культи условия — воспалительные и склеротические процессы.

Особую опасность, по мнению О. Б. Милонова и соавт. (1990), представляют низко расположенные "циркулярные" язвы 12-перстной кишки. При таких язвах воспалительные и склеротические изменения возникают не только в задней и в передней стенках кишки.

Поэтому интраоперационно невозможно избежать значительного натяжения швов для перитонизации культи. В этих случаях, особенно при анатомически короткой верхней горизонтальной ветви 12-перстной кишки, хирург, стремясь максимально мобилизовать кишку, может перевязать артерии, обеспечивающие снабжение культи кровью, что нередко приводит к некрозу стенки кишки и несостоятельности культи.

Другой фактор риска для развития несостоятельности культи 12-перстной кишки — повышение давления в культе.

Известно, что в первые несколько дней после резекции желудка по методу Бильрот — II практически всегда возникает повышение давления в культе 12-перстной кишки. Его возникновение связывают, с одной стороны, с угнетением перистальтики, а с другой — с отеком поджелудочной железы и анастомоза. Нередко усиливает эти процессы экссудативное воспаление в зоне операции.

В этих условиях закономерно развивается дуоденостаз, что, наряду с интраоперационной травмой поджелудочной железы, может приводить к возникновению панкреонекроза.

Острая кишечная недостаточность

О. Б. Милонов и соавт. (1990) после операций на желудке описывают такое осложнение, как острая кишечная недостаточность.

Виды острой кишечной недостаточности:

  1. спаечная непроходимость (ранняя и поздняя);
  2. различные виды непроходимости, непосредственно связанные с произведенным вмешательством на желудке:
    •   инвагинация в анастомоз (ранняя и поздняя),
    •   ущемление кишечной петли в "окне" брыжейки поперечно-ободочной кишки или позади приводящей петли анастомоза;
  3. завороты отводящей или приводящей петли;
  4. прочие виды острой кишечной недостаточности.

Хирургическое лечение острой спаечной кишечной непроходимости может вызвать как интра-, так и послеоперационные осложнения.

Э. И. Романовым и соавт. (1998) изучены 90 летальных исходов после острой спаечной кишечной непроходимости, послеоперационные осложнения выявлены в 44,4 %.

Наиболее частые из них — несостоятельность кишечных швов (17 набл.), перитонит (5 набл.), некроз и перфорация стенки кишки (3 набл.).

Интраоперационные осложнения отмечены в 7,8 % наблюдений, доминирует среди них остановка сердца неясного генеза (5 набл.).

Осложнения ваготомий

Для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки применяют ваготомию — хирургическое пересечение блуждающих нервов, иннервирующих эти органы, как правило, в сочетании с какими-либо пластическими операциями на желудке.

Ранние осложнения ваготомий. Среди осложнений ваготомий в раннем послеоперационном периоде бóльшего внимания требуют функциональные моторно-эвакуаторные нарушения желудка и кишок (5 — 10 % оперированных), дисфагия (4 % оперированных), механическая непроходимость гастродуоденального канала в области пилоропластики (0,57 % оперированных), желудочно-кишечное кровотечение.

Поздние осложнения ваготомий. Поздние осложнения ваготомий, как и осложнения раннего периода, в одних случаях являются следствием пересечения блуждающих нервов, в других зависят от пластических (дренирующих) операций (Вербицкий В. Г. и соавт. , 1997).

Послеоперационный перитонит

При операциях на тонких и толстых кишках также возможно развитие несостоятельности анастомозов. В результате несостоятельности в большинстве случаев развиваетсяпослеоперационный перитонит.

Послеоперационный перитонит вследствие несостоятельности швов нередко проявляется стертой местной клинической симптоматикой. Симптомы раздражения брюшины, напряжение мышц брюшной стенки ошибочно принимают за последствия хирургического вмешательства. Поэтому чрезвычайно важным после операции является динамическое наблюдение за больным.

Нарастающая симптоматика перитонита с превалированием симптомов общей интоксикации указывает на развивающееся тяжелое осложнение. Следует иметь в виду, что согласно "Руководству по неотложной хирургии органов брюшной полости" (1986), если установлено, что причиной перитонита является несостоятельность швов и эта зона не отграничена и не дренирована, независимо от тяжести состояния больного показана срочная лапаротомия.

Пример. Больному С. , 44 лет, с целью устранения противоестественного заднего прохода проведена операция: лапаротомия, резекция участка сигмовидной кишки вместе с противоестественным задним проходом, наложение анастомоза сигмовидной кишки по типу "конец в конец". На 2-е сут. после операции у больного возникли клинические признаки динамической кишечной непроходимости, еще через сутки — несостоятельность анастомоза сигмовидной кишки. Клинически несостоятельность проявилась внезапным появлением острых болей в левой подвздошной области, напряжением мышц передней брюшной стенки и перитонеальными симптомами. Больной по жизненным показаниям экстренно оперирован. В полости брюшины — небольшое количество серозно-геморрагической жидкости. Выраженный парез тонкой кишки с наличием линейных разрывов серозной оболочки в трех местах из-за резкого перерастяжения кишки. В некоторых местах на кишках — наложения фибрина. Серозная оболочка тонкой кишки багрово-красного цвета. Сигмовидная кишка в области анастомоза жизнеспособна, при осмотре признаков несостоятельности не выявлено, однако при надавливании на кишку из передней боковой стенки анастомоза между швами поступило небольшое количество мутной жидкости с колибациллярным запахом. Произведены резекция участка сигмовидной кишки с анастомозом, выведение ее проксимального отдела в виде одноствольного заднего прохода, ушивание дистального отдела сигмовидной кишки, наложена илеостома, через нее в проксимальном направлении введена дренажная трубка (по Житнюку). Послеоперационный период протекал очень тяжело, что обусловлено развитием перитонита и острой почечной недостаточности (анурии, электролитных расстройств). Больному для форсирования диуреза введены мегадозы лазикса (500 и 300 мг), эффект не достигнут, проведен сеанс гемосорбции. Тем не менее явления острой почечной недостаточности прогрессировали (содержание мочевины — 36,5 ммоль · л–1, креатинина — 860 мкмоль · л–1). Присоединились признаки дыхательной недостаточности (тахипноэ до 48 в 1 мин, цианоз). АД — 90/60 мм рт. ст. на фоне тахикардии. Нарушено сознание с развитием глубокой комы и быстрым снижением АД до 70/50, а затем до 0 мм рт. ст. Наступила остановка дыхания и сердечной деятельности.

На вскрытии: кожный покров бледно-синюшный, выраженный цианоз ногтевых фаланг пальцев рук. В полости брюшины около 200 мл мутной гноевидной жидкости с пленками фибрина. Петли тонких кишок вздуты, с фибринозными, кое где с зеленоватым оттенком, наложениями на серозной оболочке. Бактериологически из содержимого брюшинной полости выделены E. coli и Enterobacter cloacae, а также грамотрицательные неферментирующие палочки. Между париетальным и висцеральным листками брюшины — множество фиброзных сращений. Проксимальный отдел сигмовидной кишки фиксирован к краям операционной раны, которые местами некротизированы. Почки увеличены в размерах и массе (обе 550 г). Корковое вещество бледно-желтое, мозговое — синюшно-красное. Мочевой пузырь без мочи. В трупной крови гематокрит — 0,28, содержание мочевины — 43,2 ммоль · л–1. Селезенка массой 400 г, с незначительным соскобом пульпы. Головной мозг массой 1320 г, извилины сглажены. В трахее и главных бронхах — небольшое количество жидкости, содержащей 7,0 г · л–1 белка. Правое легкое массой 900 г, левое — 800 г. Легкие плотноэластической консистенции, полностью заполняют плевральные полости. В полостях по 100 мл мутной жидкости. С поверхности разрезов легких стекает большое количество мутноватой жидкости. Гистологически в легких картина респираторного дистресс-синдрома взрослых.

Таким образом, смерть больного наступила на 7-е сут. после операции восстановления целостности сигмовидной кишки. Осложнения послеоперационного периода — динамическая кишечная непроходимость, несостоятельность анастомоза сигмовидной кишки с развитием перитонита, острой почечной недостаточности и респираторного дистресс-синдрома взрослых.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".