Пользовательский поиск

Токсические и трофические знаки

Воздействие разнообразных факторов среды на организм человека общепризнано и не вызывает никаких сомнений. Наличие вредных компонентов в атмосферном воздухе, превышение предельных допустимых концентраций нитратов в пищевых продуктах, нарушение функций систем организма по нейтрализации и выведению шлаков может вызвать их накопление в тканях и стать причиной болезней.

Продолжение ниже

Экология и рациональное использование природных ресурсов

Экологи изучают и оценивают питательные запасы, чтобы понять, как эти вещества регулируются, движутся и перерабатываются в окружающей среде....

Читать дальше...

всё на эту тему


Эти процессы на некоторых этапах развития не имеют выраженного клинического симптомокомплекса. Обследование же радужки способствует раннему выявлению токсических и дистрофических сдвигов в организме и осуществлению своевременных лечебно-профилактических мероприятий. Они проявляются в виде разнообразных знаков, среди которых и токсическая лучистость, известная еще под названием «спицы», или «солнечные лучи».

Некоторые исследователи (Schmidt, 1974; Bourdiol, 1974) считают более оправданным использование термина «радиальные астенические трещины». Такое название, по их мнению, ближе к более точному описанию токсической лучистости. Ведь при ней знаки радужки располагаются радиально, направляясь от центра к периферии, из „зоны желудочно-кишечного тракта к зоне кожи. Для этой лучистости наиболее характерны темный цвет и форма в виде клиновидных рубцов.

Описаны шесть видов «радиальных нарушений» (Vida, Deck, 1954; Schmidt, 1974; Bourdiol, 1975) темной лучистости. Среди них – астенические радиальные щели, имеющие свои особенности по локализации и форме. Это темные линии, начинающиеся от самого зрачка и пересекающие как зрачковую, так и цилиарную зону. Однако до лимба они никогда не доходят. Диагностическая значимость лучистости определяется ее местонахождением. Локализация в зоне 12 ч – признак психастении, 6 ч – слабость связочного аппарата нижних конечностей и предрасположенность к растяжению связок и подвывихов голеностопного сустава.

Другой вид – борозды гиперемии, отходящие от автономного кольца и обращенные вершинами к центру. Название этого вида лучистости определяет их диагностическую значимость. В зависимости от зоны проекции такая лучистость является симптомом гиперемии (застойных явлений) определенных органов.

Один из видов темной лучистости – ступенчатые радиальные борозды. Чаще всего они обнаруживаются в цилиарной зоне. Применительно к этому виду в описании используются термины «эшелонированный» и «прерывистый». Этот вид – один из надежных симптомов склеротических изменений в тканях.

Незначительно от этого вида отличаются периферийные борозды. Их локализация – ресничная зона, что указывает на склонность определенных органов к нервным спазмам.

Лучи могут встречаться только в одной зоне – зрачковой или автономном кольце. В этих случаях борозды небольшие. Наличие их в зрачковой зоне – симптом поражения парасимпатической нервной системы, проявляющийся в органах в соответствующей проекционной. В автономном кольце лучи чаще имеют вид трещин и служат симптомом «вертебральной блокады».

По мнению Е. С. Вельховера и соавт. (1982), выявление адаптационных колец в радужке глаза наряду с лучами свидетельствует об истощении нервной системы и ослаблении регенеративных процессов. Согласно наблюдениям этих и других авторов, солнечные лучи чаще обнаруживаются в проекционной зоне головного мозга. При такой симптоматике у больных достаточно типичны жалобы на головную боль, головокружение, снижение умственной работоспособности. Лечение их при традиционном подходе не дает желаемых результатов, так как не устраняется токсического воздействия со стороны желудочно-кишечного тракта на ткани головного мозга. Значительно больший терапевтический эффект достигается при проведении процедур по очищению организма от продуктов распада и своевременному освобождению кишечника.

На радужке наряду с темной может наблюдаться и белая лучистость, называемая еще белым сиянием. В ее происхождении важная роль принадлежит длительно протекающим заболеваниям. Наличие воспалительного хронического процесса обычно сопровождается ацидозом, который и обусловливает появление беловатого налета в проекционной зоне желудочно-кишечного тракта и автономного кольца.

Светлые лучше в отличии от темных обнаруживается только у лиц со светлыми глазами. В научной литературе мы не встретили данных о феномене белой лучистости среди кареглазых. Достаточно типичен и рисунок лучей – они немногочисленны и приподняты над остальным рельефом радужки.

Наличие белой лучистости – симптом ревматоидного процесса в организме (Ромашов Ф. Н., Вельховер Е. С., 1973; Jensen, 1964), чаще всего обнаруживаемого при острых и неострых стадиях заболевания. Поэтому этот симптом известен как «глаза ревматической кислоты» (Jensen, 1964). Если она дополняется своеобразными мелкоточечными включениями белого, желто-бурого или черного цвета по периферии или центральной части радужки, «то они еще больше подтверждают наличие ревматизма».

Следует подчеркнуть, что это симптом не только ревматизма, но и некоторых других заболеваний. В частности, он может наблюдаться при лихорадочных состояниях, трахеобронхитах, ринитах, высыпаниях на коже, диарее (Roberts, 1962).

О накоплении в организме продуктов распада, разнообразных шлаков свидетельствует также и другой симптом на радужке – дистрофический ободок. Его название образно, так как включает как характер изменений, так и их локализацию (на периферии). Дистрофический ободок возникает на периферии радужки во всех случаях интоксикации, длительного медикаментозного лечения, накопления в организме продуктов метаболизма.

Имеются сведения и о врожденных дистрофических ободках на радужке (Димков П., 1977). Обычно дети с темным кольцом на периферии радужки отличаются пониженной сопротивляемостью организма. Более того, обычно в первые два года жизни у них чрезвычайно высока вероятность возникновения какого-либо кожного заболевания.

Установлена зависимость между выраженностью дистрофического ободка и степенью интоксикации организма. Ободок выявляется в начальной стадии интоксикации в проекционном кольце кожи и служит своеобразным индикатором степени ее «загрязнения». Наибольшее его потемнение обычно наблюдается при кожных заболеваниях: экзема, дерматит и псориаз. Плотность потемнений увеличивается при лечении больных сильнодействующими медикаментозными средствами. Особенно сильное воздействие оказывают антибиотики, кортикостероидные препараты и синтетические средства для наружного применения.

В оценке помутнения дистрофического ободка важная роль принадлежит его локализации, возрасту и полу обследуемого. В частности, у женщин в климактерическом периоде этот симптом может выявляться в зоне яичников и свидетельствовать об эндокринных расстройствах, проявляющихся в виде приливов. Черный дистрофический ободок может быть симптомом псориаза или туберкулеза легких (Димков П., 1958; Jensen, 1984).

Дистрофический ободок может иметь различную ширину й форму. Описаны, в частности, формы и в виде незначительной его ветвистости, которая, по мнению специалистов, появляется при ликвидации острого периода заболевания, но еще сохранившихся в организме причин, вызвавших его.

По данным Ferraridiz (1978), незначительная ветвистость дистрофического ободка может соединяться с токсической лучистостью и формировать плотную ткань. Их наличие признак выраженного токсико-наследственного генеза. Незначительная ветвистость в проекционных зонах головного мозга – симптом застойных и дистрофических изменений в церебральных отделах. Клинически они проявляются понижением умственной работоспособности, вялостью, сонливостью, быстрой утомляемостью, частыми головными болями, головокружениями.

Дистрофический ободок может расширяться, покрываться белыми вкраплениями и приближаться от периферии к зрачку. Происходит как бы смывание рисунка радужки. Из зоны кишечника навстречу дистрофическому ободку развивается другой темный ободок.

«Некоторые утверждают, – пишут Е. С. Вельховер и соавт., – что сближение этих двух токсических колец является крайне неблагоприятным прогностическим признаком для больного и предвещает летальный исход. Мы не разделяем этих взглядов и считаем, что предсказать наступление смерти по дистрофическому ободку или каким-либо другим знакам радужки невозможно»

Состояние всей лимфатической системы организма позволяет оценить изменения в ее проекционной зоне на радужке. По топографической схеме Jensen она представляет узкое кольцо, расположенное несколько внутри от кольца кожи. Повышенный интерес к таким оценкам вполне объясним. Ведь лимфатическая система выполняет самые разнообразные и очень важные функции.

Часть из них известна давно, другие определились в последние годы. Среди первых – транспортная, кроветворная, обезвреживающая, вторых – доставка гормонов к зонам их непосредственного воздействия.

При наличии каких-либо изменений в лимфатической системе в зоне ее проекции на радужке появляются белые пятна как признак запущенности заболевания. Одно из первых их названий – «тифозные четки» – объясняется тем, что впервые они обнаружены у перенесших тиф. Однако теперь установлено, что причины их появления достаточно разнообразны: от наличия в организме мышьяка до увлечения мучными и сладкими блюдами.

Обычно у здоровых людей с хорошо функционирующей лимфатической системой эта зона равномерно окрашена и чиста. Только при возникновении дисфункции системы, связанной с разнообразными заболеваниями, обнаруживаются изменения, известные под названием «лимфатический розарий». Установлено, что он проявляется на радужке не только при наличии уже развивающегося заболевания, но и в его начальных стадиях, а также при низкой сопротивляемости организма. По данным А. П. Коряка, И. В. Редгиц (1986), лимфатический розарий – признак повышенной склонности к аллергическим проявлениям, в частности, к заболеваниям бронхиальной астмой. Нередко он является симптомом метеопатии, высокой подверженности простудным и острым респираторным заболеваниям.

Достаточно часто он обнаруживается при диатезах, нарушениях обмена веществ, ревматизме, желчнокаменной болезни. Описаны случаи появления розария у детей при плохой переносимости вакцинации. Установлена также связь между появлением лимфатического розария и характером труда, в частности, при тяжелом физическом труде и больших нагрузках, характерных для видов деятельности, связанных с выносливостью. Эти данные коррелируют с открытыми в последние годы учеными фактами снижения иммунной реактивности у спортсменов при достижении ими спортивной формы.

Исследования ученых достаточно убедительны: иммунологические изменения являются причиной заболеваемости спортсменов (Липп М. Д., 1970; Гаевский А. А., 1981). Хотя снижение иммунитета благодаря занятиям физической культурой и спортом, несомненно, у спортсменов наблюдаются все известные спортивной медицине заболевания, а часть их связана именно со спортивной деятельностью (Шубин В. М., Левин М. Я-, 1985). В. А. Левандо, Р. С. Суздальницкий (1983) отмечают возможность возникновения своего рода «условно-профессиональной патологии, преимущественно связанной со спецификой данного вида спорта».

Опубликованные в 80-е годы работы указывают не только на значение иммунологических механизмов в заболеваемости спортсменов, но и на целесообразность использования иммунологических методов контроля за ходом тренировочного процесса и состоянием их здоровья.

Не исключено, что методом такого обследования может быть и иридодиагностика. Ее преимущества по сравнению с известными в иммунологии инвазивными, а также некоторыми биохимическими методами бесспорны. Ведь иридодиагностика позволяет выявить даже незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые часто не улавливаются менее чувствительными методами.

Причиной возникновения лимфатического розария может быть также недостаток аскорбиновой и фолиевой кислоты в организме. Одна из отличительных и очень важных особенностей розария – высокая частота обнаружения при неопластических процессах. По данным Е. С. Вельховера и соавт. (1982), при раке он встречается в 3 раза чаще, чем при других заболеваниях. Проекционная зона системы приобретает вид крупных, сливающихся, черно-серых или желтых облачков и точек. Авторы считают, что грубые грязновато-тусклые четки лимфатического розария у онкологических больных указывают на серьезную «поломку» лимфатической системы и резкое истощение защитных сил организма.

В зависимости от топики поражения лимфатической системы лимфатический розарий на радужке может ограничиваться проекционными зонами отдельных органов или иметь вид замкнутого круга.

Среди токсико-профилактических знаков важное место занимает так называемое кольцо натрия. Оно обнаруживается по периферии радужки и занимает два уровня яруса. На первом уровне – в краевых отделах роговицы и на втором – несколько ниже (сзади) – в краевой зоне радужки.

Название этого знака определяется причинами, обусловливающими его возникновение. Еще до недавнего времени специалисты считали, что кольцо натрия появляется в результате избыточного потребления поваренной соли, питьевой соды, а также лекарств, содержащих производные салициловой кислоты.

Е. С. Вельховер (1973) выдвинул гипотезу, что жировое перерождение – явление не первичное, а вторичное. По его мнению, кольцевая дегенерация в радужке и роговице протекает как единый процесс, связанный с нарушениями натриевого, липидного и других видов обмена в организме, в частности в зоне большого артериального круга радужки. Именно здесь анастомозы передней и длинной задней цилиарной артерии обеспечивают кровоток в радужке и роговице. Кровоснабжение самой роговицы происходит по типу диффузии из эписклеральных ветвей передних цилиарных артерий.

Трудно не согласиться с предположением Е. С. Вельховера о причинах краевого помутнения, которое он видит прежде всего в изменении кислотно-основного состояния в сторону кислой среды. Прогредиентный рост натриевого кольца в возрастной эволюции обнаруживает параллель с нарастанием ацидоза.

Не исключается даже наличия зависимости между двумя этими процессами. Это предположение подтверждается тем, что натрий животного и растительного происхождения, обладая щелочными свойствами, способен оказывать сильное нейтрализующее воздействие на цидотическую среду. Поэтому отклонение его по ходу сосудов большого артериального круга радужки автор расценивает как «массированную нейтрализацию кислоты в области радужки, и следовательно, как частный признак значительного ацидоза». Натрий же поваренной соли в такого рода нейтрализации не участвует. Именно это ставит под сомнение установившееся мнение иридологов, считающих причиной образования натриевого кольца чрезмерное употребление соли. На самом же деле роль поваренной соли иная: она обусловливает склерозирование всех сосудов и создает условия для развития кольца натрия с участием фосфата и сульфата натрия, содержащихся в растительной и животной пище.

Диагностическая ценность кольца натрия поэтому заключается в очень раннем выявлении процессов склерозирования стенок артерий и вен, облитерации сосудов, недостаточности кровотока. Оно нередко обнаруживается при полиартритах, подагре, некоторых кожных заболеваниях и флебитах, ревматизме.

Может ли обнаруженное кольцо натрия быть симптомом злокачественных новообразований? Несмотря на очень высокий процент его выявления у этих больных, оценку этого симптома следует делать с большими допущениями, так как фактор возраста имеет при этом не менее значительную роль (Вельховер Е. С. и др., 1982).




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".