Пользовательский поиск

Античные идеи о существе субстанции

Обычно мы склонны идеи древних о существе материи считать недоразвитыми и детскими. Нередко мы особенно гордимся тем, что в своей культуре и в своих знаниях мы значительно переросли прежнее. Но если мы действительно серьезно изучаем эти древние культуры, насколько позволяют это сохранившиеся документы, такие как здания, скульптуры и письмена, мы бываем удивлены богатством мудрости и возможностей, лежащих в их основе.

Продолжение ниже

Разновидности Небесной Ци (даосские практики)

... практики является возврат к наше­му изначальному состоянию — к истоку, к У-ци. Одним из путей возвращения к У-ци является практика Внутренней Алхимии. Да­осская Внутренняя Алхимия начинается с открытия и очищения энергетических каналов тела с помощью Микрокосмической Ор­битальной ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Египетские храмы и пирамиды, например, открывают нам, помимо их бесспорной художественной высоты, такую ступень математических и технических возможностей, что нам кажется немыслимым, чтобы создателем их мог быть примитивный, стоящий на ступени детства народ. В этих строениях находим мы колонны, статуи и стенную кладку из огромных гранитных блоков, вес которых достигает 500 центнеров. Для нашей сегодняшней инженерной науки со всем ее техническим оснащением было бы нелегко изготовить такие огромные блоки и транспортировать их. В высшей степени удивительным представляется факт, что по соседству с пирамидами и храмами гранита нет. Ближайшие залежи находятся близ Асуана, примерно в 1000км вверх по течению Нила. Нас должно потрясать, что, несмотря на такие большие расстояния, гранитные блоки все же транспортировались. И мы должны согласиться, что египтяне обладали способностями, которые для нас сегодня потеряны.

Чем дальше мы всматриваемся в историю народов, тем более мы находим свидетельств деяний, подобных которым нет в современную эпоху. Остров Пасхи (в Тихом Океане) дает нам другой пример. На этом острове находят колоссальные статуи из цельных каменных блоков, порода которых отличается от основной породы, на которой стоят статуи. Следовательно, эти колоссы, вес которых достигает 100 центнеров, доставлены из каменоломень, расположенных в отдаленной части одного из островов. Кроме того, эти статуи демонстрируют исключительно высокоразвитое чувство статики у их исполнителей, ибо у многих из этих статуй положение центра тяжести, которое должен учитывать каждый скульптор, не могло бы быть лучше посчитано и с помощью наших современных методов. При этом следует задуматься, что эти статуи созданы были в доисторические времена, возможно, в делювии. Они представляют собой поистине первые документы человеческой деятельности.

Разве не должны мы пересмотреть нашу веру в то, что человечество развивалось в одном направлении от примитивного, быть может, звероподобного состояния до высоты нашей современной научной эпохи? Разве немыслимо предположить, что с этими древними народами были связаны силы, которые позже были потеряны нами и которые мы только теперь снова начинаем исследовать, пользуясь силой нашего рассудка?

В самом деле, мы имеем все основания признать, что прачеловечество жило в других состояниях сознания, и в высшей степени было одержимо мировыми силами, и что мудрость и сила их деяний далеко превосходила наше современное мышление. Так мы узнаем, что в ходе развития человечество не только приобрело нечто, что сегодня мы называем силой мышления, но также и утратило нечто из того, что было свойственно этим древним народам.

Нельзя не предположить, что обитатели Земли, жившие в эпоху, последовавшую за последней великой земной катастрофой, которую иногда называют всемирным потопом, а иногда ледниковым периодом, находились в состоянии сознания, совершенно отличном от нашего. Эти люди не обладали интеллектуальными способностями, но вместо них они обладали силой восприятия сверхматериального мира, который сегодня лежит вне нашего сознания. Это было время до написания Вед, когда праарийцы из колыбели народов внутренней Азии принесли первые культурные импульсы в страну, которая сегодня называется Индией. Тогда сверхчувственный мир с его существами переживался еще так же реально, как сегодня мы переживаем окружающий нас физический мир. Эта сфера чисто духовного, божественного заключала в себе всю реальность, тогда как Земля ее природой воспринималась как нереальная. Она была «майей», иллюзией, наименее ценной ступенью творения. Азия, физическая земля, представляла собой как бы нижнее небо. Эти древние индусы не имели также самосознания в том смысле, в котором мы имеем его сегодня. Они чувствовали себя скорее едиными с божественным, они воспринимали себя как инструмент, посредством которого пульсирует божественное дыхание. Эти времена нашли затем свое выражение в Ведах, поскольку последние, так же как и другие мифологические предания (Эдда, Калевала), были записаны значительно позднее. Потому древние индусы не имели также понятия о личной свободе, т.е. они были не способны делать заключения, исходя из собственной силы суждения. Они чувствовали себя скорее одержимыми духовными силами и пронизанными ими. Не только их, по сегодняшним понятиям, «сновидческие мысли» являлись отпечатком божественных сил, но и их деяния.

Последующие культурные периоды были отмечены возрастанием интереса к Земле и окружающей человека природе. Постепенно и ступенчато шло нисхождение в материю. Так, например, в персидскую эпоху работа над землей выразилась в первых зачатках земледелия. Заратустра, на которого вся эпоха смотрела как на своего учителя, учил свой народ выращивать питательные растения, которые также и сегодня являются важнейшими культурными растениями. Зенд-Авеста может рассматриваться как праучебник земледелия. Но чем более возрастал интерес к земным вещам, тем слабее становился контакт с духовным миром, хотя он был, по сегодняшним понятиям, еще достаточно тесным и определяющим для всех земных деяний.

В последующую эпоху лишь очень немногие избранные личности, такие как жреческие вожди, еще были способны воспринимать божественную мудрость и осуществлять ее на Земле. Их способности в этом направлении сохранялись путем регулирования рождения, заботливого воспитания и определенных упражнений в местах духовного обучения.

Это развитие продолжалось далее в эпоху греческой культуры. Все более замутнялся взгляд – даже «посвященных» – в местах мистерий.

Сегодня мы совсем утратили внутренний контакт со сверхчувственным миром. Единственное, что еще осталось, это смутное воспоминание, форму которого мы находим в различных документах, в мифах и сагах, сказках и грезах. То, что сегодня мы находим у примитивных народов или также в Европе то там, то здесь как «второе зрение» или подобное этому, является еле мерцающим остатком когда-то величественного видения духовных связей, стоящих за чувственными явлениями. Но эти способности сегодня являются атавизмом и практиковать их не созвучно времени.

Взгляд на этот грандиозный процесс показывает, что божественные силы, некогда нисходившие извне из духовного космоса на человека и которым он, естественно, следовал, претерпели метаморфозу и стали способностями, которые должны развиваться внутри самого человека и которые он должен черпать из своих суждений. Мы имеем развитую мыслительную силу, самосознание, личную духовную свободу и заплатили за это потерей божественной мудрости, которая «ясновидяще» созерцалась в прежние времена.

Следы этого развития мы находим повсюду. Социальный порядок и общность народов, их взаимоотношения, как внешние, так и внутренние, были установлены под непосредственным восприятием воли духовных вождей и их заветов. Древние индусы и персы воспринимали божественную волю и следовали ей. Жрецы Халдеи и первых времен Египта по звездам читали волю божества, и все области совместной человеческой жизни упорядочивались соответственно ей. Еще во времена исторического значения Греции можно было ясновидяще воспринимать, как эринии или фурии преследовали тех, кто оказывался виновным в неподчинении божественной воле. Сегодня же мы не видим эриний, но в своей груди мы чувствуем нечистую совесть, если мы делаем что-либо несогласное с нашими внутренними убеждениями. Если мы сегодня читаем Гомера, где представлено, как Афина Паллада выступает сзади Ахиллеса и нашептывает ему, что он должен делать, а также как герои воспринимают указания богов, мы не может удержаться от впечатления, что Троянская война была войной богов, борьбой духовных сил, которую люди лишь представляли на Земле, почти как марионетки.

Дифференцированные в макрокосме силы, издавна воспринимавшиеся как отдельные божественные облики, которые в прежние времена действовали в человеке и посредством человека, были в ходе развития как бы несколько вывернуты наизнанку и восприняты внутрь души человека. Вместо того чтобы действовать на него, как прежде, извне, они обратились к внутренней активности человека. Этот переход для различных областей Земли, естественно, проходил в разное время. Это особенно можно заметить в эпоху Греции. Платон поистине может рассматриваться как последний посвященный античности, который свои идеи переживал еще как непосредственные духовные восприятия. Например, понятие гармонии сфер было для него не абстракцией, а также оно не представлялась ему подобием какой-либо земной закономерности. Это была реальная духовная музыка. Для него мир развивался, так сказать, сверху, из духовного состояния, нисходя в материальное.

Этот факт отразился как квинтэссенция в мифах о сотворении мира у всех народов. Более подробное описание этого не является задачей настоящей книги. Существенной же является мысль, что воззрение о ступенчатом уплотнении нашло свое выражение также в греческой философии. Этот нисходящий от тонких ступеней (огонь, свет, воздух) процесс развития понимался как развертывание божественных качеств в материи и переживался в величественных образах. Но уже Платон чувствовал, что прежние формы представления больше не были удовлетворительными, и его ученик Аристотель действительно был первым, кто эту древнюю имагинативную мудрость, которая в его время существовала только в отрывочных картинах, смог отлить в форму логических мыслей. Это и есть праоснова учения Аристотеля и, прежде всего, его учения об элементах.

Если рассматривать вещи в их духовно-исторической связи, то станет ясно, что Аристотель, когда он говорит о воздухе, имеет в виду не то, что мы сегодня представляем как смесь кислорода, азота и других газов. Его понятие было более обширным. Он включил в него все то, что как сила действовало в воздушном вообще, в газообразном. Когда он говорил о воде, то он имел в виду не Н20 современной химии, но всю третью ступень уплотнения, а именно, жидкое в самом общем смысле слова, и все действующие в нем химические силы. Огонь, воздух, вода и земля – это были великие этапы становления материи.

Это, так сказать, полнокровное воззрение должно было в течение последующих 2000 лет соответственно самостоятельному становлению мышления и отделению его от знания космических взаимосвязей все более абстрагироваться. От него остались только наши агрегатные состояния, мыслимые чисто физически, причем огонь уже не причисляется к ним. Мир качеств и активности, связанный с элементами, должен был теперь погрузиться в неведомое, чтобы интеллект мог быть вышколен на чисто чувственных восприятиях.

Учение Аристотеля составляло основу знаний вплоть до глубокого средневековья, но его понятия становились все более бессодержательными и материальными. Это было необходимо для образования мышления, овладевающего мертвой материей, которое в наше время действительно достигло высочайших вершин.

Наряду с общим направлением развития тонкой нитью проходило знание о тайнах природы, которое еще считалось с силами, которым в те времена уже не придавали больше никакого значения. Этим остатком знания была истинная алхимия.

То, что мы обычно подразумеваем под алхимией, дает только смутный и искаженный образ истинных отношений. Обычно мы думаем, что были алхимические шарлатаны, неученые и поэтому подверженные всяким предрассудкам люди, которые, по большей части, стремились к тому, чтобы добиться превращения неблагородных металлов в золото. Естественно, такие шарлатаны и дилетанты были тогда, особенно в позднейшие времена, и поэтому их осуждение было часто справедливым. Но истинные алхимики, такие как Василий Валентин, Агриппа Нетесгеймский, Раймонд Саундский и, конечно, Парацельс, открывали светлое знание, которое можно рассматривать как последнюю искру древнего учения мудрости. Для познания того, чем является истинная алхимия, требуется очень интенсивное и более интимное изучение. При этом следует учитывать, что истинное мнение в писаниях алхимиков, по большей части, предусмотрительно скрыто, и что часто нужно бывает вначале найти ключ, чтобы разгадать смысл слов. Сегодня эта объемлющая космос, землю и человека обширная мудрость, которая еще не так давно была доступна, полностью забыта.

И как аристотелевская мудрость была кристаллизацией древнего ясновидения, так для алхимиков действие природной духовности кристаллизовалось в физических и химических феноменах, получаемых посредством экспериментов. Их эксперименты были вопросами, задаваемыми ими богине Природе, ответы которой они выслушивали с благоговением. Конечно, они еще не имели отдельных знаний о химической структуре субстанций, которые находятся в нашем распоряжении, но зато они умели погрузить субстанцию во все земные и внеземные силы, которые должны совместно действовать при ее восстановлении.

Мы склонны думать сегодня, что наша современная химия имеет корни в древней алхимии, и что она развилась из тех прежних «примитивных» идей. Но это неверно. Алхимия была окончанием славного пути развития прошлого. Поэтому она также была, особенно в конце, охвачена декадансом и шарлатанством. Современная же химия – это новый импульс в потоке познавательных устремлений.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".