Пользовательский поиск

«Эффект ореола»

Этот цикл статей представляет собой интересный эксперимент, в результате которого 33-летний американец в течение месяца питался только продукцией компании "Макдоналдс" и не притронулся ни к какой другой пище. На протяжении всего эксперимента герой снимал документальный фильм.

Прошло уже более двух лет после моего месячного пребывания в «мак-аду». Произошло с тех пор многое. И хорошее, и не очень, и, как обычно, просто рутинное.

Продолжение ниже

Кафе «Желание»

... могли бы стать единственным местом, где детей не «засыпали» бы идеями джанк-фуда, фаст-фуда и другой отвратительной готовой пищи, дела, по сути, обстоят ... ... противоположно. Многие американские школы захвачены во власть «Пепси», «Кока-Колы», «Бургер кинга», «Макдоналдса» и иже с ними. И кроме себя самих,...

Читать дальше...

всё на эту тему


Конец прошлого года мы провели в доработке фильма – от съемок интервью и создания графики и анимации до нескольких недель редактирования. Я получил бесценное образование по вопросам пищевых продуктов, питания, диет, школ, корпоративного мышления, судебной власти, правительства. День за днем я узнавал что-то новое.

Мы ставили перед собой цель закончить фильм и мы сделали это. Премьера состоялась на кинофестивале независимого кино в Сан-дэнсе. Получить за первую полнометражную ленту приз «За лучшую режиссуру» в борьбе с другими отличными фильмами было сродни детской мечте отправиться на Марс или выиграть в лотерею. Я чувствовал себя так, словно проживаю чью-то другую жизнь, жизнь кого-то знаменитого и успешного. Это определенно была жизнь какого-то другого парня. Я ждал, что он вот-вот похлопает меня по плечу и вернет свою жизнь обратно.

А когда нанятые пищевыми гигантами цепные псы («Тек центрл стэйшн», «Институт конкурентных предприятий», «Центр за свободу потребителя») начали тявкать на фильм еще до того, как он вышел на экраны, я понял, что мы действительно что-то раскопали.

Фильм шел в девяти городах, на экранах сорока одного кинотеатра. За две недели число демонстрировавших фильм кинотеатров увеличилось втрое. Он вышел на десятое место в стране. К середине лета он собрал свыше 10 миллионов долларов – третий по величине кассовых сборов документальный фильм в истории!

Рецензии посыпались со всех сторон. Много восторженных отзывов и немного скептики. Я понял, что это хорошо, что это повышает ставки. У меня взяла интервью очаровательная Кэти Курик, осуществилась моя мечта – я выступил в «Летермэн» и попал в самую забавную передачу на телевидении «Дейли-шоу». Вскоре моя жизнь слилась с жизнью средств массовой информации.

Весьма необычно для парня из Западной Виргинии.

Начался показ фильма за пределами США, и я стал путешествовать вместе с ним по свету. Мы с Алекс побывали в Англии, где фильму (что неудивительно) был оказан радушный прием, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Корее, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Голландии, Швеции, Бельгии и даже в Исландии. В общем, менее чем за пять месяцев мы объехали более двадцати стран.

В Австралии (первой из стран нашего турне) «Макдоналдс» развязал принудительную анти-кампанию. В вестибюлях кинотеатров его люди раздавали листовки, опровергающие содержание фильма. Как только я покидал теле- или радиостудию после интервью, генеральный директор «Макдоналдса» Австралии звонил и требовал «равного времени» в эфире. Отморозок! Такое случалось и в других странах. Забавно, что когда мы снимали наш фильм, ни один представитель «Макдоналдса» не соглашался с нами поговорить. Теперь же они бегают за мной, словно требующие внимания домашние щенки.

И, конечно же, «Макдоналдс» развернул новую рекламную кампанию, целью которой было показать, насколько «полезна» «мак-пища». Мне кажется, что самой нелепой рекламой была вот какая: рядом с яблочным пирогом яблоко сорта Грэнни Смит, мол, «наши яблочные пироги делаются только из яблок Грэнни Смит».

В высшей степени фальшивая игра в «австралийскую гордость»: Грэнни Смит стали выращивать здесь в 1868 г., и с тех пор этот сорт яблок завоевал популярность во всем мире из-за морозоустойчивости и длительности хранения. Но сравнение это само по себе показалось мне, как и большинству австралийцев, с которым мне удалось пообщаться, совершенно нелепым. С одной стороны, перед вами картинка со свежим, зрелым, сочным, полезным, блестящим яблоком. А с другой – конвертик приготовленного в промышленных условиях липкого теста, наполненного химическими консервантами, усилителями аромата, жирами и сахаром. Ах, ну да, и несколько кусочков того, что когда-то, видимо, было яблоком. Невозможно сравнивать яблочный пирог от «Макдоналдса» и настоящий яблочный пирог. С таким же успехом можно сравнивать «Грэнни Смит» с креслом или бензопилой. У них так много общего!

Странная вещь произошла в Японии: у меня не стали брать интервью ни теле-, ни радиокомпании. Ни одна из них. Случайное стечение обстоятельств? Думаю, нет. Практически в каждой посещаемой нами стране представители «Макдоналдса» грозили средствам массмедиа потерей значительной прибыли от рекламы, если те общались со мной или рассказывали о моем фильме. Как я об этом узнал? Да журналисты сами мне об этом поведали. Япония – еще более покорная корпоративная нация, нежели мы, а местные массмедиа-средства чрезвычайно зависимы от рекламодателей. Еще одна ступенька лестницы манипуляции средств массовой информации компанией, которая только и может, что переворачивать жарящиеся гамбургеры и продавать фри, но тем не менее, имеет возможность влиять на то, что смотреть, слушать и читать людям. Подумайте только, какие имеющие реальную власть компании в состоянии утаивать от вас новости? Печально, что Япония стала одной из стран, где американский фаст-фуд оказал серьезное разрушительное воздействие на традиционные пищевые пристрастия.

В Южной Корее какой-то борец по защите окружающей среды решил скопировать меня и прожить тридцать дней на фаст-фуде. Но уже на 24-й день «доктора сообщили ему, что его жизнь в опасности» и заставили прекратить эксперимент. Он сделал это еще до того, как фильм начали демонстрировать в Южной Корее. Клянусь, я не побуждал его к этому.

«Стал очевиден токсический эффект такого питания на мой организм, и доктора наказали мне прекратить эксперимент, так как он оказался слишком опасен», – поведал активист азиатскому информационному агентству.

А один из его докторов сказал, что «парень нанес значимый вред печени, плюс мы обнаружили проблемы с сердцем».

Знаете, какую страну можно назвать моей любимой? Исландию. Я полюбил Исландию. Поразительное место. Страна возведена на вулканической породе, где фактически не растут деревья, а леса нет и подавно. Местные жители по-прежнему говорят на самом древнем языке региона – на древнем норвежском диалекте, на котором говорили викинги. Все население страны составляет каких-то 280 000 человек, но, я извиняюсь, ее столица Рейкьявик буквально кишит заведениями американского фаст-фуда: «Ка-эф-си», «Макдоналдс», «Сабвей», «Литл Цезаре», «Бургер кинг», «Руби тьюздейс», «Ти-джей-ай фрайдейс» и т.д.

1 января 2005 г. высокоуважаемое и почтенное медицинское издание «Ланцет» опубликовало результаты недавнего исследования, связавшего потребление фаст-фуда с прибавкой веса и развитием инсулиновой резистентности (ключевой фактор риска развития сахарного диабета второго типа). В исследование, продолжавшееся 15 лет, было вовлечено более 3000 объектов. Согласно данным, полученным одним из авторов работы доктором Дэвидом Людвигом, лица, употреблявшие в течение пятнадцатилетнего периода фаст-фуд чаще двух раз в неделю, прибавили в весе на 5 кг больше тех, кто питался фаст-фудом один раз в неделю или реже, а резистентность к инсулину у представителей первой группы увеличилась на 200 %. Эта взаимосвязь остается неизменной, даже если принять во внимание другие факторы, которые могут оказывать влияние не вес тела и развитие сахарного диабета, в том числе социоэкономическое положение, уровень физической нагрузки, количество потребляемых жиров и т.д.

Для меня было очень важно, чтобы как можно больше молодых людей Америки увидели фильм и обсудили увиденное. И хотя никогда раньше я не выступал публично, я все же прочитал лекции во многих колледжах, средних и неполных средних школах по всем Штатам. К концу 2004 г. я прочитал уже более ста лекций и абсолютно уверен, что прочитаю их еще больше. Реакция со стороны учащихся потрясающая. Они высказывают феноменальные комментарии, а их вопросы поистине остроумны. Они «секут» проблему и хотят изменить в лучшую сторону свои пищевые пристрастия и уровень физической активности. Они дали мне надежду на будущее – надежду на то, что мы действительно можем изменить сложившееся положение вещей.

Почему «Макдоналдсу» понадобилось давить своим авторитетом (с юридической и финансовой точек зрения) какой-то незначительный малобюджетный документальный американский фильм?

Потому что это был не просто незначительный фильм. Огромная волна народной поддержки, возникшая в ответ на этот фильм, послужила последним доказательством растущей обеспокоенности тем, насколько вредны фаст-фуд и джанк-фуд и что с нами творит подобного рода питание. Даже министр здравоохранения и социальных служб (прежде чем сдать свои позиции) заявил:

«Очень важно надавить на пищевую индустрию, индустрию быстрого питания, производителей сладких газированных напитков с той целью, чтобы они начали предлагать своим потребителям более полезные продукты и внесли в меню блюда из овощей и фруктов».

После этого заявления пищевые монстры осознали, что они не смогут отделаться лишь методиками отрицания, прикрытия и запугивания своих критиков.

Но, несмотря на это осознание, индустрия быстрого питания с пеной у рта всеми возможными способам пытается убедить нас, что фаст-фуд может быть вкусным, безопасным и полезным. Но не позволяйте себя обманывать. Это, по большому счету, всего лишь косметические изменения и вуалирование, сами же они тем временем продолжают поджаривать те же старые гамбургеры.

Ни одна компания не сделала для своего нового яркого имиджа столько, сколько сделал «Макдоналдс». «Таймс» назвала происходившее во второй половине 2004 г. «самыми крупным процессом ребрендинга за всю историю корпорации». Как язвила «Таймс»:

«Макдоналдс» мчался по элитному рынку быстрее, чем вы успевали произнести «мне один картофель». Целью компании стало превратить «Макдоналдс» в комбинацию «Прет-а-мейнджер» и «Старбакс», продающих салаты, «бариста каггучинно» и свежеприготовленные сандвичи».

Была разработана куча косметических изменений. Кроме салата «Премиум» и «Макнаггетсов из белого куриного мяса», компания планировала представить потребителям приготовленные по заказу сандвичи в стиле «Сабвей», гамбургеры с низким содержанием углеводов и обезжиренные десерты, в том числе свежие фрукты. По всему миру компания тестировала блюда, которые могли бы привнести в меню местный колорит и привлекательность, как, например, суп из белой фасоли в Португалии. Одной из самых дурацких идей было переделать огромное количество заведений в «Мак-кафе», стилизованные под «Старбакс», с охлажденным каппучино, обстановкой в стиле лаунж и беспроводным доступом в Интернет.

Но, как отметил «Экономист», ни одна из этих мер не изменила сущности поджаривающей гамбургеры миссии «Макдоналдса»:

«У новых салатов одно предназначение, они должны донести до миллионов покупателей следующее послание: теперь снова можно есть в «Макдоналдсе», потому что наше меню стало более «полезным» несмотря на то, что подавляющее большинство по-прежнему заказывает гамбургер и фри».

И снова здоровье по ассоциации. Поймите, что посредством продажи салатов они пытаются заставить людей думать, что все остальные предложения, представленные в меню заведения, каким-то магическим способом (при помощи овощного осмоса, наверное) тоже становятся для вас полезным. 

«Не секрет, что основные деньги мы делаем на продаже гамбургеров и чизбургеров», – констатирует главный финансовый управляющий «Макдоналдса» Мэтью Пол. 

По его словам, рост продаж вызван «эффектом ореола» здоровой пищи, появившейся в меню.

«Эффект ореола». Еще одно наименование надувательства, запутывания и пропаганды, обозначающего лишь, что вовсе они не такие ангелы, как вы думаете.

Воздвиг вокруг себя ореол и бывшей генеральный директор Чарли Белл, боровшийся с раком прямой кишки. В сентябре 2004 г. он дал знаменитое интервью лондонской «Таймс», в котором сказал:

«Мы знаем, что мы несовершенны, но хотим показать, что искренне пытаемся делать правильные вещи».

Когда его спросили о моем фильме и о сильнейшем воздействии Шлоссера («Поколение фаст-фуд») на индустрию быстрого питания он ответил:

«Эти люди разными способами донесли суть дела до мировой общественности. Нет необходимости соглашаться с тем способом, которым они это сделали, но стоит принять участие в разрешении этого вопроса. Нам нечего скрывать. Мы рады критике. Мы сейчас находимся на пути обучения».

Мы рады критике! Так высказывайтесь же, все и каждый! А еще лучше – заставьте ваши действия говорить за вас!



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".